Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Судебная система. Ее звенья и инстанции




 

Суды всех степеней и звеньев, осуществляющие правосудие на территории государства, образуют судебную систему, ибо они выполняют общую задачу, строятся и действуют на основе одних и тех же принципов, руководствуются одними и теми же законами, имеют единый высший судебный орган. Иначе говоря, судебная система — это закрепленная в законе совокупность взаимосвязанных между собой судов, организованных и действующих на общих конституционных принципах с учетом существующего административно-территориального устройства страны и возглавляемых Верховным Судом Республики Беларусь.

Всякая судебная система состоит из отдельных элементов и ступеней, каждая из которых обладает определенной суммой полномочий. Поэтому различают такие понятия, как «звено» судебной системы и «судебная инстанция».

Что же между ними общего и чем они отличаются друг от друга?

Понятие «звена» в судебной системе связано с определенным положением данного суда среди других судов и органов правосудия. Суды, наделенные одинаковой компетенцией, т.е. равным объемом прав и полномочий, относятся к одному звену судебной системы. Причем число звеньев, как правило, зависит от административно-территориального устройства государства. Поскольку оно предполагает многозвенность судебной- системы (скажем, в наших условиях 3-звенность: район и город; область; республика), то это порождает такие понятия, как «нижестоящие» и «вышестоящие» суды. Однако в силу специфики судебной власти и правосудия эти категории весьма условны и относительны, поскольку один и тот же суд может быть вышестоящим по отношению к одним судам и нижестоящим по отношению к другим.

Кроме того, особенностью судебной организации, вытекающей

из независимости судей и подчинения их только закону, является то, что суды не находятся вообще в административном подчинении друг у друга. Даже вышестоящие суды, вплоть до Верховного Суда, не руководят нижестоящими судами, а лишь осуществляют судебный надзор, т.е. в предусмотренном законом порядке проверяют решения нижестоящих судов на предмет их соответствия закону, всесторонности, объективности рассмотрения дел и вынесенных по ним решений. Они вправе принять к своему производству любое гражданское или уголовное дело, подсудное нижестоящему суду, но руководить им, давать указания о том, как надлежало бы рассмотреть и разрешить то или иное конкретное дело, они не вправе.

По объему компетенции различаются суды первой, второй (или кассационной) и надзорной инстанции. В итоге судебно-правовой реформы мы, наверное, будем иметь еще одну — апелляционную инстанцию. Судебная инстанция не является звеном, ибо она отражает не место суда в судебной системе, а определенный этап, стадию прохождения дела в суде. Проще говоря, судебное звено — это понятие из области судоустройства, а инстанция — судопроизводства.

Выделение судебных инстанций обусловлено наличием в гражданском и уголовном процессах соответствующих стадий судопроизводства, которые строго регламентированы уголовно-процессуальным (УПК) и гражданско-процессуальным (ГПК) кодексами Республики Беларусь. В последнее время появился еще один — Хозяйственно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.

Судами первой инстанции являются такие суды, которые рассматривают в судебных заседаниях отнесенные к их компетенции гражданские и уголовные дела по существу, т.е. с непосредственным исследованием доказательств и вынесением решений и приговоров. В этом качестве могут выступать все имеющиеся в республике суды.

Суды второй (кассационной) инстанции проверяют законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров и решений по кассационным жалобам и кассационным протестам.

Судами надзорной инстанции выступают те суды, которые проверяют правильность (т.е., прежде всего, законность, обоснованность и всесторонность) рассмотренных в судах первой и второй инстанций дел и вступивших в законную силу приговоров и решений по ним. Но делают это не по собственной инициативе, а по надзорным протестам определенных должностных лиц — прокуроров и председателей соответствующего уровня судов.

Суды низшего звена судебной системы (в наших условиях — районные, городские) действуют только в качестве суда первой инстанции, иными полномочиями они не наделены, ибо «под ними» никакого другого «низшего» звена нет. Вышестоящие суды могут выполнять функции всех судебных инстанций, т.е. они могут быть судами первой, второй (кассационной) и надзорной инстанций.

Мировая практика знает и такую судебную инстанцию, как апелляционная, которая, согласно Концепции, должна появиться и у нас. Пока, к сожалению, в Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» ее не оказалось, хотя это важная и нужная структура. Она обладает правом повторного пересмотра (проверки по существу) вынесенных нижестоящими судами приговоров и решений. Введение такой инстанции явится дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов граждан и субъектов хозяйствования, средством дальнейшего укрепления законности.

Важно подчеркнуть, что судебная система организуется и действует на единых и общих конституционных принципах, обязательных для любого звена. Все суды, действующие на территории нашего государства, осуществляют правосудие от имени Республики Беларусь.

Концепция предполагает создание специализированных составов судов для рассмотрения отдельных категорий дел, скажем, таких, как семейные, административные, земельные, трудовые, по делам несовершеннолетних и т.д. Эта идея нашла свое практическое осуществление в Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» и закреплена в Конституции Республики Беларусь (ст. 109), где прямо указано, что «система судов строится на принципах территориальности и специализации».

Особенность нашей судебной системы заключается в том, что все суды, включая военные, возглавляет Верховный Суд республики, как высшее судебное звено и высшая судебная инстанция. Он не только осуществляет надзор за судебной деятельностью всех звеньев и видов судов в полном объеме, но на основании предоставленных ему Конституцией и другими законами полномочий дает обязательные для всех судов руководящие разъяснения, направляет судебную практику всех судов по законному пути.

Исключение составляет система хозяйственных судов, для которых высшим судебным звеном и высшей инстанцией выступает, согласно закону, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь и Пленум этого суда.

Особое место в нашей судебной системе занимает Конституционный Суд, учрежденный в соответствии с новой Конституцией Республики Беларусь. Некоторые ученые и практики склоняются к тому, что этот институт не связан с правосудием и является ключевым звеном контрольных органов государства. Думается, однако, что такая точка зрения не выдерживает серьезной научной критики.

Правы И. И. Мартинович и М. И. Пастухов, которые в своей книге «Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь» пишут: «Как известно, наша Конституция относила Конституционный Суд к органам государственного контроля и надзора. Полагаем, что Конституционный Суд, хотя и выполняет контрольные функции в области обеспечения конституционной законности, по сути, является органом судебной власти. В этом убеждают следующие доводы. Во-первых, свою деятельность он осуществляет путем судопроизводства при обязательном участии сторон. Во-вторых, завершается процесс вынесения решения в форме заключения. В-третьих, Конституционный Суд, как и другие суды, при рассмотрении вопросов занимает положение нейтрального арбитра. В-четвертых, он, по общему правилу, не выступает с инициативой в принятии вопросов к своему производству. В-пятых, свои решения основывает на высшем Законе -Конституции Республики Беларусь и международно-правовых актах, ратифицированных республикой. В отличие от контрольных органов, которые имеют систему периферийных органов, Конституционный Суд представлен в единственном числе». Еще один признак свидетельствует о принадлежности Конституционного Суда к судебной власти, — это использование им в своих заседаниях заключений экспертов, специалистов, свидетельских показаний, письменных документов. Подтверждают судебную природу Конституционного Суда и первые шаги его практической деятельности, когда рассматривался ряд дел о конституционности нормативных актов. С принятием новой редакции Конституции дискуссиям на этот счет положен конец. Конституция включила и законодательно закрепила положение о том, что Конституционный Суд входит в общую систему судов Республики Беларусь, и четко определила его место в этой системе и полномочия (ст. 116).

Рассмотрение дел в соответствующей судебной инстанции происходит по совершенно определенным процессуальным правилам, закрепленным в законе, и с точно определенной целью.

По общему правилу, каждое дело может быть рассмотрено в двух инстанциях — первой и второй. Пересмотр (проверка) дела в порядке надзора не является третьей инстанцией, поскольку допускается лишь в исключительных случаях.

Что же означает рассмотрение дела по первой инстанции? Это -разбирательство дела по существу (т.е. от начала до конца и непосредственно) с целью осуждения или оправдания подсудимого — по уголовному делу, и удовлетворения или отказа в иске — по гражданским делам. Дела по первой инстанции рассматриваются всеми судами в пределах своей компетенции, подавляющая часть которых приходится на районные, городские суды. Наиболее сложные и социально значимые дела рассматриваются вышестоящими судами, вплоть до Верховного Суда.

Разбирательство дел по существу характерно тем, что суд с участием сторон и других субъектов процесса анализирует доказательства и устанавливает все важные для дела факты. Это происходит с участием заинтересованных и других лиц, имеющих отношение к данному делу. В результате разбирательства уголовного дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу — решение. Следует подчеркнуть, что в целях обеспечения стабильности судебных актов, суд, вынесший решение или приговор, не может сам ни изменить их, ни отменить.

Решения и приговоры судов по уголовным и гражданским делам вступают в законную силу спустя 10 суток после их вынесения. В течение этого времени стороны могут подать жалобу, а прокурор — направить протест в вышестоящий суд. Ст. 115 Конституции гласит: «Стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений». Здесь содержится очень существенное новшество: если раньше из этого правила делалось исключение для Верховного Суда, когда он выступал" в качестве суда первой инстанции, то теперь Конституция не допускает каких-либо отступлений от провозглашенного принципа. Следовательно, решение или приговор, вынесенные Верховным Судом, также подлежат обжалованию в установленные законом сроки. Значит, наш законодатель последовательно идет по пути демократизации уголовного и гражданского процессов, укрепления законности и защиты прав и интересов личности и общества. К исключительному порядку проверки законности вынесения судами решений и приговоров относится рассмотрение (проверка) судебных дел в порядке судебного надзора. Как правило, решение или приговор вступают в законную силу, т.е. приобретают общеобязательность и обращаются к исполнению либо автоматически по истечении кассационного срока и отсутствия кассационной жалобы (протеста), либо если вторая инстанция, рассмотрев дело в кассационном порядке, признала их правильными и оставила без изменений.

Чтобы судебные акты сохраняли стабильность, решения и приговоры, вступившие в законную силу, не могут быть опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Однако жизнь таит немало сложностей. Бывает, что и вступившие в законную силу судебные акты (даже после кассационной проверки) могут оказаться незаконными и необоснованными. Как быть? Как исправить ошибку? Для таких случаев закон предусмотрел особую процедуру пересмотра судебных дел в порядке надзора.

Поскольку этот пересмотр касается уже вступивших в законную силу судебных решений, он допускается лишь в исключительных случаях и по правилам, специально оговоренным в процессуальном законодательстве. Причем пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах областных (Минского городского) судов, в судебных коллегиях, Президиуме и Пленуме Верховного Суда Республики Беларусь, а также в Белорусском военном суде.

Порядок разбирательства при надзорном пересмотре дел имеет свои особенности. Оно осуществляется по особой процедуре, без участия заинтересованных в исходе дела лиц.

Таким образом, весь процесс надзорного производства свидетельствует об особом характере контроля вышестоящих судов за правильностью осуществления правосудия нижестоящими судами, о его исключительности.

В результате рассмотрения дела надзорная судебная инстанция может оставить без изменения опротестованные судебные акты, или отменить (изменить) незаконные судебные решения с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса (например, со стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции), либо прекратить дело.

Судебные акты надзорных инстанций (постановления Президиума, Пленума Верховного Суда, Белорусского военного суда, определения коллегий) вступают в законную силу немедленно (с момента их принятия). Они могут быть опротестованы и проверены только в порядке судебного надзора в вышестоящих инстанциях, кроме Пленума Верховного Суда. Поскольку нет более высокой судебной инстанции, решение Пленума является окончательным.

Руководящая роль надзорной инстанции та же, что и кассационной. Она выражается в праве надзорной инстанции отменить или изменить судебный акт нижестоящего суда с указанием на его необоснованность или незаконность. Кроме того, надзорная инстанция может рекомендовать нижестоящему суду пути надлежащего рассмотрения (разрешения) дела.

Некоторые дела, рассмотренные в порядке судебного надзора в Верховном Суде республики, публикуются в журнале «Судовы вестнік». Это помогает судам в их работе, способствует наиболее правильному и единообразному пониманию и применению законов судьями, повышению их квалификации.

Используя кассационное и надзорное рассмотрение (проверку) дел нижестоящих судов, Верховный Суд Республики Беларусь тем самым осуществляет руководство судебной практикой (именно практикой, а не судами), поддерживая и укрепляя законность, защищая права и законные интересы личности, общества и государства, утверждая справедливость и правопорядок.


ТЕМА 7.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Действующую судебную систему Республики Беларусь образуют Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные, городские, а также военные (межгарнизонные суды и Белорусский военный суд) суды. Самостоятельную систему образуют хозяйственные суды, возглавляемые Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь. Особую роль выполняет Конституционный Суд Республики Беларусь.

Как видим, в Беларуси сохранилась трехзвенная судебная система, соответствующая административно-территориальному делению республики. Что же нового принес Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»? Первым и основным звеном судебной системы, как и ранее, являются районные (городские) суды (прежде они назывались «народными» судами). Они образуются, как правило, в каждом административном районе или городе, не имеющем районного деления. Закон допускает, что в порядке исключения может быть образован один суд на район и город. Районный (городской) суд территориально наиболее приближен к населению, и поэтому именно в этот суд люди обращаются в первую очередь за судебной защитой своих прав и законных интересов.

Являясь низшим звеном судебной системы и действуя только в качестве суда первой инстанции, этот суд рассматривает основную массу гражданских и уголовных дел, поступающих в судебные органы. Именно на него падает основная нагрузка в осуществлении задач правосудия и проведения среди населения общественно-массовой работы по предупреждению правонарушений и правовому воспитанию граждан, по оказанию правовой и методической помощи товарищеским судам и т.д. Понятно, что от успешного выполнения этими судами своих функций и задач во многом зависит постановка в целом всего дела правосудия в республике, эффективность борьбы с преступностью и правонарушениями, воспитание законопослушания, формирование правового сознания и правовой культуры населения.

Сеть районных (городских) судов и количество судей устанавливаются Президентом Республики Беларусь по представлению министра юстиции и Председателя Верховного Суда.

В нашей республике в одном районном (городском) суде работает от одного до шести судей. Примерно половина судов с одним судьей, или т.н. однокомплектные, другая половина судов — многокомплектные, где число судей более одного. Во втором случае закон предусматривает назначение не только председателя суда, но и его заместителя, что производится указами Президента Республики Беларусь.

В компетенцию районных (городских) судов входит рассмотрение практически всех уголовных дел, за исключением дел, отнесенных законом к ведению вышестоящих и военных судов. Так, районный (городской) суд не вправе рассматривать такие дела, как дела о государственных преступлениях, умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, хищениях имущества в особо крупных размерах и некоторые другие. Ему же подсудны все категории гражданских дел, подведомственные судебным органам (ст. 112 VIIК). К компетенции этих судов отнесено также рассмотрение дел об административных правонарушениях (дела о мелком хулиганстве, по жалобам на неправильности в списках избирателей, на действия административных органов в связи с наложением штрафа и др.).

Дела о малозначительных преступлениях и имущественных спорах на незначительные суммы районные (городские) суды при определенных обстоятельствах могут направлять на рассмотрение товарищеских судов. Правда, в новом законе не говорится ни слова о товарищеских судах, но старые нормы права, регулирующие их деятельность, пока не отменены и, стало быть, сохраняют силу.

Закон о судоустройстве предусматривает, как и было заложено в Концепции, возможность образования в районных (городских) судах (как и в судах более высокого уровня) специализированных составов для рассмотрения отдельных категорий дел (семейных, дел о несовершеннолетних и др.)...

Важно отметить, что деятельность районных (городских) судов не ограничивается осуществлением правосудия, хотя это — главное в их работе. Суды проводят большую и разнообразную общественно-массовую работу среди населения. Это отчеты судей перед населением, трудовыми коллективами и на сессиях Советов, лекции, доклады и беседы на правовые темы, контроль за поведением лиц, переданных на поруки и условно осужденных, оказание правовой и методической помощи товарищеским судам и др.

Важным и ответственным участком работы районного (городского) суда является прием посетителей, рассмотрение жалоб и заявлений граждан.

Вторым, или средним, звеном в судебной системе Республики Беларусь выступают областные, Минский городской суд. Им отводится в законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» специальная 3-я глава (ст. 24 — 32). Уступая районным судам по количеству рассматриваемых по первой инстанции дел, они принимают к своему производству дела о наиболее опасных преступлениях и сложных гражданско-правовых спорах. Но главное назначение этих судов состоит в осуществлении надзора за судебной деятельностью районных (городских) судов, исправление допускаемых ими ошибок, руководство судебной практикой.

Областной (Минский городской) суд изучает судебную практику и оказывает помощь районным, городским судам в правильном применении ими законодательства, координируя эту деятельность с отделом юстиции исполкома областного (Минского городского) Совета. Областной (Минский городской) суд состоит из председателя, его заместителей, членов суда и действует в составе судебных коллегий и президиума. Количественный состав их устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению министра юстиции и председателя Верховного Суда Республики Беларусь и зависит от объема выполняемой судебной работы. Наряду с коллегиями по уголовным, гражданским делам (традиционные структуры), новый закон допускает образование составов судов, специализированных для рассмотрения отдельных категорий дел (ст. 29). Члены суда с учетом объема работы и квалификаций распределяются по коллегиям председателем суда и утверждаются президиумом.

По совместному представлению министра юстиции, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и председателей областных (Минского городского) судов Президент Республики Беларусь определяет количественный и персональный состав президиума областного (Минского городского) суда (председатель, его заместители, судьи).

В заседании президиума, как гласит закон, вправе участвовать прокурор области (г. Минска) (ст. 28 Закона о судоустройстве).

Областной (Минский городской) суд является судом первой, второй (кассационной и надзорной) инстанций. В качестве суда первой инстанции он рассматривает отнесенные к его компетенции уголовные и гражданские дела. Областному суду подсудны уголовные дела повышенной общественной опасности. В отношении гражданских дел закон не устанавливает каких-либо ограничений. Поэтому он вправе изъять из районных, городских судов, находящихся на территории области, любое гражданское дело и, учитывая его сложность и общественное значение, принять к своему производству в качестве суда первой инстанции. Такое же право принадлежит областному суду и по уголовным делам, относящимся к компетенции районного (городского) суда. В случае вторичной отмены приговора или решения районного, городского суда областной суд также принимает дело к своему рассмотрению по первой инстанции.

Приговоры и решения, вынесенные областным судом, могут быть обжалованы в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Беларусь.

Действуя в качестве суда второй (кассационной) инстанции, областной суд рассматривает жалобы и протесты на решения, приговоры, определения и постановления районных (городских) судов, не вступивших в законную силу, и выносит кассационные определения. Таким образом, областной (Минский городской) суд имеет возможность активно влиять на судебную практику районных, городских судов, обеспечивать правильное отправление правосудия.

Судебная коллегия областного суда действует как первая и вторая (кассационная) инстанция.

Президиум областного суда — это, прежде всего, надзорная инстанция, рассматривающая в порядке судебного надзора протесты Генерального Прокурора Республики Беларусь, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и их заместителей, прокурора области и председателя областного суда на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления районных (городских) судов и на кассационные определения судебных коллегий данного суда. Кроме того, президиум направляет работу судебных коллегий и аппарата областного суда, обобщает материалы изучения судебной практики, оказывает помощь районным (городским) судам в правильном применении ими законодательства, координируя эту. деятельность с отделом юстиции исполкома областного Совета депутатов.

Общее руководство работой осуществляет председатель суда, а также заместители, возглавляющие соответствующие коллегии.

Высшим судебным органом является Верховный Суд Республики Беларусь. Он формируется Президентом Республики с согласия Парламента Республики Беларусь, ответствен перед ним и ему подотчетен. Верховный Суд является высшей надзорной инстанцией в судебной системе республики. Именно ему принадлежит последнее, окончательное слово по делам, рассмотренным судами Беларуси. Верховный Суд осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов, действующих на территории республики, включая и военные суды, т.е. выполняет полномочия суда второй (кассационной) и надзорной инстанций. Ему (в лице Пленума Верховного суда), единственному из судов РБ общей юрисдикции, предоставлено право давать судам руководящие разъяснения о применении законодательства. Верховный Суд наделен также функциями суда первой инстанции. Он состоит из председателя, первого заместителя, заместителей и судей. Верховный Суд Республики Беларусь действует в составе: судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, военной коллегии, Президиума и Пленума. Состав судебных коллегий формируется председателем Верховного суда и утверждается Пленумом Верховного суда.

Пленум — это высший орган Верховного Суда и высшая судебная инстанция страны. В его состав входят: председатель, первый заместитель и три заместителя, судьи Верховного Суда, а также председатели областных (Минского городского) и Белорусского военного судов (ст. 48 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»). Лица, входящие в состав Пленума, в пределах своих полномочий обладают равными правами. В заседаниях Пленума, которые созываются раз в квартал, могут участвовать Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный прокурор, министр юстиции и их заместители. Кроме того, при Верховном Суде действует научно-консультативный совет.

Полномочия Верховного Суда четко определены Законом «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» (ст. 47): «Верховный Суд Республики Беларусь:

- в пределах своих полномочий рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке судебного надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законом Республики Беларусь;

- изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную

статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающие при рассмотрении судебных дел. Разъяснения Пленума Верховного Суда Республики Беларусь являются обязательными для судов, иных органов и должностных лиц, применяющих закон;

- осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

- вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов;

- оказывает помощь судьям в применения законодательства;

- решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами».

Верховный Суд является кассационной инстанцией для областных (Минского городского) судов и надзорной — для всех судов республики. По первой инстанции он рассматривает дела особой важности или особого общественного значения, что зависит от обстоятельства дела, характера совершенного преступления и личности виновного.

Верховный Суд вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное нижестоящему суду, и рассмотреть его по существу с вынесением приговора или решения.

Приговоры и решения Верховного Суда до последнего времени по действовавшему законодательству кассационному обжалования не подлежали и могли быть отменены или изменены только в порядке надзора Пленумом Верховного Суда. Однако Конституция Республики Беларусь заложила общий принцип, согласно которому (ст. 115) судебные акты всех судов, без какого-либо изъятия из этого правила, могут быть обжалованы. Значит, и это исключение для Верховного Суда теперь снято.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает протесты Генерального прокурора Республики Беларусь и его заместителей, Председателя Верховного Суда и его заместителей на решения, приговоры и определения судебных коллегий Верховного Суда и его Президиума. Он дает судам руководящие указания и разъяснения по вопросам применения законодательства на основании изучения судебной практики и судебной статистики, а также решений, принятых по рассмотренным Верховным Судом Республики Беларусь делам и представлениям министра юстиции и Генерального прокурора.

При необходимости Пленум Верховного Суда входит в Парламент -Национальное собрание и к Президенту с представлениями по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке и по проблемам толкования законов Республики Беларусь. К его компетенции относится утверждение составов судебных коллегий Верховного Суда, заслушивание отчетов председателей этих коллегий об их работе.

Эти полномочия четко и предельно ясно сформулированы и ныне в ст. 49 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»: Пленум Верховного Суда Республики Беларусь:

- в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики и дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел;

- рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь Конституции и законам Республики Беларусь;

- рассматривает вопросы и принимает решения о внесении предложений в Верховный Совет Республики Беларусь в порядке законодательной инициативы о принятии нового закона или о внесении изменений либо дополнений в действующий закон и о разъяснении законов Республики Беларусь;

- заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь о деятельности коллегий, сообщения председателей областных, Минского городского, Белорусского военного судов о практике применения судами законодательства, выполнении разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по применению законодательства;

- утверждает по представлению председателя Верховного Суда Республики Беларусь составы судебных коллегий и их председателей, а также секретаря Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

- избирает квалификационную коллегию судей Верховного Суда Республики Беларусь из состава членов Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, а также председателя и заместителя председателя квалификационной коллегии из числа членов этой коллегии, заслушивает отчеты о деятельности коллегии;

- утверждает по представлению председателя Верховного Суда Республики Беларусь состав научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Беларусь;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами».

Верховный Суд имеет организационный аппарат, издает раз в квартал журнал «Судовы вестнік».

Мы рассмотрели систему судов общей юрисдикции в Республике Беларусь. Но в систему судебной власти входят также специализированные суды — хозяйственные и военные (эти последние прежде назывались трибуналами). В 1991 году вместо ранее существовавшего в республике арбитража были созданы хозяйственные суды в областях и г. Минске, а также Высший Хозяйственный Суд, действующие на основе Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь. С принятием Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» эти виды судов получили свое окончательное правовое закрепление.

Концепция судебно-правовой реформы предусматривает совершенствование судебной системы республики, приспособление ее к требованиям нового типа в развитии нашей страны — создания правового государства. Основные направления ее реформирования:

- децентрализация за счет функционального разделения организационных форм судебной власти;

- максимальное приближение суда к населению;

- реализация принципа экстерриториальности для основного звена судебной организации;

- повышение компетентности и профессионализма в судебной деятельности;

- сочетание единоличного и коллегиального порядка рассмотрения дел;

- участие народа в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей;

- образование специализированных судов и судебных коллегий;

- учреждение избираемого народом мирового суда как низшего звена судебной системы;

- восстановление апелляционного суда (при сохранении кассационной и надзорной инстанций в системе судов).

Таким образом в результате реформы мы будем иметь четырехзвенную судебную систему:

1) мировые суды;

2) межрайонные, или окружные, суды, которые заменят существующие районные (городские);

3) областные (Минский городской) суды как суд присяжных, а также апелляционная и кассационная инстанции для межрайонных (окружных) судов;

4) Верховный Суд Республики Беларусь как высшее судебное звено и высшая судебная инстанция.

В 2000 году в Республике Беларусь функционировало 154 районных (городских) суда, 6 областных судов, Минский городской суд, в штате которых 1022 судьи, (159 судей областных и Минского городского судов, 678 судей районных и городских судов, 185 судей по административным делам и исполнительным производствам). (Юстиция Беларуси. 2000. № 3. С. 21).

Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» внес значительный вклад в реформирование судебной системы, однако, реализованы не все идеи Концепции. Так, например, институт мировых судей, окружные суды как экстерриториальные органы судебной власти, апелляционная судебная инстанция и другие новации не получили поддержки у депутатов Верховного Совета 12-го созыва. Но такое важное нововведение, как возрождение суда присяжных, после долгих и трудных дебатов принято парламентом.

Вопросы, связанные с судом присяжных, выделены в отдельный раздел Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь». Ему посвящены четыре статьи: «Присяжные заседатели» (ст. 72), «Списки присяжных заседателей» (ст. 80), «Требования, предъявляемые к присяжным заседателям» (ст. 81), «Выплаты присяжным заседателям за выполнение ими обязанностей в суде» (ст. 82).

Суд присяжных был, как свидетельствуют юристы и историки, украшением и венцом реформы 1864 года в России. Его не зря называли судом общественной совести.

В мировой практике сложилась модель суда присяжных как подлинно демократической формы отправления правосудия. В его структуре две автономные коллегии: с одной стороны, присяжные заседатели, выносящие вердикт по вопросу виновности привлеченного к уголовной ответственности лица, а с другой — судьи-профессионалы, решающие вопросы квалификации и назначения наказания виновному.

Благодаря этому уникальному сочетанию достигается объективное и справедливое разрешение дел, население получает возможность реального участия в судебной деятельности, профессионализм дополняется житейским здравым смыслом, общество перестает смотреть на правосудие как на дело, ему чуждое. А. Ф. Кони отмечал жизненность суда присяжных, его «облагораживающее влияние на

народную нравственность», считал, что он служит «родником народного правосознания» (Кони А. Ф. Собр. соч. Т. 1. 1966. С. 390). Проникновенно писал о суде присяжных известный русский правовед Г. А. Джаншиев, называя его одной из ярких звезд в мрачной ночи судопроизводства России. Без суда присяжных, утверждал он, немыслим независимый суд, а «без независимого суда немыслимо торжество закона и уважение к закону» (Джаншиев Г. А. Основы судебной реформы к 25-летию нового суда: Историко-юридические этюды. М.; Спб. 1914).

Родиной суда присяжных считается Англия, где он возник еще в XIII веке. Позднее он был учрежден в революционной Франции, как хранитель идей свободы, равенства и братства, неотъемлемых прав человека и гражданина. В последующем суд присяжных появился почти во всех странах парламентской демократии. Так, в Конституции США содержится положение о том, что дела обо всех преступлениях, за исключением дел об импичменте, подлежат рассмотрению судом присяжных (ст. III, раздел 2). Ни один факт, установленный судом присяжных, не может быть пересмотрен никаким судом Соединенных Штатов иначе как в соответствии с нормами общего права.

Хотя жизнь внесла свои коррективы (в США и в Англии суды присяжных рассматривают небольшое число дел — от 2 до 7 %), тем не менее, не следует говорить об устарелости этой формы судопроизводства.

Как справедливо замечает в своей книге «Правосудие: время реформ» (М., 1991. С. 181) известный ученый И. Л. Петрухин, «довод, что суд присяжных отживает свой век, — от некомпетентности. Ни один уважающий себя западный юрист не сказал и не скажет, что суд присяжных — «старый хлам», от которого надо освободиться. Наоборот, суд присяжных — гордость западной демократии, необходимый атрибут правового государства».

До революции суд присяжных действовал и на территории Беларуси. Он состоял из трех профессиональных («коронных») судей и 12 /присяжных заседателей. С его участием рассматривались дела о наиболее тяжких преступлениях, за которые в законе «положены наказания, соединенные с лишением всех прав состояния или всех особенных, лично а по состоянию присвоенных прав и преимуществ».

На белорусских землях, как и в некоторых других губерниях бывшей Российской империи, Судебные уставы 1864 года, которыми был введен суд присяжных, проводились в жизнь весьма медленно, с многочисленными отступлениями от демократических принципов. В отличие от Санкт-Петербургского, Московского, Харьковского и многих других окружных судов (а именно при них действовал суд присяжных), открытых в 1866 году, т.е. через два года после принятия Судебных уставов, суд присяжных, к примеру, Минского окружного суда начал функционировать лишь с 1883 года. Оправдал ли 1 он себя? Да, оправдал. Тридцать лет спустя после его введения в России председатели и прокуроры судебных палат, т.е. опытные юристы-практики, оценили суд присяжных «как лучшую форму суда, какую только можно себе представить для разрешения большей части серьезных уголовных дел».

Не все, к сожалению, знают, а подчас и сознательно умалчивают тот факт, что в предреволюционные годы за суд присяжных решительно выступал В. И. Ленин. В своей статье «Бей, но не до смерти», написанной в связи с делом об убийстве в полиции крестьянина Воздухова, он писал: «Прежде всего: почему разбирал дело не суд присяжных, а суд коронных судей с сословными представителями? Потому, что правительство Александра III, вступив в беспощадную борьбу со всеми и всяческими стремлениями общества к свободе и самостоятельности, очень скоро признало опасным суд присяжных. Реакционная печать объявила суд присяжных «судом улицы» и открыла против него травлю, которая, к слову сказать, продолжается и по сию пору» (В. И. Ленин. ПСС. — Т. 4. — С. 401). Он подверг критике закон 1887 года, по которому дела о преступлениях, совершенных должностными лицами или против должностных лиц, были изъяты из ведения суда присяжных и переданы для рассмотрения суду коронных судей с сословными представителями.

Однако с победой Октябрьской революции этот институт, как и все старые суды, был упразднен, и лишь теперь возрождается (да и то с огромным трудом). В соответствии с Концепцией судебно-правовой реформы суд присяжных предполагалось учредить при межрайонных (окружных) и областных (Минском городском) судах. При межрайонных (окружных) судах суд присяжных должен был действовать в составе одного профессионального судьи и коллегии присяжных заседателей и рассматривать уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше десяти лет, если обвиняемый не признает себя виновным в совершении преступления. При областных (Минском городском) судах планировалось образование расширенного состава суда присяжных (три профессиональных судьи и коллегия присяжных заседателей). Он должен был рассматривать дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или смертная казнь, если обвиняемый не признает себя виновным в совершении преступления.

Наш Верховный Совет закрепил норму, согласно которой рассмотрение дел в составе суда присяжных (один судья и коллегия из семи присяжных заседателей) производится по делам о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде смертной казни, если обвиняемый не признает себя виновным и требует назначения суда присяжных (ст, 8 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»). Это значит, что суд присяжных будет действовать при областных (Минском городском) судах и Верховном Суде Республики Беларусь. Как видим, сфера деятельности присяжных по новому закону довольно ограничена. Фактически право гражданина на «суд общественной совести» реализуется не в полной мере. Однако уже сам факт возрождения этой формы суда — явление прогрессивное и положительное. Ведь суд присяжных призван стать дополнительной гарантией законности и защиты прав подсудимых.

Конечно, суд присяжных не идеален. Но его недостатки (главным образом, недешевое и непростое судопроизводство) намного перекрываются его достоинствами, позволяющими эффективно защищать права человека, учитывать конкретные жизненные обстоятельства, проявлять милосердие и сострадание, т.е. укрепить гуманистическое начало в области правосудия. Можно ожидать, что вскоре весь уголовный процесс будет относиться к компетенции суда присяжных. Его оправдательные вердикты позволят освободить органы расследования от неспособных и недобросовестных работников. Изменится к лучшему качество прокурорского надзора за законностью в деятельности органов предварительного следствия, а также подготовка государственных обвинителей к судебному разбирательству. Повысится престиж адвокатуры. Судебное заседание станет ареной подлинного состязания сторон в правоте и убедительности доводов и доказательств.

Военные суды входят в систему общих судов. Это бывшие трибуналы.

Трибунал (от лат. tribunal) — судилище, судебная коллегия; чрезвычайный или специализированный суд, например, военный.

Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 января 1992 года военные трибуналы были переименованы в военные суды и явились частью системы общих судов, а поэтому при осуществлении правосудия действовали на основе того же законодательства, что и другие суды, входящие в систему Республики Беларусь. И не случайно, что в Законе «О судоустройстве и статусе судей в

Республике Беларусь» военным судам посвящены: Глава 4. Межгарнизонный военный суд (ст. 38 — 39), Глава 5. Белорусский военный суд (ст. ст. 39 — 44), которые четко регламентируют порядок образования военных судов, их систему, подсудность, полномочия. Система военных судов двухзвенная:

- межгарнизонный военный суд;

— Белорусский военный суд, в составе которого образуются, судебные коллегии.

Однако высшим звеном системы военных судов является Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь. Военным судам подсудны:

1) дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнослужащими во время прохождения ими военных сборов;

2) дела о всех преступлениях, совершенных лицами офицерского состава;

3) дела о преступлениях против установленного прядка несения службы, совершенными лицами начальствующего состава исправительно-трудовых учреждений;

4) все дела о шпионаже.

Основным звеном системы военных судов являются межгарнизонные военные суды, которые являются судами первой инстанции. Образуются они Президентом. В состав межгарнизонных судов входят:

а) председатель суда;

б) заместители председателя;

в) судьи.

Количество судей для каждого межгарнизонного суда с учетом численности и дислокации военных частей Вооруженных сил Республики Беларусь определяется Президентом по представлению министра юстиции и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Межгарнизонные суды правомочны рассматривать как гражданские, так и уголовные дела.

Второе звено системы военных судов — это Белорусский военный суд, который наделен широкими полномочиями: он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора, в случае, когда он не рассматривал дело в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В составе Белорусского военного суда образуются военные коллегии, в которые входят судьи этого же суда.

Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Высшей судебной инстанцией системы военных судов является Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь. Коллегия утверждается Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь. Аппарат коллегии утверждается Председателем Верховного Суда и министром обороны.

Какие дела подсудны военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь?

Это дела исключительной важности, дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала), а также занимающих должности командира соединений и выше.

Состав военной коллегии включает: председателя, его заместителей, судьи Верховного Суда.

Военная коллегия Верховного Суда рассматривается в качестве суда первой инстанции, а также суда второй инстанции.

Правовой и социальный статус судей военных судов такой же, как и статус судей всех судов, входящих в судебную систему Республики Беларусь. Он определен Законом «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», хотя в статусе судей военных судов есть свои особенности.

В Белорусском военном суде и шести межгарнизонных судах трудятся 28 судей (Юстиция Беларуси. — 2000. — № 3. — С. 21).

В судебную систему Беларуси входят хозяйственные суды.

Хозяйственные суды в Республике Беларусь введены вместо органов Государственного арбитража. 5 июня 1991 года был принят Закон «О хозяйственном суде» и в этом же году был опубликован Хозяйственный процессуальный кодекс.

Правовое регулирование деятельности хозяйственных судов постоянно изменялось. Это было отражено в новом Законе «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» (9 декабря 1998 г.) и в принятом Хозяйственно-процессуальном кодексе (ХПК) (И ноября 1998 г.), который существенно отличается от ХПК 1991 года.

В ст. 2 Закона определены система хозяйственных судов: «Единую систему хозяйственных судов составляют.: 1) Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь; 2) хозяйственные суды области, хозяйственный суд г. Минска, а также специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (Ведамасці Нацыянальнага Сходу Рэспублікі Беларусь. 1999.-№2. — Арт. 32).

Законом были четко определены задачи, принципы, полномочия, состав, порядок назначения судей хозяйственных судов.

Хозяйственным процессуальным Кодексом (11 ноября 1998 г.) определен порядок судопроизводства в хозяйственных судах. В новом ХПК расширен субъектный состав участников хозяйственных процессуальных отношений: юридические лица, индивидуальные предприниматели, организации, не являющиеся юридическим лицом, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, а также иностранные организации и граждане. К ведению хозяйственных судов относится новая категория дел:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении;

3) о признании не подлежащим исполнению действия или отказ в их совершении;

4) о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке.

Нововведением является норма о правах, обязанностях лиц, участвующих в деле (ст. 39 ХПК). Теперь не только у сторон, но и у других лиц, участвующих в деле, имеется право знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать судебные акты и т.д.

Новым содержанием наполнен в ХПК конституционный принцип состязательности (каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается (ст. 61 ХПК)). А это означает, что суд может вынести решение, согласно тем обстоятельствам, которые представлены лицами, участвующими в деле, так как суд не обязан сам собирать доказательства.

В ХПК введен ряд совершенно новых институтов для хозяйственного судопроизводства:

1) приказное судопроизводство;

2) кассационное судопроизводство

3) судопроизводство с участием иностранных лиц и иные. Много новых процессуальных норм в ХПК:

- о секретаре судебного заседания;

- о свидетеле;

- об эксперте;

- о специалисте;

- о понятом;

- о субъектах представительства;

- о порядке назначения и проведения экспертиз.

Основной целью всех новелл Хозяйственного процессуального кодекса является максимальное обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Конституционный Суд Республики Беларусь введен Конституцией 1994 года, на основании которой 30 марта 1994 года был принят Закон «О Конституционном Суде Республики Беларусь». 24 ноября 1996 года (на республиканском референдуме) были внесены дополнительные положения, регламентирующие полномочия, порядок формирования Конституционного Суда, которые включены в главу Конституции «Суд».

Конституционный Суд — особый судебный орган, осуществляющий функции конституционного правосудия, обладающий полномочиями по проверке конституционности нормативных актов всех государственных органов (ст. 116 Конституции).

Конституционный Суд осуществляет специфическую контрольную функцию, направленную на обеспечение верховенства Конституции, нормативных актов. Суд активно реагирует на противоречия между Конституцией и всеми подконституционными нормативными актами.

Контрольная функция Конституционного Суда охватывает сферу нормотворчества сверху донизу.

Конституционный Суд вправе проверять на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, законы о ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента, но и нормативные акты министерств, госкомитетов и местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов.

Опыт свидетельствует, что разрешение споров органами конституционного контроля является важнейшим условием стабильного развития государства и общества. Интересна динамика дел, рассмотренных Конституционным Судом: 1994 год — 5; 1995-й — 17; 1996-й -12; 1997-й — 6; 1998-й — 11; 1999-й — 17; 2000-й — 26 (Советская Белоруссия. — 2000. — 15 дек.).

Как уже отмечалось, Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью всех нормативных актов — от законов, декретов и до актов министерств, местных Советов депутатов. И когда задают вопрос: «Вправе ли граждане непосредственно обращаться в суд?», то прежде всего необходимо обратиться к ст. 116, ст. 40, ст. 122 Конституции. И если обращение того или иного гражданина имеет общественную значимость, то Конституционный Суд (на основании ст. 40 и ч. 1-й ст. 116 Конституции) может рассмотреть заявление гражданина, защитить его права. Как показывает жизнь, иногда нарушение прав граждан допускают местные органы власти. Таким образом, право на конституционное правосудие должно быть доступным.

Конституционный Суд — единственный орган судебной власти, чьи основные положения, порядок формирования и другие вопросы оговорены в Конституции.

Конституционный Суд Республики Беларусь занял особое место среди других властных структур, действуя в рамках своих полномочий. Единственные приоритеты этого суда: Конституция, право, справедливость.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.158 сек.