Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция и ее роль в рыночном механизме. Виды конкуренции




Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные ресурсы.

Конкуренция - это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между участниками рынка (предпринимателями), в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции.

Различают несколько видов конкуренции:

1) По методам ее осуществления:

Ценовая конкуренция – это способ соперничества когда однородные товары предлагаются по разнообразным ценам, изменение цены становится основной с помощью которой производитель (продавец) выделяет свой товар, привлекает внимание к нему и в конечном счете завоевывает себе желаемую долю рынка.

Неценовая конкуренция – выдвигает на первый план более высокую, чем у соперника надежность товара, меньшую цену потребления, более современный дизайн.

К числу неценовых методов относятся также предоставление большого комплекса услуг, бесплатное сервисное обслуживание, маркетинговые исследования, реклама и т.д.

2) По степени дифференсации товара:

-однородную конкуренцию

-разнородную конкуренцию

3) По степени свободного проникновения в отрасль различают:

-открытую конкуренцию

-закрытую конкуренцию

4) По отраслевому признаку различают:

- внутриотраслевую конкуренцию

- межотраслевую конкуренцию

5) По состоянию рынка:

- совершенную конкуренцию

- несовершенную конкуренцию

6) По степени цивилизованности ведения конкурентной борьбы различают:

Добросовестная – конкурентная борьба достаточно строгая, по заранее определенным правилам.

Недобросовестная конкуренция – это конкуренция без правил, которая включает в себя следующие методы:

1) Распространение ложных или не точных сведений о конкуренте.

2) Введение в заблуждение потребителей относительно характера способа изготовления товара и его качества.

3) Незаконное использование товарного знака конкурента.

4) Реклама товара, не отвечающего требованиям качества.

5) Искажение рекламной информации об истинных свойствах товара, некорректное сравнение товаров.

 

Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет работать, можно выделить конкуренцию 3х видов.

1) Функциональная конкуренция – возникает потому что любую потребность можно удовлетворить различными способами. При этом все товары, обеспечивающие такое удовлетворение является функциональными конкурентами.

2) Видовая конкуренция – вследствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающимся по каким то важным параметрам.

3) Предметная конкуренция - результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления, такая конкуренция часто называется межфирменной.

 

4. Совершенная конкуренция – это конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности экономических субъектов.

Она предлагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих что создавать и в каких количествах.

Модель совершенной конкуренции характеризуется 5-ю признаками:

1) Наличие большого числа экономических субъектов.

- продавцов

- покупателей

2) Максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах.

3) Ни один из продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену и друг на друга.

4) Однородность продаваемой продукции.

5) Свободный вход на рынок и выход с него.

 

Рынок совершенной конкуренции – это некоторая идеальная модель, которая в принципе не существует, поскольку ни один реальный рынок не удовлетворяет и не соответствует всем перечисленным условиям.

 

5. Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:

Это рынок, на котором не соблюдается хотя бы одни из перечисленных признаков совершенной конкуренции. Это рынок где 2ва и более продавца обладают некоторым контролем над ценой, конкурируют между собой за продажу. Кроме того, это рынок на котором покупатели или продавцы обладают способностью воздействовать на рыночную цену.

Выделяют различные виды рынков несовершенной конкуренции:

- монополистическая конкуренция

- олигополия

- монополия

1. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен, который объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров.

На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых достаточно полно удовлетворяет не большую долю рыночного спроса, размеры рыночных долей фирм монополистической конкуренции составляет в среднем от 1 до 10% общего объема продаж на данном рынке.

Выход на рынок затруднен, но не настолько легок как при совершенной конкуренции.

2. Рынок олигополии – это тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких крупных фирм от 2 до 7, контролирующих значительную часть производства и сбыта, конкурирующих друг с другом. Каждая из фирм проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними.

Товар может быть дифференцирован и стандартизирован. Новым претендентам сложно проникнуть на этот рынок.

Можно выделить такую разновидность олигополий, так как олигополия с доминирующей фирмой, для нее характерны следующие признаки.

1) Наличие доминирующей фирмы, которая продает и покупает значительную долю объема и рынка.

2) Наличие большого числа фирм, небольших по размеру, выпускающих тот же или близкий товар, но не способный влиять на рыночную цену.

3) Рыночная цена устанавливается под влиянием доминирующей фирмы.

4) Наличие барьеров входа и выхода.

Монополия – это тип рынка, на котором существует единый продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль, при монополии существует высокие барьеры вхождения в отрасль, монопольное положение на рынке может быть обеспеченно искусственно:

При помощи исключительных прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники сырья и с помощью недобросовестной конкуренции.

В зависимости от масштаба захватов рынка существует чистая и абсолютная монополии:

Чистая монополия действуют в масштабе одной отрасли рынка. Она образуется, как правило, частным лицом.

Абсолютная монополия захватывает всю сферы национального хозяйства и находится в руках государства.

 

Главная причина возникновения монополии, это концентрация производства, которая осуществляется по следующим направлениям:

1)Горизонтальная интеграция – это слияние двух и более компаний занятых в одной сфере производства.

2)Вертикальная интеграция – это комбинация разно-отраслевых компаний, производство которых связана одной технологической цепью.

3) Диверсификация – это комбинация разно-отраслевых компаний, технологически не связанных между собой.

 

Этим направлениям соответствуют следующие организационные формы монополии:

1) Картели - это монополистические соглашения о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.

2) Синдикаты - монополистические объединения с целью организации совместного сбыта продукции.

3) Тресты – это монополистические объединения на основе совместной собственности и общего управления собственности и сбытом товара

4) Концерны – это многоотраслевая система предприятий с единым финансовым центром, где общность разветвляющихся технологий обуславливает многофункциональность выпускаемой продукции.

5) Конгломераты – это объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы.

 

Основные черты рыночной ситуации Рынок совершенной конкуренции Рынок не совершенной конкуренции
Чистая монополия Олигополия Монопольная конкуренция
Количество фирм производящих продукцию Множество независимых производителей Одна, крупная Несколько крупных Достаточно много
Тип продукции Стандартизированный Уникальный, нет близких заменителей Стандартный Дифференцированный
Контроль на ценой Цены определяются рынком Практический полный контроль Существует влияние ценового лидера Влияние ограничено
Степень сложности входа в отрасль Относительно легкий Очень трудный Трудный Вход и выход возможен

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.