Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Капиталистический строй. Новое время

Феодальный строй

С социально-политической точки зрения этот период характеризуется возникновением огромных государств. Эпоха средневековья требовала другого понимания этики – на место представления морали как совокупности добродетелей пришло понимание ее как системы объективно обусловленных норм поведения человека. В историческом плане формирование этики в данный исторический период определилось значительным возрастанием роли религии, иными словами, средневековая этическая мысль полностью определялась универсально-религиозным сознанием. Бог понимался как создатель, источник и гарант нравственного закона. Поведение людей в основном мотивировалось страхом перед возможным наказанием за дурной поступок и надеждой на воздаяние за праведные деяния. Вопрос об оправдании морали переводился в другую плоскость, а именно: «Бог существует, следовательно, я должен быть нравственным, ибо Он этого требует». Именно религиозные воззрения легли в основу морали. При этом в этике стали доминировать постулаты христианской религии, а сами этические нормы содержались в церковных документах.

Прогрессивный характер, демократизм таких документов заключается в провозглашении защиты угнетенных людей. Евангельский Иисус Христос говорит. Что он принес на землю «не мир, а меч». Нагорная проповедь, где излагается моральная суть христианства, завершается следующим нравственным правилом: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы сними…»[5]

Проповедь в христианской морали принципа любви приводила к признанию права людей на равенство, на достойную, счастливую жизнь. Вместе с тем, христианская религия преувеличивает роль морали, ставя ее выше бытия, реальных условий жизни людей. Этические принципы представления в рамках христианской религии развивались в трудах Августина (Аврелия 354-430 гг.), Фомы Аквинского (1225/6-1274гг.), Н. Макиавелли (1569-1527гг.), Б. Спинозы (1632-1677).

Феодальные производственные отношения, основанные на личной зависимости неравных по сословному признаку людей меняются на капиталистический способ производства, новые отношения, формально равных между собой людей. Торгово-денежные отношения начинают преобладать над всякими другими. Возникает новая система моральных ценностей. В основу буржуазной нравственности положен принцип индивидуализма. Лозунги буржуазного общества о свободе, равенстве, братстве являются внешне притягательными, хотя в основе накопления капитала лежат преступления, обман, насилие.

Характерной особенностью классической буржуазной морали явилось признание этической самоцельности личности, объективности, всеобщности нравственности.

В то же время буржуазная мораль не являлась единой, а разделялась на несколько направлений. Так, Н. Макиавелли, Т. Гоббс исходили из представлений о том, что человеческая природа изначально зла, испорчена. Т. Мор, Ж.-Ж. Руссо утверждали, что человек по своей природе добр. Однако, в целом, представители обоих направлений соглашались в том, что реальный человек является эгоистическим существом. И все же философы считали, что изначально зло можно преодолеть с помощью разума и деятельности.

Основными побудительными мотивами деятельности становятся стремление к обогащению, деловому успеху, наживе, карьерному росту.

Б. Спиноза (1632-1677гг.) – нидерландский философ, основное произведение которого «Этика», рассматривает человека как комплекс естественных влечений и интересов. Некоторые из взглядов философа касались организации правосудия. Так, он утверждал, что количественный состав судей должен формироваться так, «чтобы у частного лица не было возможности их подкупить, судьи должны избираться, но при этом ежегодно некоторая часть судей должна оставлять свой пост (сменяемость судей), решения, вынесенные ими как в гражданских, так и в уголовных делах, действительны, если вынесены в установленном порядке и нелицеприятно»[6].

Французский просветитель Ж.-Ж. Руссо (1712-1778гг.) раскрывает в своих трудах многие проблемы морали: диагностическое понимание истории классового общества, единство прогресса и несчастья, требований материального и политического равенства всех граждан.

В общефилософском плане этические взгляды Руссо носят даже антибуржуазный характер, так как он видит, что частные интересы собственников противоречат всеобщим интересам человека, который для Руссо прежде всего существо эмоциональное. Главное в личности – чувства, совесть. Эгоистические устремления людей приводят к необходимости применения власти.

Наиболее последовательно на вопросы этики ответил философ И. Кант (1724-1804), создавший знаменитую этику долга. Суть ее состоит в том. что единственным мотивом нравственного поступка может быть только долг. Все остальные мотивы – получение удовольствия от содеянного добра, страх перед Божественным наказанием, надежда на загробное воздаяние и т.д. объявляются Кантом несущественными. Моральный закон существует только объективно, независимо от нас, как и звездное небо над нами. Этот объективный закон морали был назван Кантом категорическим императивом (повелением). Нарушение категорического императива рассматривалось Кантом как нарушение фундаментального закона природы.

Известны две формулировки категорического императива:

  • Поступай так, чтобы твое поведение, твой поступок мог стать законом для всех, образцом для подражания [7].

Как это можно понять? Каждый наш поступок расширяет или сужает горизонт нравственности, поскольку оказывает воздействие на окружающих. Например, если кто-либо груб, значит, грубость разрешена, следовательно любой может позволить себе быть грубым. И наоборот, если в мире, пронизанном злобой, агрессивностью, недоверием, один человек совершает милосердный поступок, то «шлейф» этого поступка может протянуться столь далеко, что повлияет на нравы целого поколения…

  • Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и некогда не относился бы к нему только как к средству [8].

Эта формулировка категорического императива была целиком направлена против общества «всеобщего потребления», поскольку главным предметом потребления, товаром, вещью оказался человек. Один человек, используя другого как средство, тем самым потребляет, унижает его до уровня предмета. Более того, он и самого себя точно так же унижает, так как не ценит человеческое в человеке.

Человек постоянно находится в состоянии мучительного выбора между долгом и склонностью. Единственным мотивом нравственного поступка, по Канту, может быть долг, причем как бы «очищенный» от всякой примеси склонностей, удовольствия и выгоды[9].

Кантовскую этику неоднократно подвергали разрушительной критике за формализм, за невозможность применения ее принципов в жизни, наконец, за холод, веющий от слова «Долг». Тем не менее, именно Кант создал этическую систему, где нравственность выступает в виде Закона и Самоцели, не нуждающихся ни в каких дополнительных оправданиях и обоснованиях. Просто человек, поскольку он наделен разумом и волей «… должен быть нравственным…» [10].

Г.В.Ф. Гегель (1770-1831 гг.) рассматривал этику как социально-содержательную деятельность, исторически значимые поступки. Большое внимание в своих работах он уделял исследованию вопросов государства, права, их нравственных основ. Так, он утверждал, что каждый народ имеет то государственное устройство, которое ему наиболее подходит, что государство свободно от моральных обязательств, что государство утверждает себя путем войн, что государство само по себе есть закон, как моральный, так и юридический. В этой части взгляды Гегеля отражали обострение социальной обстановки в Германии, процессы демократизации в которой явились далеко не демократическими. Вместе с тем, сам он, в целом, не поддерживал милитаристских позиций. Заслуга его и в том, что он исследовал с позиций философии и этики многие правовые институты: определил основных субъектов права, правовое положение семьи, гражданское общество, некоторые вопросы отправления правосудия, моральных заповедей для судей, присяжных, полиции, других участников уголовного судопроизводства[11].

Большой вклад в развитие этики, правовой этики принадлежит русским философам и писателям: Н.Г. Чернышевскому, Н.А. Бердяеву, Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому.

Так, Н.Г. Чернышевский (1828-1889 гг.) в своих философских и художественных произведениях, исходя из этической теории разумного эгоизма, полагал, что правильно понятый человеком общенародный интерес, следование в своих поступках этому интересу приведет его к личному благу и счастью.

Философ Н.А. Бердяев (1874-1948гг.) в своих трудах проявлял склонность к самым различным, порой противоречивым взглядам и суждениям. Однако, многие его мысли в области этики заслуживают самого серьезного внимания. Так, примечательны следующие его суждения: «Требования абсолютного нравственного закона, требование абсолютной свободы для человеческого «я»; «Человек должен стать внутренне свободным, достойным свободы и вечной жизни…»; «Россия – самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ – самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю»; «Право потому и имеет такое огромное значение в человеческом общении, что оно является охраной и гарантией минимума человеческой свободы… Свобода и независимость человека требуют того, чтобы в основу государства была положена не только любовь, но так же принуждение и право»[12].

Л.Н. Толстой (1828-1910гг.) – великий русский писатель, философ, в основе его произведений много нравственных идей. Л.Н. Толстой глубоко изучил мировую историю философии, этики. Герои его художественных произведений высказывают взгляды, мысли философского, нравственного содержания. Так, именно Л.Н. Толстой говорил: «Не может быть благоустройства в обществе, разделенном на богатых - властвующих и бедных – повинующихся»; «улучшить устройство общественной жизни может только нравственное совершенствование людей»; «истинная жизнь происходит не там, где совершаются большие внешние изменения, где передвигаются, сталкиваются, дерутся, убивают друг друга, а она происходит только там, где совершаются чуть-чуточные, незаметные изменения в сознании людей»[13].

Ф.М. Достоевский (1821-1882гг.) – великий русский писатель, произведения которого пронизаны философскими, этическими и правовыми воззрениями. Центральные этические идеи состоят в гуманистических идеалах братства людей, необходимости совершенства и счастья каждого человека, духовно-нравственных поисках личности. Герои Достоевского страдают от неравенства между сильными, обладающими богатством и властью, и слабыми, угнетенными, бедными людьми, считают такой порядок жизни вечным, не меняющимся на всем протяжении истории человечества. Герои большинства произведений Достоевского протестуют против основ классового общества, государства, его законов. В его произведениях «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Униженные и оскорбленные», «Записки из мертвого дома» - раскрываются типы юристов-следователей, полицейских, судей, тюремных надзирателей, их профессиональные и нравственные стороны, правовые, тактические, психологические приемы, к которым они прибегают при осуществлении своей профессиональной деятельности. Ф. Достоевский очень ярко показывает, что пренебрежение человеком нравственных норм приводит не только к совершению преступлений, но и к полнейшему нравственному разложению личности и всего общества. Социальное неравенство и угнетение, эгоизм, нравственная распущенность, вседозволенность, по мнению писателя – являются подлинными причинами многих преступлений[14].

Итак, как видно из краткого исторического очерка по развитию этики, который был нами предпринят, предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании «нового человека» - бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т.д.

В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, моральных ценностях общественной жизни. Так, можно выделить следующие определения этики, которые содержатся в современных словарях: 1) этика – наука о сущности, происхождении и развитии морали; совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной общественной среде или профессиональной группе[15]; 2) этика- учение об основных принципах нравственности и нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле[16]; 3) этика- философское учение о нравственности, о правилах поведения человека; нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какого-нибудь общества, какой-нибудь общественной группы или профессии[17]; 4) этика – одна из форм идеологии – учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии[18].

В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику – учение о том, как должен поступать человек, какими нормами и принципами обязан руководствоваться.

В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику.

Этика как наука не только изучает, обобщает систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

 


[1] Этика: Учебник. –М.. 1998. С. 237.

[2] См.: История политических и правовых учений / Ред. В.С. Нерсесянц. –М., 1996.

[3] См.: Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению: учеб. пособие. –М., 1998. С. 48.

[4] Аристотель. Сочинения: В 4т. –М., 1983. Т.1. С.156.

[5] Евангелие от Матфея, 6:12.

[6] Спиноза Б. Об усовершенствовании разума. –М., 1998. С.564-567.

[7] Кант И. Лекции по этике. –М., 2005. С.250.

[8] См.: там же. С.256.

[9] О Канте см.: Соловьев Э.Ю. И. Кант: знание, вера, нравственность// Наука и нравственность. –М., 1971.; Его же. Прошлое толкует нас. –М., 1991.

[10] Кант И. Лекции по этике. –М., 2005. С.274.

[11] Гегель. Философия права. Соч. Т.VII.-М., 1934. С.161-163.

[12] Бердяев Н. Судьба России: Репринтное воспроизведение издания 1918г. –М., 1990. С.4-5; 12; 25.

[13] Толстой Л.Н. Круг чтения.

[14] Философский словарь. –М., 1980. С.103-105; Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. -М., 1978.

[15] Краткий словарь иностранных слов. –М., 1988. С.625.

[16] Малый энциклопедический словарь (Ф.А. Брокгауэ-И.А. Ефрон). –М., 1994. Т.4 Столб. 2166.

[17] Толковый словарь русского языка. / Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. –М., 1940. Т.4. Столб. 1436.

[18] Ожегов С. М. Словарь русского языка. –М., 1984. С.791.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рабовладельческий строй. Философия и этика в античном периоде | Управление образовательными инновациями
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.