Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №3 часть 2. Механизм функционирования рынка




Степень реакции предложения на колебания цен измеряется эластичностью предложения, которая представляет собою отношение изменения предложения в процентах к процентной величине колебания цен.

Зависимость предложения от влияющих на него факторов называется функцией предложения.

Форма кривой предложения товара обусловлена во многом технологией его производства, доступностью ресурсов, используемых при изготовлении данного товара. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т.е. незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда же увеличение производства требует больших затрат ресурсов, кривая предложения более крутая.

Кривая предложения строится при соблюдении ряда условий:

- издержки производства известны: если они уменьшаются, производители согласны предложить то же количество товара, что и раньше, но по пониженным ценам, или больше - по текущим ценам;

- цены на товары-заменители установлены;

- предполагается, что изменение цены - единственно возможный путь.

Если перечисленные условия меняются, то кривая предложения перемещается: рост предлагаемого количества товара по различным ценам вызывает ее перемещение вправо и вниз, его сокращение - вызывает перемещение этой кривой влево и вверх.

Если условия постоянны, то изменение цены означает движение вдоль кривой предложения.

Факторы, влияющие на предложение:

1) Величина издержек производства – обратная зависимость.

2) Цены на ресурсы производства (напр., сырье и энергоносители) - обратная зависимость.

3) Степень монополизма в отрасли – обратная зависимость.

4) Степень технического прогресса (новые технологии) – прямая зависимость.

5) Уровень налогообложения – обратная зависимость.

 

4. Соотношение спроса и предложения формирует определенную рыночную цену.

Продавец выходит на рынок со своим вариантом цены, а покупатель приходит на рынок со своим вариантом. Первоначальные (исходные) варианты цен продавцы и покупателя, естественно, не совпадают. Однако рынок сближает и объединяет их. Сама сделка купли-продажи может быть осуществлена лишь при условии, что уровень спроса равен уровню предложения, т.е. – в основе рыночных отношений лежит равенство между спросом и предложением. И выходя на рынок со своими вариантами цен, продавец и покупатель попадают под пресс жесткой необходимости товарного равенства. Сам факт купли-продажи свидетельствует, что рынок скорректировал поведение и запросы продавцов и покупателей и привел их к соглашению. Избыточный спрос подталкивает цены покупателя к росту до тех пор, пока они не сравниваются с ценами продавцов. При этом действует обычная функциональная зависимость: чем больше дефицит (ограниченность, нехватка) товаров, тем выше цена покупателя.

Избыточное предложение, наоборот, снижает цены продавцов до тех пор, пока они не сравняются в функциональной зависимости: чем больше превышение предложения над спросом (затоваривание рынка), тем ниже цена продавца.

Таким образом, избыточный спрос оказывает на цены давление «снизу» и подталкивает цены вверх. Избыточное предложение оказывает на цены давление «сверху» и заставляет цены снижаться.

Результатом действия двух указанных противоположных процессов является сближение и уравновешивание цены покупателя и цены продавцы и формирование на их основе равновесной цены. Равновесная рыночная цена – это цена такого уровня, при котором спрос равен предложению.

Равновесная рыночная цена служит четким выражением общего равновесия рынка. Показатели такого равновесия: высшая при данных условиях экономическая эффективность производства, когда все затраты окупаются при реализации товара; высшая при данных условиях социальная эффективность, когда спрос максимально удовлетворяется соответственно его денежному обеспечению; четкое равенство между спросом и предложением, когда отсутствует и дефицит и затоваривание.

 

Рынки принимают самые различные формы. Так по географическому положению различают:

- местный рынок

- региональный

- национальный

- мировой

По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

- рынок товаров и услуг

- рынок средств производства

- рынок труда

- рынок ценных бумаг

- финансовый рынок и др.

По степени ограниченности конкуренции:

- монополистический рынок

- олигополический рынок

- свободный рынок

- смешанный рынок и т.д.

По отраслевому признаку различают:

- автомобильный рынок

- компьютерный рынок

По характеру продаж:

- оптовый

- розничный

Преимущества рынка:

1) рынок обеспечивает эффективное распределение ресурсов

2) гибкость, высока адаптивность к изменяющимся условиям

3) свобода выбора и действий производителей и потребителей

4) максимальное использование достижений научно-технических разработок

5) способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг

Негативные стороны рынка:

1) Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.

2) Игнорирует зачастую негативные последствия принимаемых решений.

3) Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования.

4) Не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

5) Не обеспечивает действительной мотивации, фундаментальных исследований в науке.

6) Подвержен не стабильному развитию.

Инфраструктура рынка – совокупность связанных между собой институтов, действующих в средствах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. (Банки, биржи, страховые компании, транспорт, связь и т.д.)

2. Спрос – это платежеспособная потребность.

Величина спроса – это то количество товаров и услуг, которое желает и может приобрести потребительского при данном уровне цен и в данный период времени.

На выбор потребителя влияют следующие факторы:

1) Цена данного товара.

2) Цены на товаро-заменители.

3) Цены на взаимодополняемые товары.

4) Доход потребителя (выделяется им для покупки данного товара)

5) Вкусы и предложения потребителей.

6) Ожидание потребителей.

Коренное свойство спроса заключается в следующем, при прочих равных условиях снижения цены ведет к соответственному возрастанию величины спроса и наоборот, повышение цены приводит к соответствующему уменьшению величины спроса.

Иначе говоря, существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса, что называется законом спроса.

Закон спроса не действует:

1) При ажиотажном спросе вызванном ожидаем цен.

2) Для некоторых редких и дорогостоящих товаров является средством помещением денег: золото, антиквариат и т.д.

3) При переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (Например: Переключение спроса с маргарина на масло) Снижение цен на маргарин не ведет к увеличению цен на него.

 

3. Предложение – возникает только тогда, когда данный экономический субъект будет готов произвести сделку по продаже доставленного товара.

Величина предложения – это максимальное количество товаров и услуг, приготовленных для продажи при данных условиях.

Факторы, влияющие на выбор продавца:

1) Цена данного товара.

2) Цены на товаро-заменители.

3) Цены на взаимодополняемые группы товаров.

4) Налоги, субсидии.

5) Объективные условия производства, технология, цены на ресурсы.

6) Ожидание производителей.

Закон предложения – чем выше цена товара, тем больше объем его предложения за данный период; т.о. закон предложения отражает прямую зависимость между прямой ценой товара и объемом его предложения.

Особенность предложения в краткосрочном периоде увеличение предложения не всегда наступает немедленно за повышением цены. т.к. у производителя может не оказаться резервов для увеличения производства.

 

4. Взаимодействие спроса и предложения, равновесная рыночная цена.

Равновесная рыночная цена – это определимая на основе соответствия между спросом и предложением товара, она свидетельствует о совпадении цены продавцов с ценой покупателей.

Важно отметить, что при установлении равновесия между спросом и предложением ни у одной из сторон не будет желания изменить ситуацию, падения цены ниже равновесной станет не выгодной не только для производителей, поскольку это сократит количество товара.

При росте цены выше равновесного уровня не устроит не только покупателей, но и продавцов, поскольку уменьшит покупаемый объем товара.

Получается, что при указанных отклонениях цены от равновесного значения в самой рыночной системе возникнут силы, возвращающие ее в первоначальное состояние, все это означает, что создаваемое равновесие будет устойчивым, пока поведение покупателей и продавцов не измениться и отображающие его кривые спроса и предложения не займут новые положения на графике.

 

1. Ценовая эластичность спроса и предложения. Показатели эластичности спроса и предложения по цене. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса и предложения.

2. Теория потребительского поведения.

3. Конкуренция и ее роль в рыночном механизме. Виды конкуренции.

4. Совершенная конкуренция. Условия рынка с совершенной конкуренцией, ее достоинства и недостатки.

5. Несовершенная конкуренция. Основные типы рынка, не совершенной конкуренции.

6. Государственные монополии, естественные монополии, последствия монополизма рынков, факторы, ограничивающие власть монополии.

1. Эластичность спроса – это зависимость количества продаж от изменения цены.

Под ценовой эластичностью спроса понимается степень изменения спроса в зависимости от динамики цены. Эластичностью спроса по цене изменяется коэффициент эластичности .

Коэффициент эластичности спроса может быть меньше 1 т.е. степень изменения объема спроса меньше исходного изменения цены (<1) при этом мы имеем дело с товаром не эластичного спроса.

Как бы не изменялась цена, объем продаж неизменен.

При единичной эластичности спроса по цене, реакция изменения объема продаж пропорциональна изменению цены.

Если коэффициент эластичности больше 1, то можно говорить о товаре эластичного спроса при снижении цены резко возрастает количество продаж и увеличивается выручка.

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.

1. Степень необходимости данного товара для потребителя.

2. Степень заменяемости данного блага другими аналогичными товарами.

3. Удельный вес расходов на данный товар в общем бюджете потребителя.

4. Период времени за который определяется реакция потребителя (обычно величина коэффициента эластичности с ростом временного интервала повышается)

Под эластичностью предложения по цене – понимается соотношение между относительным изменением цены и относительным изменением предлагаемого количества, какого либо товара.

При коэффициенте эластичности по цене равным 1.

т.е. изменение количества предлагаемого товара и относительного изменения цены пропорционально.

Эластичное предложение по цене означает, что его величина изменяется в большем объеме, чем цена.

Не эластичное предложение (>1) если оно изменяется при любом изменении цены.

Это характерно в краткосрочном периоде.

Факторы, влияющие на эластичность предложения.

1) Временной.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.