Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебный порядок рассмотрения споров в международном частном праве

 

9.1. Понятие международного гражданского процесса

и определение подсудности в международном частном праве

 

Под международным гражданским процессом в науке МЧП понимается совокупность вопросов процессуального характера, связанных с защитой прав иностранцев и иностранных юридических лиц в суде и государственном арбитраже. В доктрине МЧП в состав этого понятия также традиционно включают (-) вопросы, возникающие в процессе обеспечения нотариатом и другими государственными органами имущественных и личных неимущественных прав участников международного гражданского оборота. Вместе с тем следует иметь в виду, что сам термин «международный гражданский процесс» носит условный характер, так как не существует универсальной международной организации, призванной рассматривать споры между субъектами из разных государств[104].

Ведение гражданского судопроизводства с участием иностранных лиц в Российской Федерации, как и в других странах, осуществляется, как правило, на основе отечественного процессуального законодательства. Этот принцип нашел закрепление, в частности, в ст. 1 и ч. 3 ст. 398 ГПК РФ и ст. 253 АПК РФ 2002 г. Поэтому применение в нашей стране иностранных процессуальных норм возможно только в силу прямого указания законов и международных договоров РФ.

Компетенция судов конкретного государства по разрешению дел с иностранным участием составляет в МЧП определение понятия «международная подсудность». Она устанавливается с помощью норм национального законодательства данной страны и международных договоров.

Важно подчеркнуть, что при возникновении спорных отношений в области МЧП с помощью норм о международной подсудности устанавливается не судебный орган, имеющий право разрешить такой спор, а компетенция судебной системы государства в целом в отношении рассмотрения данной спорной ситуации. Только после подтверждения такой компетенции на основе процессуального законодательства соответствующей страны может быть определена конкретная судебная инстанция, правомочная рассматривать спор, возникший между сторонами. Следует иметь в виду и тот факт, что нормы национального права о международной подсудности очерчивают пределы компетенции только своих собственных судебных органов и не решают вопрос о возможности и способах разрешения споров с иностранным участием в судах других государств.

В связи с этим можно выделить три этапа последовательного определения подсудности, каждый из которых имеет особое значение. Наиболее сложным из них является первый этап. Его задача заключается в определении компетентной национальной юрисдикции. Возникающие на этом этапе проблемы определяются как возможными разногласиями между заинтересованными в рассмотрении спора лицами, имеющими различную государственную принадлежность, так и разногласиями публично-правового порядка, «ибо всякое государство склонно допускать для своих собственных судов более широкую юрисдикцию, чем оно готово признать за иностранными судами»[105].

Содержание второго этапа состоит в определении системы судебных органов, в которых будет разрешен спор. Его значение обусловлено тем, что установление компетентной национальной юрисдикции еще не дает ответа на вопрос о том, в системе каких судов данного государства (общегражданских, коммерческих и т. д.) должно быть рассмотрено соответствующее дело. Известно, например, что в США существуют две системы судебных органов (суды штатов и федеральные суды), а в ФРГ имеется семь самостоятельных и независимых друг от друга подразделений органов юстиции, деятельность которых не направлена на рассмотрение уголовных дел.

И наконец, на третьем этапе определяется конкретный судебный орган, которому непосредственно предстоит разрешить спор. Другими словами, в данном случае происходит установление уже не национальной или специальной, а территориальной юрисдикции.

Определение подсудности, таким образом, производится путем последовательного ограничения круга органов, имеющих потенциальную возможность рассматривать правовые споры с иностранным участием. Сначала такое ограничение производится по признаку государственной принадлежности соответствующих органов, затем в зависимости от их предметной компетенции и в последнюю очередь в соответствии с территориальными пределами распространения полномочий конкретных судов и государственных арбитражей.

Возвращаясь к вопросу определения международной подсудности, отметим, что в законодательстве различных государств мира существуют значительные расхождения в подходах к разрешению данной проблемы. В доктрине МЧП выделяются по меньшей мере три основные системы установления компетенции национальных судов в отношении рассмотрения споров с иностранным участием.

1. Франко-романская (латинская) система была впервые закреплена в Кодексе Наполеона 1804 г. и впоследствии распространилась на страны, гражданское законодательство которых сложилось под влиянием этого нормативного акта (Франция, Италия и др.).

В рамках данной системы подсудность определяется в зависимости от гражданства сторон. Так, в соответствии со ст. 14 и 15 ГК Франции «иностранец, даже не находящийся во Франции, может быть вызван во французские суды для выполнения обязательств, заключенных им во Франции и с французом; он может быть привлечен к французским судам по обязательствам, заключенным им в иностранном государстве с французом. Француз может быть привлечен к французскому суду по обязательствам, заключенным им в иностранном государстве с иностранцем».

Иными словами, для того, чтобы суд какого-либо государства в соответствии с франко-романской системой признал себя компетентным рассматривать дело, достаточно, чтобы спор касался сделки, заключенной гражданином этой страны, независимо от места ее заключения.

2. Немецкая система была установлена Германским уложением гражданского судопроизводства 1877 г. и оказала существенное воздействие на право стран континентальной Европы, а также некоторых других государств (например, Японии и стран Латинской Америки).

В данном случае на определение подсудности споров с иностранным участием распространяются правила внутренней территориальной подсудности, и, прежде всего, подсудности по месту жительства ответчика (в исключительных случаях — истца). Когда ответчиков несколько, и они постоянно проживают в различных государствах, право выбора суда по месту жительства одного из них принадлежит истцу. В тех случаях, когда это прямо допускается положениями соответствующих актов национального законодательства, исковые заявления можно подавать не по месту жительства, а по месту пребывания ответчика или истца. В соответствии с немецкой системой международной подсудности домицилий юридического лица определяется, как правило, по месту нахождения его административного центра (правления).

3. Англосаксонская система применяется в большинстве стран общего права (Великобритания, США и др.). В соответствии с этой системой международная подсудность определяется по признаку «присутствия» ответчика в стране суда, который толкуется очень широко.

Так, юрисдикция английского суда над иностранными физическими лицами может быть установлена в том случае, если они находятся на территории Великобритании. Личное присутствие иностранцев на британской территории должно быть добровольным, а не вызванным обманом, шантажом или другими злонамеренными действиями. Вторым слагаемым правомерного установления юрисдикции английского суда над физическими лицами — гражданами других государств является надлежащее вручение судебной повестки или иного документа о возбуждении производства по делу. Такое вручение признается надлежащим, если документ персонально вручен ответчику истцом, его представителем или послан по почте с соблюдением ряда необходимых процедур.

Что касается юрисдикции английского суда над иностранными юридическими лицами, то она может быть установлена, во-первых, когда они зарегистрированы (инкорпорированы) в Великобритании или, во-вторых, когда они ведут свой бизнес на ее территории. Вместе с тем в ряде случаев юрисдикция английских судебных органов над иностранными физическими и юридическими лицами может быть установлена даже тогда, когда они не находятся на территории Великобритании и не имеют здесь центра деловой активности[106]

Поскольку правила о международной подсудности носят односторонний характер, вполне возможны ситуации, когда правовая система одного государства отсылает рассмотрение спора к суду другого государства, а оно, в свою очередь, отказывается от такого рассмотрения в силу отсутствия соответствующей компетенции по своему национальному законодательству. Возможна и другая ситуация, когда на разрешение одного и того же спора претендуют судебные учреждения двух и более государств – так называемая конкуренция юрисдикций. Как правило, компетентный в этом случае будет суд, который первым принял к производству исковое заявление. Наиболее действенным способом избежать ситуаций отказа в принятии иска или конкуренции юрисдикций является заключение международных договоров[107].

В нашей стране в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 22 ГПК РФ 2002 г. суды рассматривают и разрешают дела, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, организации с иностранными инвестициями, международные организации, а также дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (за исключением дел, отнесенных к ведению арбитражных судов РФ). При этом вопросы о подведомственности российским судам споров с участием иностранных лиц определяются согласно ч. 1 ст. 402 ГПК РФ по правилам о внутренней подсудности гл. 3 ГПК РФ, если иное не установлено гл. 44 «Подсудность дел с участием иностранных лиц судам в Российской Федерации» этого нормативно-правового акта.

В данном случае основным является положение, зафиксированное в ч. 2 ст. 402 ГПК РФ, которое определяет, что «суды в Российской Федерации рассматривают дела с участием иностранных лиц, если организация-ответчик находится на территории Российской Федерации или гражданин-ответчик имеет место жительства в Российской Федерации».

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 402 ГПК РФ, российские суды вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц, если:

орган управления, филиал или представительство иностранного лица находятся на территории РФ;

ответчик имеет имущество, находящееся на территории РФ;

по делу о взыскании алиментов и об установлении отцовства отец имеет место жительства в Российской Федерации;

по делу о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью кормильца, вред причинен на территории РФ или истец имеет место жительства на территории РФ;

по делу о возмещении вреда, причиненного имуществу, действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для предъявления требования о возмещении вреда, имело место на территории РФ;

иск вытекает из договора, по которому полное или частичное исполнение должно иметь место или имело место на территории РФ;

иск вытекает из необоснованного обогащения, имевшего место на территории РФ;

по делу о расторжении брака истец имеет место жительства на территории РФ или хотя бы один из супругов является российским гражданином;

по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации истец имеет место жительства в Российской Федерации.

В свою очередь, ст. 403 ГПК РФ определяет, что исключительно российским судам подсудны, среди прочего, дела по искам о праве на недвижимое имущество, по спорам, возникающим из договора перевозки, дела о расторжении брака российских граждан с иностранцами, если соответствующее имущество или перевозчики находятся, а супруги имеют место жительства в России.

Что касается арбитражных судов, то здесь необходимо отметить, что в соответствии с ч. 5 ст. 27 АПК РФ, они рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором России.

Компетенция арбитражных судов Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц определена в ст. 247 АПК. В соответствии с ч. 1 этой статьи арбитражные суды рассматривают дела с участием иностранных лиц, если ответчик находится или проживает на территории Российской Федерации либо на территории России находится имущество ответчика. При этом следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, за исключениями, предусматриваемыми учредительными документами в соответствии с законом.

Арбитражные суды вправе также рассматривать дела с участием иностранных лиц, если:

орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории РФ;

спор возник из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории РФ;

требование возникло из причинения вреда имуществу действием или иным обстоятельством, имевшими место на территории РФ или при наступлении вреда на территории РФ;

спор возник из неосновательного обогащения, имевшего место на территории РФ;

истец по делу о защите деловой репутации находится в Российской Федерации;

спор возник из отношений, связанных с обращением ценных бумаг, выпуск которых имел место на территории РФ;

заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, указывает на наличие этого факта на территории РФ;

спор возник из отношений, связанных с государственной регистрацией имен и других объектов и оказанием услуг в международной ассоциации сетей «Интернет» на территории РФ;

в других случаях при наличии тесной связи спорного правоотношения с территорией РФ.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 247 АПК РФ арбитражные суды в России рассматривают также экономические споры и другие дела, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью с участием иностранных лиц и отнесенные ст. 248 АПК РФ к их исключительной компетенции, или дела в соответствии с соглашением сторон, заключенным по правилам ст. 249 АПК РФ.

Важно отметить, что согласно ч. 4 ст. 247 АПК РФ дело, принятое арбитражным судом к рассмотрению, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в ходе производства по делу в связи с изменением места нахождения или места жительства лиц, участвующих в деле, или иными обстоятельствами оно станет относиться к компетенции иностранного суда.

В соответствии с АПК РФ арбитражные суды оставляют исковое заявление без рассмотрения, если имеется соглашение сторон о рассмотрении данного спора третейским судом (ст. 148) или это дело уже находится в производстве иностранного суда (ч. 1 ст. 252). Арбитражный суд в Российской Федерации также прекращает производство по делу, если по нему уже имеется вступившее в законную силу решение иностранного суда (ч. 2 ст. 252).

 

Законодательство и судебная практика Российской Федерации (ст. 32 и 404 ГПК РФ, ст. 37 и 249 АПК), как и большинства других государств, допускают так называемую договорную подсудность. В этом случае договоренность, определяющая подсудность, может принимать форму пророгационного или дерогационного соглашения. В первом случае дело, не подсудное суду данного государства, в силу соглашения передается этому суду на рассмотрение. Во втором случае дело, подсудное суду данной страны, передается на рассмотрение суда иного государства[108].

В юридической литературе отмечается, что при споре по сделке, которая по российскому праву может быть отнесена к сделкам внешней торговли, стороны могут избрать путем соглашения любую подсудность, точно так же, как на основе принципа автономии воли сторон российское законодательство допускает применение по соглашению сторон иностранного материального права.

Свобода волеизъявления сторон, однако, не безгранична. Их усмотрением нельзя, например, преодолеть существующие в Российской Федерации правила родовой подсудности, т. е. направить любой спор в Высший Арбитражный Суд или в Верховный Суд РФ. Равным образом бессмысленно обращаться к российскому суду, если в государстве, суду которого по правилам распределения компетенции надлежало рассмотреть данное дело, оно отнесено к исключительной подсудности (о собственности на недвижимость и т. п.). В таком случае соответствующее решение российского органа юстиции никогда не будет реализовано[109].

Нормы, определяющие международную подсудность, нашли свое закрепление не только в национальном законодательстве отдельных государств, но и в ряде международных договоров регионального и двустороннего характера. Особой известностью среди них пользуются положения Брюссельской конвенции о юрисдикции и о признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1968 г., заключенной государствами — членами Европейского экономического сообщества (в настоящее время — Европейского Союза).

Конвенция применяется к гражданским и торговым делам независимо от природы суда, их рассматривающего. Однако она не распространяется на налоговые, таможенные и административные споры. Кроме того, Конвенция не регулирует вопросы правового статуса и правосубъектности физических лиц, брачно-семейных и наследственных отношений, правопреемства, а также банкротства и коммерческого арбитража (ст. 1). Все споры, связанные с толкованием и применением Брюссельской конвенции, передаются на разрешение Суда ЕС. Его решение является обязательным для национальных судов государств-членов.

В соответствии с Конвенцией 1968 г. основной коллизионной нормой и принципом установления юрисдикции суда при разрешении международного коммерческого спора выступает закон местонахождения ответчика (lex domicilii). Гражданство физического лица или государственная принадлежность юридического лица никакого значения не имеют (ст. 2). Отказ от принципа домицилия ответчика при определении юрисдикции возможен лишь в специально оговоренных случаях.

Так, в частности, ст. 5 Конвенции предусматривает, что лицо, домицилированное на территории одного договаривающегося государства, может быть привлечено к суду на территории другого договаривающегося государства: а) по спорам, относящимся к контрактам, — по месту выполнения основного обязательства; б) по спорам, относящимся к трудовым отношениям, — по месту обычного выполнения работником своих трудовых функций; в) по спорам, относящимся к деликтам, — по месту вредоносного события; г) по спорам, связанным с деятельностью филиала, агентства или иного учреждения, — по месту их нахождения. Конвенция также предусматривает правила специальной юрисдикции по вопросам о страховании, исключительной подсудности, в отношении потребительских договоров и др.

В соответствии со ст. 17 Брюссельской конвенции если стороны заключили пророгационное соглашение до или после возникновения спора, то в этом случае только юрисдикция выбранного сторонами суда может считаться правомерно установленной. Такое соглашение должно быть заключено в письменной форме или подтверждаться письменными доказательствами[110].

Специальный договор о подсудности и исполнении судебных решений был также заключен в 1988 г. в Лугано государствами — членами Европейской ассоциации свободной торговли. Луганская конвенция по своей структуре и содержанию почти полностью повторяет Брюссельский договор 1968 г.[111]

Что касается многосторонних соглашений, затрагивающих вопросы подсудности, которые были заключены странами — членами СНГ, то в их числе следует, прежде всего, назвать Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г.

В соответствии с положениями ст. 4 этого договора компетентный суд государства — участника Содружества Независимых Государств вправе рассматривать споры, вытекающие из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйственными субъектами или из их отношений с государственными и иными органами, если на территории данного государства — участника СНГ:

а) ответчик имел постоянное место жительства или место нахождения на день предъявления иска. Если в деле участвуют несколько ответчиков, находящихся на территории разных государств — участников Содружества, спор рассматривается по месту нахождения любого ответчика по выбору истца;

б) осуществляется торговая, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия (филиала) ответчика;

в) исполнено или должно быть полностью или частично исполнено обязательство из договора, являющееся предметом спора;

г) имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда;

д) имеет постоянное место жительства или место нахождения истец по иску о защите деловой репутации;

е) находится контрагент-поставщик, подрядчик или оказывающий услуги (выполняющий работы) и спор касается заключения, изменения и расторжения договоров.

Компетентные суды государств — участников СНГ рассматривают дела и в других случаях, если об этом имеется письменное соглашение сторон о передаче спора этому суду. При наличии такого соглашения суд другого государства — участника Содружества прекращает производство дел по заявлению ответчика, если такое заявление сделано до принятия решения по делу.

Соглашением сторон, однако, не может быть изменена исключительная компетенция судов его государств-участников. Так, в соответствии с п. 3 ст. 4 этого документа иски о праве собственности на недвижимое имущество должны рассматриваться исключительно судом государства, на территории которого находится имущество. А п. 4 этой же статьи устанавливает, что «дела о признании недействительными полностью или частично не имеющих нормативного характера актов государственных и иных органов, а также о возмещении убытков, причиненных хозяйствующим субъектам такими актами или возникших вследствие ненадлежащего исполнения указанными органами своих обязанностей по отношению к хозяйствующим субъектам, рассматриваются исключительно судом по месту нахождения указанного органа».

Вопросы определения международной подсудности также нашли свое отражение в Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (далее — Минская конвенция) и Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. (далее — Кишиневская конвенция). Согласно ст. 20 и 22 (соответственно) этих международно-правовых документов, поскольку Конвенциями не установлено иное, иски к лицам, имеющим место жительства на территории одной из договаривающихся сторон, предъявляются, независимо от их гражданства, в суды данной страны, а иски к юридическим лицам предъявляются в суды того государства-участника, на территории которого находится орган управления юридического лица, его представительство либо филиал. Если в деле участвуют несколько ответчиков, имеющих местожительство (местонахождение) на территориях разных государств-участников, то спор должен рассматриваться по местожительству (местонахождению) любого ответчика по выбору истца.

В соответствии с Минской и Кишиневской конвенциями суды государств-членов компетентны также в случаях, когда на территории таких стран: а) осуществляется торговля, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия (филиала) ответчика; б) исполнено или должно быть полностью или частично исполнено обязательство из договора, являющееся предметом спора; в) имеет постоянное местожительство или местонахождение истец по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Исключительная подсудность предусмотрена в Минской и Кишиневской конвенциях по отношению к искам о праве собственности и иных вещных правах на недвижимое имущество. По этим делам компетентными являются лишь суды по месту нахождения имущества.

В соответствии с указанными конвенциями суды их государств-участников могут рассматривать дела и в других случаях, если имеется письменное соглашение сторон о передаче спора этим судам. При этом исключительная компетенция, вытекающая из норм Минской и Кишиневской конвенций, а также из внутреннего законодательства соответствующей договаривающейся стороны, не может быть изменена соглашением сторон. При наличии соглашения о передаче спора суд по заявлению ответчика прекращает производство по делу.

В рамках двусторонних соглашений вопросы определения подсудности находят закрепление, как правило, в договорах о правовой помощи. В большинстве таких договоров, заключенных СССР и Россией с зарубежными странами, оговаривается, что суды государств — участников компетентны рассматривать гражданские и торговые дела, если ответчик имеет местожительство или местонахождение на территории данной страны. Наряду с этим общим принципом договоры о правовой помощи устанавливают ряд специальных правил определения подсудности в отношении отдельных категорий дел. В указанных соглашениях, как правило, находят также закрепление нормы о договорной и исключительной подсудности судов государств-членов.

 

9.2. Процессуальное положение
иностранных граждан и организаций
в Российской Федерации

 

Процессуальное положение иностранных граждан и организаций в России основывается на конституционных нормах о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), о гарантиях судебной защиты прав и свобод (ст. 46), о приравнивании иностранных граждан и лиц без гражданства в правах и обязанностях к российским гражданам (ст. 62) и других.

Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав иностранцев в России осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством РФ, судом, третейским судом или арбитражным судебным органом. На иностранцев распространяется также норма ст. 11 ГК России об осуществлении защиты гражданских прав в административном порядке лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде[112].

В соответствии со ст. 398 ГПК РФ 2002 г. иностранные граждане, лица без гражданства и международные организации имеют право обращаться в суды РФ для защиты своих прав, свобод и законных интересов, а также пользуются гражданскими процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями. При этом закон не связывает предоставление иностранцам национального режима в области гражданского судопроизводства с их проживанием в России.

Аналогичные правила закрепляются в ст. 254 АПК РФ, которая устанавливает, что иностранные лица имеют право обращаться в арбитражные суды России по правилам подведомственности и подсудности для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами. Процессуальные льготы предоставляются иностранным лицам, если они предусмотрены международными договорами РФ.

Однако в соответствии с ч. 4 ст. 398 ГПК РФ и ч. 4 ст. 254 АПК РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются специальные ограничения процессуальных прав организаций и граждан Российской Федерации. Часть 3 ст. 254 АПК также устанавливает, что иностранные лица, участвующие в деле, должны представить в арбитражный суд доказательства, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской или иной экономической деятельности. В случае непредставления таких доказательств арбитражный суд вправе истребовать их по своей инициативе.

За указанным исключением, в законодательстве России не предусмотрено каких-либо условий, выполнение которых необходимо для обращения иностранца в суд. Вместе с тем следует иметь в виду, что процессуальному законодательству ряда зарубежных государств известно правило, согласно которому при предъявлении иска в суд соответствующего государства иностранное лицо должно внести денежный залог в обеспечение судебных расходов, которые может понести ответчик, если истцу будет отказано в иске.

В ГПК РФ 2002 г. впервые в современной российской законодательной практике были включены положения, посвященные решению коллизионных вопросов определения процессуальной правоспособности и дееспособности иностранных лиц. Так, в соответствии со ст. 399 ГПК РФ гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определяются их личным законом, которым является соответственно право страны гражданства или право страны места жительства лица. Однако в случае, если гражданин имеет одновременно и российское и иностранное гражданство, или если иностранный гражданин имеет место жительства в нашей стране, то его личным законом считается российское право. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой он имеет место жительства.

Однако при практическом применении всех перечисленных выше положений необходимо учитывать норму ч. 5 ст. 399 ГПК РФ, которая определяет, что «лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории Российской Федерации признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью».

Что касается определения процессуальной правоспособности иностранной организации, то в соответствии со ст. 400 ГПК РФ она также определяется на основе ее личного закона, в качестве которого выступает право страны ее учреждения. Как и в случае с физическими лицами, неправоспособная по своему личному закону иностранная организация может быть признана на территории Российской Федерации правоспособной в соответствии с российским правом. Наконец, согласно ч. 3 ст. 400 ГПК РФ процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом РФ.

Иностранец может вести дела в суде лично или через представителя. В силу того, что в российском праве нет института обязательного судебного представительства, представителями иностранных граждан в суде могут быть любые российские или зарубежные граждане, которые имеют надлежащим образом оформленную доверенность. В качестве представителей иностранных граждан могут также выступать консулы. В соответствии с правилами ряда консульских конвенций, заключенных СССР и Россией с иностранными государствами, консул в силу своего официального положения может представлять интересы граждан страны, его назначившей, как перед судами, так и перед другими органами власти консульского округа[113].

Положения о свободном доступе иностранных граждан и организаций в судебные органы нашли закрепление в целом ряде двусторонних и многосторонних международных договоров, участником которых является Российская Федерация.

Так, например, практически во всех договорах РФ о правовой помощи, заключенных с иностранными государствами, закрепляется правило о том, что граждане и юридические лица одной стороны договора пользуются на территории другой стороны данного соглашения такой же правовой защитой своих личных и имущественных прав, как и собственные граждане и предприятия. В этих целях указанные лица могут свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, нотариальные органы и иные учреждения юстиции другого государства. Они могут возбуждать в этих органах ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на равных основаниях с отечественными гражданами и организациями.

Договоры о правовой помощи, как правило, содержат также норму об отсутствии требования внесения залога юридическим или физическим лицом одного государства-участника при предъявлении им иска в суде другого государства-участника. Подобное правило нашло закрепление и в Гаагской конвенции по вопросам международного гражданского процесса 1954 г. (ст. 17).

Специальные нормы о процессуальных правах лиц одного договаривающегося государства в государственных учреждениях другого были отражены во многих торговых договорах Российской Федерации. Так, например, ст. 8 Соглашения между правительствами РФ и Швеции о торговых отношениях от 4 февраля 1993 г. устанавливает, что «юридическим и физическим лицам каждой страны будет предоставляться национальный режим в отношении обращения в суды и учреждения другой страны в качестве истцов, ответчиков и в иных случаях, связанных с коммерческими сделками, а также в отношении применяемых процессуальных правил».

 

9.3. Выполнение судебных поручений
и оказание других видов правовой помощи
в международном частном праве

 

По общему правилу юрисдикция судебных органов ограничена пределами территории того государства, в котором они осуществляют свою деятельность. Между тем в процессе гражданского судопроизводства по делам с участием иностранных физических и юридических лиц суды довольно часто сталкиваются с необходимостью получения доказательств или осуществления иной деятельности за пределами своей юрисдикции на территории зарубежных стран. В силу принципа государственного суверенитета совершение подобных действий возможно только при наличии согласия той страны, в которой эти действия должны быть осуществлены, в порядке судебного поручения.

Речь в данном случае идет, как правило, об обращении суда запрашивающего государства к суду запрашиваемого государства с просьбой о совершении последним определенных процессуальных действий и направлении полученных результатов автору запроса.

Выполнение поручений иностранных судебных органов образует в МЧП основу понятия «правовая помощь». Следует, однако, иметь в виду, что отношение к содержанию этого понятия, а также к возможным видам оказания правовой помощи в праве зарубежных государств неодинаково. В последнее время в доктрине и практике МЧП наметилась тенденция расширительного толкования сферы правовой помощи, в которую включаются как выполнение поручений учреждений юстиции, вручение документов, так и содействие в получении информации об иностранном праве, пересылке документов и др.

Оказание правовой помощи осуществляется, как правило, на основании норм национального законодательства страны выполнения судебного поручения и международных договоров, определяющих случаи, виды и порядок оказания правовой помощи. Вместе с тем по просьбе суда запрашивающего государства исполнитель запроса может, в определенных случаях, применить и нормы иностранного процессуального права. В доктрине сложилось мнение о том, что отказ в предоставлении правовой помощи, при отсутствии международного договора или национального законодательства, регламентирующих ее оказание, рассматривается тем не менее как нарушение начал международной вежливости[114].

Основным международным документом, устанавливающим порядок выполнения судебных поручений и совершения иных процессуальных действий за границей, является Гаагская конвенция по вопросам международного гражданского процесса 1954 г. (около 45 государств-участников, включая Россию). Этим документом допускается возможность направления поручений из одного государства в другое как дипломатическим путем, так и посредством их прямой передачи компетентным властям государства, на территории которого судебное поручение должно быть исполнено.

Первый раздел Конвенции 1954 г. регулирует процедуру вручения за границей судебных и внесудебных документов. В соответствии с ч. 1 ст. 1 этого международно-правового акта «вручение документов по гражданским и торговым делам лицам, находящимся за границей, производится в Договаривающихся государствах по просьбе консула запрашивающего государства, направляемой властям, которые будут указаны запрашиваемым государством. Просьба с указанием властей, от которых исходит передаваемый документ, имен и качества сторон, адреса получателя, характера документа, о котором идет речь, должна быть изложена на языке запрашиваемых властей. Эти власти направляют консулу подтверждение вручения документа или объяснение причин, по которым оно не могло состояться».

Указанный способ вручения документов не является в соответствии с Конвенцией единственно возможным. Она также позволяет каждому договаривающемуся государству заявить другим странам-участницам о своем желании получать соответствующие документы только дипломатическим путем (ч. 3 ст. 1). Государства-участники могут договориться и о непосредственных сношениях между их компетентными властями (ч. 4 ст. 1).

Статья 6 Конвенции 1954 г. устанавливает, что в случае, если это допускается соответствующими международными соглашениями, или, если такие соглашения не заключены, в случае отсутствия возражений со стороны государства, на территории которого происходит вручение, документы могут быть также:

доставлены почтой непосредственно заинтересованным лицам, находящимся за границей;

вручены заинтересованным лицам через судебных исполнителей или компетентных должностных лиц государства, где вручение документа производится;

вручены заинтересованным лицам через дипломатических или консульских агентов государства, органы которого обратились с просьбой о доставке соответствующих документов.

Во вручении судебных документов в соответствии с Конвенцией может быть отказано только в том случае, если государство, на территории которого производится этот акт, посчитает, что такое вручение может нанести ущерб его суверенитету или безопасности (ст. 4).

Второй раздел Конвенции 1954 г. посвящен процедуре выполнения судебных поручений. Она в целом аналогична процедуре вручения судебных и внесудебных документов, определенной в ст. 1 Конвенции. Кроме того, в случае заключения соответствующих международных соглашений или если против этого не возражает государство, на территории которого должно исполняться судебное поручение, такое исполнение возможно непосредственно через дипломатических или консульских представителей запрашивающего государства (ст. 15).

Орган судебной власти, к которому обращено судебное поручение, обязан его исполнить, пользуясь теми же средствами принуждения, которые допускаются при исполнении поручений властей запрашиваемого государства или ходатайств заинтересованных сторон. При этом принятие мер принуждения не является обязательным в тех случаях, когда речь идет о явке сторон в суд (ч. 1 ст. 11).

Орган судебной власти, исполняющий поручение, применяет в отношении соблюдения необходимых при этом формальностей законодательство своей страны. Однако в случае, если запрашивающий орган просит о соблюдении особой формы, такая просьба может быть удовлетворена при том условии, что она не будет противоречить законодательству запрашиваемого государства (ст. 14).

В соответствии с Конвенцией 1954 г. (ч. 3 ст. 11) в исполнении судебного поручения может быть отказано в случае:

если не установлена подлинность документа;

если в запрашиваемом государстве исполнение судебного поручения не входит в компетенцию судебной власти;

если государство, на территории которого должно состояться исполнение поручения, решит, что оно может нанести ущерб его суверенитету или безопасности.

Важно отметить, что рассмотренные выше разделы Конвенции 1954 г. действуют в настоящее время только в отношениях между теми ее государствами-участниками, которые не являются одновременно участниками Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 г. и Гаагской конвенции о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам 1970 г. (далее — Гаагская конвенция 1965 г. и Гаагская конвенция 1970 г.). Это обстоятельство объясняется тем, что для стран-участниц этих двух конвенций они заменяют в отношениях между ними разделы I и II Конвенции 1954 г. Специальное указание на этот счет содержится в ст. 23 Гаагской конвенции 1965 г. и ст. 29 Гаагской конвенции 1970 г. Российская Федерация стала участником указанных международно-правовых документов в 2001 г.

Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965 г. состоит из трех глав, включающих 31 статью, и трех приложений. В настоящее время ее участниками являются 57 государств мира, представляющие как романо-германскую, так и англосаксонскую правовые семьи. В соответствии со ст. 1 этого международно-правового документа Конвенция применяется к гражданским и коммерческим делам во всех случаях, когда судебный или внесудебный документ должен быть направлен за рубеж для вручения или для уведомления о нем. Конвенция не применяется в тех случаях, когда адрес получателя документа неизвестен.

Гаагская конвенция 1965 г. предусматривает, что судебные и внесудебные документы передаются из одного государства-участника в другое через центральные компетентные органы (как правило, ими являются министерства юстиции соответствующих стран) без легализации и других равнозначных процедур. В качестве заявителей в данном случае выступают орган или судебное должностное лицо, полномочные в соответствии с законодательством запрашивающего государства обращаться с соответствующими запросами. Такие запросы должны быть составлены в соответствии с прилагаемыми к Конвенции образцами (ст. 2 и 3). При этом на центральный компетентный орган запрашиваемого государства возлагается обязанность по осуществлению или организации осуществления вручения или уведомления о документе (ст. 5), а также по составлению подтверждения исполнения запроса, которое направляется непосредственно заявителю (ст. 6).

Кроме того, Гаагская конвенция 1965 г. допускает возможность вручения соответствующих документов через дипломатические и консульские каналы (ст. 8 и 9), непосредственно должностными лицами органа юстиции или другими компетентными органами запрашиваемого государства, а также использования иных путей передачи таких документов (ст. 10, 11).

В соответствии со ст. 13 Конвенции в исполнении запроса о вручении или об уведомлении о вручении документа может быть отказано только в случае, если запрашиваемое государство решит, что такое исполнение по своей сути затрагивает его суверенитет или безопасность. При этом соответствующий центральный компетентный орган должен немедленно проинформировать заявителя об отказе с указанием его мотивов.

В свою очередь, Гаагская конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 г. посвящена вопросам исполнения судебных поручений о выполнении отдельных процессуальных действий по гражданским или торговым делам: о допросе свидетелей, производстве судебного осмотра, получении заключений экспертов и т. п. Вручение документов и возбуждение судебной процедуры в целях принудительного исполнения судебных решений Конвенцией не охватываются. Базируясь на соответствующих положениях Конвенции по вопросам международного гражданского процесса от 1 марта 1954 г., Гаагская конвенция 1970 г. содержит ряд новых норм, многие из которых связаны с поиском решений, удовлетворяющих и страны общего права[115]. Механизм получения доказательств, предусмотренный Конвенцией 1970 г., во многом идентичен механизму Гаагской конвенции 1965 г. и включает направление соответствующих судебных поручений центральному органу запрашиваемого государства (гл. I), а также использование дипломатических и консульских каналов (гл. II). Требования к реквизитам судебных поручений оговариваются в ст. 3 Гаагской конвенции 1970 г., в которой также указывается, что эти документы не нуждаются в легализации или в применении к ним других аналогичных формальностей.

В настоящее время в Конвенции 1970 г. участвуют 45 государств мира, включая, в частности, такие страны, как Австралия, Аргентина, Болгария, Великобритания, Венесуэла, Германия, Дания, Израиль, Испания, Италия, Кипр, Китай (Гонконг и Макао), Латвия, Литва, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, США, Украина, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, Эстония, ЮАР. Россия присоединилась к ней 12 февраля 2001 г.

Как и Гаагские конвенции 1965 и 1970 гг., Конвенция о международном доступе к правосудию, принятая в 25 октября 1980 г., призвана заменить для ее государств-участников положения некоторых разделов Конвенции 1954 г. (Россия в этой конвенции не участвует). Речь в данном случае идет о разд. III—VI Конвенции 1954 г., которые касаются вопросов внесения залога, оказания бесплатной правовой помощи и бесплатной выдачи выписок из актов гражданского состояния, а также тюремного заключения за долги.

В числе многосторонних международных соглашений, затрагивающих вопросы международного гражданского процесса, следует также упомянуть Минскую конвенцию 1993 г. и Кишиневскую конвенцию 2002 г.

В соответствии с Минской конвенцией государства-участники оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны. Эти действия включают, в частности: составление и пересылку документов; проведение обысков, изъятий; пересылку и выдачу вещественных доказательств; проведение экспертизы, допроса сторон, свидетелей и экспертов; признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов (ст. 6). Еще больший объем правовой помощи, оказываемый государствами-участниками друг другу, закреплен в Кишиневской конвенции.

В соответствии со ст. 5 Минской конвенции при ее выполнении компетентные учреждения юстиции государств-участников сносятся друг с другом через свои центральные органы, если только этим международно-правовым документом не установлен иной порядок сношений. Протокол к Конвенции, который был подписан в Москве 28 марта 1997 г., изменил редакцию этой статьи, предусмотрев, что компетентные учреждения юстиции государств-участников могут сноситься друг с другом не только через центральные, но и через территориальные и другие органы, если только Конвенцией не установлен иной способ сношений. Стороны определяют перечень своих центральных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений, о чем уведомляют депозитария. Позднее аналогичный порядок был закреплен в ст. 5 Кишиневской конвенции.

В Минской и Кишиневской конвенциях подробным образом регулируются вопросы, касающиеся содержания и формы поручений об оказании правовой помощи, порядка их исполнения, порядка вызова свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, экспертов.

Так, в соответствии со ст. 8 Минской конвенции при исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение должно применять законодательство своей страны. Вместе с тем, по просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы государства последнего, если только они не противоречат законодательству запрашиваемого государства. Если запрашиваемое учреждение не компетентно исполнить поручение, оно пересылает его компетентному органу и уведомляет об этом запрашивающее учреждение.

Несколько статей Минской и Кишиневской конвенций специально посвящены вопросам вручения документов. Они предусматривают, в частности, что запрашиваемое учреждение юстиции осуществляет вручение документов в соответствии с порядком, действующим в его государстве, если вручаемые документы написаны на его языке или на русском языке либо снабжены заверенным переводом на эти языки. В противном случае оно передает документы получателю, если он согласен добровольно их принять. Если документы не могут быть вручены по адресу, указанному в поручении, запрашиваемое учреждение юстиции по своей инициативе принимает меры, необходимые для установления адреса. Если установление адреса запрашиваемым учреждением юстиции окажется невозможным, оно уведомляет об этом запрашивающее учреждение и возвращает ему документы, подлежащие вручению (ст. 10 Минской и ст. 11 Кишиневской конвенций).

В соответствии с п. 1 ст. 12 Минской конвенции государства-участники имеют право вручать документы собственным гражданам через свои дипломатические представительства или консульские учреждения. В свою очередь ст. 14 Кишиневской конвенции устанавливает, что «дипломатические представительства и консульские учреждения Договаривающихся Сторон имеют право осуществлять передачу судебных и несудебных документов или исполнять судебные поручения по снятию показаний для судов представляемой Договаривающейся Стороны в соответствии с действующими международными соглашениями или, при отсутствии таких соглашений, в любом ином порядке, не противоречащем законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой они находятся».

Очень важно подчеркнуть норму, закрепленную в ст. 13 Минской конвенции и ст. 12 Кишиневской конвенции. В соответствии с ней «документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов».

Минская и Кишиневская конвенции содержат специальные положения, касающиеся сотрудничества государств-участников в области обмена информацией по правовым вопросам, установления адресов и получения некоторых других данных. Отдельные статьи посвящены расходам, связанным с оказанием правовой помощи. Конвенции также устанавливают, что просьба об оказании правовой помощи может быть отклонена, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемой стороны.

Огромное значение при выполнении поручений иностранных судов, вручении документов и оказании других видов правовой помощи имеют положения двусторонних международных договоров. В настоящее время Российская Федерация является участником нескольких десятков такого рода соглашений.

В Российской Федерации процедура исполнения поручений иностранных судов и оказания других видов правовой помощи, равно как и порядок обращения судов России с поручениями к компетентным органам зарубежных государств, регулируются, наряду с положениями указанных выше международных договоров, нормами ГПК РФ и АПК РФ.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 407 ГПК РФ 2002 г. суды Российской Федерации исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и другие), за исключением случаев, когда:

исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету или угрожает безопасности России;

исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Исполнение поручений иностранных судов осуществляется в порядке, установленном российским правом, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

В свою очередь, ч. 4 ст. 407 ГПК РФ устанавливает, что суды РФ могут обращаться к иностранным судам с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений российских судов с иностранными судами определяется международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

Что касается российских арбитражных судов, то ст. 256 АПК РФ определяет, что арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и др.).

Поручение не подлежит исполнению, если: 1) исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку РФ; 2) исполнение поручения не относится к компетенции арбитражного суда в Российской Федерации; 3) не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий. Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, определяемом АПК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами России. Часть 4 ст. 256 предусматривает также, что арбитражные суды РФ могут в установленном порядке обращаться к иностранным судам или компетентным органам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий.

 

9.4. Исполнение решений иностранных судов

 

Действие решения, вынесенного судебным органом конкретного государства, ограничено пределами территории данной страны. Поэтому допустимость признания и исполнения такого решения за границей будет определяться национальным законодательством соответствующего иностранного государства и международными договорами, в которых оно участвует. При этом следует иметь в виду, что большинство стран выдвигают в качестве одного из существенных условий для исполнения иностранного судебного решения на своей территории требование соблюдения принципа взаимности.

Можно выделить три основных способа приведения в исполнение иностранных судебных решений, предусмотренных законодательством современных государств. Первый из них включает только проверку правильности решения с формальной точки зрения и установление его непротиворечия публичному порядку (Италия). Второй предусматривает необходимость выдачи экзекватуры. В этом случае суд после рассмотрения соответствующего ходатайства должен принять специальное постановление о санкционировании исполнения решения (большинство стран континентальной Европы, Россия, некоторые страны Африки и др.). При выдаче экзекватуры в одних государствах иностранное судебное решение может быть проверено по существу, в других — такая проверка не осуществляется. Для третьего способа характерна регистрация иностранного судебного решения в специальном реестре и выдача на ее основе исполнительного документа (Великобритания). Такая регистрация возможна только при наличии ряда условий (в частности, взаимности), определяемых национальным законодательством государства исполнения решения.

В Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 13 и ч. 1 ст. 409 ГПК РФ возможность и процедура признания и исполнения на территории нашей страны решений иностранных судов, иностранных третейских судов (арбитражей) определяется международными договорами Российской Федерации и ГПК РФ. При этом ч. 2 ст. 409 ГПК РФ устанавливает, что под решениями иностранных судов в данном случае «понимаются решения по гражданским делам, за исключением дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, приговоры по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением». Решения иностранных судов могут быть предъявлены к принудительному исполнению в России в течение трех лет с момента их вступления в законную силу.

В соответствии со ст. 410 ГПК РФ вопрос о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда рассматривается по ходатайству взыскателя верховным судом республики в составе Российской Федерации, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области или судом автономного округа по месту жительства (нахождения) должника, а если должник не имеет места жительства (нахождения) в России либо место жительства (нахождения) должника неизвестно, — по месту нахождения его имущества. В ч. 1 и 2 ст. 411 ГПК РФ дается перечень реквизитов ходатайства о принудительном исполнении решения иностранного суда, а также приводится список документов, которые прилагаются к ходатайству.

Выслушав объяснения должника и рассмотрев представленные документы, суд выносит определение о принудительном исполнении решения иностранного суда или об отказе в этом. На основании решения иностранного суда и вступившего в законную силу судебного определения о принудительном исполнении этого решения выдается исполнительный лист, который направляется в суд по месту исполнения судебного решения.

При исполнении судебных актов и актов других органов в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций на них распространяются положения Закона об исполнительном производстве.

В соответствии со ст. 412 ГПК РФ в принудительном исполнении решения иностранного суда в России может быть отказано в случаях, когда:

решение по праву государства, на территории которого оно принято, не вступило в законную силу или не подлежит исполнению;

сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела;

рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов в Российской Федерации;

имеется вступившее в законную силу решение суда в Российской Федерации, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве суда в Российской Федерации имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде;

исполнение решения может нанести ущерб суверенитету России или угрожает ее безопасности либо противоречит публичному порядку РФ;

истек срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в Российской Федерации по ходатайству взыскателя.

Решения иностранных судов, которые не требуют принудительного исполнения, признаются в России без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица в течение месяца не поступят возражения против признания этого решения. Российским судебным органом после рассмотрения возражений против признания решения иностранного суда выносится соответствующее определение. Соответствующая процедура представления и рассмотрения указанных возражений, а также принятия решения об отказе в признании решения иностранного суда нашла закрепление в ст. 413 и 414 ГПК РФ.

Что касается конкретного перечня решений, признаваемых в нашей стране, то в соответствии со ст. 415 ГПК РФ в Российской Федерации признаются не требующие вследствие своего содержания дальнейшего производства решения иностранных судов:

о статусе гражданина государства, суд которого принял решение;

о расторжении или признании недействительным брака между российским гражданином и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов проживал вне пределов РФ;

о расторжении или признании недействительным брака между российскими гражданами, если оба супруга в момент рассмотрения дела проживали вне пределов РФ;

в других предусмотренных федеральным законом случаях.

Как уже указывалось выше, ч. 5 ст. 13 и ч. 1 ст. 409 ГПК РФ относят к компетенции судов в Российской Федерации вопросы признания и исполнения решений, вынесенных не только государственными, но и третейскими иностранными судебными органами по определенной категории споров. Поэтому особого внимания заслуживают положения ст. 416 и 417 ГПК РФ, которые оговаривают специфику нормативно-правового регулирования процедуры признания и исполнения в России соответствующих решений иностранных арбитражей или отказа в таком признании и исполнении.

Вопросу признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, относящихся к компетенции арбитражных судов в Российской Федерации, посвящена специальная гл. 31 АПК РФ (ст. 241—246).

Так, п. 1 ст. 241 АПК РФ указывает, что решения судов иностранных государств, решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые ими на иностранной территории по спорам или иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, признаются и приводятся в исполнение в РФ арбитражными судами, а не федеральными судами общей юрисдикции, если такое признание и приведение в исполнение решений предусмотрено международным договором РФ и федеральным законом.

Вопросы признания и приведения в исполнение соответствующего иностранного судебного или арбитражного решения разрешаются российским арбитражным судом по заявлению стороны в споре, рассмотренном иностранным судом, или стороны третейского разбирательства. Статья 242 АПК РФ определяет, что такое заявление должно подаваться в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если такое место неизвестно, по месту нахождения имущества должника. В указанной статье АПК РФ также подробно излагаются требования, предъявляемые к заявлению и сопровождающим его документам.

По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение и выдает исполнительный лист для осуществления принудительного исполнения иностранного решения в порядке, предусмотренном АПК РФ и федеральным законом об исполнительном производстве.

Основания для отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения оговариваются в ст. 244 АПК РФ и почти дословно повторяют основания, изложенные в ст. 412 ГПК РФ.

Что касается международно-правовых соглашений Российской Федерации, то признание и исполнение судебных решений допускается в настоящее время договорами о правовой помощи, заключенными СССР и Российской Федерацией с бывшими социалистическими странами, государствами — участниками СНГ, а также с Алжиром, Грецией, Ираком, Италией, Испанией, Кипром и некоторыми другими странами.

Кроме того, признание и исполнение решений по отдельным категориям дел может осуществляться в соответствии с такими международно-правовыми актами, как, например, Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.; Римская конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г.; многосторонними и двусторонними соглашениями в области перевозок грузов и пассажиров.

Вопросам признания и исполнения иностранных судебных решений посвящен разд. III Минской конвенции 1993 г. и Кишиневской конвенции 2002 г. Под термином «решения» применительно к международному гражданскому процессу в этих документах понимаются «решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств». Государства — участники конвенций обязуются признавать и исполнять такого рода решения, вынесенные на территории других государств-участников (ст. 51 Минской и ст. 54 Кишиневской конвенций). Указанные международно-правовые документы предусматривают также признание судебных и иных решений, не требующих исполнения (в том числе решений об опеке и попечительстве и о расторжении брака) (ст. 52 Минской и ст. 55 Кишиневской конвенций).

В соответствии с указанными конвенциями ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения с приложением необходимых документов подается в компетентный суд страны, где решение подлежит исполнению. Оно может быть подано и в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции. В таком случае данный суд должен направить ходатайство в орган юстиции, компетентный вынести по нему решение. Ходатайство и приложенные к нему документы снабжаются заверенным переводом на язык запрашиваемого государства или на русский язык.

Суд, рассматривающий ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения решения, ограничивается установлением того, что условия, предусмотренные Конвенцией, соблюдены. После этого он выносит решение о принудительном исполнении. Порядок принудительного исполнения решения определяется по законодательству страны, на территории которой оно должно быть осуществлено (ст. 54 Минской и ст. 57 Кишиневской конвенций).

В признании и в выдаче разрешения на принудительное исполнение решений в соответствии с указанными конвенциями может быть отказано в случаях, если:

в соответствии с законодательством страны

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внешнеэкономические сделки | Международный коммерческий арбитраж
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.