Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статистический анализ научной и инновационной деятельности на примере Калининградской области




В данной части представлен анализ государственных статистических данных по деятельности крупных и средних предприятий Калининградской области, связанной с разработкой и внедрением инноваций в 1999-2000 гг.

Анализ государственных статистических данных за 1999-2000 гг. показал, что в 1999 г. в Калининградской области научные исследования и разработки выполняли 64 организаций, из которых 84,4% приходилось на НИИ и прочие предприятия отрасли «Наука и научное обслуживание», 10,9% – на научно-исследовательские подразделения вузов, 4,7% – на научно-технические подразделения промышленных предприятий. В 2000г. количество предприятий, выполнявших научные исследования и разработки, сократилось до 59. Из них доля НИИ, прочих предприятий отрасли «Наука и научное обслуживание» составила 83%, доля научно-исследовательских подразделений вузов – 11,9%, доля технических подразделений промышленных предприятий – 5,1%.

В 1999 г. 13 предприятий (6,8%) осуществляли инновационную деятельность, при этом на одно инновационно-активное предприятие приходилось 16 предприятий, не осуществляющих нововведения. Наибольшая доля инновационно-активных предприятий в 1999 г. приходилась на предприятия частной формы собственности – 38,4%. Доля предприятий со смешанной формой собственности без иностранного участия составила 30,8%, доля государственных предприятий – 30,8%. В 2000 г. инновационной деятельностью занимались 12 предприятий (5,8%). По сравнению с 1997 г. в 1999 г. число предприятий, занимающихся инновационной деятельностью не изменилось, а по сравнению с 1997 г. – увеличилось на 1. При этом в 2000 г. на одно инновационно-активное предприятие приходилось 17 предприятий, не осуществляющих нововведения. Наибольшая доля инновационно-активных предприятий в 2000г. также приходилась на предприятия частной формы собственности – 50%, доля предприятий со смешанной формой собственности составила 25%, доля государственных предприятий – 25%.

Среди видов инновационной деятельности в 1999 г. на первом месте стоит проведение исследований и разработок. Данным видом инновационной деятельности занимались 12 предприятий. На втором месте идут несколько видов инновационной деятельности: технологическая подготовка производства, пробное производство и испытания, а также обучение и подготовка персонала. На третьем месте – производственные проектно-конструкторские работы и маркетинговые исследования. Далее следует такой вид инновационной деятельности как приобретение бесплатных лицензий, ноу-хау, технологий.

В 1999 г., так же как и 2000 г. приобретением прав на патенты и лицензии не занималось ни одно предприятие. В 1998 г. данным видом инновационной деятельности занималось 1 предприятие, а в 1997 г. – 6.

В 2000 г. основным видом инновационной деятельности, как и в 1999 г. было проведение исследований и разработок. На втором месте – обучение и подготовка персонала, на третьем – проведение маркетинговых исследований, на последнем – проведение производственных проектно-конструкторских работ. (Рисунок 1).

Рисунок 1. Количество предприятий по видам инновационной деятельности.

  1. Общее число предприятий, занимающихся инновационной деятельностью.
  2. Проведение исследований и разработок.
  3. Технологическая подготовка производства, пробное производство и испытания.
  4. Обучение и подготовка персонала.
  5. Проведение производственных проектно-конструкторских работ.
  6. Маркетинговые исследования.

Согласно государственным статистическим данным в 2000 г. львиная доля затрат на технологические инновации покрывалась за счет собственных средств предприятий – 74%, 25% – за счет внебюджетных средств, 1% – за счет средств федерального бюджета. В 1999 г. доля собственных средств предприятий среди общего объема затрат на технологические инновации возросла до 92%, доля средств из внебюджетных фондов сократилась до 8%, а средства из федерального бюджета совсем прекратили покрывать затраты на технологические инновации.

В 2000 г. доля собственных средств предприятий среди общего объема затрат на технологические инновации по сравнению с 1999 г. сократилась и составила 85%. Средства из внебюджетных фондов и федерального бюджета совсем прекратили покрывать затраты на технологические инновации. В 2000 г. затраты на технологические инновации стали также покрываться за счет иностранных инвестиций, доля которых в общем объеме затрат 2000 г. составила 14%. (Рисунок 2).

  1. Собственные средства предприятий.
  2. Федеральный бюджет.
  3. Внебюджетные фонды.
  4. Иностранные инвестиции.
  5. Другие источники

В целом за последние годы наблюдалось сокращение объема инвестиций по отрасли «Наука и научно обслуживание». Если в 1996 г. инвестиции, направленные на развитие науки в Калининградской области, в общем объеме инвестиций всех отраслей экономики составили 0,2%, то в 1997-1999 гг. – 0,1%, что значительно ниже, чем в другие отрасли экономики. Среди основных целей инновационной деятельности предприятий в 1998, 1999 и 2000 гг. на первом месте стоит расширение ассортимента продукции. (Рисунок 3).

 

Рисунок 2. Источники финансирования технологических инноваций в 1996-1998 гг.

 

Рисунок 3. Число предприятий по целям инновационной деятельности.

 

 

  1. Расширение ассортимента продукции.
  2. Замена снятой с производства устаревшей продукции.
  3. Сохранение традиционных рынков сбыта.
  4. Создание новых рынков сбыта.

В 2000 г. основными источниками информации об инновациях являлись внутренние источники предприятия. Ими пользовались 57% предприятий. Другие источники информации распределились следующим образом. (Таблица 1).

Таблица 1. Источники информации об инновациях для предприятий Калининградской области в 2000г.

Источник информации об инновациях Количество предприятий (%)
Внутренние источники 57%
Научные организации отраслевого профиля 45%
Научно-техническая литература 45%
Выставки, ярмарки, другие рекламные средства 40%
Поставщики материалов, оборудования, комплектующих 38%
Потребители продукции (работ, услуг) 38%
Конференции, семинары, симпозиумы 33%
Конкуренты 29%
Консалтинговые, информационные фирмы 29%
Вузы 26%
Другие организации, предприятия 21%
Научные организации академического профиля 19%
Официальные издания, описание изобретений 19%

Недостаток собственных денежных средств явился в 2000 г. основным фактором, препятствующим разработке и внедрению инноваций. На втором месте – недостаток финансовой поддержки со стороны государства, на третьем – высокая стоимость нововведений. Другие факторы представлены в таблице 2.

Таблица 2. Факторы, препятствовавшие разработке и внедрению инноваций на предприятиях Калининградской области в 2000 г.

Факторы, препятствующие инновациям Количество предприятий (%)
Недостаток собственных денежных средств 65%
Недостаток финансовой поддержки со стороны государства 61%
Высокая стоимость нововведений 49%
Недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность 41%
Низкий платежеспособный спрос на новую продукцию 39%
Неразвитость рынка технологий 39%
Неразвитость инновационной инфраструктуры 37%
Высокий экономический риск 35%
Длительные сроки окупаемости нововведений 35%
Недостаток информации о рынках сбыта 35%
Низкий инновационный потенциал предприятия 27%
Недостаток информации о новых технологиях 27%
Недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями 27%
Недостаток квалифицированного персонала 24%
Отсутствие необходимости в нововведениях вследствие более ранних инноваций 24%
Неопределенность сроков инновационного процесса 24%
Невосприимчивость предприятия к нововведениям 22%

Вследствие данных факторов в течение последних 3-х лет 17 проектов были серьезно задержаны, 7 – даже не начаты, 6 – остановлены либо прекращены. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что в 2000 г. сократилось как число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, так и число предприятий, осуществлявших инновационную деятельность. Основным видом инновационной деятельности в 1999 г. и 2000 г. являлось проведение исследований и разработок. В 2000 г. по сравнению с 1999 г. больше предприятий стали заниматься обучением и подготовкой персонала, а также проведением маркетинговых исследований. На протяжении последних нескольких лет основным источником финансирования инноваций остаются собственные средства предприятий. Если в 1998 г. средства федерального бюджета и внебюджетных фондов покрывали 26% затрат, в 1999 г. лишь 8%, то в 2000 г. средства федерального бюджета и внебюджетных фондов совсем прекратили покрывать затраты на технологические инновации. В то же время в 2000 г. появился новый источник финансирования технологических инноваций - иностранные инвестиции, которые покрыли 14% от общего объема затрат на технологические инновации. На протяжении 1998-2000 гг. основной целью инновационной деятельности предприятий остается расширение ассортимента продукции. В 2000 г. основными факторами, препятствовавшими процессу разработки и внедрению инноваций, явились недостаток собственных средств предприятий, недостаток финансовой поддержки со стороны государства, а также высокая стоимость нововведений.

4. Расчет отдельных показателей научной и инновационной деятельности на примере ООО “Айсберг - Аква”.

ООО “Айсберг - Аква”, производитель экологически чистой питьевой воды, добываемой из артезианской скважины, является лидером на местном рынке в своей области. Этот высокий результат достигнут, в том числе, и за счет внедрения новых технологий в процесс добычи, переработки и доставки своей продукции.

В 2002 году ООО “Айсберг - Аква” отчиталось перед органами государственной статистики об инновационной деятельности организации по форме №4-инновация “Сведения об инновационной деятельности организации за 200_ год”. В соответствии с данными статистической отчетности предприятие работает на местном рынке, т.е. основной сбыт продукции производится в г. Калининграде и области.

Рассмотрим показатели затрат на технологические инновации. Инвестиции в основной капитал в 2002 году составили 9073 тыс. рублей, из них 9073 тыс. рублей было затрачено на технологические инновации. Была приобретена добывающая установка, которая связана с технологическими инновациями, т.о. произошло значительное усовершенствование производственного процесса. Технологическая инновация была осуществлена за счет собственных средств организации, в том числе за счет привлечения кредитов и займов на сумму 9073 тыс. рублей. Так как произошло значительное усовершенствование процесса производства, а в результате улучшения качества конечного продукта, то данную инновацию относят к продуктовым.

Теперь рассмотрим факторы, препятствующие инновациям на предприятии. В соответствии с данными отчетности решающее значение имеют экономические факторы, такие как низкий платежеспособный спрос на новые продукты и высокая стоимость нововведений, лишь затем следуют производственные факторы, такой как низкий инновационный потенциал организации. Незначительное или малосущественное влияние оказывают такие факторы, как недостаток собственных денежных средств, высокий экономический риск, длительные сроки окупаемости нововведений, недостаток квалифицированного персонала, недостаток информации о новых технологиях, недостаток информации о рынках сбыта, невосприимчивость организаций к нововведениям, недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями. Среди других причин, оказывающих значительное влияние на инновационную деятельность организации, выделяют низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию.

Оценим результативность инновационной деятельности ООО “Айсберг - Аква”. В соответствии с проставленными оценочными кодами наибольшему влиянию в организации подверглись: замена снятой с производства устаревшей продукции, улучшение качества, расширение ассортимента, обеспечение соответствия современным правилам и стандартам, снижение загрязнения окружающей среды, улучшение условий труда. Значительным результатом инновационной деятельности явилось сохранение и расширение рынков сбыта, рост производственных мощностей. Низкой степени воздействия подверглись повышение гибкости производства и внутреннего коммерческого процесса, сокращение затрат на заработанную плату, сокращение материальных затрат, сокращение энергозатрат.

Источниками информации об инновационной деятельности и научных разработках в значительной мере явились поставщики оборудования, материалов, комплектующих, программных средств, а также современные правила и стандарты, в меньшей степени – маркетинговые подразделения, выставки, ярмарки и другие рекламные средства.


Заключение

Статистика должна на практике стать инструментом мониторинга науки и инноваций, обоснования научно-технической политики, опера­тивно реагируя на ее приоритеты и не просто отражая сложившиеся тенденции, но и позволяя предвидеть их возможные изменения в буду­щем. Необходимо усилить внимание к проблемам выявления устойчи­вых закономерностей динамики научного и инновационного потенциа­ла, прогнозирования количественных и структурных сдвигов. В связи с этим следует также расширить межстрановые статистические сопостав­ления, что позволит на основе обобщения мировых тенденций и опыта стран, находящихся на разных уровнях научно-технического развития, сформировать концепцию динамики процессов развития науки и инно­ваций применительно к определенной макроэкономической ситуации, оценить действенность тех или иных вариантов научно-технической по­литики.

Устранение существенных отличий методологии и практики отече­ственной статистики науки и инноваций от международных стандар­тов, отвечая современным реалиям российской науки и потребностям научно-технической политики, позволяет обеспечить объективное отра­жение состояния научного и инновационного потенциала, оперировать едиными с мировым сообществом понятиями, создавая тем самым не­обходимую информационную базу для сотрудничества и инвестиций.

Рыночным переменам в экономике сопутствуют изменения в пове­дении предприятий по отношению к инновациям. Несмотря на всю многоплановость проблем их внедрения, сложность формирования бла­гоприятного психологического климата в коллективах, инновации в той или иной мере превратились в объективную жизненную необходи­мость для большинства производств. За десятилетия впервые можно сказать, что предприятия открыты для инноваций, дело только за пра­вильно выбранной стратегией и требуемыми для ее осуществления средствами. Поэтому поставлена задача статистического исследования целей инновационной деятельности, прежде всего экономических, имеющих непосредственное отношение к продуктам и рынкам сбыта. В статистике предусматривается группировка инноваций, имеющих раз­ное предназначение в инновационной стратегии предприятия, по соот­ветствующим целям, в числе которых выделяются замена снятой с про­изводства устаревшей продукции, расширение ее ассортимента и по­вышение качества, сохранение традиционных либо создание новых рынков сбыта, снижение издержек производства, улучшение условий труда, сокращение загрязнения окружающей среды.

 

 

Тема 17: «СТАТИСТИКА и АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ И ЦЕНЫ ПРОДУКЦИИ ИНДЕКСНЫМ МЕТОДОМ»

 

 

1. Статистика себестоимости продукции……………………………………2

1.1 Понятие себестоимости продукции, ее значение и задачи……………4

1.2 Основные показатели себестоимости продукции………………………4

2. Предмет, задачи и основные показатели статистики

обращения общественного продукта……………………………………….7

3. Задачи и система показателей статистики цен………………………….10

3.1. Задачи и система показателей статистики цен в индексной форме…10

Заключение…………………………………………………………………...13

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.