Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В младшем школьном возрасте. Особенности памяти в младшем школьном возрасте

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

 

Особенности памяти в младшем школьном возрасте. Эффективность приемы произвольного запоминания учащихся 1-4 классов.

Особенности памяти в младшем школьном возрасте.

В психологии вопрос о путях развития детской памяти долгое время казался очень неясным, почти загадочным. В самом деле, развивается ли вообще память у ребёнка? Лучше ли память у взрослого, чем у детей?

Этот вопрос оказывается, не так прост, как это может показаться с первого взгляда. В самом деле, со временем люди жалуются на ослабление памяти. Можно сказать, что природная пластичность нервно-мозговой ткани (Ф.Семон и другие западные авторы называют её "мнимой" или "мнемической функцией") не развивается существенно в течении жизни индивида, а в некоторых случаях (при истощении нервной системы, переутомлении и т.д.) даже регрессирует, ослабевает.

Если сравнить среднее количество слов, механически запоминаемое детьми различных возрастов и взрослыми, мы не увидим резкого развития этой функции. Как оказывается, поступательное движение памяти в детском и юношеском возрасте идет довольно медленно, а взрослые запоминают даже меньше слов, чем подростки. Получается, что память почти не развивается, и к зрелому возрасту должна ухудшиться. Но ведь память взрослого человека часто бывает, сильна и обширна. Так у кого память лучше - у ребенка или у взрослого?

Отвечая на этот вопрос, Л.С.Выготский говорит, что в разные возрастные периоды мы будем наблюдать различные формы пользования своей памяти. Если ребенок - шестилетка запоминает непосредственно, естественно запечатлевая предложенный ему материал, то ребенок школьного возраста обладает целым рядом приемов, с помощью которых ему удается запомнить нужное, он связывает этот новый материал со своим прежним опытом, прибегает к целой системе ассоциации, иногда, к каким-нибудь заметкам и т.д. Оба ребенка имеют одинаковую, в общем, память, но пользуются ею по-разному. Развитие памяти и заключается в таком переходе от естественных форм памяти к культурному.

Память младшего школьника такова, что непосредственная память и опосредованная существуют как бы в параллельных, почти не пересекающихся, плоскостях.

В связи с возрастом относительным преобладанием деятельности с первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Младших школьники (особенно в первом и втором классах) склонны к механическому запоминанию, путем механического повторения, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Для ребенка 7-8 лет гораздо легче заучить, вызубрить, нежели осмыслить материал. Возникает ситуация, когда применение самого способа запоминания требует больше энергии, нежели запоминание без него. Вследствие этого применение способов обработки материала в целях повышения эффективности запоминания может иметь противоположный результат. Это явление носит временный характер. Как правило, к кому младшего школьного возраста (к 10-11 годам) продуктивность определенной памяти стабильно выше продуктивности непосредственной. При этом есть некоторые различия в запоминании мальчиков и девочек. Девочки охотнее запоминаю любой материалы, умеют заставлять себя, настраивать на запоминание, поэтому у них результаты произвольной механической памяти выше, чем у мальчиков. Мальчики оказываются более успешными в овладении или придумывании способов запоминания, поэтому в ряде случаев их опосредованная память оказывается более эффективной, чем у девочек.

Объем непосредственной памяти младшего школьника около 5 единиц. Количество информации, запоминаемой опосредованная, например, с помощью ассоциаций, может увеличиваться вдвое.

Учеными был проведен эксперимент с детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Испытуемому предъявлялось 15 слов, которые он мог запомнить непосредственно, но мог при желании, воспользоваться картинками. Были получены следующие результаты.

Младшие школьники способны классифицировать, группировать материал, искать ассоциации опорные пункты, составлять мнемические план. Учителям следует всячески поощрять исследовательские наклонности ребенка.

 

Эффективность приемы произвольного запоминания учащихся 1-4 классов

 

Активные мыслительная деятельность будет создавать необходимую атмосферу для процесса запоминания, стимулирующую развитие памяти ребенка.

Эффективность произвольного запоминания определяется степенью интеллектуальной активности младших школьников. А она находится в прямой зависимости от овладении младшими школьниками средствами организации и управления запоминания. К числу таких средств относятся, прежде всего, умение осознавать и дифференцировать мнемические задачи, т.е. задачи запоминание (запомнить дословно, если это важное определение или формулировка; запомнить суть, которую можно рассказать своими словами; не стараться запомнить вовсе, если это не существенная деталь и т.д.).

Исследования показали, что продуктивность запоминания зависит от осознания целей и создание соответствующих установок запоминания. Мотивы деятельности, в которую включено запоминание, оказывает прямое влияние на его продуктивность. Если ученик запоминает один материал с установкой, что этот материал не понадобиться ему в дальнейшем, а другом материал с установкой, что он понадобиться в скором времени, то во втором случае материал запоминается быстрее, помниться дольше и будет, воспроизведен точнее (опыты Т.Н. Баларич). Аналогично сказывается и установка на длительное запоминание ("запомнить на долго", "запомнить навсегда") (опыты Л.В.Занкова).

Задача учителя - формировать у учащихся определенной установки запоминания, обучать младших школьников приемам и средствам запоминания, смысловой группировке материала, составлению своеобразных опорных пунктов для запоминания, соотнесению, сопоставлению, связыванию отдельных частей.

Исследование показало, что эффективным приемом запоминания является чередования чтения и попыток воспроизвести запоминаемый материал с элементами самоконтроля, самопроверки. Наблюдения свидетельствуют, что более или менее самостоятельно младший школьник использует лишь один простейший прием запоминания - повторение.

Следует вырабатывать у учащихся и приемы припоминания материала. Еще К.Д. Ушинский обращал внимание на то, что припоминание - нелегкий труд. Младшие школьники не любят и не умеют этого делать.

Многочисленные исследования психологов доказали, что младшие школьники вполне могут овладеть приемами осмысленного запоминания и припоминания учебного материала. Но если учеников младших классов не обучать этим приемам, то дети надолго задерживаются на уровне непосредственного запечатления материала (опыты К.П.Мальцевой).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В младшем школьном возрасте. Трудности мыслительной деятельности младшего школьника | Возрастные особенности внимание младшего школьника
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.