Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и основные формы организации труда осужденных к лишению свободы

Кризисные явления начала 1990-х гг. поставили перед российской пенитенциарной наукой и практикой вопрос об обязательности труда для осужденных. В связи с разработ­кой нового уголовно-исполнительного законодательства проблема перешла в практическую плоскость. В ее разреше­нии приняло участие значительное число ученых, практи­ческих работников УИС, представителей различных госу­дарственных и общественных структур. В ходе дискуссии о новой роли труда в местах лишения свободы обозначилось три основных позиции. Представители первой, наиболее ра­дикальной точки зрения, отвергали возможность сохране­ния обязательного общественно полезного труда как сред­ства исправления осужденных. При этом они, ссылаясь на советский опыт, отождествляли труд осужденных с прину­дительным трудом, запрещенным международными право­выми актами. Однако в соответствии с существующими международными стандартами, в частности Конвенцией Международной организации труда № 29 о принудительном и обязательном труде (Женева, 28 июня 1930 г.)*, и Кон­венцией Международной организации труда № 105 об уп­разднении принудительного труда (Женева, 25 июня 1957 г.)**, обязательный труд осужденных не рассматривается как раз­новидность принудительного труда.

Некоторые специалисты считали возможным организа­цию труда по желанию осужденного. Они высказывались за сохранение в рыночных условиях общественно полезного труда только для тех осужденных, которые не могли опла­тить свое пребывание в местах лишения свободы. Такой под­ход изначально неверен, так как его реализация привела бы к нарушению многих принципов уголовно-исполнительно­го права и законодательства, и в первую очередь — принци­па равенства осужденных перед законом.

Подавляющее большинство ученых и практических ра­ботников предложило законодательно закрепить обязатель­ность труда осужденных. Аргументами в пользу подобной позиции являлось то, что труд осужденных имеет оздорови­тельное, воспитательное и экономическое значение. Для физически здорового человека различные формы труда не­обходимы для поддержания его нормального функциониро­вания (трудотерапия). Трудовая деятельность осужденных выступает в качестве, средства исправления осужденного. Привитие осужденному в процессе труда социально полез­ных качеств, навыков и убеждений, стремлений к полезному -труду, приобретению трудовых навыков, специальностей, формирование понимания, что только честный труд служит источником нормальной жизни человека, необходимо для нейтрализации негативных жизненных установок и адапта­ции осужденного после отбытия наказания. Экономическое значение хорошо организованного труда состоит в том, что он позволяет в современных условиях нормально функцио­нировать исправительному учреждению, создавая приемле­мые условия содержания осужденных, обеспечивать потреб­ности самих осужденных и оказание помощи их семьям, накопить некоторые денежные средства для устройства пос­ле отбытия наказания.

* Конвенция вступила в силу 1 мая 1932 г., ратифицирована Прези­диумом Верховного Совета СССР 23 июня 1956 г.

** Конвенция вступила в силу 17 января 1959 г., ратифицирована Рос­сийской Федерацией Федеральным законом от 23.03.1998 № 35-ФЗ.

составляют осужденные мужчины старше 60 лет и осужден­ные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющи­еся инвалидами I или II группы, которые привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством о труде и законодательством о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные, осужденные беременные женщины и женщины, имеющие детей, также привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством (ч. 2 ст. 103 УИК РФ).

Принцип обязательности труда реализуется и в ч. 6 ст. 103 УИК РФ, которая запрещает осужденным прекра­щать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным на­рушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

В ч. 1ст. 103 УИК РФ подчеркивается обязанность адми­нистрации исправительного учреждения привлекать осуж­денных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по воз­можности, специальности. Общественно полезный труд оз­начает выполнение осужденным различной социально зна­чимой, полезной для других людей работы, процесс и результаты которой приносят удовлетворение и самому осужденному, и востребованы обществом. К сожалению, в последнее десятилетие в условиях экономической неста­бильности в стране проблема обеспечения осужденных та­ким трудом становится все более острой.

Принцип сочетания труда и профессионального обучения нашел закрепление в ч. 1 ст. 108 УИК РФ, где подчеркивает­ся, что в исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению сво­боды, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Согласно ч. 2 ст. 9 УИК РФ общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужден­ных. Эта установка получила развитие в ч. 5 ст. 103 УИК РФ, в которой определяется, что производственная деятель­ность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений — исправле­нию осужденных, а также в ст. 1 Закона об учреждениях, исполняющих уголовные наказания, констатирующей, что ин­тересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.

Таким образом, требования нормативных актов, регу­лирующих исполнение лишения свободы, направлены на формирование и развитие производственной деятельности уголовно-исполнительных учреждений, подчинены дости­жению целей воспитательного, педагогического воздей­ствия на осужденных, предполагающих привлечение осуж­денных к постоянному, систематическому и разнообразному участию в производительном труде, создание в исправитель­ных учреждениях современной производственной базы и соответствующей профессиональной подготовки.

Известные кризисные явления в экономике России в конце XX в. негативным образом отразились на состоянии производства исправительных учреждений, занятости осуж­денных трудом, но не отменяют самих принципов организа­ции труда, о чем свидетельствуют и соответствующие реше­ния федеральной исполнительной власти*.

В 1992—1993 гг. произошли кардинальные изменения в формах организации труда осужденных к лишению свобо­ды. Если до этого времени осужденные работали только на государственных предприятиях, находившихся на балансе исправительных учреждений или иных организаций, то в настоящее время, в соответствии с ч. 1 ст. 103 УИК, они при­влекаются к труду на предприятиях исправительных учреж­дений, на государственных предприятиях или предприяти­ях иных форм собственности при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных, а также впра­ве заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

* См., например: постановление Правительства РФ от 26.08.1996 № 1003 «О мерах государственной поддержки учреждений, исполняю­щих уголовные наказания в виде лишения свободы, с особыми условия­ми хозяйственной деятельности»; постановление Правительства РФ от 13.08.1996 № 970 «О Федеральной целевой-программе содействия трудо­вой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на пери­од до 2000 года»; постановление Правительства РФ от 03.05.1994 № 447 «О размещении на предприятиях учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и на собственном производстве этих учреждений заказов на поставки продукции, выполнение работ и услуг для удовлетворения государственных нужд»; распоряжение Правитель­ства РФ от 26.02.1996 № 235-р «О Федеральной целевой программе со­действия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы (1995-1996 гг.)».

Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах, организуется только на территории тюрьмы (ч. 7 ст. 74 и ч. 3 ст. 103 У ИК РФ). Кроме того, осужденные в порядке очеред­ности привлекаются к труду без его оплаты в форме выполне­ния работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий (ст. 106 УИК РФ).

Перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, согласно ч. 4 ст. 104 УИК РФ устанавли­вается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. В приложении № 8 к Правилам указаны следу­ющие виды таких работ: все работы и должности в управле­ниях, отделах (службах) территориальных органов уголов­но-исполнительной системы; в административных зданиях, в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, находится (хранится) оружие, служеб­ная документация, специальные технические средства. Кро­ме этого, не допускается труд осужденных: по обслужива­нию и ремонту технических средств охраны, а также размещенных во внутренней запретной зоне инженерных средств охраны; множительной, радиотелеграфной, теле­фонной, факсимильной техники; связанный с учетом, хране­нием и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ; с подчинением им вольнонаёмных работ­ников; в качестве водителей оперативных машин; в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведу­ющих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков.

Положения УИК РФ о формах организации труда осуж­денных конкретизированы в ст. 17 Закона об учреждениях, исполняющих уголовные наказания. Согласно этой норме исправительные учреждения привлекают осужденных к оп­лачиваемому труду: 1) на собственных производствах уч­реждений, исполняющих наказания; 2) на предприятиях учреждений, исполняющих наказания; 3) на объектах пред­приятий любых организационно-правовых форм, расположен­ных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их; 4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, ис­полняющих наказания, и следственных изоляторов.

Собственные производства учреждений, исполняющих наказания, представляют инициативную самостоятельную производственную деятельность, осуществляемую на свой риск и под установленную законодательством ответственность, например выпуск отдельных товаров народного по­требления, продуктов питания, стройматериалов и др.

Для ведения собственной производственной деятельнос­ти учреждения, исполняющие наказания, имеют право: 1) осуществлять без дополнительной регистрации собствен­ную производственную деятельность; 2) привлекать на до­говорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и имущественные права физических и юридических лиц; 3) самостоятельно выбирать поставщиков материально-технических ресурсов и потребителей выпускаемой продук­ции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ и заключаемыми договорами, за ис­ключением продукции, изготовленной по заказу для госу­дарственных нужд; 4) осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, предусмотренном законодатель­ством РФ для предприятий; 5) утверждать штаты рабочих и служащих, занятых в собственной производственной дея­тельности этих учреждений, а также принимать их на рабо­ту и увольнять с работы в соответствии с законодательством РФ о труде и ведомственными нормативными актами; 6) распоряжаться выпускаемой продукцией, за исключени­ем продукции, изготовленной по заказу для государствен­ных нужд, и всей полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов и обязательных платежей в соответствую­щие бюджеты;

Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимо­сти создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, а также спроса потребителей на производимые продукцию, работы и предоставляемые услуги

Предприятия учреждений, исполняющих наказания, пред­назначены для привлечения осужденных к труду и обучения их общественно значимым профессиям и создаются при одном учреждении, исполняющем наказания, или объедине­нии учреждений с особыми условиями хозяйственной дея­тельности (например, лесозаготовка, обработка и переработ­ка древесины) как структурные подразделения этих учреждений или объединения учреждений. Предприятия исправительных учреждений по своей организационно-пра­вовой форме являются государственными унитарными предприятиями.

Учредителем предприятий учреждений, исполняющих наказания, является федеральный орган уголовно-исполни­тельной системы, который утверждает их уставы, разрабо­танные учреждениями, исполняющими наказания, или объединениями учреждений с особыми условиями хозяй­ственной деятельности, и закрепляет за предприятиями уч­реждений, исполняющих наказания, федеральное имуще­ство.

Предприятия учреждений, исполняющих наказания, осу­ществляют свою деятельность в соответствии с законода­тельством РФ с учетом следующих особенностей: 1) созда­ние, реорганизация и ликвидация предприятий учреждений, исполняющих наказания, распоряжение их имуществом осуществляются федеральным органом уголовно-исполни­тельной системы и его территориальными органами; 2) ру­ководство предприятиями учреждений, исполняющих нака­зания, осуществляется начальниками этих учреждений; 3) перечни должностей в штатах предприятий учреждений, исполняющих наказания, замещаемых лицами, имеющими специальные звания сотрудников уголовно-исполнитель­ной системы, утверждаются Минюстом России; 5) предпри­ятия учреждений, исполняющих наказания, самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных; 6) на предприя­тия учреждений, исполняющих наказания, не распространя­ется действие антимонопольного законодательства РФ.

Привлечение осужденных к труду на объектах предпри­ятий любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на тер-. риториях учреждений, исполняющих наказания, и вне их, • осуществляется на основании договоров (контрактов), зак­лючаемых руководством учреждений, исполняющих наказа­ния, и предприятий. Договор (контракт) разрабатывается с учетом рекомендаций федерального органа управления уго­ловно-исполнительной системы. Договор (контракт) обяза­тельно предусматривает: количество осужденных, выводи­мых на эти объекты; заработная плата, а также средства для выплаты осужденным необходимых пособий; специальная изоляция рабочих мест, на которых будут работать осужден­ные, от остальных объектов предприятий; имущественные отношения между учреждениями, исполняющими наказа­ния, и предприятиями; обеспечение безопасных условий труда работающим осужденным, соблюдение правил и норм техники безопасности и производственной санитарии в со­ответствии с законодательством РФ о труде.

Выполнение работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изо­ляторов возлагается на осужденных, обладающих соответ­ствующими специальностями (маляры, штукатуры, слеса­ри-сантехники, столяры, парикмахеры и т.п.). Штаты работников, выполняющих работы по хозяйственному об­служиванию учреждений, исполняющих наказания, утверж­дают начальники учреждений, исполняющих наказания, в пределах выделяемых из федерального бюджета средств и на основании нормативов, утвержденных Минюстом Рос­сии. В предназначенных для содержания осужденных несо­вершеннолетних учреждениях, исполняющих наказания, на выполнение работ по хозяйственному обслуживанию могут привлекаться только лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста.

Осужденные в соответствии с ч. 1 ст. 103 УИК РФ впра­ве заниматься индивидуальной трудовой деятельностью при соблюдении следующих условий: 1) желание осужденных заниматься такой деятельностью; 2) соответствие этой дея­тельности требованиям режима содержания; 3) возможность администрации учреждения, исполняющего наказания, орга­низовать такую деятельность; 4) покрытие осужденными затрат, связанных с осуществлением этой деятельности; 5) возможность получать прибыль от такой деятельности не ниже установленного законом минимального размера опла­ты труда. Данное требование не распространяется на осуж­денных, которым разрешено трудиться по их желанию.

В соответствии с гл. 14 УИК РФ труд осужденных в ис­правительных учреждениях организуется на основе уголов­но-исполнительного и трудового законодательства, с учетом •требований техники безопасности, охраны труда, здоровья работников и т.п.

Продолжительность рабочего времени осужденных к ли­шению свободы, правила охраны труда, техники безопасноста и производственной санитарии устанавливаются в соот­ветствии с законодательством РФ о труде. Так, в соответ­ствии со ст. 212 ТК РФ в обязанности работодателя по обес­печению безопасных условий и охраны труда входит: безопасность работников при эксплуатации зданий, соору­жений, оборудования, осуществлении технологических про­цессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требо­ваниям охраны труда условия труда на каждом рабочем ме­сте; режим труда и отдыха работников в соответствии с зако­нодательством; приобретение и выдача за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты; принятие мер по предотв­ращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоро­вья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; обяза­тельное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др. '

Помимо ТК РФ на осужденных распространяются нор­мы Федеральных законов от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обя­зательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Россий­ской Федерации» и других нормативных актов*.

Нормальная продолжительность рабочего времени осуж­денных не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Для отдельных категорий осужденных к лишению свободы устанавливается согласно ст. 92 ТК РФ сокращенная продол­жительность рабочего времени: для работающих осужденных, являющихся инвалидами I и II группы, — 35 часов в неделю; для осужденных, занятых на работах с вредными и (или) опас.

 

* См., например: федеральные законы от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об ос­новах обязательного социального страхования», от 30.03.1999 N° 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; постанов­ление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.05.2003 № 100 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.2.1327-03» (вместе с «Санитарно-эпидемиологическими правила­ми "Гигиенические требования к организации технологических процес­сов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. СП 2.2.2.1327—03"», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 23.05.2003) и др.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исполнение уголовного наказания в виде ареста в отношении военнослужащих | Тема 14. Правовое регулирование воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.