Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14. Правовое регулирование воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы

Воспитательная работа в местах лишения свободы

Воспитательная работа согласно ст. 9 УИК РФ признает­ся одним основных средств исправления осужденных. Все средства исправительного воздействия на осужденных вза­имосвязаны и, представляя единый комплекс, дополняют друг друга. Так, труд осужденных имеет ярко выраженное воспитательное значение. В то же время одним из общеприз­нанных направлений воспитательной работы является тру­довое воздействие.

Как разностороннее и тонкое психолого-педагогическое средство, воспитательная работа подвержена правовому ре­гулированию в меньшей степени, чем режим и труд. Вопро­сам ее организации, формам и методам проведения посвяще­на гл. 15 УИК РФ.

В Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной сис­темы, утвержденной 20 апреля 2000 г., воспитательная работа — это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физичес­кому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. В соответствии с ч. 1 ст. 109

УИК РФ задачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирова­ние у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человечес­кого общежития, повышение их образовательного и куль­турного уровня.

Основными направлениями воспитательной работы выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способ­ствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 УИК РФ).

Нравственное воспитание осужденных к лишению свобо­ды предполагает ознакомление их с нравственными ценно­стями человеческого общества, формирование на этой осно­ве всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принци­пов и норм, нравственных идеалов и убеждений.

Правовое воспитание осужденных к лишению направле­но на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, знания его, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспи­тание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреж­дение совершения новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.

Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навы­ков и умений у осужденных, развития у них психологичес­кой готовности и потребности трудиться с пользой для об­щества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни — единственно правильный и приемлемый для них дальнейший путь.

Физическое воспитание осужденных включает в себя про­ведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направлено не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания лишения свободы.

К иным направлениям воспитательного воздействия от­носится социальное, экономическое, эстетическое, экологи­ческое воспитание.

При исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы потенциальные возможности оказания воспитательного влияния на осужденных более значительны в отличие от иных видов наказания. Для организации воспита­тельной работы с осужденными в исправительных учрежде­ниях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 № 974 «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспита­тельной работы с осужденными в исправительных учрежде­ниях». В исправительных учреждениях для проведения воспитательных мероприятий функционируют клубы, ком­наты воспитательной работы, библиотеки и др., есть со­ответствующее кадровое (сотрудники воспитательного аппарата, психологической службы) и методическое обеспе­чение. Воспитательные мероприятия предусмотрены распо­рядком дня и являются обязательными для осужденных. Кроме того, участие осужденных в проводимых воспита­тельных мероприятиях учитывается при определении сте­пени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания (ч. 2 ст. 109 УИК РФ).

Уголовно-исполнительным законодательством (ч. 2 ст. ПО УИК РФ) закрепляется принцип дифференциации воспитательной работы в зависимости от срока наказания, вида исправительного учреждения и условий содержания осужденных. Дифференциация осуществляется с учетом особенностей различных категорий осужденных и видов уч­реждений на основе разработки типовых программ (методи­ческих рекомендаций) по оказанию воздействия на: осуж­денных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях; осужденных женского пола; осужденных, отбывающих наказание в исправительных ко­лониях различных видов режима; осужденных, отбывающих наказание в тюрьмах; осужденных, отбывающих наказание в лечебных исправительных учреждениях (больных туберку­лезом, алкоголизмом или наркоманией, ВИЧ-инфицирован­ных, имеющих психические отклонения и т.д.); осужденных, оставленных отбывать наказание в следственных изоля­торах.

Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы определены в ст. ПО УИК РФ. Воспитательная работа проводится в трех основ­ных формах: 1) индивидуальной; 2) групповой; 3) массовой. При этом широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы.

Массовые формы (лекции, вечера вопросов и ответов, концерты художественной самодеятельности, тематические вечера и др.) используются при проведении воспитательных мероприятий, требующих охвата всех или значительной ча­сти осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Они необходимы при подведении итогов за определенный период времени, для решения вопросов, тре­бующих массового внимания и усилий.

Более распространенными являются групповые воспита­тельные мероприятия (беседы, занятия по социально-пра­вовым и экономическим вопросам, собрания отряда осуж­денных и др.). Основной группой здесь является отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия мо­гут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа и т.д.

В соответствии с приказом Минюста России от 25.03.2003 № 69 «Об утверждении положения об отряде осужденных исправительного учреждения» отряд осужденных создается в структуре исправительных учреждений с целью обеспече­ния управления исправительным процессом и создания оп­тимальных условий отбывания наказания осужденными в соответствии с требованиями УИК РФ. Количество осуж­денных в отряде устанавливается в соответствии с актами Минюста России: в исправительной колонии в пределах 50— 100 человек, в зависимости от вида режима и численно­сти осужденных; в воспитательной колонии — 120 человек.

Основная масса воспитательных мероприятий возлагает­ся на начальника отряда исправительного учреждения. Для этого должность начальника отряда замещается лицами на­чальствующего состава, имеющими, как правило, высшее или среднее профессиональное образование (педагогичес­кое, психологическое или юридическое). Вместе с тем это не означает, что воспитательная работа осуществляется исклю­чительно начальником отряда. В исправительных учрежде­ниях реализуется принцип: каждый сотрудник мест лише­ния свободы — педагог и воспитатель.

Для оказания помощи начальнику отряда в осуществле­нии воспитательной работы с осужденными организуется совет воспитателей отряда. Он создается приказом началь­ника учреждения. В состав совета воспитателей отряда вхо­дят: начальник отряда, другие сотрудники исправительных учреждений, имеющие навыки проведения воспитательной работы с осужденными, преподаватели общеобразователь­ной школы и профессионального училища, представители общественности (по представлению начальника отряда), а в воспитательной колонии — воспитатели, представители ро­дительского комитета. Начальник отряда является предсе­дателем Совета и планирует его работу в своем ежекварталь­ном плане.

В работе совета воспитателей отряда могут принимать участие представители органов местного самоуправления, общественных организаций и религиозных конфессий, по­печительского совета при исправительном учреждении, род­ственники осужденных.

Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решения принимаются боль­шинством голосов открытым голосованием. Решения, при­нимаемые в отношении конкретных осужденных, отражают­ся в дневниках индивидуальной воспитательной работы.

Итоги работы советов воспитателей отрядов подводятся на общем собрании сотрудников исправительного учрежде­ния не реже одного раза в год.

Наиболее эффективной формой воспитательного воз­действия является индивидуальная работа с осужденными. В содержание индивидуальной работы входит: изучение ха­рактера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; разработка типовых методик изуче­ния личности преступника и организации работы с осужден­ными, относящимися к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуаль­ной работы с конкретными лицами; организация самовоспи­тания и аттестация осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной; погашение исков и выплата алиментов; подготовка осужденных к освобожде­нию и т.д.

В настоящее время значительное место в организации индивидуальной работы с осужденными отводится психоло­гической службе уголовно-исполнительной системы. Пси­хологи изучают вновь прибывших в исправительное уч­реждение по стандартизированным методикам и составляют на каждого осужденного психологическую характеристику-рекомендацию по индивидуализации исполнения наказания или содержанию в следственном изоляторе; выявляют лиц, составляющих «группу риска» (агрессивных, склонных к побегу, суициду и т.п.); осуществляют индивидуальное кон­сультирование, проведение психокоррекционной работы с отдельными осужденными и группами осужденных, соци­ально-психологических тренингов.

В процессе воспитательной работы используются различ­ные психолого-педагогические методы: убеждения (разъяс­нение, поучение, наставление, доказательство, опроверже­ние, пример); организации поведения (требование, показ, объяснение, инструктирование, поручение, упражнение); торможения отрицательного поведения (внушение, осужде­ние, порицание, предупреждение, наказание); стимулирова­ния положительного поведения (похвала, одобрение, дове­рие, поощрение, организация перспективы).

В воспитательной работе с осужденными заметное место отводится самодеятельным организациям осужденных. Они создаются с целью реализации возможностей самоорганиза­ции и самоуправления осужденных и осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями уголовно-ис­полнительного законодательства Российской Федерации и актов Минюста России под контролем администрации ис­правительных учреждений.

Согласно ст. 111 УИК РФ самодеятельные организации осужденных формируются в исправительных учреждениях (за исключением тюрем и среди осужденных, содержащих­ся в помещениях камерного типа, единых помещениях ка­мерного типа). Основными задачами самодеятельных орга­низаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом раз­витии; развитие полезной инициативы осужденных; оказа­ние позитивного влияния на исправление осужденных; уча­стие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, форми­ровании здоровых отношений между осужденными; оказа­ние социальной помощи осужденным и их семьям. Перед са­модеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.

Порядок формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных определяется Минюстом России. Приказом Минюста России от 08.06.2005 № 79 утверждено Положение о порядке формирования и деятельности само­деятельных организаций осужденных в исправительном уч­реждении Федеральной службы исполнения наказаний.

К формам самодеятельных организаций осужденных По­ложение относит коллективы отрядов осужденных и совет коллектива осужденных учреждения. Организационную структуру самодеятельных организаций в отряде составля­ют: совет коллектива отряда; секция дисциплины и порядка; секция трудовой адаптации; секция пожарной безопасности; санитарно-бытовая секция; секция досуга; секция общеоб­разовательного и профессионального обучения; физкультурно-спортивная секция. Их деятельность охватывает все основные жизненные сферы отряда. В отряде могут созда­ваться и другие секции. Кроме участия осужденных в рабо­те перечисленных секций их самодеятельность может широ­ко проявляться в работе различных творческих кружков и организаций. Формирование и непосредственный контроль за работой самодеятельных организаций осужденных в от­ряде, соблюдением ими требований действующего законода­тельства возлагается на начальника отряда. В строгих усло­виях отбывания наказания самодеятельные организации осужденных могут создаваться по усмотрению начальника учреждения.

Решение о создании самодеятельных организаций осуж­денных принимается на общих собраниях коллективов осужденных в отрядах. Членом самодеятельных организа­ций может быть любой осужденный, желающий принимать участие в их работе. Лица, допустившие злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, решением совета коллектива учреждения (отряда) выводятся из соста­ва самодеятельных организаций.

Прием в члены самодеятельных организаций осуществ­ляется на основании письменного заявления осужденного, подаваемого в совет коллектива отряда. После принятия осужденного в члены самодеятельной организации он вклю­чается в состав секции, в которой желает работать. Его заяв­ление передается в отдел (группу) специального учета уч­реждения для приобщения к личному делу.

На собрании членов самодеятельной организации осуж­денных отряда простым большинством голосов избирается совет коллектива отряда в составе председателя совета и руководителей секций.

При самодеятельной организации осужденных учрежде­ния с целью общего руководства активом общественных формирований осужденных создаются: совет коллектива учреждения; секция дисциплины и порядка; секция трудо­вой адаптации; секция общеобразовательного и профессио­нального обучения; секция досуга, совета клуба и библиоте­ки; секция общественных корреспондентов многотиражной газеты, редакции стенгазеты колонии; секция социальной помощи; физкультурно-спортивная секция и другие секции. Количество и наименование секций может изменяться с уче­том вида и особенностей деятельности исправительного уч­реждения.

Совет коллектива учреждения избирается на собрании членов советов коллективов отрядов простым большин­ством голосов в составе: председателя совета учреждения, редактора стенгазеты и руководителей секций.

Совет коллектива учреждения (отряда) — выборный ру­ководящий орган самоуправления самодеятельной органи­зации осужденных, который организует и координирует ра­боту секций, обеспечивает выполнение принятых на общем собрании общественного формирования решений и плано­вых мероприятий. Персональный состав советов коллекти­вов отрядов и совета коллектива учреждения утверждаются соответственно начальником отряда и начальником коло­нии. Участие осужденных в работе самодеятельных органи­заций поощряется и учитывается при определении степени их исправления, однако не дает права на предоставление до­полнительных льгот.

Заседания совета коллектива учреждения (отряда) про­водятся в соответствии с планом работы, но не реже двух раз в месяц и оформляются протоколом. На заседаниях совета присутствует начальник учреждения или его заместитель по воспитательной работе (в отряде — начальник отряда, члены совета воспитателей отряда).

Совет коллектива учреждения (отряда) в пределах своей компетенции может обсуждать любой вопрос, касающийся труда, досуга и быта осужденных. По обсуждаемым вопро­сам членами совета разрабатываются предложения, которые выносятся на рассмотрение общего собрания осужденных и администрации учреждения. Решения самодеятельных организаций принимаются открытым голосованием боль­шинством голосов, но вступают в силу только после утвер­ждения администрацией исправительного учреждения.

Общее образование осужденных к лишению свободы в соответствии со ст. 112 УИК РФ отнесено к мерам воспита­тельного воздействия. Это абсолютно оправданно, так как под образованием в Законе РФ «Об образовании» понима­ется целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождаю­щийся констатацией достижения гражданином (обучаю­щимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Право на образование для многих осужденных является не только конституционным правом, но и обязанностью. Согласно ч. 1 ст. 112 УИК РФ в исправительных учрежде­ниях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основно­го общего образования (9 классов). Осужденным, желаю­щим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправи­тельного учреждения и соответствующими органами мест­ного самоуправления создаются необходимые условия. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся ин­валидами I или II группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.

Порядок получения общего образования определен в со­вместном приказе Минюста России №31, Минобразования России № 321 от 09.02.1999 «Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и средне­го (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных коло­ниях и тюрьмах». Согласно этому Положению право осуж­денных на получение образования гарантируется путем создания вечерних (сменных) общеобразовательных учреж­дений (школ, учебно-консультационных пунктов) при исправительных учреждениях, осуществляющих свою дея­тельность в соответствии с Типовым положением о вечер­нем (сменном) общеобразовательном учреждении (утверж­денным постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1237).

Школы учреждаются (создаются), реорганизуются и ликвидируются органами управления образованием субъектов РФ по согласованию с федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Администрация исправительного учреждения и педаго­гический коллектив школы работают в тесном контакте. На администрацию учреждения возлагается ведение учета осужденных, подлежащих обязательному обучению, а также желающих повысить свой общеобразовательный уровень. Она обеспечивает условия для проведения образовательно­го процесса: безвозмездно предоставляет и содержит на дол­жном санитарно-гигиеническом уровне помещения школы, производит их ремонт, оборудует их мебелью, учебно-на­глядными пособиями, учебниками, письменными принад­лежностями, техническими и аудио-, видеосредствами, хи­мическими реактивами, организует их надежное хранение и правильное использование обучающимися. Сотрудники ис­правительного учреждения осуществляют контроль за со­блюдением режимных требований работниками школы, а также обеспечивают их безопасность во время нахождения их на территории учреждения.

Представители администрации учреждения могут по со­гласованию с администрацией школы присутствовать на за­нятиях и других мероприятиях, связанных с образователь­ным процессом, с целью улучшения работы по обучению осужденных, участвовать в работе педагогического совета, конференций, совещаний и других мероприятий, организу­емых и проводимых школой.

Администрация школы и педагогический коллектив про­водят совместно с администрацией учреждения необходи­мую работу по обеспечению полного охвата подлежащих обязательному обучению осужденных к лишению свободы, не достигших возраста 30 лет и не имеющих основного об­щего образования, организует образовательный процесс и оказывает помощь обучающимся в подготовке к занятиям, овладении методами самообразования. Педагогические ра­ботники оказывают помощь администрации учреждения в духовно-нравственном воспитании осужденных, в работе по их социальной адаптации. Для этого директор школы и пе­дагогические работники входят в состав советов воспитате­лей отрядов, участвуют совместно с администрацией учреж­дения в воспитательной работе с осужденными.

Прием осужденных в школу осуществляется на основа­нии личного заявления, аттестата об основном общем обра­зовании (свидетельства о неполном среднем образовании)

уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» учредителем школы воспитатель­ной колонии является территориальный орган уголовно-ис­полнительной системы. Школа является юридическим ли­цом, входит в состав уголовно-исполнительной системы и содержится за счет средств федерального бюджета, выделя­емых на содержание уголовно-исполнительной системы. Тем самым путем создания школ в каждой воспитательной колонии гарантируется право воспитанников на получение образования.

Обязательному обучению в школе подлежат все воспи­танники, не имеющие основного общего образования. Зачис­ление воспитанников в школу производится по мере по­ступления в колонию на основании имеющихся в их личных делах документов об образовании, о промежуточной аттеста­ции, об обучении в образовательном учреждении и оформля­ется приказом директора школы. Воспитанники, не имеющие указанных выше документов, зачисляются в соответствую­щий класс на основании аттестации, проведенной педагоги­ческими работниками школы.

В школе осуществляется образовательный процесс в со­ответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: первая ступень — на­чальное общее образование (нормативный срок освоения — 4 года); вторая ступень — основное общее образование (нор­мативный срок освоения — 5 лет); третья ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освое­ния — 2 года). При необходимости создаются специальные (коррекционные) классы для обучения воспитанников, имеющих отклонения в развитии.

Наполняемость классов в школе устанавливается в коли­честве не менее 15, но не более 25 человек; в специальных (коррекционных) классах — не менее 12, но не более 16 че­ловек. Воспитанники обеспечиваются учебниками, тетрадя­ми и школьно-письменными принадлежностями за счет средств воспитательной колонии.

Учебный процесс в школе организуется в соответствии с Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразова­тельном учреждении. Отвлекать воспитанников от уроков категорически запрещается.

Выпускникам школы, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдаются документы о соответству­ющем уровне образования. Документы об образовании хранятся в личных делах воспитанников, а при их освобожде­нии вручаются под расписку.

Педагоги школы принимают активное участие в воспита­нии воспитанников. Они организуют и проводят кружко­вую, внеклассную и внешкольную воспитательную работу.

Действующее уголовно-исполнительное законодатель­ство к числу основных средств исправления осужденных, наряду с другими, относит общественное воздействие. К об­щественности относятся легитимные общественные и рели­гиозные объединения, трудовые коллективы и отдельные граждане. Часть 1 ст. 23 УИК РФ определяет, что обще­ственные объединения оказывают содействие в работе уч­реждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. Тем самым обществен­ность призвана оказать существенную помощь сотрудникам исправительных учреждений прежде всего в воспитании осужденных.

В последние годы традиционные формы деятельности общественных объединений, базирующихся на идеологичес­кой основе, существенно ослабли; эффективные новые еще не сформировались, а появившиеся не проявили себя в пол­ном объеме, что не позволяет их подробно регламентиро­вать, да и вряд ли это необходимо делать столь детально.

Полезность и актуальность разнообразного участия об­щественности в деятельности исправительных учреждений не вызывает сомнений. К этой работе вполне применимы известные принципы: «не навреди» и «все, что не запрещено, то разрешено».

Уголовно-исполнительное законодательство на сегод­няшний день определяет только две формы содействия об­щественности, и то лишь применительно к воспитатель­ным колониям, — попечительский совет и родительский комитет.

Согласно ч. 2 ст. 142 УИК РФ родительские комитеты создаются при отрядах воспитательных колоний в целях по­вышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации колоний.

В состав родительских комитетов входят родители, лица, их заменяющие, и другие близкие родственники осужденных, способные оказать положительное воздействие на воспитан­ников. Из состава родительского комитета избираются пред­седатель, который является членом учебно-воспитательно­го совета воспитательной колонии, и представители в советах воспитателей отрядов. v

Деятельность родительских комитетов регулируется по­ложением, утверждаемым начальником воспитательной ко­лонии. Родительский комитет призван оказывать содей­ствие администрации колонии в вопросах организации воспитательной работы с воспитанниками, взаимодействия с семьями осужденных, социальной адаптации подростков, а также помогать сиротам и лицам, оставшимся без роди­тельского попечения.

Родительский комитет имеет право: знакомиться с жи­лищными и бытовыми условиями содержания несовершен­нолетних; участвовать в индивидуально-воспитательной ра­боте с воспитанниками и проведении иных воспитательных мероприятий; участвовать в решении вопросов изменения условий отбывания наказания и досрочного освобождения осужденного; обращаться с письменными заявлениями об оказании воспитаннику юридической помощи; обращаться в общественные объединения для оказания помощи сиротам и лицам, лишенным родительского попечения, а также несо­вершеннолетним из неблагополучных семей; обеспечивать передачами и посылками сирот и лиц, оставшихся без роди­тельского попечения, а также осужденных, чьи родители не поддерживают с ними связь; помогать администрации в обеспечении сирот и лиц, оставшихся без родительского попечения, освобождаемых из колонии, одеждой гражданс­кого образца; совместно с администрацией обращаться в государственные органы, общественные объединения по вопросам оказания помощи в воспитательной работе с осуж­денными.

Члены родительского комитета обязаны соблюдать пра­вила внутреннего распорядка и правила обращения с осуж­денными, установленные администрацией колонии.

Замечания и предложения родительского комитета пред­седатель докладывает на учебно-воспитательном совете. Ро­дительский комитет отчитывается о проделанной работе пе­ред учебно-воспитательным советом колонии.

Попечительский совет при воспитательной колонии со­здается в соответствии с ч. 1 ст. 142 УИК РФ и действует на основании Примерного положения, утвержденного поста­новлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1295 «Об ут­верждении Примерного положения о попечительском сове­те при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы».

Попечительский совет создается для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материаль­но-технической базы, в решении вопросов социальной защи­ты осужденных, трудового и бытового устройства освобож­дающихся лиц.

Попечительский совет состоит из представителей госу­дарственных предприятий, учреждений, организаций, обще­ственных объединений и граждан, изъявивших желание ра­ботать в попечительском совете и способных по своим деловым и моральным качествам выполнять задачи, сто­ящие перед попечительским советом.

Попечительский совет создается по решению высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, который утвер­ждает положение о попечительском совете при воспитатель­ной колонии, его состав и председателя. Попечительский совет информирует органы исполнительной власти субъек­та РФ и органы местного самоуправления о наиболее важ­ных вопросах, рассматриваемых и решаемых попечительс­ким советом.

Попечительский совет оказывает помощь администра­ции воспитательной колонии в решении следующих вопро­сов: а) обеспечении защиты прав и законных интересов осужденных; б) формировании у осужденных законопос­лушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получении основного общего и начального професси­онального образования, профессиональной подготовки, повышении образовательного и культурного уровня осуж­денных; в) установлении хозяйственных связей с предприя­тиями, учреждениями и организациями, укреплении произ­водственно-хозяйственной базы воспитательной колонии; г) обеспечении трудовой занятости осужденных; д) созда­нии необходимых материально-бытовых условий и медико-санитарном обеспечении осужденных; е) изыскании допол­нительных возможностей для улучшения организации питания осужденных, обеспечения их одеждой и предметами первой необходимости; ж) организации шефства над си­ротами и лицами, оставшимися без родительского попече­ния, оказании им финансовой помощи при освобождении; з) трудовом и бытовом устройстве освобождающихся из воспитательной колонии.

Члены попечительского совета в установленном порядке вправе посещать воспитательную колонию, знакомиться в пределах своей компетенции с ее деятельностью, встречать­ся с осужденными, проводить с ними беседы, содействовать своевременному и правильному рассмотрению их заявлений и жалоб.

О выявленных недостатках в работе воспитательной ко­лонии председатель попечительского совета ставит в извест­ность администрацию воспитательной колонии и вносит предложения по их устранению.

В настоящее время попечительские советы работают при всех воспитательных колониях. Более того, по аналогии с ними созданы и успешно действуют общественные советы при территориальных органах уголовно-исполнительной системы, а масштабах страны — общероссийская обществен­ная организация «Попечительский совет уголовно-испол­нительной системы».

Эти общественные структуры призваны возродить луч­шие отечественные традиции участия общества в деятельно­сти учреждений, исполняющих лишение свободы, существо­вавшие в дореволюционной России. 19 июля 1819 г. под покровительством Александра I было создано Общество по­печительное о тюрьмах, целью которого ставилось содей­ствие нравственному исправлению заключенных и улучше­ние условий их содержания. Согласно Уставу «общество имело ближайший надзор за заключенными, за размещени­ем их по роду преступлений, за наставлением их в правилах благочестия и доброй нравственности, за занятиями аресто­ванных; от него зависело наложение важнейших дисципли­нарных взысканий»*. Одним из главных направлений дея­тельности Общества было нравственное исправление преступников посредством установления режима отбыва­ния наказания, организации труда и образования заключен­ных, оказания на них религиозного воздействия.

* Положение об Обществе попечительном о тюрьмах. 19 июля 1819 г. // ПСЗ. Собр. 1. Т. XXXVII. № 27895.

Управление общества состояло из центрального комите­та в Петербурге и местных комитетов и отделений, которые с 1822 г. до сентября 1918 г. действовали по всей России. Персональный комитетов состав утверждался императором. Важное место в работе Общества отводилось улучшению условий содержания арестантов, укреплению материальной базы тюремных учреждений. Для этого члены общества со­бирали пожертвования, посещали в любое время места ли­шения свободы, рассматривали жалобы заключенных на условия содержания и на обращение с ними тюремной адми­нистрации, проверяли расходование выделяемых тюрьмам денежных средств и др. Тюремные смотрители и надзирате­ли обязывались всемерно способствовать членам Общества в их деятельности, устранять обнаруженные недостатки. Отчеты о работе Общества ежегодно публиковались в печати.

Бесспорно, что богатый предыдущий опыт организации общественного содействия деятельности учреждений, ис­полняющих уголовные наказания, должен быть востребован и в современных условиях.

По мере устранения многих кризисных явлений в рос­сийском обществе и государстве такая работа, конечно, дол­жна оживиться на новой политико-правовой основе. В то же время привлечение общественности к деятельности уголов­но-исполнительной системы не должно создавать ситуации многовластия и безответственности в такой важной государ­ственной сфере. Поэтому законодатель весьма осторожно очертил это, безусловно, прогрессивное средство воздей­ствия на осужденных.

Проект федерального закона «Об общественном контро­ле за обеспечением прав человека в местах принудительно­го содержания и о содействии общественных объединений их деятельности», подготовленный во исполнение ст. 23 УИК РФ, определяет следующие основные направления содействия общественных объединений деятельности мест лишения свободы: 1) улучшение условий содержания и ме­дико-санитарного обеспечения осужденных; 2) участие в организации труда, досуга, обучения осужденных; 3) учас­тие в нравственном, правовом, культурном, социальном, трудовом, физическом воспитании и развитии осужденных; 4) обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных; 5) оказание помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищно-бытового ус­тройства, трудоустройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения, социально-психологической реа­билитации и адаптации; 6) укрепление материально-техни­ческой базы мест лишения свободы.

К сожалению, обозначив такое широкое участие обще­ственности в деятельности исправительных учреждений, законопроект определяет нормы, регулирующие только воп­росы оказания безвозмездной материальной помощи осуж­денным и данным учреждениям. Так, общественные объ­единения, оказавшие денежное или иное материальное содействие будут вправе получить информацию об исполь­зовании выделенной помощи не позднее 30 дней со дня по­лучения администрацией исправительного учреждения просьбы о предоставлении соответствующей информации. В случае нецелевого использования средств общественное объединение извещает об этом вышестоящий орган У И С, который информирует общественное объединение о прове­денной проверке и принятых мерах. Это, безусловно, важно, но для повышения роли общественности необходимо зако­нодательное закрепление форм и методов общественного содействия во всех сферах деятельности исправительных учреждений.

Такие формы уже опробованы практикой и активно ис­пользуются неправительственными организациями. На тер­ритории России действуют как международные правоза­щитные организации (Международная тюремная реформа, Международная амнистия, Международная ассоциация тю­ремного служения, Московская Хельсинская Группа и др.), так и общероссийские (Мемориал, Общественный центр со­действия реформе уголовного правосудия, Центр содей­ствия международной защите и др.) и региональные (Мос­ковский региональный общественный благотворительный фонд «Социальное партнерство», Нижегородское общество прав человека, Пермский региональный правозащитный центр, Серпуховское общество попечителей пенитенциар­ных учреждений и т.п.). Правозащитники ведут переписку с осужденными, представляют их интересы в различных госу­дарственных органах, в том числе и в судах при нарушениях прав и свобод, посещают исправительные учреждения, встречаются с осужденными, оказывают благотворительную помощь, бесплатно рассылают правовую литературу, осуще­ствляют общественный контроль за деятельностью персона­ла исправительных учреждений.

Действующее уголовно-исполнительное законодатель­ство в достижении цели исправления определенное место отводит служителям культа, которые могут посещать испра­вительные учреждения не только по просьбе осужденных, но и по своей инициативе (ст. 14 УИК РФ). При этом священ­нослужители должны принадлежать к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям. В учреждениях, исполняющих наказания, служителям культа разрешается совершение религиозных обрядов, распространение предметов культа и религиозной литерату­ры. Во многих исправительных колониях построены культо­вые сооружения. Федеральный и территориальные органы уголовно-исполнительной системы заключили договоры о сотрудничестве с руководителями традиционных для всей России и отдельных регионов конфессий.

Многие религиозные заповеди совпадают с правовыми запретами и воспитывают в духе уважения к другим людям, к соблюдению законов, моральных норм и т.п. Поэтому представители различных религиозных организаций, прово­дя индивидуальные и групповые беседы с осужденными, не только приобщают их к религии, но и оказывают на них оп­ределенное воспитательное воздействие.

Создание благоприятных условий для нормальной жиз­ни осужденных после их освобождения из исправительных учреждений является комплексным направлением работы всей общественности и включает все ранее рассмотренные формы. Участие общественных структур в помощи лицам, освобождаемым от отбывания наказания, имеет своей зада­чей закрепить и развить результаты их исправления, достиг­нутые в период исполнения наказания, оградить этих лиц от возможного влияния криминальной среды, окружить их должным вниманием, помочь преодолеть трудности, с кото­рыми они могут столкнуться в условиях рыночной экономи­ки, и тем самым предотвратить возможность совершения ими новых преступлений (см. гл. 22 УИК РФ).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы и основные формы организации труда осужденных к лишению свободы | Меры поощрения и взыскания, порядок их применения к осужденным к лишению свободы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.