Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели объема производства продукции, источники информации




Тема 7. Анализ ОБЪЕМА производства и реализации продукции

(работ, услуг)

1. Показатели объема производства продукции, источники информации для проведения анализа производства и реализации продукции (работ, услуг)

2. Анализ динамики производства и реализации продукции

3. Анализ выполнения производственной программы (плана) выпуска продукции по объему, ассортименту и структуре

4. Анализ ритмичности производства и выпуска продукции

5. Анализ качества продукции

6. Анализ выполнения плана отгрузки и реализации продукции

7. Резервы роста объема производства и реализации продукции

 

для проведения анализа производства и реализации продукции (работ, услуг)

Объем производства промышленной продукции может выра­жаться в натуральных, условно-натуральных, стоимостных и трудовых из­мерителях. Обобщающие показатели объема производства про­дукции выражаются в стоимостной оценке.

Натуральные измерители (штуки, тонны, метры и т. д.) характеризуют производственную специализацию предприятия и долю на рынке. Без натуральных измерителей невозможно определить потребность в производственной мощности и ее использование. Эти измерители используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно–натуральные показатели, как и стоимостные, применяют для обобщенной характеристики объемов производства продукции (на ремонтных предприятиях применяется такой показатель, как количество условных ремонтов, в обувной промышленности–условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т. д.).

Нормативные трудовые измерители привлекаются для анализа выполнения плана по объему производства главным образом в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства невозможно использовать натуральные или условно–натуральные единицы измерения.

Трудовые измерители часы и минуты рабочего времени — применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы.

Стоимостные измерители производственной программы ис­пользуются одновременно с натуральными и трудовыми. Они от­ражают объем произведенной продукции. Единица изме­рения – национальная валюта. Кроме того, для характеристики экспорта может применяться валюта других стран, например дол­лар США.

Обобщающие показатели объема производства про­дукции получают с помощью стоимостной оценки. К таким показателям относятся товарная и валовая продукция.

Товарная продукция характеризует объем производства по полностью законченным и подлежащим реализации (для про­даж) продукции, работ, услуг. Товарная продукция (ТП), тыс. руб., определяется следующим образом:

ТП = ГП + ПФс + Сп.с.м.з + Пв.ц + Pп.хар , (7.1)

где ГП – стоимость готовых изделий (готовая продукция), тыс. руб.;

ПФс – полуфабрикаты собственной выработки, отпущенные на сторону, капитальному строительству и непроизвод­ственным хозяйствам своего предприятия, тыс. руб.;

Сп.с.м.з – стоимость переработки сырья и материалов заказчика, тыс. руб.;

П в.ц – стоимость инструмента, штампов, моделей, приспособ­лений, отпущенных на сторону или зачисленных в ос­новные фонды предприятия (продукции вспомогатель­ных цехов), тыс. руб.;

Рп.хар – стоимость работ промышленного характера, выполнен­ных на сторону, тыс. руб.

Общий объем производства в стоимостном выражении характеризуется валовой продукцией (ВП), которая зависит от трудоемкости, материалоемкости и рентабельности изго­товленной продукции. Там, где остатки незавершенного про­изводства незначительны по размерам или не имеют боль­ших колебаний в отчетных периодах, товарная и валовая про­дукция имеют одинаковый состав. В остальных случаях рас­чет валовой продукции следует исчислять с учетом остатков незавершенного производства, а именно:

ВП = ТП ± Ио.нз.п + Cс.м.з, (7.2)

где Ио.нз.п — изменение остатков незавершенного производ­ства, тыс. руб.;

Cс.м.з— стоимость сырья и материалов заказчика, тыс. руб.

Валовая продукция характеризует объем производства как по полностью законченным и подлежащим реализации, так и по незаконченным изделиям.

Источниками информации для проведения анализа служат:

1. Бизнес–план предприятия. Бизнес–план–это программа деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению поставленной цели предприятием, включающий оценку ожидаемых доходов и расходов.

2. Оперативные планы–графики. Оперативные планы–графики формируются в ходе оперативно–производственного планирования и представляют собой производственную программу изготовления продукции на короткие промежутки времени (месяц, декаду, неделю, сутки, смену, час). Главной задачей оперативно–производственного планирования является обеспечение ритмичной и взаимоувязанной работы всех подразделений предприятия для выполнения плана по выпуску качественной продукции в установленные сроки при наиболее эффективном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

3. Статистическая форма отчетности № 1-П (годовая) «Отчет по продукции». По данной форме предприятия ежегодно представляют сведения о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера за отчетный год и предыдущий. В разделе 1 отражаются основные показатели: объем производства продукции в фактических и сопоставимых ценах, объем отгруженной продукции, стоимость запасов готовой продукции, стоимость незавершенного производства, внутризаводской оборот, среднесписочная численность персонала, среднегодовая стоимость основных производственных фондов. Раздел 2 «Производство продукции в натуральном выражении» содержит в себе данные о выпуске продукции по видам в натуральном и стоимостном выражении;

4. Форма № 1-П (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции».

По форме № 1-П промышленные предприятия ежемесячно представляют сведения об объеме выпущенных товаров и оказанных услуг, отгрузке и остатках товаров за отчетный месяц, предыдущий месяц, а также за со­ответствующий отчетному месяц прошлого года.

В части промышленной деятельности при заполнении разде­ла 1 формы № 1-П учитывается общий объем произведенной про­мышленной продукции (работ, услуг). В разделе 2 формы № П-1 приводятся отдельные показа­тели производства и отгрузки продукции, характерные для различ­ных видов экономической деятельности, а также сведения о про­изводстве, отгрузке и остатках отдельных видов товаров и услуг.

5. Ведомость № 16 «Движение готовой продукции, ее отгрузка и реализация»

6. Заключенные договора на реализацию продукции

7. Другие данные бухгалтерского и статистического учета.

Таким образом, анализ объема производства и реализации продукции проводится на основе документальных данных о производстве и реализации продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера.


2. Анализ динамики производства и реализации продукции (работ, услуг)

Анализ начинают с изучения динамики выпуска и реализации продукции. В нашем примере предприятие производит и реализует по договорам продукцию производственного назначения.

Таблица 7.1

Анализ динамики выпуска и реализации продукции в сопоставимых ценах*

Год Объем производства продукции, млн. руб Темпы роста, % Объем реализации продукции, млн. руб. Темпы роста, %
базисные цепные базисные цепные
    100,00 100,00   100,00 100,00
    102,67 102,67   103,46 103,46
    106,44 103,68   105,36 101,84
    110,11 103,44   104,47 99,15
    112,00 101,72   107,93 103,32

* - Одним из факторов увеличения выпуска и реализации продукции (в действующих ценах) является инфляция. Чтобы привести показатели выпуска и реализации в сопоставимые условия (т.е в сопоставимых ценах), то есть определить изменение выпуска и реализации продукции в реальных показателях, необходимо учесть соответствующие изменения цен. Об изменении цен сообщается в публикациях Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Выбор индекса цен, применяемого при определении изменений в сфере реализации, зависит от деятельности предприятия. Если основной деятельностью являются производство и продажа товаров и услуг непосредственно населению, то наиболее приемлемым будет применение индекса потребительских цен; если предприятие продает большую часть своей продукции оптовикам, следует учитывать индекс оптовых цен; если специализируется на выпуске товаров производственного назначения, - индекс цен средств производства, дифференцируя его по отраслям.

 

Далее проводят анализ динамики объема производства продукции нарастающим итогом за отчетный год по сравнению с предыдущим годом (годами):

Таблица 7.2

Анализ динамики объема производства продукции нарастающим итогом с начала года

Месяц, квартал     Объем производства продукции, работ и услуг, млн.руб. (в ценах производителей без НДС, акцизов и других налогов из выручки), Изменение против предыдущего года
млн.руб.   темп роста, %  
в действующих ценах в сопоставимых ценах в действ. ценах (гр.1 - гр.2)     в сопост. ценах (гр.3 - гр.4)     в действ. ценах (гр.1 / / гр.2 х 100)   в сопост. ценах (гр.3 / / гр.4 х 100)  
отчет-ный год преды-дущий год отчет-ный год преды-дущий год
А                
Январь             102,7 100,2
Февраль             101,3 106,0
За два месяца             102,0 103,0
Март             110,6 100,7
За I квартал             105,0 102,2
Апрель             101,6 100,0
За четыре месяца             104,1 101,6
Май         -1   100,0 100,7
За пять месяцев             103,3 101,4
Июнь         -429   94,9 108,3
За I полугодие             101,9 102,5
И т.д.                

Аналогичную таблицу составляют и по объему реализации продукции (работ, услуг).


3. Анализ выполнения производственной программы (плана) выпуска продукции по объему, ассортименту и структуре

Далее производится оценка выполнения плана по производству продукции за отчетный период.

Таблица 7.3

Анализ выполнения производственной программы по выпуску продукции предприятием

Вид продукции Объем выпущенной продукции (в сопост. ценах), тыс. рублей   Выполнение плана, % Отклонение плана от 2005 года Отклонение фактического выпуска продукции 2006 г.
2005 год Отчетный 2006 год от плана от 2005года
  План   Факт Абсолютное, +/- Относительное, % Абсолютное, +/- Относительное, % Абсолютное, +/- Относительное, %
                     
А       102,2 +5430 +0,14 +85788 +2,2 +91218 +2,34
Б       109,02 +78216 +11,06 +70828 +9,02 +149044 +21,07
В       110,64 +6769 +2,58 +28687 +10,64 +35456 +13,49
Г       103,65 +401 +0,08 +18399 +3,65 +18800 +3,74
Д       104,51 +1380 +0,59 +10606 +4,51 +11986 +5,12
И т.д. ….. ….. ….. ….. ….. ….. ….. ….. ….. …..
Итого       108,00 +900 +0,91 +800 +8,00 +1700 +1,72

 

Аналогичную таблицу составляют и по объему реализации продукции (работ, услуг).

Следующий этап анализа производства продукции – это анализ ассортимента и структуры продукции. Уровень выполнения плана выпуска продукции по ассортименту оценивается в процентах и определяется путем деления общего фактического выпуска продукции, но не выше планового, на общий плановый выпуск продукции по формуле:

(7.3),

где – объем выпуска продукции, засчитываемый в выполнение плана по ассортименту выпуска продукции (объем фактически выпущенной продукции, но в пределах плана), тыс. руб.

– объем планового выпуска продукции, тыс. руб.

Продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту. Данный способ расчета приемлем в том случае и на тех предприятиях, где номенклатура выпускаемой продукции невелика. Выполнение плана по ассортименту оценивается с помощью следующей таблицы:

Таблица 7.4

Выполнение плана по ассортименту продукции, тыс. руб

Вид продукции Объем производства продукции в сопоставимых ценах Темп роста фактического выпуска Объем продукции, принятый в зачет по ассортименту
2005 год Отчетный 2006 год по отношению 2005 году, % по отношению к плану, % относительно 2005 года относительно плана 2006 г
План Факт
А       102,34 102,20    
Б       121,07 109,02    
В       113,49 110,64    
Г       103,74 103,65    
Д       105,12 104,51    
Е       127,74 127,01    
Итого       106,26 104,58    

Таким образом, уровень выполнения плана по ассортименту в 2006 году, рассчитанный относительно предыдущего года, выполнен на 100% (5815416/5815416). Это означает, что по всем видам продукции объем производства в 2006 году превышал объем выпуска в 2005 году. Об этом свидетельствуют темпы роста выпуска продукции в 2006 году по сравнению с предыдущим годом, которые по всем видам продукции превышают 100%. Превышение объема производства 2006 года над объемом выпуска 2005 года связано с тем, что на предприятии придерживаются стратегии наращивания объема производства продукции.

Уровень выполнения плана по ассортименту, рассчитанный относительно плана 2006 года, также выполнен на 100% (5908803/5908803). Это означает, что по всем видам продукции план был перевыполнен. На предприятии в 2006 году не было отмечено недостатков в организации производства, не наблюдалось простоев оборудования, аварий, недостатка электроэнергии, а также производство характеризовалось удовлетворительным состоянием материально–технического обеспечения и своевременным вводом в действие производственных мощностей.

Оценка выполнения плана по структуре. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Уровень выполнения плана по структуре выпущенной продукции оценивается в процентах и определяется по формуле:

(7.4),

где – объем выпуска продукции, засчитываемый в выполнение плана по структуре выпуска продукции (объем фактически выпущенной продукции, пересчитанный на плановую структуру, но в пределах фактического выпуска), тыс. руб.

– объем фактического выпуска продукции, тыс. руб.

Для нахождения уровня выполнения плана по структуре используют таблицу:

Таблица 7.5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.