Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развития




Силовые и скоростно-силовые способности и методика их

Лекция 2

2.1 Силовые способности: определение понятия; виды; критерии и методы оценки уровня развития; факторы, определяющие развитие; задачи развития

2.2 Возрастно-половые и индивидуальные особенности развития силовых способностей в школьном возрасте

2.3 Средства и методы развития силовых и скоростно силовых способностей

2.4 Методики развития силовых способностей

2.1 Силовые способности: определение понятия; виды; критерии и методы оценки уровня развития; факторы, определяющие

развитие; задачи развития

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Под силовыми способностями понимают комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которого лежит понятие «сила»

Различают следующие виды силовых способностей и их соединение с другими двигательными способностями:

- собственно силовые;

- скоростно-силовые;

- силовая выносливость.

Собственно-силовые способности проявляются при:

- мышечных напряжениях изометрического типа (без изменения длины мышц) – статическая сила (активная статическая сила, пассивная статическая сила);

- относительно медленных сокращениях мышц, которые преодолевают околопредельные, предельные, а иногда и сверхпредельные отягощения (при поднимании и переноске предметов, вес которых близок к посильным возможностям занимающегося, при приседаниях со штангой достаточно большого веса и т.п.) – медленная сила.

Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и стремительность движений (прыжки в длину и высоту с места и разбега, метание снарядов и т.п.).

При этом чем значительнее внешнее отягощение преодолеваемое человеком (например, при толкании ядра или выполнения рывка гири достаточно большого веса), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании малого мяча) возрастает значимость скоростного компонента.

К числу скоростно-силовых способностей относится такое их проявление как взрывная силаспособность по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях и т.д.).

Как разновидность скоростно-силовых усилий выделяют еще амортизационную силуспособность как можно быстрее закончить движение при его осуществлении с максимальной скоростью (например, остановку после ускорении).

Силовая выносливость, как вид силовых способностей, проявляется в возможности человека противостоять утомлению при осуществлении относительно продолжительных двигательных действий, требующих значительных мышечных напряжений. В зависимости от режима работы мышц говорят о статической и динамической силовой выносливости. Примером первой может быть длительное удержание гантелей на вытянутых руках и сохранение равновесия в положении «ласточка». В качестве примера второй может служить отжимание в упоре лежа, приседание со штангой, вес которой равен 20-50% от максимальных силовых возможностей ученика и др.

Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов Ю.В. Верхошанский дополнительно выделяют следующие виды соединения силовых способностей с другими двигательными способностями:

Быстрая сила (разновидность скоростно – силовых способностей), характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.

Стартовая сила (компонент взрывной силы) это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения (Ю.В. Верхошанский)

Ускоряющая сила (компонент взрывной силы ) способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения (Ю.В. Верхошанский).

Силовая ловкость (к циклической работе и к ациклической работе)способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц (Ж.К. Холодов). Проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации (регби, борьба, хоккей).

В теории и практике физического воспитания и спортивной тренировки распространены еще два показателя, характеризующих силу индивида: абсолютный и относительный. Под абсолютной силой понимают максимальный вес внешнего отягощения, который может преодолеть человек независимо от массы своего тела, а под относительной тот же вес, но в расчете на 1 кг массы собственного тела. Например, двое 16-летних юношей А (массы тела 70 кг) и Б (массы тела 45 кг) присели со штангой весом соответственно в 70 и 50 кг. Из этого примера ясно, что абсолютные показатели силы мышц сгибателей бедра выше у юноши А на 20 кг, а относительные – у юноши Б – 1,11).

Человек может проявлять силу при следующих режимах работы мышц:

- статический, изометрический режим (без изменения длинны мышцы);

- преодолевающий, миометрический режим (при уменьшении длинны мышцы);

- уступающий, полиометрический режим (при удлинении мышцы);

- смешанный, ауксотонический режим (при уменьшении и удлинении мышцы).

Критерии и методы (двигательные тесты) оценки силовых способностей. Количественно силовые возможности можно оценить двумя способами. Первый способ, известный еще в 18 в, основан на использовании измерительных устройств – динамометров. В практике физического воспитания наибольшее распространение имеют кистевой и становой динамометры. С их помощью можно довольно точно количественно оценить проявленную человеком силу в тот или иной момент мышечного напряжения (в кг, ньютонах и др. физических величинах). Используя современные динамометры и динамометрические стенды, измеряют силу практически всех мышечных групп в стандартных заданиях (сгибаниях и разгибаниях сегментов тела), а также в статических и динамических условиях. На основании аппаратурных измерений силы учитывают также:

а) импульс силы – интегральную характеристику механической силы, которую проявляет индивид за все время осуществления двигательного действия (например, в прыжке в длину с места или при ударе ногой по мячу и т.п.);

б) градиент силы – измерение времени достижения максимальной силы.

Оценка данных показателей силовых способностей с помощью аппаратуры начинает находить все более широкое применение в практике физического воспитания и позволяет специалисту располагать более детальными и точными количественными критериями силовых возможностей человека.

Второй способ оценки силовых способностей осуществляется с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу. При этом различают два вида контроля за силовыми способностями: прямой и косвенной. При прямом максимальная сила определяется по наибольшему весу, который может преодолеть человек в технически сравнительно простом движении (например, жиме штанги лежа, приседании со штангой и т.п.), то есть в таких контрольных упражнениях, результат выполнения которых в очень малой степени зависит от уровня технического мастерства.

Косвенный вид оценки силовых способностей основан на использовании таких контрольных испытаний, как прыжок в длину или высоту с места, метание набивных мячей, подтягивание, отжимание и др. В этом случае измеряются показатели скоростно-силовых способностей и силовой выносливости. Критериями их оценки служат дальность бросков, метаний или прыжков, число подтягиваний, отжиманий и т.п. При этом, например, дальность метания снаряда весом 60-100% от максимально возможного для конкретного человека, характеризует его силовые способности, а дальность метания снаряда до 25% - скоростные.

Если измеряют силу отдельных групп мышц, то говорят о локальных показателях, а когда оценивают силу, относящуюся ко всему мышечному аппарату, то под этим подразумевают тотальные показатели силовых возможностей.

Для контроля за силовыми способностями в условиях школы могут использоваться следующие способы и двигательные тесты:

- кистевая и становая динамометрия;

- подтягивание на высокой перекладине (мальчики и юноши);

- подтягивание на низкой перекладине (девочки и девушки);

- вис на согнутых руках (мальчики и юноши, девочки и девушки);

- сгибание – разгибание рук в упоре лежа (мальчики и юноши, девочки и девушки);

- поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин (девочки и девушки);

- прыжок в длину с места (мальчики и юноши, девочки и девушки);

- бросок набивного мяча массой 1 кг из-за головы из положения сед ноги врозь (мальчики и юноши, девочки и девушки);

Эти тесты надежны и стандартны в проведении, их можно использовать на протяжении всего школьного онтогенеза. По большинству из этих контрольных испытаний проведены обширные исследования, составлены нормативы и разработаны уровни (высокий, средний, низкий) характеризующие силовые возможности.

Факторы, определяющие развитие силовых способностей. Количественные (уровень) и качественные показатели силовых способностей зависят от разных факторов. Среди них выделяют:

- собственно мышечные;

- центрально-нервные;

- личностно-психические факторы.

К собственно мышечным факторам относят:

1 Сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых, относительно быстро сокращающихся, и красных, относительно медленно сокращающихся мышечных волокон;

2 Активность ферментов мышечного сокращения, мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы;

3 Физиологический поперечник и массу мышц;

4 Качество межмышечной координации.

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.

Личностно-психические факторы включают в себя мотивационные и волевые компоненты воли, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

Кроме данных основных факторов, свое влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (прочность звеньев, опорно-двигательного аппарата, величины перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.), факторы, а также различные условия внешней среды.

Вклад этих факторов, естественно, в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, виды силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей.

Выделяют также фактор наследственности - фактор генотипа. Результаты генетических исследований позволяют утверждать, что уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия и др.) особенно в младшем школьном возрасте. В то же время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа. Скоростно-силовые способности примерно в равной мере зависят от наследственных, так и от средовых факторов. Правда, несколько большее значение первых выявлено при прыжках, а вторых – при метаниях, особенно тяжелых снарядов. Статическая силовая выносливость определяется в большей мере генетическими условиями, а динамическая силовая выносливость зависит от взаимных (примерно равных) влияний генотипа и среды.

Задачи развития силовых способностей:

1 Общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата ребенка путем использования избирательных силовых упражнений;

2 Разностороннее развитие силовых способностей (собственно силовых, скоростно-силовых, силовой выносливости) в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков);

3 Создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки (Л.П. Матвеев и др).

При решении первой задачи особое значение имеют объем и содержание используемых силовых упражнений. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных групп мышц. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществления двигательной активности.

Вторая задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов. Хотя современные условия жизнедеятельности предъявляют все меньшие требования к проявлению силовых способностей, особенно предельных, в жизни еще не мало ситуаций, когда об их нехватке приходится сожалеть, а успехи во многих видах спортивной и трудовой деятельности напрямую связаны с развитием собственно силовых, скоростно-силовых способностей или силовой выносливости.

Наконец, решение третьей задачи силовой подготовки позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы, с учетом двигательной одаренности, вида спорта или выбранной профессии. Например, юноши, пожелавшие специализироваться в тяжелой атлетике и т.п. стремятся достичь максимальной степени развития собственно силовых способностей. Для избравших своей спортивной специализацией легкоатлетические прыжки или метание, спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол) первостепенное значение приобретают скоростно-силовые способности.

Развитие силовых способностей осуществляется в единстве и взаимосвязи с развитием других – кондиционных и координационных способностей, обучением двигательным действиям и их совершенствованием, воспитанием личности. При решении этих задач учитель должен принять во внимание особенности возрастного, полового и индивидуального развития ребенка, необходимость акцентированного воздействия на различные стороны и виды силовых способностей в соответствии с особенностями периодов их возрастного развития.

В 1-5 классах основное внимание рекомендуется направлять на гармоническое формирование мышечной системы, обеспечить правильную осанку и телосложение; в 5-9 классах усиливается акцент на развитие скоростно-силовых способностей, а в 10-11 классах на развитие собственно-силовых способностей и силовой выносливости.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.