Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое «Статут Суда»?

Почему в названиях судов Европейского Союза используется ус­таревшая терминология?

Действительно, несмотря на то что Договор о Европейском Сою­зе 1992 г. вступил в силу более 10 лет назад (1 ноября 1993 г.), его су­дебный институт по-прежнему именуется Судом Европейских сооб­ществ, а не Европейского Союза. То же самое относится к Трибуналу (полное наименование: Трибунал первой инстанции Европейских сообществ).

Причина, по которой были оставлены прежние названия, лежит в сложной внутренней структуре организации Европейский Союз. Напомним, что Союз в его нынешнем виде состоит из трех частей (опор), которые имеют разный правовой режим (см. вопрос № 14).

Юрисдикция Суда, а равно Трибунала, в полной мере распро­страняется лишь на первую опору, т.е. на Европейские сообщества (согласно Договору о ЕС и Договору о Евратоме 1957 г.).

Общая внешняя политика и политика безопасности (вторая опо­ра Союза) полностью изъята из-под судебного контроля, а полномо­чия рассматривать дела в рамках третьей опоры (сотрудничество по­лиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере) появились лишь в 1999 г. и являются достаточно ограниченными.

Таким образом, Суд в своей деятельности чаще всего выступает именно как институт первой опоры: как Суд Европейских сообществ и даже как Суд ЕС (дел, возникающих в рамках второго из Сооб­ществ — Евратома, крайне мало). Аналогичная ситуация с Трибуна­лом.

Замена устаревших названий судов должна произойти после вступления в силу Конституции Союза: Суд Европейских сообществ станет именоваться Европейским судом (этот термин уже сейчас ши­роко употребляется применительно к Суду в средствах массовой ин­формации и теоретической литературе); Трибунал первой инстан­ции — Трибуналом большой инстанции, а судебные палаты — специа­лизированными трибуналами.

Понятие «Суд» (англ. Court of Justice; франц. Cour de justice) в тек­сте Конституции будет обозначать всю совокупность наднациональ­ных органов правосудия Европейского Союза, т.е. его судебную сис­тему в целом.

Статут Суда — основной источник, закрепляющий внутреннюю организацию и порядок функционирования судебной власти Евро­пейского Союза. Хотя в названии Статута указано только слово «Суд», его нормы распространяются и на Трибунал первой инстан­ции, и на судебные палаты (когда они будут созданы).

Действующий Статут Суда принят в 2001 г. и включает в себя пять разделов:

— раздел I «Статус судей и генеральных адвокатов» (ст. 2—8);

— раздел II «Организация» (ст. 9—18);

— раздел III «Процедура» (ст. 19—46);

— раздел IV «Трибунал первой инстанции Европейских сооб­ществ» (ст. 47—62);

— раздел V «Заключительные положения» (ст. 63—64). Статут Суда — источник первичного права Европейского Союза.

Он содержится в специальном протоколе, который приложен ко всем учредительным договорам этой организации, а в дальнейшем будет приложен к Конституции Союза (см. вопросы № 15, № 17).

Однако, в отличие от остальных положений учредительных до­кументов, нормы Статута (кроме раздела I) могут изменяться в упро­щенном порядке — путем внесения поправок Советом Европейского Союза (без ратификации со стороны государств-членов).

Детальные правила процедуры судов Союза закрепляют их про­цессуальные регламенты.

49. Входит ли Европейский суд по правам человека в судебную сис­тему Европейского Союза?

Нет. Европейский суд по правам человека (Страсбург) учрежден Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и функционирует в рамках другой интеграционной организа­ции — Совета Европы. Он рассматривает дела по жалобам на нару­шения упомянутой Конвенции со стороны ее государств-участников (включая Россию).

По итогам рассмотрения дела Европейский суд по правам чело­века может признать страну нарушителем, а также назначить выпла­ту «справедливой компенсации» потерпевшей стороне, размер кото­рой определяет самостоятельно (ст. 41). При этом физические лица и их объединения вправе обращаться в данный Суд лишь в качестве последнего средства, «после того, как были исчерпаны все внутрен­ние средства правовой защиты» (ст. 35 Конвенции).

Члены Европейского суда по правам человека избираются Пар­ламентской ассамблеей Совета Европы (состоит из представителей национальных парламентов). Контроль за исполнением его решений осуществляет Комитет министров Совета Европы (входят по одному министру от каждого государства — участника организации).

Европейский суд по правам человека является высшим гарантом соблюдения в масштабах всей Европы основных прав личности «пер­вого поколения» (главным образом, личные и политические права человека и гражданина, а также право собственности). В дальней­шем, после планируемого присоединения Европейского Союза к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в этом Суде можно будет обжаловать действия и решения наднациональных институтов и органов Союза, в том числе судебных. Однако сегодня 104 такая возможность отсутствует (жалобы могут направляться только против государств-участников).

Следует отметить, что термины «Европейский суд» (примени­тельно к высшему судебному органу Союза) и «Европейский суд по правам человека» не являются синонимами и различны по написа­нию в официальных языках:

— Европейский суд (т.е. Суд Европейских сообществ): European Court of Justice {англ.), Cour de justice europeenne (франц.);

— Европейский суд по правам человека: European Court of Hum­an Rights (англ.), Cour europeenne des droits de Гһоште (франц.).

50. Кто и в каких случаях может привлекать государства-члены к ответственности перед судами Европейского Союза?

По общему правилу это делает Европейская комиссия при осу­ществлении ею охранительной функции (т.е. контроля за соблюде­нием учредительных договоров и правовых актов Союза).

Если Комиссия установит, что какое-либо государство-член со­вершило действие или бездействие, нарушающее право ЕС, то она возбуждает против него расследование (ст. 226 Договора о ЕС). По итогам расследования Комиссия выносит мотивированное заключе­ние, в котором назначает государству срок для устранения наруше­ний (например, для издания необходимых законов в соответствии с директивой ЕС).

В случае если государство не подчинится указаниям, Комиссия подает иск в Суд Европейских сообществ. Подобные категории дел называются в доктрине «иски о неисполнении обязательств» (т. е. обязательств, вытекающих из членства в ЕС). Это наиболее распро­страненная категория исков в практике Суда. Например, в 2002 г. он вынес по ним 93 решения, из них 90 исков удовлетворено, в трех от­казано.

Если Суд признает государство-член нарушителем, то оно долж­но принять все необходимые меры по исполнению решения Суда. В противном случае Комиссия вправе ходатайствовать перед Судом о наложении штрафа на государство, который может выступать в виде единовременной суммы или периодических платежей (пени). По­добные суммы уплачиваются в бюджет Европейского Союза. Напри­мер, решением Суда от 25 ноября 2003 г. на Испанию наложена пеня в размере 624 150 евро в год до тех пор, пока она не обеспечит в пол­ной мере выполнение одной из директив Сообщества в сфере эколо­гического права.

Комиссия — единственный институт Союза, который может преследовать государства-члены за нарушения права ЕС (Европарламент, Совет и Счетная палата таким полномочием не обладают). Иски о неисполнении обязательств в рамках своей компетенции мо­гут предъявлять к государствам также Европейский инвестиционный банк и Европейский центральный банк (последний — к националь­ным центральным банкам).

Иски о неисполнении обязательств в настоящее время предъяв­ляются только в рамках первой опоры (Европейское сообщество и Евратом). Следовательно, Комиссия не может привлечь государст­ва-члены к ответственности за неисполнение актов Союза, изданных по вопросам ОВПБ и СПСО (второй и третьей опор).

Сроки исковой давности в отношении подобных дел не преду­смотрены.

51. Рассматривают ли суды Европейского Союза межгосударст­венные споры?

Да, но это случается крайне редко (всего несколько дел из почти 13 тыс., рассмотренных Судом и Трибуналом за время их существо­вания). Авторы учредительных договоров сознательно установили препятствия для возникновения подобных споров, так как это чрева­то дестабилизацией политической ситуации в Сообществах и Союзе.

Если одно государство-член полагает, что другая страна наруши­ла свои обязательства из Договора о Европейском сообществе, то оно сначала должно обратиться в Комиссию (ст. 227 Договора о ЕС). Лишь в том случае, если последняя не отреагирует на нарушение в течение трех месяцев, заинтересованное государство-член может само обратиться с иском в Суд.

Если между государствами-членами возникают разногласия по поводу применения или толкования актов, изданных в рамках треть­ей опоры (сотрудничество полиций и судебных органов в уголов­но-правовой сфере), то эти разногласия выносятся сначала на рас­смотрение Совета Европейского Союза. Если Совету не удается уре­гулировать их в течение полугода, то заинтересованная страна может передать дело в Суд (ст. 35 Договора о Европейском Союзе).

Два и более государства-члена совместно могут также представ­лять на разрешение Суда Европейских сообществ свои разногласия по вопросам, которые имеют отношение к предмету Договора о ЕС, но прямо не регулируются правом Сообщества (например, террито­риальные споры). Такая возможность ими ни разу не использова­лась, хотя и была предусмотрена изначально (ст. 239 Договора о ЕС).

Таким образом, Суд Европейских сообществ (а равно Трибунал) почти никогда не выступает в роли международного суда, т.е. органа, разрешающего конфликты между государствами.

52. Можно ли подавать в суды Европейского Союза иски к его ин­ститутам и органам?

Да, поскольку нормы права Европейского Союза способны нару­шать не только государства-члены, но и наднациональные власти. Договор о Европейском сообществе в этой связи предусматривает две основные категории исков:

— иски об аннулировании, т.е. иски, направленные на оспарива­ние правовых актов Европарламента, Совета, Комиссии, а также Ев­ропейского центрального банка (ст. 230 Договора о ЕС). В случае удовлетворения иска Суд или Трибунал объявляют оспариваемый акт ничтожным с момента издания, хотя и могут оставить в силе не­которые его юридические последствия (ст. 231 Договора о ЕС).

Срок исковой давности по таким делам весьма краток: два месяца с момента опубликования документа (например, регламента или ди­рективы), доведения его до сведения адресата (например, индивиду­ального решения) или, в противном случае, со дня, когда истец узнал о существовании этого акта (например, Европейская комиссия раз­решает слияние двух компаний, а третья компания, их конкурент, уз­нав о решении Комиссии, оспаривает его в судебном порядке).

С помощью исков об аннулировании могут быть отменены лю­бые правовые акты ЕС, кроме рекомендаций и заключений (так как они не имеют обязательной силы). Аналогичные иски также могут предъявляться в целях отмены рамочных решений и решений Союза, изданных в области борьбы с преступностью (ст. 35 Договора о Евро­пейском Союзе);

— иски из бездействия, целью которых служит «заставить» через Суд/Трибунал институты Союза или ЕЦБ принять решение, необхо­димое истцу (ст. 232 Договора о ЕС). Перед подачей таких исков за­интересованная сторона в обязательном порядке должна сначала об­ратиться к соответствующему институту, «пригласить» его исполнить необходимое действие. Если последний не отреагировал на просьбу в течение двух месяцев, то на протяжении следующего двухмесячного срока к нему может быть предъявлен иск из бездействия.

Если Суд или Трибунал признают бездействие института или ЕЦБ противоречащим Договору о ЕС, то он констатирует наруше­ние. В таком случае ответчик должен принять необходимые меры для исполнения судебного решения, т.е. издать регламент или иной пра­вовой акт в рамках Сообщества (кроме рекомендаций и заключе­ний).

Круг субъектов, которые управомочены предъявлять иски к над­национальным институтами и ЕЦБ, шире, чем в исках о нарушении обязательств государствами-членами. Правом на подачу исков об ан­нулировании или из бездействия обладают, во-первых, любое госу­дарство-член (например, Германия, не согласная с новой директивой Европарламента и Совета, оспаривает ее в Суде); во-вторых, инсти­туты Союза и Европейский центральный банк (например, Европарламент оспаривает правовой акт или бездействие Совета Европейского Союза).

Наконец, в качестве истцов по таким делам способны выступать физические и юридические лица, причем независимо от места их про­живания или нахождения. Однако, в отличие от государств-членов и институтов (привилегированных истцов), индивиды могут оспари­вать в судах Союза только акты, им адресованные, или, во всяком случае, «прямо и непосредственно их касающиеся» (например, при­нятие или непринятие Комиссией антидемпинговых мер в отноше­нии конкретного производителя). То же самое относится к искам из бездействия (гражданин не может требовать, например, издания ос­нов законодательства ЕС в форме директивы).

В практике судов Европейского Союза иски об аннулировании встречаются значительно чаще исков из бездействия. Например, в 2002 г. в Трибунал первой инстанции было подано 12 исков из без­действия, в Суд Европейских сообществ — ни одного. В тот же пери­од на рассмотрение каждого из этих судов поступили примерно 170 исков об аннулировании.

53. Что такое «иски о договорной и внедоговорной ответственно­сти Сообщества»?

Иски о договорной ответственности Сообщества (ст. 238 Договора о ЕС) — это иски, которые предъявляются в случае нарушения со стороны ЕС обязательств по контрактам, заключенным им с юриди­ческими и физическими лицами (например, договор о выполнении ремонтных или иных подрядных работ в офисах институтов или до­говор поставки им компьютерной техники).

Ответчиком по таким искам выступает Европейская комиссия, так как именно она представляет Сообщество в имущественных от­ношениях. Однако если подписанный контракт нарушен другой сто­роной, то иск предъявляется Комиссией к соответствующему контр­агенту (предприятию).

Необходимым условием для рассмотрения Судом или Трибуна­лом споров из контрактов ЕС служит наличие в них так называемой арбитражной оговорки, т.е. условия о том, что возможные разногла­сия между сторонами подлежат разрешению именно судами Евро­пейского Союза.

Количество таких дел невелико: в 2002 г. было предъявлено во­семь исков о договорной ответственности (шесть к Сообществу и два к предприятиям-контрагентам).

Иски о внедоговорной ответственности Сообщества (ст. 235 Дого­вора о ЕС) — это иски, направленные на компенсацию ущерба, при­чиненного его институтами, органами или служащими другим ли­цам, в том числе гражданам. В зависимости от характера нарушения Суд или Трибунал могут компенсировать потерпевшей стороне как понесенные убытки (включая упущенную выгоду), так и моральный ущерб.

Срок исковой давности по этим делам — пять лет с момента при­чинения ущерба.

Каждый год подается в среднем 10—20 подобных исков (в 2002 г. - 13).

54. В каких случаях физические и юридические лица вправе обра­щаться в суды Европейского Союза?

Физические и юридические лица независимо от их гражданства и/или местонахождения могут предъявлять в суды Союза иски толь­ко к его институтам и органам. Возможные нарушения права Евро­пейского Союза со стороны государств-членов или других лиц под­ведомственны национальным судам, которые в случае необходимо­сти обращаются с преюдициальным запросом к Суду Европейских сообществ.

Физические и юридические лица могут подавать в суды Европей­ского Союза иски об аннулировании и из бездействия (см. вопрос № 52), а также о договорной или внедоговорной ответственности Сооб­щества (см. вопрос № 53). Кроме них учредительный договор и зако­нодательство ЕС предусматривают еще несколько категорий дел, в которых истцами, как правило, выступают физические или юридиче­ские лица:

— иски об оспаривании санкций (штрафов), налагаемых Европей­ской комиссией или Европейским центральным банком на предпри­ятия (ст. 229 Договора о ЕС). В отношении данных санкций надна­циональные суды наделяются полной юрисдикцией, т.е. проверяют не только законность, но и соразмерность наложенных штрафов, и могут, при случае, уменьшить их размер;

— трудовые (служебные) споры — споры, возникающие в связи с прохождением гражданской службы Европейских сообществ (напри­мер, иск гражданина в связи с недопуском его к конкурсу на замещение вакантной должности в аппарате Комиссии). Количество подобных дел достаточно велико (112 исков в 2002 г.), поэтому их планируют в бли­жайшее время передать в юрисдикцию одного из специализированных судов ЕС — судебную палату по служебным спорам;

- споры в сфере интеллектуальной собственности, а именно жа­лобы на решения агентств Союза, занимающихся регистрацией от­дельных прав в этой области, — Ведомства по гармонизации в рамках внутреннего рынка (товарные знаки, промышленные образцы) и Ведомства Сообщества по растительным сортам (селекционные дос­тижения).

55. Что такое «преюдициальные запросы»?

Преюдициальные запросы (ст. 234 Договора о ЕС) — это обраще­ния судебных органов государств-членов, которые в процессе рас­смотрения дел сталкиваются с трудностями в толковании или приме­нении права Сообщества.

Эти запросы в настоящее время адресуются Суду Европейских сообществ и образуют его косвенную (или преюдициальную) юрисдик­цию, которая составляет почти половину всех разрешаемых им дел.

Правом на обращение в Суд Европейских сообществ с преюди­циальным запросом в настоящее время обладают юрисдикционные ор­ганы всех государств-членов, причем это может быть не только орган судебной власти, но и внесудебный орган, рассматривающий право­вые конфликты (органы административной юрисдикции). Подача преюдициального запроса приостанавливает рассмотрение дела до получения ответа из Люксембурга (т.е. от Суда Европейских сооб­ществ).

На практике встречаются три основных вида преюдициальных запросов:

— запросы о толковании, цель которых — получить от Суда Ев­ропейских сообществ разъяснение смысла тех или иных положений учредительного договора или законодательства ЕС (например, ис­панский суд, разрешающий дело на основании регламента Сообще­ства, не знает, как трактовать отдельные его статьи);

— запросы о действительности правовых актов ЕС, подаваемые в тех случаях, когда национальный суд приходит к выводу о возмож­ном противоречии правового акта ЕС его учредительного договору. В подобной ситуации он также приостанавливает рассмотрение дела и направляет соответствующий запрос в Суд Европейских сооб­ществ. Рассмотрев запрос, последний может объявить оспоренный акт или отдельные его положения недействительными, что лишает их юридической силы на всей территории Союза;

— запросы о соответствии внутригосударственных актов праву Сообщества. Подобные запросы подаются, когда при рассмотрении дел в национальных судах обнаруживается возможное противоречие между правовым регулированием на внутригосударственном уровне и на уровне ЕС.

Если национальный суд констатирует такое несоответствие, он обязан руководствоваться источниками и нормами последнего (в со­ответствии с принципом верховенства права Европейского Союза). Если же он испытывает сомнения, то может приостановить дело и обратиться с запросом в Суд Европейских сообществ.

Обращение с преюдициальными запросами — это право нацио­нальных судов государств-членов. Однако оно превращается в обя­занность, когда дело рассматривается в национальных судах высших инстанций. Соответственно если Кассационный суд Франции или Верховный суд Греции сталкивается с неясностью, например, в во­просе о толковании директивы ЕС, то он не только может, но и дол­жен направить запрос в Суд Европейских сообществ (кроме случаев, когда проблема уже была разрешена прецедентным правом послед­него).

В настоящее время возможность направления преюдициальных запросов с рядом оговорок признана также в рамках третьей опоры Европейского Союза — сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере. В 2002 г. Суд разрешил первый такой за­прос, касавшийся неясностей в толковании принципа «ne bis in idem» (недопустимость дважды привлекать к ответственности за одно и то же преступление), закрепленного в Шенгенской конвенции 1990 г.

56. Как распределяется юрисдикция между судами Европейского Союза?

Юрисдикция между Судом Европейских сообществ и Трибуна­лом первой инстанции разграничивается по субъективному призна­ку, а именно в зависимости от того, кто является истцом по делу. Ис­ковые заявления, подаваемые физическими и юридическими лица­ми, подсудны Трибуналу; иски со стороны государств-членов, институтов и органов Союза поступают сразу на рассмотрение Суда.

Трибуналу также подсудны все трудовые (служебные) споры не­зависимо от категории истцов (т.е. и по искам Сообществ к своим служащим). С другой стороны, преюдициальные запросы от нацио­нальных органов правосудия государств-членов рассматривает ис­ключительно Суд Европейских сообществ.

Реформа судебной системы, предпринятая Ниццким договором 2001 г., вносит ряд изменений в описанные выше правила подсудно­сти:

— с одной стороны, ряд категорий дел, в основном рассматри­ваемых Трибуналом, планируется передать в юрисдикцию нового звена судебной системы — судебных палат (специализированных су­дов). В числе первых будут образованы судебные палаты по трудовым (служебным) спорам и по спорам в сфере интеллектуальной собст­венности;

с другой стороны, от Суда к Трибуналу должны перейти все или некоторые категории исков со стороны государств-членов и ин­ститутов Союза, в том числе иски об аннулировании или из бездейст­вия. Трибунал также может быть уполномочен рассматривать отдель­ные виды преюдициальных запросов.

Иски к государствам-членам (иски о неисполнении обяза­тельств) должны быть сохранены в исключительной компетенции Суда Европейских сообществ.

Перераспределение юрисдикции внутри судебной системы Сою­за будет производиться путем изменения Статута Суда, поправки к которому ныне можно вносить в упрощенном порядке (см. вопрос № 48).

57. Какие дополнительные категории дел правомочны разбирать суды Европейского Союза?

Помимо рассмотренных в предыдущих вопросах дел искового производства (прямой юрисдикции) и преюдициальных запросов (косвенная юрисдикция), суды Европейского Союза уполномочены разбирать некоторые другие категории дел. Они подсудны Суду Ев­ропейских сообществ, и наибольшее практическое значение среди них получили запросы о проверке не вступивших в силу международных договоров ЕС.

Эти запросы могут исходить от любого государства-члена или института (кроме Счетной палаты) и должны быть направлены на выяснение того, соответствует ли планируемое соглашение ЕС с третьими странами его «конституции», т.е. учредительному договору.

Если Суд констатирует факт противоречия между двумя источни­ками, то планируемое соглашение может вступить в силу только при условии внесения поправок в Договор о ЕС либо в текст самого со­глашения (что на практике и делается).

Кроме предварительного контроля международных договоров ЕС Суд Европейских сообществ также правомочен:

— по обращению государств-членов санкционировать проведе­ние обыска или иные принудительные меры в отношении зданий и остального имущества Европейских сообществ, которое по общему правилу является неприкосновенным (ст. 1 Протокола «О привиле­гиях и иммунитетах Европейских сообществ»);

— проверять соблюдение процедуры в ходе привлечения госу­дарств-членов к ответственности за нарушение демократических принципов конституционного строя — по обращению заинтересо­ванного государства (ст. 46 Договора о Европейском Союзе);

— отрешать от должности комиссаров (членов Европейской ко­миссии), Европейского омбудсмана, собственных членов (а также судей Трибунала), членов Дирекции Европейского центрального банка и ряд иных должностных лиц Союза в случае, если они пере­стали отвечать условиям пребывания в должности или совершили «серьезный проступок». Члены и бывшие члены Комиссии могут быть также лишены Судом права на пенсию или иных заменяющих ее льгот (ст. 213 Договора о ЕС).

58. Как формируются суды Европейского Союза?

Суд Европейских сообществ включает две категории членов: 25 судей (по одному от каждого государства-члена) и восемь генераль­ных адвокатов.

Судьи — полноправные члены Суда, участвующие в рассмотре­нии и разрешении дел. Генеральные адвокаты — должностные лица, которые проводят параллельное расследование материалов посту­пающих дел и представляют по ним свое мотивированное заключе­ние. Наличие генеральных адвокатов позволяет Суду выносить более компетентные и обоснованные решения, так как их подготовку осу­ществляют, с одной стороны, один из судей (судья-докладчик), с другой — генеральный адвокат, назначенный на соответствующее дело.

Несмотря на свой титул, генеральные адвокаты не являются за­щитниками чьих-то персональных интересов. Они обязаны действо-ать «полностью беспристрастно и независимо» (ст. 222 Договора о С) и пользуются всеми гарантиями судейской независимости. Судьи и генеральные адвокаты назначаются сроком на шесть лет правительствами государств-членов по общему согласию, причем об­новление состава Суда происходит по частям: каждые три года заме­няются половина (13 или 12) судей и половина генеральных адвока­тов. Члены Суда могут быть повторно назначены на свои должности неограниченное число раз.

При осуществлении своих функций судьи и генеральные адвока­ты полностью независимы (в том числе от своих государств). Они мо­гут быть отрешены только самим Судом, причем единогласно (чтобы досрочно освободить от должности любого из судей или генеральных адвокатов, нужно согласие всех остальных членов Суда).

Порядок формирования и статус членов Трибунала первой ин­станции в целом аналогичны Суду Европейских сообществ. Главное отличие — отсутствие в Трибунале генеральных адвокатов. В настоя­щее время он включает 25 судей.

Порядок формирования судебных палат будет определяться ре­шениями Совета об их создании. Каждая такая палата должна состо­ять из установленного числа судей, пользующихся всеми гарантиями судейской независимости.

59. Существуют ли квалификационные требования для назначения
в суды Европейского Союза?

Чтобы быть назначенным судьей или генеральным адвокатом, кандидат должен в первую очередь предоставить «все гарантии независимости», которые обеспечат в дальнейшем его объективный, беспристрастный подход к рассмотрению дел (ст. 223 Договора о ЕС).

Собственно квалификационные требования, определяющие про­фессиональную пригодность судей и генеральных адвокатов, сформу­лированы в виде альтернативы;

— с одной стороны, членом Суда Европейских сообществ может быть назначено лицо, которое в своем государстве отвечает условиям для назначения на высшие судебные должности. Например, датский гражданин, отвечающий условиям для назначения в Верховный Суд Дании, может быть назначен и членом Суда Европейских сообществ;

— с другой стороны, судьей или генеральным адвокатом могут становиться «знатоки права, обладающие признанной квалификаци­ей». Термин «знаток права» (дословно: юрисконсульт) обозначает крупных представителей юридической науки, обычно профессоров университетов.

Сходные требования в несколько ослабленном виде установлены и для других звеньев судебной системы Союза: отвечать условиям для назначения на «старшие» (для Трибунала) или на любые «судебные должности» (для членов судебных палат Союза).

С целью обеспечить более компетентную проверку квалифика­ции будущих членов союзных судов проект Конституции Европей­ского Союза предусматривает создание квалификационной коллегии (комитета) в составе бывших членов Суда и Трибунала, бывших чле­нов верховных судов государств-членов и авторитетных юристов. Данный комитет станет давать заключения на предмет «адекватности кандидатов для осуществления должностей судьи и генерального ад­воката».

60. Кто является должностным лицом суда Европейского Союза?

Высшим должностным лицом Суда Европейского сообщества является Председатель, избираемый судьями из своего состава сро­ком на три года (полномочия Председателя Суда, как правило, неод­нократно продлеваются). Председатель осуществляет руководство деятельностью Суда и его аппарата, распределяет дела между палата­ми, может производить соединение дел, если они касаются одного и того же предмета. Он обладает также важным правом принимать предварительные меры по делу и приостанавливать своим определе­нием действие оспариваемых актов ЕС (до вынесения Судом реше­ния по существу).

Из числа генеральных адвокатов судьи на один год избирают Первого генерального адвоката, в задачу которого входит распределе­ние поступающих дел между этими членами Суда в целях подготовки мотивированных заключений (см. вопрос № 58).

В качестве вспомогательного должностного лица Суд назначает на шесть лет своего секретаря, который в отличие от Председателя и Первого генерального адвоката не входит в состав этого института. Функции секретаря двоякие:

— во-первых, содействие правосудию (обеспечивает получение и передачу всех документов по делам, в том числе исковых заявле­ний, рассылку повесток, ведение протокола, является «хранителем печати» Суда);

— во-вторых, административные функции. В качестве заведую­щего канцелярией секретарь осуществляет текущее руководство ап­паратом Суда. Его сотрудники (около тысячи человек) непосредст­венно подчиняются именно секретарю.

Система должностных лиц Трибунала первой инстанции анало­гична Суду Европейских сообществ, за исключением Первого гене­рального адвоката (в Трибунале отсутствует ввиду отсутствия в нем самих генеральных адвокатов). Собственные председатели и секрета­ри будут также назначаться в рамках третьего звена судебной систе­мы Союза — судебных палат.

61. Какова структурная организация судов Европейского Союза?

В целях более оперативного рассмотрения дел в Суде Европей­ских сообществ и Трибунале первой инстанции образованы палаты. Эти внутренние подразделения комплектуются из судей каждого из судов, и их не следует отождествлять с судебными палатами Евро­пейского Союза, которые составляют отдельное звено его судебной системы.

В Суде Европейских сообществ имеются палаты, рассматриваю­щие дела в составе трех судей (три палаты) или пяти судей (две палаты). Специализации между палатами (по административным, фи­нансовым и т.п. делам) не существует. Каждый судья обычно припи­сан к двум палатам (по три и по пять судей) и осуществляет рассмотрение дел в рамках каждой из них.

В настоящее время ввиду большого количества дел подавляющее их большинство Суд разрешает именно в рамках указанных палат. Так, в 2002 г. палаты по пять судей рассмотрели около 52%, а палаты о три судьи — более 24% от общего количества дел.

Однако если дело представляет повышенные трудности или име­ет важное значение, то Суд вправе рассмотреть его в рамках Большой палаты. Кроме того, Суд обязан передать дело в Большую палату по требованию государства-члена или института Союза, являющихся сторонами по делу (например, если рассматривается иск Комиссии к Ирландии, то и истец, и ответчик могут потребовать его разбиратель­ства в Большой палате).

Большая палата — новое подразделение Суда Европейских сооб­ществ, образованное в 2003 г. в соответствии с поправками Ниццкого договора. Она является своеобразным президиумом этого института: Председатель Суда плюс председатели палат по пять судей, а также другие члены, занимающие места в Большой палате в порядке рота­ции, — всего 11 человек.

Лишь в том случае, когда дело признано Судом в качестве имею­щего «исключительную важность» (ст. 16 Статута), оно рассматривает­ся на пленуме, т.е. Судом в полном составе (25 судей). В рамках плену­ма Суд должен также разбирать дела об отрешении от должности Омбудсмана, членов Европейской комиссии и Счетной палаты.

Внутренняя организация Трибунала первой инстанции сходна с Судом, однако здесь допускается рассмотрение некоторых категорий дел единолично судьями. В Суде Европейских сообществ принцип коллегиальности не знает исключений.

62. Как организована деятельность судов Европейского Союза?

Суд Европейских сообществ (а равно Трибунал) функционирует на постоянной основе. Дважды в год он уходит на «судебные канику­лы» — рождественские (18 декабря — 10 января) и летние (15 июля — 15 сентября). В этот период продолжают работать канцелярия и Председатель либо исполняющий его обязанности. В случае неот­ложной необходимости последний может вызвать судей и генераль­ных адвокатов на заседания и в период каникул.

Разбирательство дел всегда производится в нечетном составе, а решения принимаются простым большинством голосов.

Независимо от того, в каком составе рассматривается дело — пленум, Большая или обычные палаты, единолично (в Трибуна­ле), — государство-член, являющееся стороной, не может требовать присутствия своего гражданина или, напротив, исключения судьи по причине его национального гражданства. Данное условие свиде­тельствует о высокой степени независимости судов Европейского Союза, члены которых не являются представителями государств и служат беспристрастными вершителями правосудия. Оно также от­личает суды Союза от Европейского суда по правам человека, где в разбирательстве дела обязательно участие судьи от того государства Совета Европы, действия (бездействие) которого обжалуются.

63. Допускаются ли в судах Европейского Союза особые мнения
судей?

Нет. В отличие от российских судов, а также от Европейского суда по правам человека, в Суде Европейских сообществ и Трибунале Первой инстанции принцип тайны совещательной комнаты доведен до своего логического предела: решения судов Союза выносятся от имени всех участвующих судей, а последним категорически запрещено раз­глашать или комментировать ход их обсуждения.

Каждый судья при вступлении в должность приносит клятву «ни в чем не разглашать тайну разбирательств» (ст. 2 Статута), а ее нару­шение может служить основанием для досрочного освобождения су­дьи от своих функций.

Таким образом, решения судов Союза всегда обезличены, выносятся от имени коллегии, но не отдельных судей (кроме некоторых дел, раз­решаемых в индивидуальном порядке судьями Трибунала). Запрет выражать особые мнения на первый взгляд является недемократич­ным ограничением для судей, так как «подавляет» их индивидуаль­ность (подобное мнение высказывали некоторые американские пра­воведы).

Однако на деле указанный запрет служит очень важной гаранти­ей их независимости, прежде всего от собственных государств-чле­нов. Благодаря ему последние не в состоянии проконтролировать по­ведение «своего» судьи, а значит, оказывать на него давление.

64, В каком порядке возбуждаются дела в судах Европейского Союза?

Возбуждение дел в Суде и Трибунале (в будущем и в судебных па­латах) осуществляется путем подачи заявления (англ. application; франц. requete) на имя секретаря. Секретарь проверяет соответствие заявления установленным требованиям и направляет его ответчику, который в месячный срок представляет свой отзыв (англ. defence; франц. memoire en defence).

В сроки, установленные Председателем, истец может направить ответчику письменную реплику (англ. reply; франц. replique), а ответ­чик, в свою очередь, — ответ на реплику (англ. rejoinder; франц. duplique).

Заявление и реплика истца, отзыв и ответ на реплику ответчика имеют ключевое значение для сторон, так как именно в этих до­кументах (или приложениях к ним) должны быть представлены или указаны доказательства, на которых они будут основывать свои тре­бования в ходе судебного разбирательства. Представление в дальней­шем сторонами новых доказательств запрещено, если только Пред­седатель в порядке исключения не разрешит сделать это.

Особый порядок предусмотрен для возбуждения дел косвенной юрис­дикции, рассматриваемых по запросам национальных судов (см. вопрос № 55). Эти запросы поступают в форме определений судебных ор­ганов государств-членов, посредством которых они приостанавлива­ют разбирательство дела и формулируют правовые вопросы в адрес Суда Европейских сообществ.

Документы, полученные от сторон, национальных судов или иных лиц, переводятся затем на французский язык, который служит рабочим языком для аппарата Суда и Трибунала и на котором проект решения будет обсуждаться в совещательной комнате. Разбиратель­ство дела может производиться на любом из 20 официальных языков Союза (плюс ирландский) в соответствии со специальными предпи­саниями Статута Суда (см. вопрос № 6).

О заявлениях и преюдициальных запросах публикуется сообще­ние в Официальном журнале Европейского Союза (см. вопрос № 7).

65. Разрешается ли участие третьих лиц в делах, рассматривае­мых судами Европейского Союза?

Да, причем государства-члены и институты Союза могут вступить в любое дело искового производства, рассматриваемое Судом или Трибуналом. Таким же правом обладают другие лица, если они докажут наличие «интереса в разрешении спора», за исключением дел по спорам между государствами-членами и институтами (ст. 40 Статута).

Для того чтобы вступить в дело, заинтересованный субъект дол­жен обратиться с ходатайством к Председателю Суда/Трибунала. Хо­датайство должно быть подано в течение трех месяцев с момента опубликования сообщения о деле в Официальном журнале Европей­ского Союза.

Цель вступления в дело во всех случаях состоит в поддержке требо­ваний одной из сторон. Например, когда Европейский центральный банк ограничил возможности для проведения в отношении себя ад­министративных расследований Европейским ведомством по борьбе с мошенничеством (см. вопрос № 38), Комиссия предъявила в Суд иск об аннулировании соответствующего решения ЕЦБ (иск был удовлетворен). На стороне истца в этом деле участвовали два других института Союза (Европейский парламент и Совет), а также Нидер­ланды.

Необходимо отметить, что понятие «третье лицо» {франц. le tiers), известное российскому процессуальному праву, в праве Европейского Союза употребляется в ином смысле: для обозначения лиц (в том чис­ле государств-членов и институтов), которые не участвовали в рас­смотрении дела, возможно, затрагивающего их права или интересы. Если же лицо вступает в дело, осуществляет процессуальную «интер­венцию», то оно официально именуется «сторона, вступившая в де­ло», или «интервент» (франц. partie intervenante/intervenant).

В делах «косвенной юрисдикции» процессуальная интервенция невоз­можна, так как Суд в этом случае не разбирает спор, а отвечает на преюдициальный запрос со стороны органа правосудия государств члена. По этим делам государства-члены, институты и другие за­интересованные лица (в том числе стороны по делу, разбираемому в национальном суде, который обратился с запросом) могут представ­лять Суду Европейских сообществ памятные записки или письмен­ные замечания.

66. Из каких стадий складывается разбирательство дел в судах Европейского Союза?

«Процедура в Суде состоит из двух стадий: письменной и устной» (ст. 20 Статута Суда).

1. Письменная стадия начинается с обмена процессуальными до­кументами между сторонами через секретаря: заявление истца или определение национального суда (в делах преюдициальной юрис­дикции), отзыв ответчика и т.д. Действия Суда на этой стадии разви­ваются по следующей схеме:

— Председатель Суда направляет дело в одну из палат и назнача­ ет из ее состава судью-докладчика. После этого Первый генеральный адвокат поручает подготовку независимого заключения по делу од­ному из своих коллег (или самому себе). Однако в соответствии с но­вым Статутом 2001 г. (ст. 20), если «дело не поднимает никакого но­вого правового вопроса», то Суд может постановить о его рассмотре­нии без участия генерального адвоката;

— в срок, установленный Председателем, судья-докладчик под­готавливает предварительный доклад по делу, в котором оценивается его сложность и, в частности, необходимость в сборе дополнитель­ных доказательств;

— предварительный доклад рассматривается Судом на так назы­ваемом административном заседании. По его итогам обычно прини­мается решение направить дело на устную стадию. При этом Суд оп­ределяет, в каком составе будет производиться разбирательство: в па­лате по три или пять судей, в рамках Большой палаты или на пленуме (см. вопрос № 61).

Однако если по делу нужно собрать дополнительные доказатель­ства, Суд может сначала назначить «следствие», проведение которого он поручает соответствующей палате;

— подготовку дела к судебному разбирательству завершает ито­говый доклад судьи-докладчика, который направляется лицам, уча­ствующим в деле, в среднем за три недели до первого судебного засе­дания (первоначально доклад зачитывался непосредственно на засе­дании).

Итак, к началу устной стадии в распоряжении Суда уже находят­ся необходимые доказательства по делу. Назначение данной стадии состоит в том, чтобы уточнить их и окончательно подготовить членов коллегии судей к вынесению решения. Как указывает сам Суд, «уст­ная процедура должна рассматриваться как дополнение письменной процедуры и исключает повторение того, что уже было написано».

2. Устная стадиявключает обычно два заседания:

— первое из них посвящается судебным прениям. Суд заслуши­вает представителей сторон и задает им вопросы в целях прояснить для себя обстоятельства дела. Выступления должны быть макси­мально лаконичными (максимум 15 минут в палатах или 30 минут на пленуме). В конце заседания сторонам представляется возможность сделать краткие реплики;

— второе заседание отделяет от первого интервал в месяц и бо­лее. На протяжении этого отрезка времени генеральный адвокат за­вершает подготовку мотивированного заключения по делу и затем оглашает свои выводы перед Судом. Соответственно данное заседа­ние принято называть заседанием для представления заключений ге­нерального адвоката (франц. audience de conclusions).

После этого председательствующий объявляет о завершении уст­ной процедуры, и Суд приступает к подготовке решения, проект ко­торого разрабатывает судья-докладчик. До вынесения решения Суд, если посчитает необходимым, может назначить проведение допол­нительных следственных мер или возобновить устное разбирательст­во, однако такие ситуации встречаются редко.

Решение Суда оглашается публично на специальном заседании. На практике зачитывается только резолютивная часть.

Аналогичные стадии включает в себя процедура рассмотрения дел в Трибунале первой инстанции. Ее главными особенностями слу­жат отсутствие генеральных адвокатов и возможность передачи неко­торых дел для разрешения судьями в единоличном порядке.

67. Каковы характерные черты процедуры в судах Европейского Союза?

Наряду с признаками, указанными выше (две стадии процедуры, возможность участия генеральных адвокатов в делах, рассматриваемых Судом, и др.), необходимо отметить ряд других существенных аспектов, характеризующих судопроизводство в судах Европейского Союза.

Сроки рассмотрения дел. Дела в Суде и Трибунале рассматривают­ся в порядке их поступления. В то же время, по причине большой за­груженности союзных судов, четких сроков для совершения ими про­цессуальных действий не установлено.

В большинстве случаев необходимые временные интервалы оп­ределяет председательствующий (например, дату открытия устного разбирательства). При наличии особых обстоятельств он может, в ча­стности, решить вопрос о проведении устного разбирательства кон­кретного дела в приоритетном порядке (ст. 55 Процессуального рег­ламента Суда).

В последние годы в целях ускорения работы союзных судов были введены различные виды упрощенных процедур, однако проблема затянутых сроков разбирательства остается. Возможно, ее масштабы удастся снизить после создания третьего звена судебной системы (су­дебных палат), в юрисдикцию которых перейдет рассмотрение от­дельных категорий дел.

Представительство. В судах Европейского Союза установлен принцип обязательного представительства сторон, т.е. стороны долж­ны совершать процессуальные действия только через своих предста­вителей.

Представителями государств-членов и институтов Союза служат их агенты (должностные лица), назначенные на конкретное дело. Физические и юридические лица обязаны действовать через адвокатов, которые имеют такой статус в соответствии с законодательством го­сударств-членов. В качестве адвокатов также могут допускаться университетские профессора.

Если сторона не располагает средствами для оплаты услуг адвоката, то на основании ее мотивированного ходатайства Судом или Трибуналом может предоставляться бесплатная юридическая помощь: назначение бесплатного адвоката, кандидатуру которого вправе предложить ходатайствующая сторона. Ходатайство о назначении бесплатного адвоката может предшествовать подаче иска. Судебные расходы. Процедура в судах Европейского Союза бесплатная пошлина при подаче исков не взимается. Издержки, понесенные сторонами, возмещаются ими самими, или только выигравшая сторона не потребовала взыскать их с проигравшей. К подлежащим возмещению издержкам относятся, в частности, расходы на оплату услуг представителя, сумму, причитающиеся свидетелям, экспертам.

В случае частичного удовлетворения иска Суд/Трибунал распреде­ляет между сторонами понесенные ими расходы, но может постано­вить, что каждая из сторон сама оплачивает собственные издержки.

Доказательства и доказывание. Вопросы сбора доказательств и до­казывания имеют значение главным образом при рассмотрении дел прямой юрисдикции (искового производства). Напротив, в делах косвенной юрисдикции специальное исследование фактических обстоятельств не проводится, так как в обязанности Суда Европей­ских сообществ здесь входит анализ только правовых проблем, а ре­шение по существу выносит национальный суд, обратившийся с пре­юдициальным запросом.

На этапе возбуждения производства доказательства представля­ются сторонами: истцом, ответчиком и, возможно, лицами, вступив­шими в дело (интервентами).

Впоследствии доказательства собирают судья-докладчик и гене­ральный адвокат. С этой целью они могут запрашивать от сторон «любые сведения, относящиеся к фактам, любые документы или лю­бые материалы, которые они считают уместными» (ст. 54bis Процес­суального регламента Суда). Такие действия уполномоченных чле­нов Суда называются подготовительными мерами. В Трибунале пер­вой инстанции круг предварительных мер более широк, и они именуются мерами по организации процедуры. Это обусловлено осо­бенностями юрисдикции Трибунала, рассматривающего дела по ис­кам физических и юридических лиц и вынужденного чаще обра­щаться к исследованию фактических обстоятельств.

По наиболее сложным делам в целях получения дополнительных доказательств Суд и Трибунал могут назначать следствие (франц.: instruction). Как правило, оно имеет предварительный характер: про­водится перед началом устного разбирательства судьей-докладчиком в рамках палаты при возможном участии генерального адвоката. Процессуальные регламенты Суда и Трибунала предусматривают пять видов следственных мер (франц. mesures d'instruction):

— персональную явку сторон в целях дачи ими необходимых по­казаний по делу;

— запрос о предоставлении сведений и предъявление докумен­тов, которые необходимы Суду/Трибуналу;

— получение доказательств от свидетеля;

— экспертизу;

— выезд на место.

Получение свидетельских показаний и назначение экспертизы производятся Судом/Трибуналом по собственной инициативе, а так­же по ходатайству сторон или генерального адвоката. Свидетели вы­зываются повесткой и после дачи показаний приносят присягу: «Я клянусь, что сказал правду, всю правду, ничего кроме правды». 122

В случае неявки свидетеля, который был должным образом изве­щен, а также отказа его от дачи показаний или принесения присяги, он может быть оштрафован Судом/Трибуналом на сумму до 5000 евро. В случае дачи свидетелем заведомо ложных показаний указанные суды направляют представление в министерство юстиции компе­тентного государства-члена на предмет возбуждения уголовного дела.

Сходные обязанности и меры ответственности действуют в отно­шении экспертов, назначенных Судом/Трибуналом.

Активная роль судов Европейского Союза в собирании доказа­тельств свидетельствует о том, что процедура в них построена по ярко выраженной континентальной (романо-германской) модели. Эта модель, заимствованная, в основном, из практики французского правосудия, существенно отличает их от англо-американской моде-и, для которой характерна большая пассивность судебных органов.

68. Разрешается ли обжалование решений судов Европейского Союза?

После учреждения судебных палат в качестве третьего (низшего) звена судебной системы решения любой из них можно будет обжало­вать в Трибунал в апелляционном или кассационном порядке. Спо­соб обжалования будет определяться отдельно для каждой создавае­мой палаты.

Решения Трибунала первой инстанции могут быть пересмотрены Судом Европейских сообществ по жалобам заинтересованных лиц. При этом «жалоба в Суд ограничена вопросами права» (ст. 58 Стату­та), т.е. речь идет о кассационной процедуре.

Если Суд признает жалобу обоснованной, он может вынести по делу окончательное решение или отправить его на новое рассмотрение в Трибунал.

Срок на обжалование является весьма продолжительным: два ме­сяца с момента уведомления о решении Трибунала. Достаточно об­ширным является также круг лиц, управомоченных подавать жалобу: помимо сторон такой возможностью обладают любое государст­во-член или институт Союза.

С другой стороны, обращение в вышестоящую инстанцию (т.е. 1 Суд Европейских сообществ) не приостанавливает действия обжалуемого решения Трибунала. По общему правилу, последнее вступа­ет в силу с момента его оглашения. Чтобы приостановить исполне­ние, заинтересованная сторона должна подать мотивированное ходатайство Председателю Суда Европейских сообществ.

Суд Европейских сообществ — высшая инстанция, решения которой не могут быть отменены никаким институтом или органом Союза, равно иными европейскими, национальными или международными инстанциями.

Статут и Процессуальный регламент в некоторых случаях допус­кают возможность пересмотра своих решений самим Судом, а именно:

— ревизия (франц. revision): пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам не позднее 10 лет с момента вынесения решения;

— оппозиция (франц. opposition): обжалование заочных реше­ний со стороны неявившегося ответчика (не позднее одного месяца с момента уведомления о решении);

— оппозиция третьих лиц (франц. tierce opposition): обжалование со стороны лиц, не участвовавших в судебном разбирательстве, по мнению которых решение Суда наносит ущерб их интересам (не позднее двух месяцев после опубликования решения в Официальном журнале Европейского Союза).

Указанные способы обжалования на практике почти не исполь­зуются.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сколько звеньев включает судебная система Европейского Союза? | Тема 8. Правотворческие процедуры в Европейском Союзе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.