Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели затрат на технологические инновации




Оценка инновационной активности предприятий.

Единицей отчетности в статистике инноваций являются инноваци­онно-активныепредприятия.Их идентификация базируется на расши­ренном круге признаков, включающих помимо внедрения новых или усовершенствованных продуктов (процессов) участие в других видах инновационной деятельности — выполнение исследований и раз­работок; приобретение патентных и беспатентных лицензий; проведе­ние маркетинговых исследований. Учитывается также осуществление определенных видов деятельности, связанных с начальными и промежу­точными стадиями внедрения (производственные проектно-конструкторские работы, технологическая подготовка производства, пробное производство и испытания, обучение и подготовка персонала приобре­тение машин, оборудования, установок и прочих основных фондов и осуществление капитальных затрат, связанных с внедрением продукто­вых и процессных инноваций). На этой основе рассчитываются показатели уровня инновационной активности предприятий, характеризующие степень их участия в осу­ществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода времени (в зависимости от пе­риодичности статистического наблюдения — одного года либо трех-пяти лет). Уровень инновационной активности предприятий обычно определяется как отношение количества инновационно-активных, т.е. занятых какими-либо видами инновационной деятельности, предпри­ятий к общему числу обследуемых за определенный период времени предприятий в стране, отрасли, регионе. В аналитической практике ис­пользуются интегральная оценка уровня инновационной активности предприятий, охватывающая все виды инновационной деятельности за рассматриваемый период времени; оценки, учитывающие в качестве ин­новационно-активных предприятия, занятые исключительно каким-либо одним видом инновационной деятельности, а также основанные на измерении результатов инновационной деятельности.

Показатели затрат на технологические инновации занимают цент­ральное место в статистике инноваций. Это обусловлено их экономи­ческой значимостью, важностью для оценки состояния и перспектив технологического развития. Затраты на технологические инновации представляют собой выраженные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением различных видов инновационной деятельности. В составе затрат на инновации статистика учитывает текущие и капитальные затраты. В зависимости от целей учета и анализа возможны два подхода к измерению затрат на инновации: расчет затрат на инновации, либо осуществляемые на предприятии в течении года, либо внедренные в течении года. Статистическое наблюдение обычно базируется на первом из этих вариантов.

Для решения широкого круга аналитических задач в статистике используются группировки затрат на технологические инновации, на основе которых появляется возможность сделать выводы о структуре и источниках образования финансовых ресурсов инновационной деятельности, сложившихся пропорциях между отдельными ее видами, целевой ориентации инновационной деятельности предприятий.

В зависимости от вида инновационной деятельности выделяются:

· затраты на научные исследования и разработки, связанные с внедрением новых продуктов и технологических процессов;

  • затраты на приобретение прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей;
  • затраты на приобретение беспатентных лицензий у сторонних предприятий;
  • затраты на приобретение программных средств, связанные с осуществлением инноваций;
  • затраты на производственные проектно-конструкторские работы, связанные с технологическим оснащением, организацией производ­ства и начальным этапом выпуска новой продукции;
  • затраты на технологическую подготовку производства, пробное производство и испытания, связанные с внедрением технологичес­ких инноваций;
  • затраты на подготовку и переподготовку персонала в связи с внед­рением технологических инноваций (работой по новым технологи­ям и на новом оборудовании);
  • затраты на маркетинговые исследования по выпуску новых продук­тов на рынок, включая зондирование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламу (исключая расходы на создание сетей распространения инновационной продукции);
  • капитальные вложения в приобретение машин и оборудования, про­чих основных фондов, связанных с внедрением технологических ин­новаций;
  • прочие затраты (на оплату услуг технологического содержания, консультаций привлеченных специалистов и др.).

Не менее важной является группировка затрат по типам инноваций, отражающая их целевое назначение. В ее основу положена отмеченная выше и принятая в международной практике идентификация двух клас­сов инноваций — продуктовых и процессных.

Статистика учитывает количество приобретенных и переданных технологий (с вы­делением случаев, когда партнерами российских предприятий являются компании из стран СНГ или дальнего зарубежья) по следующим фор­мам приобретения (передачи):

  • патентные лицензии, права на патенты;
  • результаты исследований и разработок (из них по контрактам либо выполненные совместно);
  • ноу-хау, соглашения на передачу технологий;
  • покупка (продажа) оборудования (в случае, если технология переда­ется в укомплектованном виде);
  • покупка (продажа) предприятия либо его части;
  • целенаправленный прием на работу квалифицированных специалистов;
  • вклад объектов промышленной собственности в уставный фонд предприятия;
  • получение технологий в составе предоставленных инвестиций;
  • лизинг;
  • приобретение технологий через организацию совместных предпри­ятий и др.

Указанные показатели дополняются сведениями о совместных про­ектах по выполнению исследований и разработок, а также об источни­ках информации для осуществления инноваций. В числе последних рас­сматриваются внутренние источники самого предприятия, внешние коммерческие источники (поставщики, потребители, конкуренты, науч­ные организации и т.п.) либо общедоступная информация (патентная, научно-техническая литература, конференции, выставки и иные рек­ламные мероприятия).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.