Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Злоупотребление монопольным положением на рынке (ст. 29 ХК Украины)




Виды нарушений антимонопольного законодательства и экономической конкуренции

 

Статьями 29–36 ХК Украины регламентируются основные виды нарушений антимонопольного законодательства и экономической конкуренции:

Состоит в осуществлении одного из указанных ниже видов действий:

Ø навязывания таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, которые не касаются предмета договора, включая навязывание товара, не нужного контрагенту;

Ø ограничение или прекращение производства, а также исключения товаров из оборота с целью создания или поддержки дефицита на рынке или установление монопольных цен;

Ø другие действия, совершенные с целью создания препятствий доступа на рынок (выхода из рынка) субъектов хозяйствования;

Ø установление монопольно высоких или дискриминационных цен (тарифов) на свои товары, что приводит к нарушению прав потребителей или ограничивает права отдельных потребителей;

Ø установление монопольно низких цен (тарифов) на свои товары, что приводит к ограничению конкуренции.

2. Заключение неправомерных соглашений между субъектами хозяйствования (ст. 30 ХК Украины) – антиконкурентные действия;

Антиконкурентными согласованными действиями, ответственность за которые предусмотрена ст. 50 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», являются не любые, а такие, которые привели или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с Распоряжением Антимонопольного комитета Украины «Об утверждении Типовых требований к согласованным действиям для общего освобождения от предварительного получения согласия органов антимонопольного комитета Украины на согласованные действия субъектов хозяйствования» от 12.02.2002 № 27, горизонтальными согласованными действиями признаются заключение субъектами хозяйствования сделок в любой форме, принятие хозяйственными объединениями решений в любой форме, любое другое согласованное конкурентное поведение субъектов хозяйствования, целью которого является координация конкурентного поведения. При этом субъекты хозяйствования, допускающие согласованные действия, конкурируют или могут конкурировать между собой на одном товарном рынке.

Вертикальными согласованными действиями этим же распоряжением признаются такие же действия, однако совершаемые субъектами хозяйствования, которые не конкурируют и не могут конкурировать друг с другом при существующих условиях рынка товара, однако пребывают или могут пребывать в отношениях купли-продажи на соответствующих товарных рынках (продавец-покупатель, поставщик-потребитель). Целями, преследуемыми такими действиями на рынках, являются, например, установление исклю­чительного права продажи по типам покупателей или ограничение деятельности правомерных пользователей объектами промышленной собственности на основе лицензионных договоров и пр.

Совершение антиконкурентных согласованных действий запрещается и влечет за собой ответственность согласно закону.

Вместе с тем указанные согласованные действия могут быть разрешены соответствующими органами Антимонопольного комитета Украины, если их участники докажут, что эти действия оказывают содействие:

Ø усовершенствованию производства, приобретению или реализации товара;

Ø технико-технологическому, экономическому развитию;

Ø развитию малых или средних предпринимателей;

Ø оптимизации экспорта или импорта товаров;

Ø разработке и применению унифицированных технических условий или стандартов на товары;

Ø рационализации производства.

Тем не менее, указанные согласованные действия не могут быть разрешены органами Антимонопольного комитета Украины, если конкуренция существенно ограничивается на всем рынке или в значительной его части.

Неправомерными соглашениями между субъектами хозяйствования признаются соглашения или согласованные действия, направленные на:

Ø установление (поддержку) монопольных цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

Ø деление рынков по территориальному принципу, объему реализации или закупки товаров, их ассортименту или по кругу потребителей или по другим признакам – с целью их монополизации;

Ø устранение из рынка или ограничения доступа к нему продавцов, покупателей, других субъектов хозяйствования.

3. Дискриминация субъектов хозяйствования (ст. 31 ГК Украины);

Согласно ст. 8 ЗУ «О защите от недобросовестной конкуренции» дискриминацияэто распространение любой формы ложных, неточных или неполных сведений, связанных с лицом, либо деятельностью субъекта хозяйствования, который причинили или могут причинить ущерб деловой репутации субъекта хозяйствования. Деловой репутацией считается оценка профессиональных качеств, приобретенных в течение длительного времени, общественная оценка деятельности хозяйствующего субъекта и его продукции. Исходя из смысла закона наличие ущерба для деловой репутации предпринимателя следствие его дискриминации, и вина правонарушителя не являются необходимыми элементами составов правонарушения, достаточна возможность его причинения.

Эти нарушения могут совершаться со стороны органов власти, органов местного самоуправления или органов административно-хозяйственного управления и контроля.

По объекту воздействия такие правонарушения подразделяют на три группы:

а) акты (действия), затрагивающие организационно-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов и выражаются в создании необоснованных препятствий на пути образования новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;

б) акты (действия), затрагивающие текущую экономическую
деятельность хозяйствующих субъектов и устанавливающие прямые или косвенные запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, илипредписывают совершить определенные действия. Здесь следует понимать, что запреты, устанавливаемые противоправными актами органов власти, органов местного самоуправления или органов административно-хозяйственного управления и контроля, могут касаться как определенных видов или направлений деятельности (например, запрет на проведение торгово-закупочной деятельности), так и конкретных видов товаров, работ или услуг (например, запрет на выпуск лакокрасочных материалов). Особо следует обратить внимание на запреты властных органов на перемещение товаров из одного региона в другой. Рассматриваемые препятствия чаще всего носят характер косвенных барьеров в виде взимания особых платежей (сборов);

в) акты (действия) по необоснованному предоставлению отдельным хозяйствующим субъектам различных экономических льгот (изъятий из общих правил общеправового режима). В соответствии с законодательством Украины льготы в какой-либо отрасли хозяйствования могут устанавливаться и предоставляться только в случаях, прямо предусмотренных законом и только для стимулирования экономической деятельности). Под льготой, как правило, понимается полное или частичное освобождение от обязанности или предоставление определенного права.

Вторая разновидность правонарушений, совершаемых органами власти, органами местного самоуправления, органами административно-хозяйственного управления и контроля, заключается в их согласованных действиях, ограничивающих конкуренцию.

Указанные согласованные действия, в том числе сделки, могут иметь место как между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с обеих сторон, так и между органами власти (местного самоуправления), с одной стороны, и хозяйствующим субъектом, с другой стороны. Форма согласованных действий (сделок) может быть различная (устная, письменная, фактические действия). Например, подобной сделкой является соглашение между органом санитарного надзора и отдельным предпринимателем о том, что только данным предпринимателем будет осуществляться подготовка технических заключений для получения разрешений на эксплуатацию объектов торговли.

Дискриминацией субъектов хозяйствования органами власти согласно с положениями ХК Украины признается:

Ø запрещение создания новых предприятий или других организационных форм хозяйствования в любой сфере хозяйственной деятельности, а также установления ограничений на осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности или производство определенных видов товаров с целью ограничения конкуренции;

Ø принуждение субъектов хозяйствования к приоритетному заключению договоров, первоочередной реализации товаров определенным потребителям или к вступлению в хозяйственные организации и другие объединения;

Ø принятие решений о централизованном делении товаров, которое приводит к монопольному положению на рынке;

Ø установление запрещения на реализацию товаров из одного региона Украины в другой;

Ø предоставление отдельным предпринимателям налоговых и других льгот, которые ставят их в привилегированное положение относительно других субъектов хозяйствования, что приводит к монополизации рынка определенного товара;

Ø ограничение прав субъектов хозяйствования относительно приобретения и реализации товаров;

Ø установление запрещений или ограничений относительно отдельных субъектов хозяйствования или групп предпринимателей.

Дискриминация субъектов хозяйствования не допускается.

Законом могут быть установленные исключения из положений этой статьи с целью обеспечения национальной безопасности, обороны, общественных интересов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.