Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис 7 лет и социальная ситуация развития

Кризис 7 лет и социальная ситуация развития. Самосознание и чувство компетентности. Индивидуально-типические особенности младшего школьника. Развитие характера.

МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

С поступлением ребенка в школу связан кризис 7 лет, возникающий на основе личного сознания. Основная симптоматика кризиса:

1. “Потеря непосредственности” (Л.С. Выготский). Между желанием и действительностью вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка. Ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания. Здесь впервые возникает смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Д.Б. Эльконина появляется ориентировка на смысл действия. Л.И. Божович показала, что ребенок начинает стремиться к функциональной роли ученика.

2. Манерничение. Ребенок что-то скрывает (уже душа закрыта).

3. Симптом “горькой конфеты”. Ребенку плохо, но он старается этого не показывать. Возникают трудности в воспитании: ребенок начинает замыкаться и становиться неуправляемым.

В основе этих симптомов лежит, по словам Л.С. Выготского, “обобщение переживаний”. У ребенка возникает новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как совокупностью людей, осуществляющих обязательную общественно-необходимую и общественно-полезную деятельность.

 

Самосознание и чувство компетентности.

 

К концу дошкольного возраста на основе целого ряда психических новообразований, возникающих в процессе социализации ребенка, он объективно представляет собой уже достаточно устойчивую систему и способен в специфической для своего возраста форме осознать себя в этом качестве. У ребенка появляется осознание своего социального “Я”.

Новый уровень самосознания, возникающий на пороге школьной жизни ребенка, наиболее адекватно выражается в его “внутренней позиции”.

На становление самооценки непосредственным образом влияет и школьная оценка. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых детей систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Их самооценка развивается своеобразно. А.И. Липкина, изучая динамику самооценки в начальных классах, выявила следующую тенденцию. Первоначально дети не соглашаются с позицией отстающих, которая закрепляется за ними в 1-2 классах, стремятся сохранить высокую самооценку. Если им предложить оценить свою работу, например, диктант или изложение, большинство оценить выполненную работу более высоким баллом, чем оно того заслуживает. Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, приобрести более высокий статус постепенно ослабевает. Самооценка, завышенная в начале обучения от 1 до 4 класса резко снижается почти в 3 раза. У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство неполноценности и даже безнадежности. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация – направленность не на учебную деятельность, а на другие виды занятий, более посильные для ребенка. Утверждаясь в посильных для него видах деятельности, ребенок приобретает неадекватно завышенную самооценку, имеющую компенсаторный характер.

Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считал центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность – главная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. И дети осознают возможность компетентности, именно в сфере обучения. По данным М.Э. Боцмановой и А.В. Захаровой, описывая качества наиболее популярных сверстников, младшие школьники указывают, в первую очередь на ум и знания.

Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить оценку, а дать соответствующее пояснение). Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой. Становление самооценки зависит и от семейного воспитания. Дети с завышенной самооценкой часто воспитываются по принципу кумира в семье, с завышенной – в атмосфере бесконтрольности, равнодушия со стороны родителей, дети с адекватной самооценкой – в атмосфере внимания к личности, но в сочетании с требовательностью.

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях.

Итак, в младшем школьном возрасте наступает период становления личности, связанный с осознанием своего места в системе общественных отношений, появлением у ребенка в 6-9 лет начал творческого отношения к действительности. Происходит формирование произвольности психических процессов, внутреннего плана действий, рефлексии собственного поведения, что обеспечивает к 9 годам развитие потребности ребенка в получении признания других людей, требуя развертывания системы взаимоотношений с ними, новой социально значимой деятельности.

Между 9 и 10 годами начинается новый уровень социального развития, фиксируемый в позиции “Я и общество”, когда ребенок пытается выйти за рамки собственного детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место. На данном узловом рубеже он не только осознает себя субъектом, но испытывает потребность реализовать себя как субъекта, приобщаясь к социальному не просто на уровне понимания, но и преобразования.

До 9 лет ребенок развертывает свои отношения в среде знакомых людей, теперь же он стремиться вступить в широкий круг общественных отношений. По данным В.Н. Лозоцевой, главным критерием оценки ребенком себя и другого в это время становятся нравственно-психологические особенности личности, проявляющиеся во взаимоотношениях с окружающими. Именно на этом рубеже появляется своеобразный кризис самооценки, что отражается в бурном росте негативных самооценок деятельности по сравнению с уравновешенностью позитивных и негативных суждений о себе в 9 лет. От 6 до 10 лет, по данным лонгитюдных исследований, возрастает число детей, мотивирующих свою учебную деятельность чувством долга: 8 лет – 15%, 9 лет – 26%, 10 лет – 34,2% и уменьшается число детей, которые хотят учиться, так как им это интересно, нравиться: 8 лет – 25%, 9 лет – 19,3%, 10 лет – 5,3%.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Адаптация к школьному обучению | Индивидуально-типические особенности младшего школьника
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.