Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфические признаки тоталитаризма

Первое: наличие абсолютной власти, полное господство социально-политической системы над человеком, государства над обществом. При этом существует строго иерархическая вертикальная система власти, на вершине которой – фигура вождя, символизирующего собой целостность и незыблемость существующей системы. Не случайно тоталитарное государство графически изображают в виде пирамиды, основанием которой служит народ, а вершиной – вождь, который может называться по-разному: генсек, фюрер, дуче, председатель и т.п.

Второе: существование единой государственной идеологии, как правило, сочетающейся с мощным репрессивным аппаратом, призванным устранять любое проявление инакомыслия. Вообще исследователи единодушно отмечают, что тоталитарные режимы – режимы, прежде всего, идеологические. Если в традиционном деспотическом государстве самоценна политическая власть, и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, и политическая власть завоевывается ими с целью утверждения своей идеологии.

Третье: принципиальная аморальность тоталитаризма, его полное презрение к человеку, готовность принести на алтарь системы миллионы человеческих судеб и жизней.

Тоталитарная культура – это культура, сформировавшаяся в условиях тоталитарного государства и обслуживающая его специфические духовные, в том числе эстетические, потребности. Попробуем определить особенности тоталитарной культуры.

Один из главных определяющих признаков тоталитарной культуры – это ее целостность, всеобщность. Это культура строго нормативная, подчиняющаяся жесткой системе канонов и правил, носящих обязательный, официально освященный, неукоснительный, т. е. по существу государственный характер. Не случайно социалистический реализм в его завершенном варианте многие исследователи называют неоклассицизмом, и это сравнение, несомненно, во многом оправданно.

Тоталитарная культура максимально подчинена идеологии и политике тоталитарного режима, рассматривается в качестве важнейшего средства политико-идеологической пропаганды.

Рассчитанная на массовое сознание, тоталитарная культура – это культура, как правило, унифицированная, усредненная, обезличенная.

В своем завершенном варианте тоталитарная модель культуры советского образца окончательно утвердилась лишь в начале 30-х годов. Ее победу, как известно, ознаменовали собой два события: выход в 1932 году постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» и проведение в 1934 году Первого съезда советских писателей, на котором впервые прозвучала каноническая формулировка социалистического реализма, ставшего отныне единственным и общеобязательным творческим методом литературы и искусства. Очень показателен и сам этот термин, вошедший в обиход с «легкой» руки Сталина, термин, в котором неформально соседствуют два разнородных понятия – идеологическое (социалистический) и эстетическое (реализм). При всей эклектичности этот термин весьма показателен: собственно эстетическое начало отодвинуто в нем на задний план и подчинено идеологическому, красноречиво демонстрируя действительную иерархию идейно-духовных ценностей.

Как нормативно-монистический творческий метод соцреализм закономерно стремился к единому, унифицированному стилю.

С проведением писательского съезда в 1934 году проблема творческого метода была решена, как говорится, «всерьез и надолго». Не случайно в последние два десятилетия сталинского правления съезд писателей не собирался уже больше ни разу.

Но тоталитарная культура и культура тоталитарного общества – понятия далеко не идентичные (второе понятие шире первого). Культура тоталитарного общества никогда не сводилась к простому обслуживанию тоталитарного режима и его антигуманной идеологии, но в своей лучшей, нравственно здоровой и творчески бескомпромиссной части находилась в оппозиции к ним, апеллируя к посттоталитарному будущему своей страны и народа. Таким образом, культура, формирующаяся в недрах тоталитаризма – это культура как бы двух потоков – официальная и оппозиционная. Графически данное положение может быть изображено в виде перевернутого айсберга, верхняя, большая часть которого – это тоталитарная культура, а нижняя, «подводная», меньшая часть – это культура оппозиционно-гуманичстическая.

В основании этой оппозиционно-гуманистической части культуры тоталитарного общества лежат традиционные ценности: утверждение гуманистической природы искусства и признание его суверенности как самостоятельной и специфической сферы жизни человеческого общества, идея об эволюционно-преемственном характере культурно-исторического развития человечества и необходимости свободных и демократических общественных условий для максимально полного самовыявления творческой личности, мысль об уникальной, подвижнической миссии искусства – очищающего, возвышающего, объединяющего человеческие души, укрепляющего подлинно человеческое в человеке.

Данная модель художественно-культурного развития уже с самого начала 20-х годов получает специфически национальную окраску и вбирает в себя общегуманистические христианские тенденции («Мы» Е. Замятина (1920), «Голый год» Б. Пильняка (1921), «Белая гвардия» М. Булгакова (1924) и др.). Модель эта оказалась весьма продуктивной и проявила себя в самых разных системах эстетических «координат» – как реалистических, так и нереалистических (модернистских). В рамках реалистической (но не соцреалистической!) эстетической системы реализуют свою идейно-художественную концепцию мира и человека В.В. Вересаев («В тупике»), К. Федин («Города и годы», «Братья»), М. Булгаков («Мастер и Маргарита»), А. Неверов («Гуси-лебеди») и др. В значительной степени в ориентации на идейно-эстетические принципы модернизма развивается литературное творчество Е. Замятина, Б. Пильняка, И. Эренбурга, И. Бабеля, А. Платонова.

Действительные факты литературной истории красноречиво свидетельствуют о том, что линия литературно сопротивления тоталитаризму не прерывалась и в самые страшные годы сталинских репрессий (поэзия А. Ахматовой и О. Мандельштама, роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»), и в постсталинскую эпоху, включая и годы «застоя» («Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор» А. Солженицына, «По праву памяти» А. Твардовского). И хотя многие из произведений этого ряда так и не смогли пробиться к читателю-современнику, сам факт их незримого присутствия в движении литературного процесса советских десятилетий следует рассматривать как яркое подтверждение того, что в условиях победившего тоталитаризма искусство продолжало сопротивляться политическому насилию и культурной унификации, продолжало борьбу за подлинно гуманистическую, свободную от политико-идеологических оков культуру.

Кладя в основу периодизации истории русской послеоктябрьской литературы ключевое понятие «тоталитарная культура», мы можем довольно отчетливо проследить следующие большие периоды этой истории:

предтоталитарный (1917 – 1934 гг.);

— собственно тоталитарный (1934 – 1956 гг.);

— посттоталитарный (1956 – 1991 гг.);

— современный (1991г. – настоящее время).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: «Общая характеристика русской литературы | Основные особенности литературного процесса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.