Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Императивность, нормативность и оценочность являются важнейшими свойствами морали

Императивность, т.е. требовательность – это способ реализации норм и принципов морали. Категорический императив Канта есть максима проявления долга в противовес выгоде: «отнесись к человеку как к цели, а не средству». Народная мудрость гласит: береги честь смолоду; куй железо, пока горячо; не говори гоп, пока не перепрыгнешь и т.д.

Нормативность – это регуляция действий на основе программирования позитивного результата: живи по средствам; будь милосерден; не лги, не укради, не прелюбодействуй и т.д. Так объективные предписания обращаются в субъективные действия в соответствии с нравственными установками и собственной свободой выбора.

Оценочность предполагает одобрение или осуждение действий личности в сфере морали как самооценку или экспертизу. Критерием здесь служит благополучие всех и каждого: не место красит человека, а человек место; каковы сани, таковы и сами; Бог-то бог, да и сам будь не плох ит.д.

Из оценок складывается моральный облик человека. Поэтому они должны быть максимально объективны, достоверны и общественно значимы. Субъективная же моральная значимость личности определяет его духовными свойствами: интересами (бизнес, наука, искусство), настроем, пристрастиями, режимом жизни и т.д. Их соподчиненность формирует

Идеал личности, который Даль называл «образ-мечта». Христианская мораль или императив Канта, практический абсолютный разум Гегеля или вектор счастья по Фейербаху – все это выражение антропоцентрической этики, стремления к внутренней удовлетворенности происходящим, т.е. к идеалу. Именно идеал соединяет должное и сущее, теорию и практику, творит желаемое будущее на основе настоящего, чем возвышает человека. Процесс смены идеалов порождает межличностные конфликты («Отцы и дети», «Петр 1», «Тарас Бульба») или внутриличностные («Анна Каренина», «Дубровский», «Гроза»). Пути решения конфликтов лежат в сфере ненасилия, компромисса, диалога сторон (из двух зол выбирай меньшее).

Нравственное общение проявляется в двух видах:

1. Собственно прямое общение, когда мотивы и мораль служат целью и средством совершения поступка: любовь, ненависть, долг («Тихий Дон»)

2. Опосредованное общение через экономические, политические, трудовые или семейные отношения («Злоумышленник»)

Помимо этого, к моральным принципам общения относятся: альтруизм (самоотречение), героизм (подвиг), стоицизм (строгость норм), утилитаризм (потребительство), конформизм (приспособленчество), пробаблизм (беспринципность) и т.д. Культуру семейных отношений составляют нормы доброжелательства, согласия, ответственности; трудовую культуру – чувство долга, авторитета, коллективизма; политическую – демократизм и гуманизм; межнациональную – терпимость и взаимоуважение. Бескультурье в нравственных отношениях ведет к насилию и злобе, криминалу и правовому нигилизму. Информационный террор со стороны СМИ, массовая эрзац-культура, повсеместная коррупция требуют ежеминутного противостояния и иммунитета личности, особенно в профессиональной сфере деятельности. Утилитарно-прагматическая доктрина должна безвозвратно уйти в прошлое дикого рынка и постиндустриального экономического передела. Рождается новая профессиональная этика.

Профессиональная этика как составная часть морали представляет собой кодекс отношения к труду и обоснование этого кодекса в ключевых ценностях. Она определяется наличием следующих элементов:

- отношение к своему профессиональному долгу и посредством этого к окружающим людям (добросовестность, соревновательность, трудолюбие), в противовес халатности, лени, воровству, злоупотреблениям

- мотивация к труду (заработок, личная жизнь, карьера), антиподы – корысть, тщеславие, карьеризм

- управленческо-производственная регламентация (поощрение, сплочение, целенаправленность, организация досуга и трудового процесса)

- средства достижения цели (обучение персонала, воспитание примером)

- оценка результатов деятельности (экономическая, управленческая, моральная)

- теоретическое обоснование новой этики в связи с расширением сферы трудовой деятельности

Требования профессиональной морали устанавливаются предписаниями, инструкциями, запретами, санкциями, а также общественным мнением, принятым в данном круге лиц, в ходе публикаций, слушаний, решений. Подвидами профессиональной этики могут служить: этика предпринимательская, инженерная, врачебная, журналистская, политическая, научная, этика спасателя, эколога, космонавта, ряда других профессий. К примеру, этика инженерная включает в себя:

- способы и цели получения прибыли (развитие или обогащение)

- гуманность деятельности (во благо или во вред окружающей среде)

- безаварийность и безопасность эксплуатации объекта

- релаксацию и снятие перенапряжения, дизайн и комфорт труда

- взаимоотношения с иностранными партнерами (патриотизм бизнеса);

Компьютерная этика предполагает отношение к информационной системе (искусственному интеллекту) как к человеку:

- бережное отношение к техническому устройству

- ответственность за использование информации

- предохранение от вирусов окружающей информационной среды

- борьба за качество и обновление программной продукции

Сегодняшнее информационное сообщество востребует профессионала нового типа: квалифицированного, компетентного, активного высококультурного и нравственно безупречного работника отрасли. Сложность современных производственных взаимоотношений рассматривает нравственность как ведущий элемент профессиональной пригодности. Важнее всего оказывается не то, что ты делаешь, а как ты это делаешь, насколько ты представляешь и отстаиваешь интересы фирмы, создаешь благоприятный климат внутри коллектива, стимулируешь труд.

Решающим звеном современного трудового процесса становится

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этика как наука о морали – это область философского знания, исследующая нормы (законы) регулирования отношений между людьми | Принятая конвенция деловых отношений бизнес сообщества России гласит
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.