Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Недобросовестная конкуренция (ст. 32 ХК Украины)




Недобросовестной конкуренцией признаются любые действия в конкуренции, который противоречат правилам, торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности.

Недобросовестной конкуренцией является неправомерное использование деловой репутации субъекта хозяйствования, создание препятствий субъектам хозяйствования в процессе конкуренции и достижения неправомерных преимуществ в конкуренции, неправомерный сбор, разглашение и использование коммерческой тайны, а также другие действия, которые квалифицируются в соответствии с частью первой этой статьи.

Недобросовестная конкуренция тянет за собой юридическую ответственность лиц, если их действия имеют негативное влияние на конкуренцию на территории Украины, независимо от того, где совершены такие действия.

К нарушениям подобного рода относятся следующие:

1. Дискредитация хозяйствующего субъекта, которой признается распространение в любой форме неправдивых, неточных или неполных сведений, связанных с личностью или с деятельностью хозяйствующего субъекта (предпринимателя), которые причинили или могли бы причинить вред деловой репутации хозяйствующего субъекта.

2. Купля-продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг с принудительным ассортиментом, которые предполагают навязывание покупателю (потребителю) товаров, не нужных ему.

3. Склонение поставщика к дискриминации покупателя (заказчика), которое проявляется в побуждении конкурентом покупателя (заказчика) поставщика, непосредственно или через посредника, к предоставлению определенных преимуществ перед покупателем (заказчиком) без достаточных на то оснований. (Конкурент обращается к покупателю и говорит о недостатках, например, организации, что делает ремонт, а хвалит себя не имея таких оснований).

4. Склонение к бойкоту хозяйствующего субъекта рассматривается как побуждение конкурентом другого лица, непосредственно или через посредника, к отказу от установления договорных связей с этим хозяйствующим субъектом.

Пример. Аптека была одна. При открытии другой аптеки, ранее аптека монополист обращалась к другим лицам об отказе от установления договорных связей с этим субъектом хозяйствования, аргументы приводила в местных совете. На центральную аптеку наложен штраф, нарушение прекращено.

5. Склонение хозяйствующего субъекта к разрыву договора с конкурентом, выражающееся в совершении с корыстными целями или в интересах третьих лиц побуждение хозяйствующего субъекта (предпринимателя) – участника договора к неисполнению или ненадлежащему исполнению договорных обязательств перед этим конкурентом путем предоставления или предложения хозяйствующему субъекту (предпринимателю) – участнику договора, непосредственно или через посредника, материального вознаграждения, компенсации или прочих преимуществ.

6. Подкуп работника поставщика, который заключается в предоставлении или предложении ему конкурентом покупателя (заказчика), непосредственно или через посредника, материаль­ных ценностей, имущественных или неимущественных благ за ненадлежащее исполнение или неисполнение работником поставщика служебных обязанностей, которые следуют из заключенного или связаны с заключением между поставщиком и покупателем договора поставки товаров (выполнения работ, предоставления услуг) что привело или могло привести к получению конкурентом покупателя (заказчика) определенных преимуществ перед поку­пателем (заказчиком). При этом к работнику поставщика прирав­нивается и другое лицо, которое в соответствии со своими полномочиями принимает решения от имени поставщика о поставке товара, выполнении работ, предоставлении услуг, влияет на принятие такого решения или каким-либо образом связано с ним.

7. Подкуп работника покупателя (заказчика), состоящий в предоставлении или предложении ему конкурентом поставщика, непосредственно или через посредника, материальных ценностей, имущественных или неимущественных благ за ненадлежащее исполнение или неисполнение работником покупателя (заказчика) служебных обязанностей, которые следуют из заключенного или связаны с заключением между поставщиком и покупателем дого­вора поставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг, что привело или могло привести к получению конкурентом поставщика определенных преимуществ перед поставщиком. (наемный директор магазина будет брать некачественную продукцию).

8. Достижение неправомерных преимуществ в конкуренции – это получение таких преимуществ относительно иного хозяйствующего субъекта путем нарушения действующего законо­дательства, что подтверждено решением государственного органа, наделенного властной компетенцией (АМКУ и его территориальных отделений).

ХК Украины выделяет следующие виды недобросовестной конкуренции:

а) неправомерный использование деловой репутации субъекта хозяйствования (ст. 33 ХК Украины).

Неправомерным использованием деловой репутации субъекта хозяйствования признаются: неправомерное использование чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки; неправомерное использование товара другого производителя; копирование внешнего вида изделия другого производителя; сравнительная реклама.

Неправомерным является использование без разрешения уполномоченного на то лица чужого имени, коммерческого наименования, торговой марки, других обозначений, а также надлежащих другому лицу рекламных материалов и тому подобное, что может привести к смешиванию с деятельностью другого субъекта хозяйствования, который имеет приоритет на их использование.

Использование в коммерческом наименовании собственного имени гражданина является правомерным, если к собственному имени добавляется любой отличительный элемент, что исключает смешивание с деятельностью другого субъекта хозяйствования.

Неправомерным использованием товара другого производителя является введение в хозяйственное обращение под своим обозначением товара другого производителя путем изменений или снятия обозначений производителя без разрешения уполномоченного на то лица.

Такой тип, как имитация также рассмотрен в ст. 4 ЗУ «О защите от недобросовестной конкуренции». Согласно данной стать неправомерным явление является использование без разрешения уполномоченного на то лица чужого имени, фирменного наименования, знаков для товаров и услуг, других обозначений. А также использование коммерсантов рекламных материалов, упаковки товаров, название литературных, художественных произведений, периодических изданий, название мест происхождения товаров, что может привести к смешиванию с деятельностью другого субъекта хозяйствования, имеющего приоритет на их использовании.

Следовательно, этот состав правонарушения связан с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации либо предпринимателя, либо его товаров, услуг без согласия их правообладателя.

б) создание препятствий субъектам хозяйствования в процессе конкуренции (ст. 34 ГК Украины).

Препятствиями в процессе конкуренции считаются: дискредитация субъекта хозяйствования, навязывания потребителям принудительного ассортимента товаров (работ, услуг), склонения к бойкоту субъекта хозяйствования либо дискриминации покупателя (заказчика), либо к расторжению договора с конкурентом, подкуп работника поставщика или покупателя (заказчика).

Дискредитацией субъекта хозяйствования является распространение в любой форме неправдивых, неточных или неполных сведений, связанных с лицом или деятельностью субъекта хозяйствования, которые нанесли или могли нанести вред деловой репутации субъекта хозяйствования.

Купля-продажа товаров, выполнением работ, предоставлением услуг с принудительным ассортиментом является купля-продажа одних товаров, выполнения работ, предоставления услуг при условии купли-продажи других товаров, выполнения работ, предоставления услуг, не нужных потребителю или контрагенту.

Склонением к бойкоту субъекта хозяйствования считается побуждение конкурентом другого лица, непосредственно или через посредника, к отказу от установления договорных отношений с этим субъектом хозяйствования.

Склонением поставщика к дискриминации покупателя является побуждение, непосредственно или через посредника, к предоставлению поставщиком конкуренту покупателя определенных преимуществ без достаточных на это оснований.

Склонением субъекта хозяйствования к расторжению договора с конкурентом другого субъекта хозяйствования совершено из корыстных побуждений или в интересах третьих лиц побуждения субъекта хозяйствования – участника договора к неиспользованным или использованным неподобающим образом договорных обязательств перед этим конкурентом путем предоставления или предложения субъекту хозяйствования – участнику договора, непосредственно или через посредника, материального вознаграждения, компенсации или других преимуществ

в) достижение неправомерных преимуществ в конкуренции (ст. 35 ХК Украины)

Достижением неправомерных преимуществ в конкуренции является получение определенных преимуществ относительно другого субъекта хозяйствования путем нарушения законодательства, которое подтверждено решением соответствующего органа государственной власти.

г) неправомерный сбор, разглашение и использование сведений, которые являются коммерческой тайной (ст. 36 ГК Украины).

Под коммерческой тайной предприятий понимаются сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением финансами и другой деятельностью предприятий, не являющиеся государственной тайной, разглашение, которой может нанести ущерб (cт. 162 ХК Украины).

Нарушение законодательства о защите экономической конкуренции может быть выражено также в незаконном сборе, использовании, разглашении и склонении к разглашению информации, составляющей коммерческую тайну.

В данном случае речь идет о проявлениях недобросовестной конкуренции относительно коммерческой тайны как особого объекта исключительных прав субъектов хозяйствования.

Коммерческой тайной является информация, являющаяся секретной в том понимании, что она в целом или в определенной форме и совокупности ее составляющих частей неизвестна и не является легкодоступной для лиц, которые обычно имеют дело с видом информации, к которому она принадлежит, в связи с чем имеет коммерческую ценность и была предметом адекватных мер по сохранению ее секретности, предпринятых лицом, законно контролирующим эту информацию. Это информация технического, организационного, коммерческого, производственного и прочего характера, за исключением тех сведений, которые в соответствии с законом не могут быть отнесены к коммерческой тайне.

Таким образом, в отношении информации, являющейся коммерческой тайной, применимы четыре характерных признака:

а) это информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность;

б) эта информация неизвестна третьим лицам и к ней нет свободного доступа;

в) по отношению к этой информации ее владелец принимает меры по обеспечению ее конфиденциальности;

г) это сведения, которые по законодательству Украины могут быть отнесены к коммерческой тайне.

Например, Львовский производственно-хозяйственный центр «П» (дальше – ПХЦ) выполняет работы по ремонту энергетического оборудования на атомных и тепловых станциях Украины. Во время ремонта реактора на Хмельницкой АЭС ПХЦ использовал без разрешения техническую документацию, разработанную ОАО «Л», которая является коммерческой тайной последнего. Действия ПХЦ Львовским отделением АМКУ квалифицированы по ст. 19 ЗУ «О защите от недобросовестной конкуренции» как неправомерное использование коммерческой тайны без разрешения уполномоченного на то лица. На нарушителя наложен штраф.

Следует иметь в виду, что Постановлением КМУ №611 от 09.08.1993 «О перечне сведений, которые не составляют коммерческой тайны» установлено, что коммерческой тайной не являются:

Ø учредительные документы, документы, позволяющие заниматься хозяйственной (предпринимательской) деятельностью и ее отдельными видами;

Ø информация по установленным формам государственной отчетности;

Ø данные, необходимые для проверки исчисления и уплаты налогов и прочих обязательных платежей;

Ø сведения о численности и составе работающих, их заработной плате в целом и по профессиям (должностям), о наличии свободных рабочих мест;

Ø сведения об уплате налогов и обязательных платежей;

Ø информация о загрязнении окружающей природной среды, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, которая причиняет вред здоровью, а также прочих нарушениях законодательства Украины и размерах причиненных при этом убытков;

Ø документы о платежеспособности;

Ø сведения об участии должностных лиц предприятия в коопе­ративах, малых предприятиях, союзах, объединениях и прочих организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью;

Ø сведения, которые подлежат огласке по законодательству Украины (например, о создании и ликвидации субъекта хозяйствования).

Наиболее характерными сведениями, составляющими коммерческую тайну в соответствии с зарубежным законодательством, являются сведения о производстве; об управлении, о планах развития предприятия, совещаниях, финансах, состоянии рынка, партнерах, переговорах, контрактах.

Виды нарушений законодательства о защите экономической конкуренции распространяет ЗУ «О защите экономической конкуренции» (ст. 50 Закона):

Ø антиконкуренте согласованные действия (ст. 6 Закон Украины «О защите экономической конкуренции»);

Ø антиконкурентные действия органов власти, местного самоуправления, административно-хозяйственного управления и контроля;

Ø невиконання решения, предыдущего решения органов АМК Украины, или их выполнения не в полном объеме;

Ø концентрация без получения соответствующего разрешения органов АМК Украины, в случае, когда наличие такого разрешения необходимо;

Ø неподача информации АМК Украины, его территориальному отделению в установленные органами АМК Украины, председателем его территориального отделения или нормативно-правовыми актами сроки;

Ø осуществление участниками согласованных действий - субъектами хозяйствования действий, которые могут быть разрешены органами АМК Украины (ст.10 Закона Украины “О защите экономической конкуренции”, без получения этого разрешения;

Ø делегирование полномочий органов власти или органов местного самоуправления объединениям, предприятиям и другим субъектам хозяйствования, если это приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции;

Ø действия или бездеятельность органов власти, местного самоуправления, административно-хозяйственного управления и контроля (коллегиального органа или должностного лица), которые заключаются в склонении субъектов хозяйствования, органов власти, местного самоуправления, административно-хозяйственного управления и контроля к нарушениям законодательства о защите экономической конкуренции, создании условий для совершения таких нарушений или их легитимации;

Ø ограничительная и дискриминационная деятельность, запрещенная ч. 2 ст. 18, ст. 19, 20 Закон Украины «О защите экономической конкуренции»;

Ø склонение субъектами хозяйствования, обеднаннями других субъектов хозяйствования к совершению нарушений законодательства о защите экономической конкуренции или содействия совершению таких нарушений;

Ø создание препятствий работникам АМК Украины, его территориального отделения в проведении проверок, обзоров, исключении или наложении ареста на имущество, документы, предметы или другие носители информации предметы или другие носители информации;

Ø нарушение положений, согласованных с органами АМК Украины, учредительных документов субъекта хозяйствования, создания в результате конкуренции, если это приводит к ограничению конкуренции.

Нарушать антимонопольное законодательство и экономическую конкуренцию запрещается, такие действия влекут ответственность в соответствии с законом.

 

4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства и экономической конкуренции

 

Виды ответственности за нарушение в сфере экономической конкуренции следующие:

1. Хозяйственно-административные штрафы – налагаются на субъектов или должностные лица. Размер штрафа зависит от вида деятельности (за нарушения, предусмотренные п. 1, 2, 4, 8-12, 13-16, 18, 19 ст.50 Закона Украины «О защите экономической конкуренции»).

2. Принудительное деление субъекта, если он злоупотребляет монопольным положением на рынке (срок выполнения решения АМК не может быть меньше шести месяцев);

3. Исключение незаконно полученной прибыли (дохода) взыскивается по решению суда в Государственный бюджет Украины за злоупотребление монопольным положением на рынке (ст.ст. 29-30 ГК Украины);

4. Возмещение ущерба, причиненного в результате нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, предусмотрено п. 1,2,5, 10,12, 18, 19 ст. 50 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», возместится лицом, что совершило нарушение, в двойном размере нанесенного вреда;

5. Изъятие товаров с неправомерный использованным обозначением и копий изделий другого хозяйничающего субъекта (предпринимателя);

6. Опровержение неправдивых, неточных или неполных сведений в случае установления факта дискредитации хозяйничающего субъекта (предпринимателя);

7. Отмена по требованию АКУ лицензий, разрешения на согласованные действия в случае нарушения условий его предоставления, приостановки операций внешнеэкономической деятельности субъектов, блокировки ценных бумаг, предоставления обязательных для выполнения указаний по приостановке нарушений, возобновления предыдущего состояния на рынке;

8. Мероприятия административной ответственности, которые применяются:

- к должностным лицам и другим работникам субъектов хозяйствования, работников органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления (за правонарушение, предвидении п.13-16 ст. 50 ЗУ «О защите экономической конкуренции»);

- к должностным лицам органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления (за правонарушение, предвидении п.4, 13-16 ст. 50 ЗУ «О защите экономической конкуренции»);

- к гражданам, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, и граждан, которые не являются предпринимателями, и совершили в интересах третьи лица действия, определенные Законом Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» как недобросовестная конкуренция (ст. 164-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.