Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Панорама современного естествознания

План:

1. Разнообразие объектов материального мира и спектр естественных наук.

2. Естествознание как целое. Трансдисциплинарные идеи естествознания.

3. Естествознание в техногенном обществе.

3.1. Естествознание как фундаментальная основа технологий.

3.2. Особенности естественнонаучных проблем современности.

3.3. Гуманитарные и юридические проблемы, связанные с развитием естествознания и его приложений.

3.4. Общая структура взаимосвязей естествознания в техногенном обществе.

 

1. Разнообразие объектов материального мира и спектр естественных наук.

Наука выделяет структурные уровни материи в огромной совокупности сильно различающихся по масштабу и сложности объектов. На каждом уровне находятся материальные объекты (и явления с их участием), близкие по своим фундаментальным свойствам, по сложности и внешним проявлениям. Структурирование материи делает процесс познания более простым. По сути, выделение независимых частей из целостной природыредукционистский прием (т.е. проявляются черты КСП, имеет ограничения). Но такое условное распределение материи на относительно независимые структурные формы и изучение каждой из них в отдельности отражает объективно существующую в природе иерархию материальных структур, возникшую в ходе глобального эволюционного процесса.

Структурные уровни материи:

· вакуум

· поля

· элементарные частицы

· ядра атомов

· атомы

· молекулы

· макротела

· геологические (внутрипланетные) образования

· планеты и планетные системы

· звезды

· звездные системы (галактики)

· системы галактик

· метагалактика (видимая часть Вселенной)

· вся (Большая) Вселенная – Универсум

К числу макротел с особым высоким уровнем организации относятся живые организмы - им присуща совокупность признаков, не имеющих аналогов в других материальных формах. Из мира живого в качестве отдельных структурных уровней выделяются человек и человеческое общество (социум); эти структурные уровни – объекты социогуманитарного знания.

 

В пространственно-временных масштабах вся совокупность природных объектов условно представлена тремя областями:

1. макромир – мир непосредственно окружающих нас объектов (человек и человеческое общество – также элементы макромира):

§ наиболее доступен для изучения;

§ его законы и объекты познаны раньше и полнее (в основном в рамках классического естествознания).

2. микромир – область интересов квантовой физики:

§ познание возможно только опосредованно, с помощью методов, выработка которых стала реальной лишь при достижении высокого уровня технического развития;

§ изучение микромира привело к становлению и развитию неклассической физики и неклассической рациональности.

3. мегамир – объект исследования физических наук, занимающихся изучением и описанием планетных систем, звезд, галактик и Вселенной в целом.

Состояние современного естествознания и спектр его направлений можно представить через диапазоны размеров, массы, энергии, времени, доступные в экспериментах и наблюдениях:

· размеры от < 10-15 м (субатомные размеры) до 1026 м (размер наблюдаемой части Вселенной);

· масса от 10-30 кг (порядок массы электрона) до 1050 кг (порядок массы Вселенной);

· энергия от 10-20 Дж (энергия теплового движения атома) до1040 Дж (энергия взрыва сверхновой звезды);

· время от 10-22 с (жизнь некоторых элементарных частиц) до 1010 с (эволюция Вселенной в целом).

 

 

Теории оперируют этими величинами в еще более широких диапазонах. Человек имеет органы чувств, которые обеспечивают ему непосредственное восприятие лишь мира макротел и макропроцессов.

 

Такое разнообразие природных объектов и условий их существования приводит к специализации естественных наук, их множественности:

· основные науки в рамках естествознания разграничены по соответствующему уровню организации материальных структур;

· каждый уровень служит областью изучения одной или нескольких фундаментальных естественных наук;

· задача фундаментальных наук – выявление в природе наиболее глубоких, основополагающих закономерностей, присущих данному уровню организации материи.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Для более полного глубокого представления об окружающем мире нужно использовать НСП | Фундаментальные науки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.