Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Построение организационной структуры. Принципы её формирования

Централизация и децентрализация управленческих полномочий

Полномочия не всегда равномерно распределяются внутри организации. И по разным причинам могут быть сосредоточены преимущественно на верхних или нижних уровнях власти. Тогда первом случае – централизация, а во втором децентрализация. Не та не другая не бывают полными.

Полной централизации препятствуют:

1. Ограниченность знаний

2. Опытом

3. Квалификацией

4. Психических и физических особенностей

5. Времени

6. Способность усваивать объем информации

При полной децентрализации компания может потерять управляемость и власть.

Централизация и децентрализация могут развиваться:

¾ вширь – увеличение числа подконтрольных данному субъекту проблем

¾ вглубь – детализирование по каждой проблеме.

На степень децентрализации полномочий влияют следующие обстоятельства:

1. Дефицитность ресурсов, которые необходимо контролировать

2. Издержки, связанные с принятием решений

3. Обеспечение единообразия в проводимой политике

4. Размер организации

5. Динамика бизнеса и напряженность ситуации

6. Наличие кадров, способных принимать квалифицированные решения на всех уровнях управления

7. Исторические традиции организации

Разновидности управленческих полномочий:

1. Распорядительные – их обладатели имеют право принимать решения обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Бывают 3х видов.

¾ Общие – решения связанные с постановкой цели

¾ Линейные – наличие прямой связи между руководителями и исполнителями

¾ Функциональные – сводятся к принятию решений о том, как достичь целей о том, как данные полномочия строго ориентируются

2. Рекомендательные – не обязательные для выполнения, но могут давать совет при необходимости, каким образом лучше решить тот или иной узкий вопрос.

3. Представительские (по поручению руководства)

¾ Координационные – обеспечивают согласованное взаимодействие субъектов на низовых уровнях управления (комитеты и комиссии)

¾ Контрольно – отчетные - проверяют в рамках деятельность нижестоящих субъектов и получают от них необходимую информацию.

4. Согласительные полномочия - состоят в том, что их обладатели, в соответствии с законом, обязаны выразить свое отношение к решению принимаемым распорядительных или координационных полномочий

¾ Предостерегающие

¾ Блокирующие (параллельные)

Под организационной структурой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных подразделений организации обособившихся в результате внутреннего процесса разделения труда. Подразделения объединяют официальные группы работников ответственных за конкретный набор функций. К ним относятся финансовый управленческий и тому подобные подразделения, которые различаются своей ролью в организации, своим статусом, числом работающих, величиной ресурсов, которыми могут оперировать.

Процесс формирования организационной структуры называется департаментализация. В её основе лежат следующие принципы:

1. Количественный – подразделения должны состоять из оптимального числа работников, которые необходимы для выполнения поставленной задачи и могут эффективно подчинятся одному руководителю.

2. Временной – применяется там, где по экономическим или технологическим причинам целесообразна посменная или вахтовая работа.

3. Технологический – в основу создания подразделения кладется завершенный технологический процесс или его самостоятельная часть. Выделяются участки или цеха.

4. Профессиональный – используется обычно в научных учреждениях или учебных заведениях и состоит в том, что под общей крышей объединяются люди, имеющие одинаковые или близкие специальности.

5. Функциональный – выделение подразделений по функциям

6. Дивизиональный - различные подразделения, как правило, юридически самостоятельные предприятия. Ориентируются на территориальный подход (в рамках одного региона), рыночный подход. Обслуживание той или иной категории потребителей. Продуктовый подход – выпуск изделия или услуги определенного вида. Инновационный подход - попеременное освоение новинок.

7. Проектный (подразумевает, что организация решает разовую задачу, который после завершения работы завершает свое существование)

8. Матричный подход – в постоянных подразделениях для решения конкретных проблем создаются временные творческие группы, использующие общую материальную и информационную базу.

9. Программно целевой – предусматривает создание в рамках одной организации подразделений для достижения крупных целей часто несвязанных с основным видом деятельности организации.

10. Фрагментарный – допускает существование в рамках организации самостоятельных или полу-самостоятельных исследовательских и проектных групп.

С 1-6 принцип относится к жестким организационным структурам. С 7-10 к мягким (гибкие, адаптивные структуры). Жесткие организационные структуры управления характеризуются тем что в течение длительного времени в их рамках имеет место:

1. Постоянный состав подразделений или их отдельных частей

2. Неизменность границ и связей

Мягкие – легко видоизменяются и приспосабливаются к новым условиям и задачам. Это облегчается за счет:

1. Размытости внешних и внутренних границ

2. Неопределенности состава подразделений и работников

3. Незначительна регламентация деятельности

4. Хорошо развитые горизонтальные коммуникации

ИТОГ ПО ТЕМЕ:

На сегодняшний момент в любой организации встречаются все типы и элементы, но в разных сочетаниях это в свою очередь обеспечивает:

1. Минимизацию затрат

2. Увеличение маневренности и стратегической гибкости

3. Динамичность развития

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы делегирования полномочий | Функция мотивации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.