Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рабовладельческий строй. Философия и этика в античном периоде

При первобытно-общинном строе

Формирование этических представлений

Отношения между людьми при первобытно-общинном строе, в доклассовом обществе определялись, главным образом, основными экологическими условиями их существования. С одной стороны, сама возможность выживания, развития родов, племен, общин требовала их объединения, коллективных усилий, совместного труда, рационального распределения полученных продуктов земледелия, скотоводства, охоты, ремесел, торговли. Поэтому, принятыми нормами поведения являлись коллективные действия, уважение к правилам поведения, общения в данном сообществе: совместное распоряжение значительной частью общинных земель, орудиями труда; требования справедливости при распределении полученных благ; коллективного принятия важнейших решений; уважение к авторитету вождей, старейшин; забота, воспитание детей; почитание стариков. С другой – ухудшение условий жизни отдельных племен и родов вследствие неурожая, стихийных бедствий, соседних нападений, начинающееся социальное расслоение, приводящее к делению на богатых и бедных означало и появление других правил поведения: почитание власти и страх перед ней, неверие в справедливость, зависть, потерю уважения к старым беспомощным людям, оставление их без какой-либо поддержки и даже уничтожение. Длительное время правила поведения людей в таких сообществах на территориях современных Ближнего Востока, северной Африки, Средиземноморья, Средней Азии, Индии, Китая, Древнего Египта сохранялись в виде обычаев, традиций, мифов, легенд, взглядов, привычек.

В этот период возникает значительное количество государств разного типа государственного и общественного устройства. Наиболее крупными из них являлись государства Древнего Египта, Древнего Китая, Индии, Вавилона, Греции (Афинского государства), Древнего Рима.

Взамен общинного устройства и управления возникают более сложные социально-политические образования власти, получившие в современной исторической литературе наименование надобщинных или протогосударственных. Чаще всего такие первичные государственные образования появлялись в результате слияния, объединения нескольких племен, общин. Являясь новой административно-политической структурой государства приобретали целый ряд новых функций – организационная, военная деятельность, обеспечение градостроительных, ирригационных работ, сооружение религиозно- культовых сооружений, создание условий для появления частной собственности, ее защита, система борьбы с правонарушениями, создание средств государственного принуждения и насилия. В процессе становления государств возникает необходимость создания норм права, обязательных для исполнения гражданами, обеспечивающих разрешение самых разнообразных споров, противоречий, происходит развитие различных отраслей научного знания. В системе наук центральное место занимает одна из древнейших – философия, изучающая основные закономерности общества, природы человеческого сознания. Важнейшей частью философии являлась этика. Проблемами этики занимались самые выдающиеся представители философской науки: Демокрит, Эпикур, Аристотель, Конфуций, Спиноза, Руссо, Кант, Феербах, Чернышевский.

Одним из первых источников этики, а в последствии правовой этики стали религиозные документы. Следует отметить, что на протяжении длительного времени религия являлась источником не только морали, но и права. Так, на основной вопрос этики – как надо жить, чтобы жить нравственно? – был дан целый набор разнообразных ответов. И почти каждый из них – это жизнь, прожитая в соответствии с проповедуемым учением.

Существование такой общественно-экономической формации, как рабовладельческий строй, соответствует периоду развития философии и этики, называемому античность.

Доминирующей идеей античности является учение о добродетелях и добродетельной личности. В этот период возникает представление о моральной личности.

Античная этика строилась на нескольких фундаментальных утверждениях:

· все люди стремятся к счастью;

· счастье есть отсутствие страданий и безмятежное состояние души;

· хорошие, добрые поступки доставляют удовольствие тому, кто их совершает, а дурные – нарушают его душевный покой и приводят к страданию;

· быть счастливым – значит быть нравственным. Все люди стремятся к счастью, т.е. к нравственному образу жизни.

К наиболее ярким представителям философов античности можно отнести Гомера, Гераклита, Пифагора, Платона, Демокрита, Сократа, Аристотеля во взглядах, представлениях философов античности выделяются положения этического порядка. Так, в поэмах Гомера герои борются за отечество, за благо семьи, славу воина. Гераклит (ок. 520-460 гг. до н.э.) утверждал, что причиной конфликтов, раздоров в обществе являются «поверхностные знания людей и их прозябание в чувственно-телесных удовольствиях, алчность, тщеславие[1]».

Демокрит (ок 460г. до н.э.) писал о нравственной ценности государства и роли в нем гражданина. «Интересы государства должно ставить выше всего прочего, и должно заботиться, чтобы оно хорошо управлялось. Моральная личность, по мнению Демокрита, – это примерный гражданин государства. Критерием справедливости в этике, политике, праве, по Демокриту, является связь искусственного с естественным[2]».

Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.) придавал еще большее значение роли морали в жизни общества. Вся деятельность «познающего разума» должна быть направлена на нравственное самоусовершенствование личности. Используя такую форму распространения своих идей как беседы с гражданами, он многими своими поступками демонстрировал моральные качества, которые стремился обосновать. Так, он выступал как член суда против смертного приговора, проявлял личное мужество в военных компаниях, уважительность к согражданам, был демократичен. Сократ придавал особое значение законности. Даже будучи осужденным на смертную казнь, он остался верен закону: отказался от побега из тюрьмы и испил свою чашу яда[3].

Вершиной развития этики античного периода стали труды Аристотеля (384-32 гг. до н.э.), которого считают основателем этики как науки. Термин «этика» содержится в названии всех научных трудов Аристотеля. Он утверждал, что этика, наравне с политикой, – наиболее важные науки. «Всякая деятельность – писал Аристотель – предпринимается ради какой-либо цели. Во врачебном деле – это здоровье; в корабле строении – судно, в стратегии – победа. Есть цели более важные и менее важные. Однако высшее благо – является главной целью. Этика призвана изучать, как достичь этой главной цели»[4].

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема : Понятие, предмет и сущность этики | Капиталистический строй. Новое время
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.