Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фундаментальные науки

наука объект исследования  
Физика     наиболее простые и потому наиболее фундаментальные основополагающие уровни  
Разделы физической науки: космология космогония  
Вселенная как целое и ее эволюция  
объекты и процессы на уровне Солнечной системы  
науки о Земле (геология, геофизика, геохимия и др.) процессы планетарного масштаба, происходящие во всех земных сферах  
химия процессы на атомарно-молекулярном уровне  
биология клеточный уровень и все многообразие живых организмов; биосистемы во взаимодействии друг с другом и неживой материей  

 

 

Все направления естествознания связаны между собой как компоненты единого целого и взаимодействуют на уровне фундаментальных законов природы.

Физика – методологическая основа естествознания:

· все диапазоны основных величин, характеризующих материальные объекты, охватываются только физическим знанием;

· большая часть фундаментальных законов, идей, концепций естествознания связана с развитием физики.

Частные области естествознания не имеют самостоятельного фундаментального значения, некоторые – рождаются «на стыке» основных ветвей естествознания (биофизика, геохимия).

Прикладные – правильнее – прикладные исследования, а не науки. Задача прикладных научных направлений – связующий мост между фундаментальным естествознанием и различными сферами практического использования его достижений.

 

Задачи технических наук:

· исследование процессов, протекающих в техногенных (искусственных) системах, технических устройствах;

· разработка общих принципов создания новых технологий, технических устройств и их эксплуатации.

Спектр искусственных систем и, следовательно, технических наук постоянно увеличивается.

 

2. Естествознание как целое. Трансдисциплинарные идеи естествознания.

Меняющаяся научная картина мира предполагает усиление интеграции научных знаний, все более тесное взаимодействие отдельных научных направлений.

Интеграция наук – одна из важнейших особенностей современного естествознания.

Междисциплинарные отношения в естествознании («парные»):

· возникают на стыке наук;

· закономерности, установленные в сфере интересов одной науки, проявляются в процессах, изучаемых другими науками (закономерности химических процессов – в обмене веществ в живых организмах);

· перерастают в трансдисциплинарные отношения.

Трансдисциплинарные отношения:

· охватывают не только пограничные («соприкасающиеся») области наук, но и всю их содержательную и методологическую части;

· это более высокий уровень взаимопроникновения наук по сравнению с их простой междисциплинарной кооперацией – на основе использования основополагающих методологических идей (на концептуальной основе) – позволяет с единых позиций осмыслить широкий круг вопросов, относящихся к различным областям знаний;

· образуютобщую методологическую базу для построения научной картины мира.

 

Важнейшие трансдисциплинарные концепции:

· идея экспериментальной достоверности;

· идея моделирования природы;

· идея целостности природы и неразрывного единства объекта и его окружения;

· идея пространственно-временной упорядоченности происходящего в мире

· и другие.

 

Смена стратегий познания практически не изменяет роль трансдисциплинарных идей. Например: КСП НСП, реализация идеи о единстве объекта и окружения может меняться, но сама идея о единстве продолжает использоваться.

Инвариантность трансдисциплинарных идей, их применимость практически ко всем областям знаний и неизменность в процессе развития науки позволяет считать их универсальными.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Панорама современного естествознания | Общая методологическая база построения нкм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.