Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные основы науки

 

1. Современная классификация наук. Важнейшей задачей философии науки и науковедения является классификация наук. Эта проблема так же стара, как и сама наука. Многие философы, начиная с античных, выстраивали свои классификационные схемы, позволявшие не только систематизировать и обобщать знания о науке в целом, но и глубже проникать в суть отдельных наук. Однако, как бы не подразделялись науки, следует помнить, что, как говорил В.И.Вернадский, «наука одна, и едина, ибо, хотя количество наук постоянно растет, создаются новые, - они все связаны в единое научное построение и не могут логически противоречить одна другой». Или, как писал К.Маркс: «Мы знаем только одну науку – науку истории…». Представим основные современные классификации наук.

По мере взаимодействия с практикой, точнее удаленности от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и в которых нет прямой ориентации на практику, и прикладные, направленные на непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально – практических проблем.

По объекту и методу познания науки подразделяются на три большие раздела:

науки о природе – естественные науки – естествознание;

науки об искусственном мире, созданном человеком, о технике – технические науки;

науки об обществе – общественные науки – обществоведение / обществознание.

Включают в общественные науки, или выделяют в отдельную группу науки о познании, мышлении – гносеология, логика, методология, эпистемология, диалектика и др. Весьма своеобразной наукой является математика. Некоторые относят ее к естественным или техническим наукам, некоторые, наоборот исключают ее из этих разделов, но признают важнейшим элементом их мышления. По мнению многих, математика является своеобразной наукой всех наук, в определенном смысле родственной философии, дающей наукам язык символов. Известно изречение о том, что зрелость науки определяется использованием ею математики. Считается, что применение математики поднимает изучение вопроса на совершенно новый уровень. Именно это подкрепляет деление наук в научном фольклоре и обыденном сознании на точные, и в противоположность им – подразумевается определение «неточные». Физики охотно называют расплывчатые и бессодержательные места в своих работах филологией. Давно уже пролегла пропасть между «физиками» и «лириками», сложились две культуры естественного и гуманитарного знания.

Каждая группа наук подвергается более дробному членению. В настоящее время наука включает около 15 тыс. дисциплин.

Классификация наук имеет важное практическое значение, т.к. она является теоретической основой многих сфер деятельности. Она способствует решению вопросов, связанных с формированием структуры научных учреждений, планированием и координацией научных исследований, определением связей между теоретическими и прикладными науками, наукой и практикой, разработкой учебных планов для вузов, определением содержания учебных пособий, организацией библиотечного дела и т.д.

В Республике Беларусь утверждена номенклатура специальностей научных работников, в которой наука подразделена на отрасли, группы и отдельные науки. Согласно указанной классификации произведено кодирование наук. Основными отраслями наук по приведенной классификации являются следующие:

01.00.00 – физико – математические науки

02.00.00 – химические науки

03.00.00 – биологические науки

04.00.00 – геолого – минералогические науки

05.00.00 – технические науки

06.00.00 – сельскохозяйственные науки

07.00.00 – исторические науки

08.00.00 – экономические науки

09.00.00 – философские науки

10.00.00 – филологические науки

11.00.00 – географические науки

12.00.00 – юридические науки

13.00.00 - педагогические науки

14.00.00 – медицинские науки

15.00.00 – фармацевтические науки

16.00.00 – ветеринарные науки

17.00.00 – искусствоведение

18.00.00 – архитектура

19.00.00 – психологические науки

22.00.00 – социологические науки

23.00.00 – политические науки

24.00.00 – культурология

25.00.00 – науки о земле

 

Отрасль 23.00.00 – политические науки – объединяет следующие самостоятельные науки:

23.00.01 – теория политики, история и методология политической науки

23.00.02 – политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

23.00.04 – политические проблемы международных отношений и глобального развития.

 

2. Управление наукой в Республике Беларусь. Общее руководство научными исследованиями в республике осуществляет Совет Министров РБ, который рассматривает и утверждает основные направления развития науки, принимает меры по повышению эффективности научных исследований. В статье 107 (п. 4) Конституции РБ говорится: «Правительство Республики Беларусь:

обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда».

Развитием научных исследований руководит Государственный комитет по науке и технологиям республики, который координирует научные исследования по основным направлениям науки и техники.

Руководство отраслями экономики республики обеспечивают министерства (Министерство промышленности, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство строительства и архитектуры, Министерство торговли и др.). Они же организуют внедрение важнейших результатов научных исследований на подведомственных предприятиях и в организациях.

Высшим научным учреждением республики является Национальная академия наук Республики Беларусь (НАН РБ). Вместе с Государственным комитетом по науке и технологиям она возглавляет и координирует фундаментальные исследования в науке. Высшим органом Национальной академии наук является общее собрание членов академии. Действительные члены академии (академики), члены – корреспонденты избираются общим собранием не реже одного раза в два года. Академии наук подчинен ряд научно – исследовательских институтов, которые возглавляют развитие науки в соответствующих отраслях производства. В некоторых отраслях наук в рамках соответствующих министерств созданы отраслевые академии. Например, Академия медицинских наук.

Значительный объем научных исследований в республике выполняют высшие учебные заведения. Одни из них входят в систему Министерства образования республики (в том числе Институт парламентаризма и предпринимательства (ИПП), другие подчинены отраслевым министерствам (например, Медицинский университет – Министерству здравоохранения, Белорусская сельскохозяйственная академия (Горки) – Министерству сельского хозяйства и продовольствия, Белорусская академия музыки (консерватория) – Министерству культуры и т.д.). На кафедрах вузов разрабатываются как фундаментальные, так и прикладные темы исследований. Координацию научных работ в вузе осуществляет научно – исследовательский сектор (НИС), как правило, имеется проректор по научной работе. В системе аспирантуры при вузах и академиях осуществляется подготовка научных и научно – педагогических кадров.

В Республике Беларусь установлены две ученые степени – кандидат и доктор наук. Они присуждаются после успешной защиты диссертации. Предусмотрены следующие ученые звания: академик, член – корреспондент – в Национальной академии наук; профессор, доцент – в вузах; старший научный сотрудник – в НИИ.

Аттестацию научных кадров осуществляет Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь (ВАК РБ). Эта структура непосредственно подчинена Президенту РБ.

 

3. Жанры научных трудов. Выделяются устные и письменные жанры научных трудов.

Значительную часть научных сведений ученые и специалисты получают из устных источников – докладов и сообщений на совещаниях, семинарах, симпозиумах, конференциях, беседах при личном общении.

Совещание – это форма коллективных контактов ученых и специалистов одного научного направления. Состав участников совещания и длительность выступлений строго регламентированы.

Коллоквиум – это форма коллективных встреч, на которых, как правило, обмениваются мнениями ученые различных направлений. Все присутствующие являются участниками непринужденной дискуссии. На коллоквиумах официальные докладчики не назначаются.

Симпозиум представляет собой полуофициальную беседу с заранее подготовленными докладами, а также выступлениями экспромтом. Участники симпозиума могут посещать не все доклады, встречаться в кулуарах.

Конференция – самая распространенная форма обмена информацией по определенным направлениям и конкретным темам. Одна часть участников (докладчики) сообщает о новых научных идеях, результатах теоретических и экспериментальных работ, отвечает на вопросы. Другая часть (слушатели) воспринимают эту информацию, задают вопросы, участвуют в прениях. На докладчиков и слушателей ложится большая информационная нагрузка, поэтому устанавливается строгий регламент для докладчиков и выступающих в прениях. Работа конференций, как правило, разбивается на две части: пленарные и секционные заседания. На пленарные заседания выносятся наиболее важные и актуальные вопросы обсуждаемой на конференции тематики. Секционные заседания построены с учетом специализированных подходов к теме и аспектов ее развития. Иногда на конференциях организуются стендовые доклады, для чего готовятся соответствующие материалы. Нередко конференции сопровождаются выставками книг, разнообразными тематическими экспозициями. В научных учреждениях и учебных заведениях конференции проводятся систематически. У конференций бывает разный статус: в зависимости от места жительства и работы участников - городские, региональные, республиканские, национальные, международные; в зависимости от уровня и специфики поднимаемых вопросов -научные, научно – теоретические, научно – методические, научно – практические, студенческие и т.д. Конференции обычно принимают решения, рекомендации, резолюции. Издаются сборники материалов конференций с докладами и тезисами участников, которые являются значительной частью печатной научной продукции.

Съезды и конгрессы являются высшей и наиболее представительной формой общения ученых. Они имеют национальный или международный статус и собственную периодичность. На съездах и конгрессах вырабатывается стратегия развития в определенной области науки и техники.

Важнейшим компонентом всех перечисленных форумов является научная дискуссия. Это особая форма научной коммуникации, на которой происходит обсуждение какой – либо спорной проблемы. Дискуссия – это форма коллективного мышления, коллективного исследования проблемы, при котором каждая сторона выслушивает позицию другой стороны, аргументировано соглашаясь, или оппонируя, опровергает ее, защищая собственную точку зрения. В дискуссиях оттачивается логика творческой деятельности, развивается диалектическое мышление. Дискуссии полезные в любом научном коллективе.

Организационными принципами дискуссии являются: содействие возникновению альтернатив (альтернатива – это одно из двух или нескольких возможных решений, необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями), недопущение бездумного единодушия, конструктивная критика. При организации дискуссии необходимо учитывать следующие апробированные и эффективные этапы: информирование (вступительное слово), аргументирование (выступление докладчиков), замечания (фаза возражений, вопросов, сомнений со стороны оппонентов), опровержение (защита докладчиками своих позиций), критика (проверка предложенных идей), контраргументация (защита альтернативы после критического анализа), выработка решения, завершение.

В рамках всех вышеперечисленных форумов ученые выступают с докладами. Вообще доклад является важнейшей и самой распространенной формой устного представления научной информации. Существует множество самых различных вариаций докладов, например, защита курсовой, дипломной работы, диссертации, выступление на конференции и т.д. Выступление с докладом – ответственное научное поручение. Доклад обеспечивает возможность апробирования результатов научной работы через представление их аудитории, ответы на вопросы, замечания, пожелания компетентных слушателей – специалистов. Доклад должен выстраиваться в соответствии с четким планом. Традиционная композиция доклада состоит из трех компонентов: вступление, основная часть, заключение. В конечном счете, авторы научных докладов, как и все научное сообщество в целом, заинтересованы в публикации своих докладов и их главных идей.

Результаты научных исследований письменно оформляются в виде литературных научных произведений и публикуются в научной печати. К основным письменным жанрам научных произведений относятся следующие:

Доклад – освещение темы и полученных в рамках научно – исследовательской работы над ней результатов в заданном формате – выступления при защите научной работы, на конференции, симпозиуме и т.д;

Тезисы – краткое освещение основных результатов научной работы;

Научный отчет – изложение плана, программы и основных результатов законченных этапов научной работы;

Реферат – изложение какой – либо научной проблемы, одного или нескольких научных трудов;

Статья – цельное, законченное научное произведение, предназначенное для публикации в научных журналах и других периодических изданиях и отвечающее их специфике и требованиям. В настоящее время в мире издается несколько сот тысяч научных журналов;

Монография – законченное научное исследование, опубликованное в виде книги. Монографии бывают авторскими и коллективными.

Диссертация – законченное научное исследование, предназначенное для защиты с целью получения научной степени. Оформляется в виде рукописи.

Рецензия – аргументированная оценка научного произведения.

Все жанры научных работ в обязательном порядке сопровождаются научно – справочным аппаратом.

В написании научных работ выделяются следующие циклы: исследовательский (определение объекта, предмета, целей, задач, проблематики, методов, формулирование темы и т.д.) информационный (поиск, обработка, изучение источников), аналитическо – синтетический (анализ и обобщение знаний, собственные исследовательские процедуры), критический (оценка полученных результатов, верификация, критика, консультурование со специалистами) и трансляциолнно – оформительский (написание, текста, научно – справочного аппарата, приложений, библиографии и т.д.). В Республике Беларусь оформление научных трудов осуществляется в соответствии со стандартами, утвержденными Высшей аттестационной комиссией (ВАК РБ), которые можно найти на официальном сайте:

http://www.vak.org.by

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность и развитие науки | Информационное обеспечение гуманитарных исследований
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.