Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфуцианство. Структурообразующие характеристики цивилизации

Даосизм

САМОСТОЯТЕЛЬНО

Структурообразующие характеристики цивилизации

Этнические характеристики САМОСТОЯТЕЛЬНО

Возрастные характеристики САМОСТОЯТЕЛЬНО

Китайская цивилизация начала формироваться во II т. до н.э., когда на территории современных провинций Хэнань, Шэньси, Шаньси возникло раннегосударственное образование Инь.

Этнический состав крайне многообразен (проживает около 55 народностей). Доминирующее положение в этническом сос-таве занимают китайцы (хань) - 92 %, а также чжуаны (около 14 млн. чел.), дунгане (хуэй), уйгуры, мяо, маньчжуры, тибетцы, монголы и другие.

Религиозную основу китайской цивилизации составляют: конфуцианство, даосизм и буддизм. И хотя в результате «куль-турной революции» 59% населения КНР (767 миллионов человек) стали называть себя атеистами, большинство китайцев следуют заветам Кун Фу Цзы, при этом верят в Дао и следуют буддийским обрядам.

Уже в V в. до н. э. в Китае возникло учение даосизма, основоположниом которого стал мудрец Лао Цзы. Основы даосизма сформулированы в загадочной афористичной форме: "Человеком управляет Земля, Землей управляет Небо, Небом управляет Дао, а Дао управляет самим собой. Дао есть всеобщее начало, закон и правило, которые обнимают собой Вселенную, природу и человеческое общество". В центре учения – понятие Дао (Дорога), выступающее источником всего существующего.

Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом единственный смысл жизни последователя учения - даоса. Открыв законы Дао, можно достичь бессмертия. Человек не должен вмешиваться в природное течение жизни, иначе возможен хаос. Лао Дзы проповедовал отказ от борьбы (теория бездействия), настаивая на наблюдении за окружающим миром. Даосизм осуждает роскошь, выступает против жестокости, на-силия и войн.

Даосизм негативно относился к государственной службе и к богатствам, накопленным на основе частного предпри-нимательства, отрицал возможность построения "справедливого общества".

Практически одновременно с даосизмом современником Лао Цзы – Кун Фу Цзы (в переводе - досточтимый (Фу) мудрец (Цзы) Кун) (551-479 до н.э.) было разработано морально этическое учениеконфуцианство.

В центре внимания учения человек и морально-этические проблемы. Согласно конфуцианству, порядок, установленный небом, является вечным; необходимо сохранять и развивать все лучшее, что осталось от прошлого. Важнейшей категорией конфуцианства является ритуал - набор правил поведения человека в разнообразных жизненных, в том числе экономических, ситуациях, который основывался на уважении старших, стремлении к внутреннему совершенствованию, подчинении старшим в семье и обществе. Основной принцип поведения - каждый должен выполнять свой долг на своем месте. "Правитель должен быть правителем, отец – отцом, а сын – сыном". И семья, и государство должны быть построены на уважении к старшим и сыновней почтительности. "Человек должен с одинаковой искренностью и преданностью относиться и к Небу, и к правителю, и к своей семье. Это и есть единая система взаимосвязей на основе закона, т. е. Ритуала". Конфуцианство – это порядок и строгое иерархическое построение всех общественных институтов. Учение осуждает значительные трансформации.

Когда Конфуция попросили выразить свое учение в одной фразе, он сказал: "Мой путь – пронзать единым", т. е. подчинять всю жизнь единой идее соблюдения Ритуала и следования по пути Дао. Человек должен учиться у природы и следовать путем гармонии с природой. Главная ответственность человека – это ответственность перед обществом, необходимо развивать взаи-моотношения в обществе и выполнять его требования. Именно человеческие потребности, по Конфуцию, привели к формированию правил, затем воплотившихся в законы. Если правил много, они охватывают разнообразные стороны жизни общества и образуют целостную систему, то возможно раз-решить проблемы, которые возникают между людьми.

Конфуций считал, что мораль должна использоваться во все сферах жизни, но особенно важно ее применение в сфере управления, так как правители являются учителями для всех. Они могут преподать урок нравственности, когда сами являются примером высокой нравственности и добродетели.

Правила поведения (хорошего тона) разрабатывались конфуцианцами на протяжении многих лет и охватили все стороны человеческой жизни (как провести время с другом, поклоняться предкам, одеваться, вести беседу, двигаться…).

Конфуций описал "совершенного человека", который выработал в своем характере Пять Постоянных Добродетелей, ставших естественными, как дыхание. Пять постоянных добродетелей включают в себя: истинное отношение (гармоничные отношения с другими людьми, воплощенные в поведении и вызывающие необходимость самоконтроля); истинное поведение (поведение, соответствующее правилам и возникшей ситуации), истинное знание (образованность (знание литературы, истории, гражданского права)), что формирует у человека правильные нравственные привычки), истинное состояние духа (быть верным себе и милосердным к своим ближним); истинное постоянство (постоянное следование добродетелям). "Золотое правило" конфуцианства выражено через отрицание "Не делай другому того, чего не хочешь себе".

Конфуцианцы выделяли пять типов важных межличностных взаимоотношений: муж и жена, отец и сын, старший брат и младший брат, начальник и подчиненный, друг и друг.

На протяжении многих веков правители Китая осуждали конфуцианство, но после падения династии Цинь (конец III в. до н. э.) учение стало официальной государственной идеологией и не знало конкурентов на протяжении более двух тысячелетий (до начала распространения коммунистической идеологии в годы между двумя мировыми войнами).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Китайская цивилизация СЛ. 37 | Буддизм. Согласно буддизму, существует множество миров и пространств, в которых жизнь постоянно эволю
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.