Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Теория потребительского поведения

План.

1. Основы системы физического воспитания.

2. Цель и задачи физического воспитания.

3. Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания.

Содержание лекции.

*1. «Система» – нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, предназначенных для выполнения конкретных функций и решения тех или иных задач.

Система физического воспитания – это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

1. Мировоззренческие основы. Мировоззрение – совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности. В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку к профессиональной деятельности.

2. Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижение многих наук. Её теоретико-методической основой служат научные положения таких наук, как естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.).

3. Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат науч­но обоснованные задачи и средства физического воспитания, ком­плексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.

Программно-нормативные основы системы физического вос­питания конкретизируются в зависимости от возраста, пола, уровня подготовленности, состояния здо­ровья и условия основной деятельности участников физкуль­турного движения (учеба, работа на производстве, служба в ар­мии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном.

Общеподготовительное - это физическое воспитание в системе общего обязательного об­разования. Оно обеспечивает: базовый минимум всесторонней физической подготовленности; необходимых в жизни двигательных умений и навыков; доступный каждому уро­вень разностороннего развития физических способностей. Специ­ализированное направление (спортивная тренировка, производ­ственно-прикладная и военно-прикладная физическая подготов­ка) предусматривает углубленное совершенствование в избран­ном виде двигательной деятельности на базе широкой общей под­готовки с возможно высоким (в зависимости от индивидуальных способностей) уровнем достижений.

В программно-нормативных основах находят конкретное воп­лощение основные принципы физического воспитания (прин­ципы всемерного содействия всестороннему гармоническому развитию личности, прикладной и оздоровительной направлен­ности).

4. Организационные основы. Организационную структуру систе­мы физического воспитания составляют государственные и обще­ственно-самодеятельные формы организации, руководства и уп­равления.

По государственной линии предусматриваются систематичес­кие обязательные занятия физическими упражнениями в дошколь­ных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, сред­них специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государ­ственным программам, в отведенное для этого часы в соответ­ствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров).

Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечива­ют Комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной Думы по туризму и спорту, городские комитеты по физической культуре и спорту, а также соответствующие отделы Министерства образования РФ.

По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в фи­зическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-са­модеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятии. Продолжительность занятии зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и ре­ального наличия свободного времени.

Организация физического воспитания на общественно-самодеятельных началах предусматривает массовое вовлечение в занятия физической культурой через систему добровольных спортивных обществ: «Спартак», «Локомотив», «Динамо», «Тру­довые резервы» и др.

*2. Цель - конечный итог деятельности, к которо­му стремится человек или общество.

Цель физического воспитания - оптимизация физичес­кого развития человека, всестороннего совершенствования физических качеств и способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обес­печить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности (Л.П.Мат­веев, 1989).

Цель физического воспитания – формирование физически совершенных людей, обладающих духовным богатством, моральной чистотой и способных к долголетнему творческому труду и защите Родины (Б.А. Ашмарин и др., 1990)..

Для решения цели в физиче­ском воспитании, решается комплекс специ­фических и общепедагогических задач.

К специфическим задачам физического воспитания относятся две группы задач:

1) задачи по оптимизации физического развития человека:

— оптимальное развитие физических качеств, присущих чело­веку;

— укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание орга­низма;

— совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;

— многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспо­собности.

2) образовательные задачи.

— формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;

— формирование спортивных двигательных умений и навы­ков.

— приобретение базовых знаний научно-практического харак­тера.

К общепедагогическим относят задачи по формированию лич­ности человека. Эти задачи выдвигаются обществом перед всей системой воспитания как особо значимые. Физическое воспи­тание должно содействовать развитию нравственных качеств, по­ведению в духе требований общества, развитию интеллекта и психомоторной функции.

Высоконравственное поведение спортсмена, воспитанного тре­нером и коллективом, а также выработанные в процессе занятий физическими упражнениями трудолюбие, настойчивость, смелость и другие волевые качества непосредственно переносятся в жизнь, в производственную, военную и бытовую обстановку.

Общепедагогические задачи физического воспитания уточня­ются в соответствии со спецификой избранного направления фи­зического воспитания, возраста и пола занимающихся.

По Б.А.Ашмарину (1990). Задачи системы физического воспитания выражают конкретные, соответствующие условиям функционирования систе­мы задания, выполнение которых приближает к цели. Задачи системы физическо­го воспитания составляют три группы: оздоровительные, воспита­тельные и образовательные задачи.

Оздоровительные задачи направлены на согласование и сораз­мерное развитие всех форм и функций организма человека, содей­ствующие укреплению здоровья и совершенствованию физиче­ских качеств. Основным результатом решения оздоровительных за­дач должно быть улучшение физического состояния человека, его физического развития.

На физическое развитие человека оказывают влияние три группы факторов: биологические, климатогеографические и со­циальные.

Группу биологических факторов составляют на­следственные факторы. (Например, по длине тела родителей мож­но с долей вероятности судить о возможной длине тела их детей.) В результате действия этих факторов физическое развитие под­чиняется естественным законам, постепенной и возрастной сме­няемости периодов развития.

Группа климатогеографических факторов включает факторы, которые обусловлены климатическими и метеорологическими условиями, характерными для тех или иных географических зон страны, например: короткий световой день и сильные морозы на севере страны, высокая температура воздуха и низкая влажность в некоторых отдаленных районах Средней Азии.

К группе социальных факторов относятся условия материальной жизни, трудовой и учебной деятельности, содержа­ние воспитания, включая физическое, и т. п. Действие всех со­циальных факторов полностью подчинено общественно-экономи­ческому развитию страны. В свою очередь социальные факторы оказывают существенное влияние на действия биологических и климатогеографических факторов.

Например: улучшение матери­альных условий жизни — на ускорение прироста длины тела, веса, окружности грудной клетки и пр.; специально подобранные физи­ческие упражнения — на ликвидацию отставания в развитии бы­строты, силы движений, вызванного неблагоприятными климати­ческими условиями. Следовательно, хотя физическое развитие может протекать и без физического воспитания, однако только с помощью рационально организованных занятий физическими упражнениями, с учетом, разумеется, биологических закономерно­стей развития организма можно достичь согласованного и сораз­мерного развития всех форм и функций человеческого ор­ганизма.

Оценка физического развития производится путем измерения размеров тела (длины и массы тела, окружности грудной клетки, длины туловища и конечностей и пр.), оценки внешних признаков телосложения (формы грудной клетки, ног, осанки, рельефа мус­кулатуры, жироотложения, эластичности кожи и пр.), степени полового созревания по внешним признакам, а также путем изме­рения некоторых функциональных показателей, как, например, жизненной емкости легких, силы отдельных мышечных групп, уровня проявления быстроты, выносливости и подвижности в су­ставах.

Используя показатели физического развития, следует иметь в виду, что их высокий уровень создает лишь предпосылки для хорошего здоровья, высокой работоспособности или высоких спортивных результатов. Можно, например, обладать высоким ростом, хорошей осанкой и не иметь достаточной сопротивляемо­сти к простудным заболеваниям или обладать большой мышечной силой и не уметь выполнять лазанье по канату в три приема. Поэтому при оценке физического развития используется комплекс различных показателей и обязательно в сопоставлении с показа­телями здоровья, работоспособности и уровнем умений выполнять те или иные действия.

Т.о. фи­зическое развитие расценивается как одна из функций физическо­го воспитания, по которой судят об эффективности занятий физи­ческими упражнениями.

Воспитательные задачи нацелены на всестороннее и гармони­ческое развитие личности человека в единстве его духовных и физических сил. Физическое воспитание, как целостный педа­гогический процесс, способно своими специфическими средства­ми решать общие задачи воспитания.

Образовательные задачи направлены на формирование опре­деленных систем двигательных умений и навыков, на вооружение специальными знаниями в этой области, в результате чего чело­век приобретает тот или иной уровень физического образования.

Специальные знания те, которые отражают закономерности физического воспитания. Общее физическое обра­зование приобретается, к примеру, учениками общеобразовательных школ. Специализированное физическое образование приобретается в процессе спортивной подготовки. Физкультурное образование то, которое определяет меру профессиональной педа­гогической подготовки и может быть средним или высшим (удостоверяется соответствующим дипломом). Физическое образо­вание предусматривает не только накопление человеком знаний и двигательных умений, но и формирование умений пользоваться ими в жизни (включая умения передавать свои знания и опыт другим) и самостоятельно овладевать физическими упражне­ниями.

Впервые тер­мин «физическое образование» получил научное обоснование в трудах П. Ф. Лесгафта,

Все три группы задач системы физического воспи­тания должны решаться комплексно на каждом занятии физиче­скими упражнениями. Реальные педагогические обстоятельства могут временно усиливать необходимость решения тех или иных задач.

 

*3. «Принципы» в педагогике - наиболее важ­ные, наиболее существенные положения, которые отражают за­кономерности воспитания. Они направляют деятельность педаго­га и занимающегося к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени.

Общие принципы системы физического воспитания:

1) принцип содействия всесто­роннему и гармоническому развитию личности;

2) принцип связи физического воспитания с практикой (прикладности);

3) принцип оздоровительной направленности.

Общие, т.к. их действие распространя­ется на всех работников в сфере физической культуры и спорта, на все звенья системы физического воспитания (дошкольные учрежде­ния, школа, средние специальные и высшие учебные заведения и т.п.), на государственные и общественные формы организации (мае-совая физическая культура и спорт высших достижений и т.д.).

В общих принципах заложено требование общества, государства, как к самому процессу физического воспитания, так и к его результату (каким должен стать человек, занимающийся физи­ческой культурой).

Принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию личности. Данный принцип раскрывается в двух основных положениях.

1. Обеспечить единство всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспита­ния и смежных формах использования физической культуры необ­ходим комплексный подход в решении задач нравственного, эсте­тического, физического, умственного и трудового воспитания.

2. Комплексное использование различных факторов физичес­кой культуры для полного общего развития свойственных челове­ку жизненно важных физических качеств и основанных на них двигательных способностей наряду сформированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физическо­го воспитания необходимо обеспечивать единство общей и спе­циальной физической подготовки.

Принцип связи физического воспитания с практикой жизни (принцип прикладности). Этот принцип отражает целевое назначение физической культуры: готовить человека к трудовой, а также в силу необходимости к военной деятельности. Принцип при­кладности конкретизируется в следующих положениях.

1. При решении задач физической подготовки отдавать предпочтение тем средствам (физичес­ким упражнениям), которые формируют жизненно важные двига­тельные умения и навыки непосредственно прикладного характера.

2. В любых формах физкультурной деятельности стремиться к приобретению большего количества двигательных умений и навыков, а также разносторонне развивать физические способности.

3. Постоянно и целенаправленно связывать культурную деятель­ность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

Принцип оздоровительной направленности. Принцип зак­лючается в достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Этот принцип обязывает:

— определяя конкретное содержание средства и метода физи­ческого воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия;

— планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависи­мости от пола, возраста, уровня подготовленности занимающихся;

— обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагоги­ческого контроля в процессе занятий и соревнований;

— широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Основное назначение общих принципов системы физического воспитания сводится к следующему [А.М. Максименко, 1999]:

во-первых, к созданию наиболее благоприятных условий и возможностей для достижения цели и решения задач физического воспитания;

во-вторых, к обозначению общей направленности процесса физического воспитания (всесторонности, прикладности, оздо­ровления);

в-третьих, к определению основных путей, гарантирующих достижение положительных результатов физического воспитания (пути реализации их на практике).

Принципы системы физического воспитания представляют собой органическое единство. Нарушение одного из них отража­ется на осуществлении остальных.

 

 

 

1. Полезность и два подхода к её определению

В рыночной экономике острой проблемой становится реализация продукции (как продать?). Поэтому в микроэкономике особое место принадлежит теории потребительского поведения. Эта теория призвана ответить на вопросы: каким образом покупатель осуществляет свой выбор? чем он руководствуется? Во-первых, покупателю свойственна свобода выбора (выбирает он); во-вторых, теория потребительского поведения исходит из посылки рационального поведения потребителя, т.е. стремления потребителя получить больший эффект от своего выбора при покупке товара. Покупатель приобретает товары и услуги для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Эффект, который возникает от удовлетворения потребностей, называется полезностью. Экономическое понятие полезности нельзя смешивать с физиологическим. Все то, что приносит эффект полезно.

В экономической науке есть два подхода к полезности: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый). Количественный подход заключается в том, что предполагается количественная мера полезности (сколько). Поэтому ввели гипотетическую количественную величину utility - полезность - ютиль (ютил). Может измеряться как общая полезность - TU (total utility), так и предельная - MU (margimal utility). Общая полезность - потребительский эффект, который приносит данное количество товаров (например, общая полезность пяти килограммов яблок). Предельная полезность - потребительский эффект, который приносит последняя единица данного продукта.

По мере насыщения потребности в том или ином товаре предельная полезность снижается (например, мороженого в жаркий день). Закон понижения предельной полезности называется Iым законом Госсена: по мере насыщения полезности в том или ином благе его полезность снижается.

Потребитель осуществляет свой выбор, сопоставляя полезности с ценами. Рациональное поведение потребителя заключается в том, чтобы на каждый затраченный рубль получить возможно больший потребительский эффект. Правило максимизации полезности (условие равновесия потребителя) можно выразить с помощью следующей формулы:

,

где MU1, MU2, MU3, Mun - предельные полезности 1, 2, 3, n-го товаров;

Р1, Р2, Р3, Рn - цены 1,2,3, n-го товаров;

l - предельная полезность денег.

Эта формула выражает IIой закон Госсена: на последнюю единицу денег покупателю безразлично, что покупать.

Например, имеется два продукта - помидоры (х) и огурцы (y), из которых покупатель должен сделать выбор. Их цены соответственно Рх = 3, Рy = 2. Предположим, дана общая полезность каждого товара. Вычислим предельную полезность и отношение ее к цене и заполним таблицу 2.

Таблица 2

Коли-   Товар х     Товар y  
чество tux mux mux/px tuy muy muy/py
             
             
             
             

 

Из таблицы видно, что наивысшая предельная полезность, отнесенная к единице цены, у помидоров. Поэтому сначала покупаем 1 кг помидоров. По той же причине покупаем и 2-ой кг помидоров. А вот при третьей покупке нам безразлично, что покупать - помидоры или огурцы - так как их предельная полезность на 1 рубль одинакова.

 

Кардиналистский подход к определению полезности, представленный в работах У. Джевонса, К. Менгера, Л. Вальраса, ущербен тем, что не имеет возможности дать определенную количественную меру этим ютилям. Оценка полезности для каждого покупателя субъективна.

На рубеже XVIII - XIX вв кардиналистский подход испытал кризис. Ему на смену пришел ординалистский подход (работы Р. Аллена и Дж. Хикса). Суть их теории заключалась в том, что не надо искать количественную меру каждой полезности, а надо изучать предпочтения потребителями одного набора продуктов другому. Такой подход открыл широкое пространство для математического моделирования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практическое изучение мотивов в трудовой деятельности | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.