Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4 статистика цен и инфляции в коммерческой деятельности

III.Уровень товарных запасов как в целом, так и по отдельным товарам.

Здесь выделяют.

1. Средние товарные запасы за конкретный период времени.

2. Запасоемкость.

3. Обеспеченность товарооборота товарными запасами.

4. Товарооборачиваемость.

5. Оптимальный размер товарных, запасов.

6. Доля неходовых и залежалых товаров (низкокачественных, потерявших товарный вид, технически устаревших и вышедших из моды) в общем объеме товарных запасов.

Существуют различные методы оценки оптимальности товар­ных запасов, но общее у них то, что итогом является получение такого товарного запаса (в сумме или днях), который бы обеспе­чил бесперебойное обращение товарной массы при заданном ми­нимуме затрат.

К этим методам оценки относятся: опытно-статистический ме­тод и методы экспертных оценок, объединенные в группу эвристи­ческих методов; метод технико-экономических расчетов и группа экономико-математических методов.

Исходным моментом в анализе товарных запасов является их учет. Выделяются три основных метода учета товарных запасов — это: инвентаризация, оперативный учет и балансовый метод.

Одним из основных аспектов статистического анализа любого экономического явления или процесса является изучение его из­менений в динамике. Первым шагом здесь должно быть построе­ние соответствующих динамических рядов, вторым — расчет пока­зателей динамики товарных запасов и моделирование их тренда. Направление и скорость изменения объема запасов товаров во мно­гом определены динамическими процессами товарного предложе­ния и покупательского спроса.

Среди различных методов анализа товарооборачиваемости осо­бого внимания заслуживает индексный метод, который в отдель­ных случаях может быть использован не только для изучения ди­намики исследуемого явления, но и для сравнения его изменений за один и тот же период времени в пространстве. В статистике то­варных запасов и товарооборачиваемости рассчитываются следую­щие индексы:

индекс скорости товарного обращения,

индекс времени товарного обращения

индекса средней скорости товарооборота, констатирующего на­личие общего изменения скорости товарного обращения

индекса скорости товарного обращения, показывающего влия­ние собственно скорости на изменение среднего показателя в не­изменной структуре товарных запасов

индекса структуры товарных запасов.

 

 

Цена — многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серь­езнейшие социальные, экономические, а также политические по­следствия Цена — сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, экви­валент обмена товара на деньги.

Статистика цен – самостоятельный блок, входящий как составная часть в СРТУ. Предметом статистики цен является всестороннее изучение цен и ценообразования. Статистика цен изучает уровни и структуру цен, соотношения цен и динамику цен, вариации цен и эластичность цен в различных аспектах, а также анализирует влияние цен на важнейшие стоимостные социально-экономические показатели

Цена – выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара.

Цена на рынке выступает как:

индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);

маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет различные функции:

Цена — это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги.

Цена важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства.

Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения.

Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций).

Цена — мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп.

Цена — это орудие конкурентной борьбы.

 

Цены классифицируют по различным направлениям.

Классификационный признак Виды цен
По сферам товарного обслуживания оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную)
розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве
закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров)
цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы)
По способу отражения транспортных расходов цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь покрывает покупатель
цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения
По формам продаж контрактные (договорные) цены — цены фактической догово­ренности между продавцом и покупателем
биржевые котировки — это уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от места поставки
цены ярмарок и выставок (часто льготные)
аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (раз­личают стартовые цены и продажные)
По стадиям продажи цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара (за исключением аукционных и цен подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения — единственный источник информации об уровне цен на рынке
цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар
цены реализации (сделки, продажи, покупки) — фактические, или номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен
По степени регулирования жестко фиксированные (основной тип цен в условиях административно-командной экономики)
регулируемые(допускаются изменения в определенных преде­лах, устанавливаются государством, как правило, на продукты по­вышенного социального назначения)
свободные (не подвержены прямому вмешательству, форми­руются в соответствии с конъюнктурой рынка)
По степени устойчивости во времени твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия
подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику
скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления
с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации
расчётныецены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий
справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях
цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты выпускаются, как правило, производителем для готовых изделий, рассылаются клиентам, включают цены для конечных пользователей, стабиль­ные скидки в разрезе всей или части товарной номенклатуры фир­мы. При необходимости частого изменения цен прейскуранты до­полняются вкладышами с коэффициентами изменений
Другие виды цен трансфертные (внутрифирменные — для обмена между цехами одного предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиала­ми, конфиденциальны)
мировые (выступают в качестве условной средней стоимости товаров, реализуемых в нескольких странах, на практике, как пра­вило, модальные, т. е. цены отдельных стран — основных произво­дителей товара)

 

Всестороннее изучение цен предполагает использование всего арсенала статистических методов: выборочные обследования, абсолютные и относительные величины, группировки, средние величины, индексы, ряды динамики, показатели вариации, корреляционный анализ, графический метод и др. Практически государственная статистика более широко применяет выборочные обследования, метод средних величин, индексный и графический методы. В научных исследованиях в области статистики цен используются также другие методы.

Всю совокупность задач статистики цен можно характеризовать следующими конкретными функциональными группами задач.

1. Разработка методологических основ выборочных наблюдений за ценами на рыночную продукцию и услуги и организация проведения таких выборочных обследований.

2. Разработка классификации и группировок цен по различным признакам.

3. Совершенствование методологии расчета и анализа уровня разнообразных видов цен на продукцию.

4. Анализ структуры цен и факторов, влияющих на ее изменение (по видам продукции, товарным группам, отраслям и регионам).

5. Анализ факторов, влияющих на изменение цен.

6. Разработка и анализ показателей вариации цен (в пределах товарной группы, колеблемость по территории и др.).

7. Совершенствование методологии исчисления системы показателей и всестороннего анализа влияния изменения цен на уровень потребления и уровень жизни населения.

8. Разработка методов определения уровня инфляции и ее влияние на результаты финансовой деятельности предприятий, отраслей и экономики в целом.

9. Разработка методологии прогнозирования цен.

Многообразие проблем в области статистики цен предполагает наличие обширной, всесторонней и качественной информации о ценах на товары и услуги. В условиях рыночной экономики организовать надежную статистику цен гораздо сложнее, чем в условиях планового хозяйства.

Подводя первые итоги реформирования российской статистики, правительство отмечает, что в настоящее время в России создана методология наблюдения за уровнем и динамикой цен и тарифов. Система статистического наблюдения за ценами организована с учетом опыта стран с развитой экономикой и практикой международных статистических организаций.

Органами статистики РФ в настоящее время осуществляется систематическое наблюдение за ценами в следующих направлениях:

· на товары потребительского рынка и услуги;

· на товары предприятий (производителей) по отраслям промышленности;

· на материально-технические ресурсы (цены приобретения);

· по капитальным вложениям и элементам их технологической структуры (по строительно-монтажным работам и оборудованию, инструменту, инвентарю);

· на продукцию, реализованную сельскохозяйственными товаропроизводителями заготовительным и другим организациям;

· на сельскохозяйственные продукты на городском рынке;

· тарифы на грузовые перевозки;

· тарифы на платные услуги.

Получение информации о ценах осуществляется как с помощью статистической отчетности, так и специально организованного оперативного сбора данных, основанных на применении выборочного метода. В результате выборочных обследований в отраслях экономики происходит регистрация цен, обработка и анализ которых позволяют исследовать тенденции их изменения.

Проведению наблюдений за ценами предшествует решение следующих методических вопросов.

1. Отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг.

Базовое предприятие – репрезентативно отобранный объект наблюдения. Отобранная совокупность базовых предприятий должна отвечать основным требованиям: репрезентативному представлению как в региональном, так и в отраслевом разрезе структуры промышленности и торговли.

2. Отбор товаров и услуг представителей.

Товар-представитель – вся совокупность определенного вида товаров (услуг), которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров (услуг), и должны быть однородными по своему потребительскому назначению.

3. Регистрация цен и тарифов.

В целях обеспечения последующего построения систем взаимосвязанных индексов при учете цен на конкретные товары-представители по выборочной сетке опорных предприятий предусматривается учет трех видов цен:

· цены отчетного месяца;

· цены соответствующего месяца предыдущего года;

· цены, непосредственно предшествующего отчетному.

4. Формирование структуры весов для расчета индекса цен.

Взвешивание цен, или индексов цен товаров-представителей – операции с показателями, характеризует значение данного элемента или варианта в общей их совокупности.

Статистическое изучение цен начинается с измерения уровня цен. Под уровнем цен понимают абсолютные, средние и относительные показатели, отражающие цены отдельных товарных единиц или их совокупности на определенную дату или промежуток времени.

В практике статистических работ чаще всего цены исчисляются и анализируются как средние величины. Средняя цена может исчисляться как для конкретного товара, так и для товарных групп; для цен одного товара по различным территориям и субрынкам и т.п.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Важной качественной характеристикой товарооборота и состав­ной частью системы показателей пропорциональности рынка служат показатели структуры товарооборота | Показатели уровня цен
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.