Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности административно-правовых отношений (АПО)

Административно-правовое отношение — это урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение.

Стороны в этом отношении выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

В отличие от других видов правоотношений административно-правовые отношения выделяются несколькими моментами:

Ø сферой возникновения;

Ø императивностью административно-правового регулирования;

Ø юридической базой административно-правовых норм.

 

Особенности административно-правовых отношений заключаются в следующем.

 

Во-первых, административно-правовые отношения являются властеотношением, т. е. отношениями, построенными на началах власть — подчинение. Однако не следует считать, что эти отношения построены исключительно на государственном принуждении. Принуждение является доминирующим, но не исключительным признаком, основанным на приоритете государственно-управленческой деятельности.

Административно-правовые отношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие и появление второй стороны не является обязательным условием их возникновения. Эта особенность определяется тем, что в данных отношениях обязательно участвуют властные субъекты.

Административно-правовые нормы предписывают данному субъекту совершать такие действия, которые повлекут за собой возникновение административно-правовых отношений. В этом случае административно-правовые нормы фактически формируют меру обязательного поведения для другой стороны и представляют исполнительную власть.

 

Во-вторых, между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Гражданин может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес действий исполнительного органа. Однако его несогласие не может препятствовать возникновению административно-правовых отношений, хотя и влечет возникновение конкретного административно-правового спора. Такого рода споры разрешаются в административном, т. е. во внесудебном, порядке. Эти споры не выходят за рамки сферы государственного управления и являются атрибутом государственно-управленческой деятельности. Гражданин оспаривает решение другой стороны административно-правового отношения с помощью института обжалования. Нижестоящие звенья системы государственного управления в случае возникновения спора обращаются к вышестоящему органу исполнительной власти. Административный порядок разрешения административно-правовых споров детально регламентирован Кодексом РФ об административных правонарушениях, принятым Государственной Думой 20 декабря 2001 г.

 

Следующей важной чертой административно-правовых отношений является особый порядок ответственности сторон. Она наступает не перед другой стороной правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица). Связано это с тем, что нарушаются публично-правовые интересы в сфере исполнительной власти, которая наделяется полномочиями самостоятельно воздействовать на нарушителей административно-правовых норм. В ограниченных случаях возможна также ответственность одной стороны административно-правовых отношений перед другой.

Как и любые правоотношения, административно-правовые отношения возникают при наличии юридических фактов. Юридическими фактами являются обстоятельства, при которых возникают правоотношения, обусловленные требованиями конкретных административно-правовых норм.

В качестве юридических фактов, порождающих, изменяющих или прекращающих административные правоотношения, выступают действия (бездействие) сторон.

 

Действия делятся на правомерные и неправомерные.

Правомерные действия соответствуют требованиям административно-правовых норм.

Неправомерные действия нарушают требования административно-правовых норм.

Это прежде всего дисциплинарные или административные проступки, а также бездействие.

Основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие адресный характер. Их юридическим последствием является возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

Одной из наиболее распространенных в юридической литературе является классификация административно-правовых отношений в зависимости от характера подчинения:

1) вертикальные правоотношения выражают суть административно-правового регулирования через субординационные связи между субъектом и объектом управления. Такие властеотношения возникают между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них равенства сторон.

На практике вертикальность правоотношений означает, что у одной стороны есть юридически-властные полномочия, которых нет вообще или объем их меньше, чем у другой стороны.

К числу вертикальных отношений причисляются также те, что возникают между несоподчиненными их участниками. Однако в этом случае ни одна из сторон не имеет правомочия издавать юридические акты, обязательные к исполнению другой стороной. Такие связи часто встречаются в системе межотраслевого государственного управления.

 

2) горизонтальные правоотношения -отличаются от вертикальных тем, что участвующие в них стороны фактически и юридически равноправны. Такого рода отношения в сфере государственного управления не имеют широкого распространения.

Административно-правовая теория и практика тем не менее исходит из того, что горизонтальными по своему характеру являются административно-процедурные, административно-процессуальные и административно-договорные отношения.

Административно-процедурные отношения возникают между исполнительными органами или должностными лицами одного уровня по поводу принятия совместных нормативных актов в сфере управления; по согласованию совместных действий; по формированию межведомственных комиссий; для проведения совместных заседаний, коллегий.

Административно-процессуальные отношения возникают между сторонами при рассмотрении административно-правовых споров.

Наконец, отношения административно-договорного характера возникают в результате различного рода соглашений, заключаемых между субъектами исполнительной власти.

 

в зависимости от состава участников АПО:

1) - внутриаппаратные;

2) - внеаппаратные.

в зависимости от целей управления:

1) - регулятивные;

2) - охранительные.

 

Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которая состоит из административной правоспособности и дееспособности.

Административная правоспособность — это признаваемая законом возможность гражданина быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера.

Правоспособность как таковая возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержание административной правоспособности устанавливается и изменяется при помощи норм административного права, которые основываются на положениях, закрепленных в Конституции РФ.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Административная правоспособность может быть лишь временно ограничена для отдельных категорий граждан и в случаях, предусмотренных законом. Например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения. В соответствии с Конституцией РФ право на жизнь, свобода совести, неприкосновенность частной жизни, равно как и другие права и свободы не подлежат ограничению.

 

Административная дееспособность граждан — это способность личными действиями приобретать права и обязанности административно-правового характера, осуществлять их, а также нести личную ответственность за совершенные правонарушения. Дееспособность в полном объеме возникает по достижении 18 лет. Правовые нормы, которые бы ограничивали дееспособность граждан, в административном праве отсутствуют. Субъектами некоторых АПО признаются лица, достигшие 16 лет.

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления закреплены Конституцией РФ. В административно-правовой литературе их подразделяют на две основные группы: статутные и адекватные.

Статутные указывают на положение гражданина в социальной структуре страны. Они не связаны с какими-либо сферами общества и имеют универсальное значение. К этой группе относятся: право на жизнь, на пользование родным языком, запрет на принудительный труд и др.

Адекватные права и обязанности связаны с теми сферами, в которых эти права и обязанности могут реализоваться. К этой группе относятся: личные права и обязанности, социально-экономические, социально-культурные и социально-политические.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика отрасли административного права | Понятие, признаки, состав административного правонарушения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.