Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и система показателей статистики цен в индексной форме




Задачи и система показателей статистики цен

Цена продукции (Ц) – это денежное выражение стоимости товара.

В статистике предприятия измеряют (рассчитывают) и анализируют различные показатели цены продукции по уровню включаемых в нее издержек при осуществлении политики цен (система цен предприятия) с учетом этапов продвижения продукции до конечного потребителя через каналы распределения в системе маркетинговой (рыночно-сбытовой) деятельности: цены предприятия, цены отпускные, оптовые цены посредников, цены реализации торговых предприятий (магазины) для конечных потребителей, рыночные цены.

Начальная цена продукции - цена предприятия (Цпр) - определяется суммой полной себестоимости (Сп) и плановой или ожидаемой прибыли изготовителя продукции (Ппл): Цпр = Сп + Ппл.

Отпускные (оптовые) цены (Цотп) предприятия включают налог на добавленную стоимость (НДС) и специальные налоги на акцизы и др. (Сн): Цотп = Цпр + НДС + Сн.

Оптовые посредники увеличивают цены на приобретенные для перепродажи товары на величину (объективную и субъективную) своих издержек (Ипоср) до оптовой цены посредника: Ц поср = Цотп + Иоп. Цена реализующих организаций (Цреал) учитывает их издержки в виде торговой надбавки (Тнадб): Цреал = Цопт + Тнадб.

Предприятие - изготовитель может реализовать свою продукцию без посредников при прямых ее продажах конечному потребителю. Рыночные цены (Црын) также являются ценами реализации (Цреал) для конечного потребителя, но могут изменяться в зависимости от соотношения спроса и предложения (на величину рыночных колебаний ∆ Црын) и ценовой политики реализующих предприятий в конкретный момент времени: Црын = Цреал + (-) ∆ Црын.

 

 

 

Система показателей статистики цен включает показатели уровня, структуры и динамики цен. В экономике существует следующая система цен и тарифов: розничные цены, тарифы на услуги, оптовые цены предприятия, закупочные, сметные цены, цены внешней торговли.

В условиях рыночной экономики статистика цен имеет важное значение. Конкуренция ведет к дифференциации цен, поэтому объектом изучения становятся не только цены, но и покупки с учетом корректировки цен на возможные скидки и надбавки.

Задачи статистики цен многообразны:

- характеристика состояния рынка. Для этого следует отслеживать поведение цен как ответную реакцию на изменение экономической ситуации.

- изучение цены и ее динамики как фактора уровня жизни, как индикатора инфляционных процессов.

- изучение цены с позиции производителя и продавца для выявления рентабельности, определения структуры цены и доли в ней налогов.

- международные и межрегиональные сопоставления [2, c. 117].

В данной главе будут рассмотрены индексы цен производителей.

Индексы цен производителей промышленной продукции характеризуют динамику изменения цен производителей промышленной продукции. Они определяются на основе наблюдения за изменением этих цен путем регистрации цен на товары-представители, выпускаемые предприятием-изготовителем. Наблюдение за изменением цен производителей продукции осуществляется по выборочной сети базовых предприятий. Для расчета сводных индексов по отраслям промышленности и промышленности в целом используется отраслевая структура промышленного производства за предыдущий год.

Построение индексов цен на промышленную продукцию состоит из следующих этапов:

- отбор базовых предприятий и товаров-представителей для наблюдения;

- определение порядка регистрации цен;

- выбор весов и расчетных формул.

В составе базовых предприятий должны быть представлены предприятия различных форм собственности и организационно-правовых форм. Наряду с крупными предприятиями в списке должны присутствовать и небольшие предприятия, так как динамика цен на мелких и крупных предприятиях может существенно различаться.

 

Для расчета и анализа показателей товарооборота предприятия индексным методом используется система индексов - индивидуальные индексы, агрегатные и средние индексы.

Индивидуальные индексы (однотоварные индексы) характеризуют относительное изменение во времени или в пространстве отдельных элементов (единиц) исследуемой статистической совокупности: iq = q1 / q0 – индекс физического объема q; iz = z1 /z0 – индекс себестоимости z; ip = p1 / p0 – индекс цены p;

Индивидуальные индексы цен могут рассчитываются по следующим формулам:

ip = pt/ / pt-1,

где pt – цена товара в текущем месяце;

ip – индекс цен текущего месяца к предыдущему;

pt-1 – цена товара в предыдущем месяце.

Далее на основе индексов цен по конкретным товарам-представителям определяются сводные индексы цен по укрупненным товарным группам, подотраслям и отраслям промышленности в целом по промышленной продукции с использованием весом базисного года.

Для расчета сводных индексов используется модифицированная формула Ласпейреса с рекурсивной системой расчета стоимостных весов:

ip = ipj * wjo / ipj * wjo

где wjo – стоимость продукции в базисном периоде.

ipj – индекс цен текущего месяца к декабрю прошлого года.

Определение средних цен на однородную продукцию и их динамики также является одной из задач статистика. При этом надо воспользоваться индексами цен переменного состава, показывающими изменение средних цен на однородную продукцию. Индекс цен переменного состава исчисляется по формуле:

Ip = (ptj * qtj / qtj) / (poj * qoj / qoj), [1, c. 121-123]

При этом изменение средней цены может быть обусловлено изменением в разных формах торговли и структурными сдвигами, то есть перераспределением объема продаж между торговыми предприятиями разных организационно-правовых форм.

Для этого исчисляются индекс цен фиксированного состава и индекс структурных сдвигов:

Ip = (ptj * qtj / qtj) / (poj * q1j / q1j)

Iстр. сдв. = (pоj * qоj / q1j) / (poj * qоj / qоj)

 

 

Для построения и использования экономических индексов в экономическом анализе хозяйственной деятельности предприятий используются индексируемые количественные и качественные показатели, обозначаемые соответствующими символами qi, рi zi ti:

qi, - количество (объем) произведенной i-ой продукции (товара, услуги, работы) данного вида в натуральном выражении в натуральных или условно-натуральных единицах изменения –шт., кг, м, л, усл.т и др.;

рi - цена единицы i-ой продукции (товара, услуг);

zi– себестоимость i-ой единицы продукции;

 

Агрегатные индексы (от латинского слова aggrego или aggregatus— присоединять, суммировать) - это обобщающие показатели, которые позволяют суммировать не суммируемые в натуральном выражении величины и определяют среднее изменение изучаемого (индексируемого) признака в совокупности. Агрегатный индекс цены продукции с весами, т.е. соизмерителями в виде показателей физического объема прошлого периода (q0): Ip(q0) = ∑p1q0 / ∑ p0q0 (индекс Э. Ласпейреса); агрегатный индекс цены продукции с весами текущего периода фиксированного состава (q1) с Ip(q1) = ∑p1q1 / ∑p0q1 (индекс Г.Пааше).

Средние (средне взвешенные) индексы – это индексы, вычисленные как средние величины из индивидуальных индексов: среднеарифметический индекс цены продукции - Iср p(q0) = ∑ ip p0q 0 / ∑ p0q0; (p1= p0 ip); среднегармонический индекс цены продукции - Iср p(q1) = ∑p1q1 / ∑(p1q1 / ip) (p0 = p1 / ip).

Экономическая сущность индекса Э. Ласпейреса (1864 г.) состоит в том, что он показывает, во сколько раз в среднем может измениться (возрасти или снизится) стоимость товарооборота или сколько процентов составить его рост или снижение в текущем (в будущем или плановом) периоде за счет роста или снижения цен на продукцию при сохранении физического объема продукции (номенклатуры и количества) на уровне базисного (прошлого) периода.

Разность числителя и знаменателя определяют абсолютную величину экономической выгоды или потерь (экономического эффекта), которую предположительно можно получить от изменения только цен на товары, услуги.

IЛ = Ip(q0) = ∑p1q0 / ∑p0q0, Δp(q0) = ∑p1q0 - ∑p0q0

Экономическая сущность индекса Г. Пааше (1874 г.) состоит в том, что он показывает, во сколько раз изменилась (возросла или снизилась) стоимость товарооборота продукции отчетного (текущего) периода в ценах текущего периода по сравнению с ценами базисного (прошлого) периода (прирост – IЛ * 100% – 100% - показывает сколько % составляет рост или снижение цен). Разность числителя и знаменателя индекса определяет абсолютные прирост (снижение) средств за счет изменения цен:

IП = Ip(q1) = ∑p1q1 / ∑p0q1; Δp(q1) = ∑p1q1 - ∑p0q1.

Индексируемой величиной обоих индексов (IП и IЛ) являются цены. Весами же в индексе цен Пааше выступает количество продукции текущего периода(q1), а в индексе цен Ласпейреса - количество продукции базисного периода (q0 ).

Между индексами существует взаимосвязь:

Индекс товарооборота при индексации цены и текущего физического объема продукции ,

что отражает общее правило индексов Ipq = Ip(q1) * Iq(ро).

При увеличении цены продукции на 10% и выпуска физического объема продукции на 15% общий товарооборот текущего периода возрастет на 26,5%: Ipq = 1.1 * 1,15 = 1,265 или 126,5%.

Индекс И. Фишера. В связи с характерными особенностями и практики расчета цен индекс Г.Пааше имеет тенденцию некоторого занижения расчетных величин, а индекс Э.Ласпейреса – завышения. Для нивелирования (адекватной компенсации) погрешностей вычисления индексов цен по формулам Г.Пааше и Э.Ласпейреса используется «идеальный индекс» И.Фишера, определяемый как среднегеометрическая величина из указанных индексов:

.

 

 

Заключение

 

Себестоимость продукции является важным показателем экономики нашей страны. Снижение себестоимости имеет большое народнохозяйственное значение, так как является источником роста национального дохода и увеличения размеров накопления. Уровень себестоимости, сложившийся в отраслях народного хозяйства, составляет основу для планирования государственных цен. Снижение себестоимости, будучи одним из необходимых условий снижения цен, оказывает большое положительное влияние на экономическую эффективность производства, на общий размер прибыли и рентабельности.

Учитывая роль себестоимости, государство призывает больше уделять внимания снижению себестоимости продукции, «существенно усилить роль этого показателя в оценке деятельности и стимулировании предприятий».

Себестоимость продукции представляет собой совокупность затрат предприятия на изготовление и реализацию продукции, выраженных в денежной форме.

Статистические сведения о себестоимости широко используются для характеристики результатов деятельности предприятий и рентабельности производства. Показатели себестоимости имеют особенно важное значение для контроля за выполнением директивных заданий о повышении эффективности общественного производства, то есть достижения наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Важнейшими задачами статистики себестоимости продукции являются: обеспечение правильного исчисления уровня себестоимости продукции; систематическое наблюдение за выполнением плана по себестоимости продукции; изучение структуры себестоимости продукции и ее динамики; выявление резервов для дальнейшего снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности ее производства; углубление анализа показателей рентабельности предприятий отраслей материального производства.

Связь производства с потреблением осуществляется посредством обращения общественного продукта. Сущность процессов обращения состоит в физическом перемещении произведенных продуктов и их товарно-денежном обмене. Эти процессы и есть предмет специального статистического исследования – статистики обращения общественного продукта.

Основными задачами статистики обращения общественного продукта являются организация наблюдения за перевозками народнохозяйственных грузов, поставками и поступления сырья, материалов и потребительских товаров; учет их соответствия плановым заданиям; контроль за расходом, выявление материальных резервов.

Система показателей статистики цен включает показатели уровня, структуры и динамики цен. В экономике существует следующая система цен и тарифов: розничные цены, тарифы на услуги, оптовые цены предприятия, закупочные, сметные цены, цены внешней торговли.

В условиях рыночной экономики статистика цен имеет важное значение. Конкуренция ведет к дифференциации цен, поэтому объектом изучения становятся не только цены, но и покупки с учетом корректировки цен на возможные скидки и надбавки.

Задачи статистики цен многообразны:

- характеристика состояния рынка. Для этого следует отслеживать поведение цен как ответную реакцию на изменение экономической ситуации.

- изучение цены и ее динамики как фактора уровня жизни, как индикатора инфляционных процессов.

- изучение цены с позиции производителя и продавца для выявления рентабельности, определения структуры цены и доли в ней налогов.

- международные и межрегиональные сопоставления.

Таким образом изучение данных показателей имеет важное значение для эффективного функционирования производственной системы.

 

 

Тема 18: «СТАТИСТИКА И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

 

 

Введение …………………………………………………………………………..3

1 Сущность и статистические показатели прибыли …………………………...4

1.1 Понятие и виды прибыли …………………………………………………….4

1.2 Показатели рентабельности ………………………………………………….8

2 Анализ прибыли ………………………………………………………………13

2.1 Факторы, влияющие на величину прибыли ……………………………….13

2.2 Анализ балансовой прибыли ……………………………………………….14

2.3 Анализ прибыли от реализации продукции, работ, услуг ………………..17

2.4 Анализ чистой прибыли …………………………………………………….20

3 Задача: Анализ прибыли от реализации продукции ………………………..23

Заключение ………………………………………………………………………25

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.