Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование мотивации в отечественной психологии




Трудности в изучении мотивации и мотивов человека.

Отечественные теории мотивации.

Лекция №3.

План:

1. Трудности в изучении мотивации и мотивов человека.

2. Исследование мотивации в отечественной психологии.

3. Практическое изучение мотивов в трудовой деятельности.

 

Современные ученые сталкиваются со многими трудностями при изучении мотивации. Очень часто возникают проблемы с разноречивыми толкованиями терминов мотивации. Разные авторы мотивацию называют то потребностями, то мотивами, то относят ее к личностным особенностям и эмоциональным состояниям, то считают ее прогнозом, ожиданием или оценкой со стороны других людей. Точно также понятие мотив объясняется самыми разными характеристиками: то это представления и идеи, то побуждение и склонности, то желания и привычки и даже морально-политические установки. Поэтому Леонтьев считал, что работы по мотивации не поддаются систематизации. Даже в зарубежной психологии имеются около 50 теорий мотивации. Поэтому отечественные психологи попытались систематизировать все эти представления о мотиве и мотивации.

 

Для этого ученый Иванников, предлагает сузить понятие мотива и мотивации. Мотив - это устойчивое образование мотивационной сферы в виде определенных потребностей. Для обозначения конкретного ситуативного образования, которое активизирует деятельность, он предлагает термин – побуждение. А для обозначения всех других реальностей он предлагает ввести новые понятия.

В отечественной психологии основным методологическим принципом при изучении мотивов, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Этот принцип реализует в своих работах Мясищев, Рубинштейн, Божович, Леонтьев. Они изучали проблемы: направленности личности и динамики поведения, способы ориентировки человека в деятельности, систему отношений человека, соотношение смысла и значения, интеграцию побуждений и их смысловой контекст.

Отечественная психология мотивацию рассматривает как сложный много уровневый регулятор жизнедеятельности человека, его поведения и любой деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно волевой уровень.

Мотивационная система человека включает в себя:

· автоматически осуществляемые установки

· текущие актуальные стремления

· область идеального, которая в данный момент не является активно действующей, но создает смысловую структуру для дальнейшего развития личности

Мотивацию определяют как …

A. Многоуровневую систему побудителей, которая включает в себя мотивы, потребности, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д.

B. Мотивация - это как полемотивированная деятельность, поведение – то есть много мотивов.

C. Существует всегда определенный доминирующий мотив в структуре других мотивов.

Наиболее полным является определение мотива, которое предложила ученый Л. И. Божович: «Мотив – это предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания – все то, в чем нашла воплощение потребность. Мотивация – это сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, которые определяют возникновение, направления, а также способы осуществления конкретных форм деятельности».

С. Л. Рубинштейн соотносит понятие мотива с переживанием потребности и ее удовлетворением.

А. Н. Леонтьев термином «Мотив» объясняет «то объективное, в чем потребность конкретизируется в данных условиях, на что направляется деятельность, как на побуждающее эту потребность». Леонтьев понимает мотив как определенную потребность и связывает с деятельностью.

Л. С. Выготский ввел понятие «мотивационная сфера», которое включает в себя: 1 - аффективную сферу личности, 2 - волевую сферу личности, 3 - переживание удовлетворения потребности.

С точки зрения общей психологии по Выготскому мотивация представляют собой сложное объединение, «сплав движущих сил поведения», интересов, влечений, целей, идеалов которые определяют его деятельность.

Мотивационная сфера понимается как стержень личности. К этому стержню подтягиваются все свойства личности, такие как направленность, установки, эмоции, социальные ожидания, притязания и другие социально психологические характеристики.

Понятие мотивационной сферы – это самое широкое понятие, включающее в себя понятие мотивация и мотив. Несмотря на разнообразие подходов, выделяется общее направление о том, что существует мотивационная система – это система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.

Изучая мотивационную систему, ученые пытаются определить ее структуру. Структура – это относительно устойчивое единство элементов их отношений и целостности объекта. Асеев выделяет в структуре мотивации следующее: 1- единство процессуальных и дискретных характеристик, 2 - двухмодальность структуры (положительные и отрицательные характеристики).

Структура мотивационной сферы является не застывшей, а развивается в процессе жизнедеятельности человека. Психолог Додонов выделяет в структуре следующие структурные компоненты:

1) удовольствие от самой деятельности., он его назвал гедонической составляющей мотивации.

2) значимость для личности непосредственного результата деятельности.

3) мотивирующая сила вознаграждения за деятельность.

4) принуждающие давления на личность.

1,2,3 – целевые составляющие мотивации. Теория Додонова успешно применяется к изучению деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 8869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.