КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Показатели объема производства продукции, источники информации
Тема 7. Анализ ОБЪЕМА производства и реализации продукции (работ, услуг) 1. Показатели объема производства продукции, источники информации для проведения анализа производства и реализации продукции (работ, услуг) 2. Анализ динамики производства и реализации продукции 3. Анализ выполнения производственной программы (плана) выпуска продукции по объему, ассортименту и структуре 4. Анализ ритмичности производства и выпуска продукции 5. Анализ качества продукции 6. Анализ выполнения плана отгрузки и реализации продукции 7. Резервы роста объема производства и реализации продукции
для проведения анализа производства и реализации продукции (работ, услуг) Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, стоимостных и трудовых измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции выражаются в стоимостной оценке. Натуральные измерители (штуки, тонны, метры и т. д.) характеризуют производственную специализацию предприятия и долю на рынке. Без натуральных измерителей невозможно определить потребность в производственной мощности и ее использование. Эти измерители используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции. Условно–натуральные показатели, как и стоимостные, применяют для обобщенной характеристики объемов производства продукции (на ремонтных предприятиях применяется такой показатель, как количество условных ремонтов, в обувной промышленности–условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т. д.). Нормативные трудовые измерители привлекаются для анализа выполнения плана по объему производства главным образом в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства невозможно использовать натуральные или условно–натуральные единицы измерения.
Трудовые измерители — часы и минуты рабочего времени — применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Стоимостные измерители производственной программы используются одновременно с натуральными и трудовыми. Они отражают объем произведенной продукции. Единица измерения – национальная валюта. Кроме того, для характеристики экспорта может применяться валюта других стран, например доллар США. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. К таким показателям относятся товарная и валовая продукция. Товарная продукция характеризует объем производства по полностью законченным и подлежащим реализации (для продаж) продукции, работ, услуг. Товарная продукция (ТП), тыс. руб., определяется следующим образом: ТП = ГП + ПФс + Сп.с.м.з + Пв.ц + Pп.хар , (7.1) где ГП – стоимость готовых изделий (готовая продукция), тыс. руб.; ПФс – полуфабрикаты собственной выработки, отпущенные на сторону, капитальному строительству и непроизводственным хозяйствам своего предприятия, тыс. руб.; Сп.с.м.з – стоимость переработки сырья и материалов заказчика, тыс. руб.; П в.ц – стоимость инструмента, штампов, моделей, приспособлений, отпущенных на сторону или зачисленных в основные фонды предприятия (продукции вспомогательных цехов), тыс. руб.; Рп.хар – стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону, тыс. руб. Общий объем производства в стоимостном выражении характеризуется валовой продукцией (ВП), которая зависит от трудоемкости, материалоемкости и рентабельности изготовленной продукции. Там, где остатки незавершенного производства незначительны по размерам или не имеют больших колебаний в отчетных периодах, товарная и валовая продукция имеют одинаковый состав. В остальных случаях расчет валовой продукции следует исчислять с учетом остатков незавершенного производства, а именно:
ВП = ТП ± Ио.нз.п + Cс.м.з, (7.2) где Ио.нз.п — изменение остатков незавершенного производства, тыс. руб.; Cс.м.з— стоимость сырья и материалов заказчика, тыс. руб. Валовая продукция характеризует объем производства как по полностью законченным и подлежащим реализации, так и по незаконченным изделиям. Источниками информации для проведения анализа служат: 1. Бизнес–план предприятия. Бизнес–план–это программа деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению поставленной цели предприятием, включающий оценку ожидаемых доходов и расходов. 2. Оперативные планы–графики. Оперативные планы–графики формируются в ходе оперативно–производственного планирования и представляют собой производственную программу изготовления продукции на короткие промежутки времени (месяц, декаду, неделю, сутки, смену, час). Главной задачей оперативно–производственного планирования является обеспечение ритмичной и взаимоувязанной работы всех подразделений предприятия для выполнения плана по выпуску качественной продукции в установленные сроки при наиболее эффективном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; 3. Статистическая форма отчетности № 1-П (годовая) «Отчет по продукции». По данной форме предприятия ежегодно представляют сведения о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера за отчетный год и предыдущий. В разделе 1 отражаются основные показатели: объем производства продукции в фактических и сопоставимых ценах, объем отгруженной продукции, стоимость запасов готовой продукции, стоимость незавершенного производства, внутризаводской оборот, среднесписочная численность персонала, среднегодовая стоимость основных производственных фондов. Раздел 2 «Производство продукции в натуральном выражении» содержит в себе данные о выпуске продукции по видам в натуральном и стоимостном выражении;
4. Форма № 1-П (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции». По форме № 1-П промышленные предприятия ежемесячно представляют сведения об объеме выпущенных товаров и оказанных услуг, отгрузке и остатках товаров за отчетный месяц, предыдущий месяц, а также за соответствующий отчетному месяц прошлого года. В части промышленной деятельности при заполнении раздела 1 формы № 1-П учитывается общий объем произведенной промышленной продукции (работ, услуг). В разделе 2 формы № П-1 приводятся отдельные показатели производства и отгрузки продукции, характерные для различных видов экономической деятельности, а также сведения о производстве, отгрузке и остатках отдельных видов товаров и услуг. 5. Ведомость № 16 «Движение готовой продукции, ее отгрузка и реализация» 6. Заключенные договора на реализацию продукции 7. Другие данные бухгалтерского и статистического учета. Таким образом, анализ объема производства и реализации продукции проводится на основе документальных данных о производстве и реализации продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера. 2. Анализ динамики производства и реализации продукции (работ, услуг) Анализ начинают с изучения динамики выпуска и реализации продукции. В нашем примере предприятие производит и реализует по договорам продукцию производственного назначения. Таблица 7.1 Анализ динамики выпуска и реализации продукции в сопоставимых ценах*
* - Одним из факторов увеличения выпуска и реализации продукции (в действующих ценах) является инфляция. Чтобы привести показатели выпуска и реализации в сопоставимые условия (т.е в сопоставимых ценах), то есть определить изменение выпуска и реализации продукции в реальных показателях, необходимо учесть соответствующие изменения цен. Об изменении цен сообщается в публикациях Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Выбор индекса цен, применяемого при определении изменений в сфере реализации, зависит от деятельности предприятия. Если основной деятельностью являются производство и продажа товаров и услуг непосредственно населению, то наиболее приемлемым будет применение индекса потребительских цен; если предприятие продает большую часть своей продукции оптовикам, следует учитывать индекс оптовых цен; если специализируется на выпуске товаров производственного назначения, - индекс цен средств производства, дифференцируя его по отраслям.
Далее проводят анализ динамики объема производства продукции нарастающим итогом за отчетный год по сравнению с предыдущим годом (годами): Таблица 7.2 Анализ динамики объема производства продукции нарастающим итогом с начала года
Аналогичную таблицу составляют и по объему реализации продукции (работ, услуг). 3. Анализ выполнения производственной программы (плана) выпуска продукции по объему, ассортименту и структуре Далее производится оценка выполнения плана по производству продукции за отчетный период. Таблица 7.3 Анализ выполнения производственной программы по выпуску продукции предприятием
Аналогичную таблицу составляют и по объему реализации продукции (работ, услуг). Следующий этап анализа производства продукции – это анализ ассортимента и структуры продукции. Уровень выполнения плана выпуска продукции по ассортименту оценивается в процентах и определяется путем деления общего фактического выпуска продукции, но не выше планового, на общий плановый выпуск продукции по формуле: (7.3), где – объем выпуска продукции, засчитываемый в выполнение плана по ассортименту выпуска продукции (объем фактически выпущенной продукции, но в пределах плана), тыс. руб. – объем планового выпуска продукции, тыс. руб. Продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту. Данный способ расчета приемлем в том случае и на тех предприятиях, где номенклатура выпускаемой продукции невелика. Выполнение плана по ассортименту оценивается с помощью следующей таблицы: Таблица 7.4 Выполнение плана по ассортименту продукции, тыс. руб
Таким образом, уровень выполнения плана по ассортименту в 2006 году, рассчитанный относительно предыдущего года, выполнен на 100% (5815416/5815416). Это означает, что по всем видам продукции объем производства в 2006 году превышал объем выпуска в 2005 году. Об этом свидетельствуют темпы роста выпуска продукции в 2006 году по сравнению с предыдущим годом, которые по всем видам продукции превышают 100%. Превышение объема производства 2006 года над объемом выпуска 2005 года связано с тем, что на предприятии придерживаются стратегии наращивания объема производства продукции. Уровень выполнения плана по ассортименту, рассчитанный относительно плана 2006 года, также выполнен на 100% (5908803/5908803). Это означает, что по всем видам продукции план был перевыполнен. На предприятии в 2006 году не было отмечено недостатков в организации производства, не наблюдалось простоев оборудования, аварий, недостатка электроэнергии, а также производство характеризовалось удовлетворительным состоянием материально–технического обеспечения и своевременным вводом в действие производственных мощностей. Оценка выполнения плана по структуре. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Уровень выполнения плана по структуре выпущенной продукции оценивается в процентах и определяется по формуле: (7.4), где – объем выпуска продукции, засчитываемый в выполнение плана по структуре выпуска продукции (объем фактически выпущенной продукции, пересчитанный на плановую структуру, но в пределах фактического выпуска), тыс. руб. – объем фактического выпуска продукции, тыс. руб. Для нахождения уровня выполнения плана по структуре используют таблицу: Таблица 7.5
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |