Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели финансирования исследований и разработок




Показатели материально-технической базы.

В процессе производства научных знаний ученый использует разно­образные средства (научное оборудование, приборы, вычислительную технику, испытательные стенды и т.п.) и предметы труда (материалы, реактивы и др.). Состояние средств научного производства отражает уровень развития производительных сил и самой науки, определяет перспективы ее развития, темпы и эффективность научно-технического прогресса, этим предопределяется значение статистического изучения материально-технической базы науки и ее основных элементов.

Материально-техническая база науки— комплекс средств и предме­тов труда в сфере научных исследований и разработок, выступающих в материально-вещественной форме. Она включает основные и оборотные средства научных ис­следований и разработок. К основным фондам (средствам) научных ис­следований и разработок относятся: здания и сооружения; передаточ­ные устройства; машины и оборудование, в том числе опытно-экспери­ментальные установки (научно-исследовательские суда, радиотелеско­пы и т.д.), научные приборы, средства автоматизации и вычислитель­ная техника и т.д.; транспортные средства; инструмент, инвентарь и прочие основные фонды, состоящие на балансе научных организаций и их опытных баз и используемые в их основной деятельности.

Задачей статистики является получение взаимосвязанной информа­ции, характеризующей материально-техническую базу науки и источни­ки ее формирования как по стране в целом, так и по отдельным секто­рам и регионам. Статистика материально-технической базы науки опирается на классификацию ее основных фондов в соответствии с их назначением, ролью в процессе научного производства, сферой применения и т.п. Действующий Всероссийский классификатор основных фондов, утвержденный Госстандартом России в 1994 г., не обеспечивает необходи­мой их дифференциации применительно к специфике различных видов научной деятельности. Поэтому в статистике науки предусматриваются дополнительные группировки основных фондов науки. Так, в зависи­мости от степени участия в проведении научных исследований и разра­боток выделяется основное исследовательское оборудование и вспомо­гательное оборудование, непосредственно не участвующее в этом про­цессе, а служащее для выполнения вспомогательных функций.

Развитию методологии и методики статистического наблюдения ма­териально-технической базы науки способствовали единовременные обследования, проведенные в 1989 и 1992 гг. и позволившие впервые не только в отечественной, но и в мировой статистической практике полу­чить обширную информацию, характеризующую ее состояние во взаи­мосвязи с показателями кадрового потенциала и финансирования науч­ных исследований и разработок.

В статистике разрабатываются показатели, отражающие объемы и структуру основных фондов и оборотных средств научных организа­ций; состав технических средств с более детальной классификацией на­учного оборудования и приборов, возрастную структуру и технический уровень оборудования; наличие и использование технических средств, в том числе импортного и дорогостоящего оборудования; обеспечен­ность научных организаций зданиями, включая наличие собственных зданий, специально спроектированных и построенных под конкретные научные коллективы. Обобщающими характеристиками обеспеченности научных органи­заций основными фондами служат показатели фондо- и техновооруженности труда. Они определяются как отношение соответственно объема основных средств научных исследований и разработок к чис­ленности занятого ими персонала; стоимости машин и оборудования — к численности исследователей. Особый интерес для анализа представляют оценки вооруженности ученых приборами и вычислительной техникой.

Важной задачей статистики является также изучение опытной базы науки,охватывающей совокупность опытных производств, выполняю­щих опытные, экспериментальные работы. Состояние и использование опытной базы характеризуют способ­ность науки осуществлять опытную проверку результатов научных ис­следований и разработок с целью обеспечения непрерывности иннова­ционного процесса. Статистика учитывает общий объем выполненных работ опытной базы, включая объем опыт­ных, экспериментальных работ, производство серийной продукции, ра­боты по ремонту и обслуживанию оборудования опытной базы науч­ной организации и др. Обобщающим показателем использования опыт­ной базы науки по ее основному назначению, т.е. в целях научных ис­следований и разработок, является удельный вес опытных, эксперимен­тальных работ в общем объеме работ опытных производств.

Ключевым статистическим показателем финансовых ресурсов науки являются затраты на научные исследования и разработки— выра­женные в денежной форме фактические расходы на выполнение науч­ных исследований и разработок. Основное внимание в статистике уде­ляется учету внутренних затрат на научные исследования и разработки, выполненные собственными силами отчитывающейся организации в течение отчетного года, независимо от источника финансирования. На их базе можно получить агрегированную оценку затрат на научные ис­следования и разработки в отрасли, регионе, секторе науки, стране в целом, устраняя при этом опасность повторного счета затрат в части, выполненной сторонними организациями по договорам. В целях свод­ной оценки затрат конкретной организации на исследования и разра­ботки предусматривается также представление данных о внешних за­тратах на выполнение работ субподрядчиками по договорам с отчиты­вающейся организацией. В качестве обобщающего статистического показателя масштабов научных исследований и разработок на национальном уровне выступа­ют валовые внутренние затраты на их выполнение на территории стра­ны в течение отчетного года (включая финансируемые из-за рубежа, но исключая выплаты, сделанные за рубежом) в абсолютном выражении и в процентах к валовому внутреннему продукту. В составе внутренних затрат на исследования и разработки рассматриваются:

  • текущие затраты,в том числе на оплату труда работников, выпол­няющих научные исследования и разработки, от­числения на социальные нужды, затраты на приобретение оборудо­вания за счет себестоимости работ, другие материальные затраты, прочие текущие затраты;
  • капитальные затраты,в том числе на приобретение земельных участков, строительство или покупку зданий, приобретение обору­дования, включаемого в состав основных фондов, и пр.

Новой как в методологическом, так и в практическом плане задачей статистики науки в России стало изучение целевой ориентации исследований и разработок. В условиях ограниченных финансовых ресурсов государственная научно-техническая политика предусматривает их со­средоточение на приоритетных направлениях исследований. В связи с этим в статистике используется группировка внутренних затрат на ис­следования и разработки по важнейшим социально-экономическим целям общества, что позволяет оценить фактически сложившиеся при­оритеты в финансировании науки и сопоставить их с приоритетами на­учно-технической политики, формируемыми на стадии составления и исполнения федерального бюджета, а также с национальными приори­тетами в целом. Классификация социально-экономических целей, применяемая в отечественной статистике науки, строится исходя из задач государст­венной научно-технической политики и сложившихся в России направ­лений финансирования научных исследований.

Распределение работ по социально-экономическим целям осущест­вляется в статистике по критерию непосредственного целевого назначе­ния конкретных проектов научных исследований и разработок. Для уточнения состава отдельных целей используется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). При группировке затрат по видам продукции и услуг следует исхо­дить из фактической отраслевой ориентации выполняемых исследова­ний и разработок. Основным критерием здесь является назначение ре­зультатов исследований и разработок. Для использования в конкретных отраслях экономической деятельности, а именно, на развитие каких отраслей, видов продукции и услуг непосредственно направлены те или иные темы (заказы) исследований и разработок. Дополнительны­ми ориентирами могут служить отраслевая принадлежность предпри­ятия (организации) - заказчика и(или) предприятия, на котором намеча­ется внедрение результатов исследований и разработок, сфера их при­менения (например в случае с услугами здравоохранения, образования и др.).

Высшие учебные заведения отчитываются также о финансировании научных исследований и разработок (в том числе на кафедрах) за счет общих бюджетных ассигнований на содержание вуза. Заемные средства (банковские, коммерческие кредиты и др.), предо­ставляемые на возвратной основе, в качестве первичных источников финансирования не рассматриваются.

Наряду с обследованиями организаций, выполняющих исследова­ния и разработки, в статистике предусматривается сбор данных минис­терств и ведомств об ассигнованиях федерального бюджета на научные исследования и разработки — денежных средствах, выделенных на на­учные исследования и разработки и иные виды деятельности из феде­рального бюджета. Министерство науки и технологий Российской Федерации ежегодно со­бирает сведения министерств и ведомств о фактических расходах предыдущего года, плановых ассигнованиях на текущий год и заявке на следующий год. Исходя из особенностей сложившейся практики плани­рования и анализа бюджетных средств на научные исследования и разработки, сформирована система сбора и обработ­ки данных о бюджетном финансировании науки, предусматривающая получение информации о распределении средств по министерствам и ведомствам (с выделением научных исследований и разработок, а также иных видов деятельности), элементам затрат, видам работ, отраслям науки, социально-экономическим целям. Государственные научные центры и научные советы по направлениям Федеральной целевой науч­но-технической программы представляют сведения о соответствующих средствах, выделяемых им Миннауки России целевым назначением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.