Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неврозы

Неврозы - группа заболеваний нервной системы, характеризующихся нерезко выражен­ными функциональными нарушениями со стороны высшей нервной деятель­ности. Среди неврозов выделяют: неврасте­нию; неврозы страха; истерические реакции; неврозы навязчивых состояний.

Неврастения чаще возникает после перене­сенных инфекционных заболеваний (менингит, коклюш, корь, ветрянка, дифтерия), травм (сотрясений мозга, воспалительных мозговых процессов), интоксикаций, при хрониче­ских заболеваниях. Также неврастения может появиться и при хрониче­ских заболеваниях пищеварительного аппарата (язвенная болезнь, колит, холецистит, болезни печени) и сердечно-сосуди­стых нарушениях. Неврастения возникает у людей со слабым типом нервной си­стемы, склонных к тревожной мнитель­ности и концентрации внимания на своих ощущениях. Большое значение имеют переживания, связанные с тяжелой домашней или школьной ситуа­цией. В основе невростенического состояния ле­жит слабость клеток коры головного мозга, вызванная нарушением их пи­тания и внутриклеточного обмена под влиянием токсических воздействий, а также расстройств крово­обращения. До известной степени этот процесс обратим, если он не является выраже­нием прогрессирующй болезни.

Для неврастении харак­терны раздражительная слабость в со­четании с повышенной возбудимостью, быстрым истощением и затуханием выз­ванных реакций. У детей наблюдаются длитель­ные головные боли, расстройство сна и нарушения со стороны вегетативной нервной системы. Пре­обладают - тревога, раздражение, не­довольство. Поведение характеризуется то вялостью, пассивностью, то двигатель­ным беспокойством. Работоспособность нарушается вслед­ствие ослабления внимания и повышен­ной утомляемости.

В основе коррекционных воздействий центральное место при­надлежит психотерапии и устранению травмирующей обстановки.

Неврозы страха. В возникновении невроза страха большую роль играют факторы, поражающие центральную нервную систему (ин­фекции, интоксикации, травмы), а также неправильное воспитание ре­бенка в семье. Непосредственной при­чиной невроза страха могут быть остродействующие и длительные психи­ческие травмы (разлука с близкими, болезнь и смерть близких, неуспева­емость в школе и т. п.).

Невроз страха, возникающий у ребенка под влиянием испуга, сопровождается иногда изме­нением сознания, двигательным воз­буждением. У детей младшего возраста наблю­дается страх одиночества. Одна из форм невроза страха - страх за жизнь и здоровье близких.

Невроз страха у ребенка преодолевается более благоприятно, чем у взрослых. При перемене обстановки и правильном педагогическом и психотерапевти­ческом подходе болезненные симптомы быстро исчезают.

Истерические реакции у детей имеют ряд отличительных осо­бенностей. Наиболее частыми явля­ются нарушения двигательной сферы: размашистые движения с обилием выразительных жестов. Отмечаются судорожные проявления в речи - истерическое заикание. Осо­бое место занимают различные формы измененного сознания. Иногда эти расстройства сознания носят характер обморочных состояний.

Истерические реакции развиваются у детей физически ослабленных, асте­нических, обидчивых, чувствительных, сознающих свою неполноценность. Нередко это бывают избалованные, единственные дети в семье. Истериче­ские реакции развиваются также и у детей эмоционально возбудимых, не­устойчивых, эгоцентричных, со стрем­лением к утверждению своей лично­сти. Все эти особенности следует рассмат­ривать лишь как готовность к истери­ческим реакциям, появление же самой истерической реакции связано с пси­хической травматизацией и чаще воз­никает вследствие конфликтных пере­живаний у ребенка.

При лечении истерии особое зна­чение имеет психотерапевтическая и педагогическая работа, в про­цессе которой важно установить с ре­бенком контакт, заслужить его дове­рие, а затем постепенно включить его в коллектив, заинтересовать всем ок­ружающим. Наряду с этим можно применять внушение, проводить психо­терапевтические беседы. Иногда сле­дует игнорировать истерические симп­томы. После снятия истерических реак­ций в педагогической работе с такими детьми особую роль играют правильно подобранные методы работы и организации взаимодействия с окружающими взрослыми и детьми.

Невроз навязчивых состоя­ний чаще возникает у детей с осо­бым складом характера, у которых с раннего возраста отмечаются страхи и боязнь (фобии) всего нового, а в школьном возрасте проявляется повышенная мнительность, боязнь заболеть, зара­зиться. Среди факторов, способствую­щих развитию неврозов навязчивых состоя­ний, большое место принадлежит не­правильному воспитанию: подавление самостоятельности ребенка, религиоз­ное воспитание, суеверия, излишняя фиксация внимания на вопросах здо­ровья. Непосредственной причиной невроза навязчивости может быть острая пси­хическая травма или длительная пси­хическая травматизация.

У детей чаще отмечается наличие навязчивых страхов: боязнь острых предметов, закры­тых дверей, темноты, инфекции и т. д. Нередко у детей отмечается невроз на­вязчивых движений и действий.

Педагогическая помощь при неврозах навязчивых состояний ­– сложная задача. Большое значение имеют психолого-педагогические меро­приятия, правильный подход к ребен­ку, приобщение его к труду, включе­ние в коллектив, создание прочных интересов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Невропатия | Реактивные психозы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.