Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель построения и использования знаний Виига (1993)

Вииг заложил в основу своей модели принцип: чтобы знание было полезным и ценным, оно должно быть организованным. Причем организовывать знание следует по-разному в зависимости от того, для чего оно будет использоваться. Например, в наших мысленных моделях мы храним знания в форме семантических сетей. Доступ к знанию, организованному таким образом, можно получить по множеству разных каналов в зависимости от задания, которое нужно выполнить.

Основными параметрами модели управления знаниями Вига являются:

А) полнота – касается того, какой объем знаний, имеющих отношение к тому или иному вопросу, доступен из данного источника (источником может быть и человеческий мозг, и электронная база данных, и что угодно другое). Однако знание может быть полным, т.е. имеется вся доступная информация о предмете, но если никто не знает, что это знание существует или оно доступно, то и использовать его нельзя.

Б) логичность – понятные и четко определенные связи между разными массивами знаний. Массивов знаний, вообще не связанных между собой, практически не существует, однако связи должны быть логичными и понятными. Чем логичнее и больше связей между массивами, тем проще использовать и легче получать доступ к ним и тем ценнее вся общая совокупность знаний.

В) согласованность – база знаний считается согласованной, если все факты, концепции, взгляды, ценности, суждения, ассоциативные и относительные связи между массивами знаний непротиворечивы, т.е. не имеют внутренних конфликтов и противоречий. Мозг человека, как и компьютерный процессор, работает по правилам логики, поэтому противоречащие друг другу массивы знаний не могут использоваться одновременно, и тогда часть знаний постоянно будет все использования. Хотя состояние согласованности в большинстве случаев является идеальным, на практике не достижимым.

Г) Перспектива и цель – феномен, когда мы знаем что-то, но часто с практической точки зрения или ради конкретной цели, сформулированной в нашей голове. Мы организуем большую часть своих знаний с позиций этих двух параметров.

Также модель Виига рассматривает уровни интернализации знаний, описанные в таблице 3.

Таблица 3 – Степени интернализации модели Виига

Уровень Тип Описание
  Новичок Едва осознает или вовсе не понимает, какие знания и как можно использовать
  Начинающий Знает, что знания существуют, и как получить к ним доступ, однако доказывать их не может
  Квалифицированный Знает о знании, может им пользоваться и доказывать их, если ему в помощь есть дополнительные внешние базы данных, документы и люди
  Эксперт Владеет знаниями, держит их в памяти, понимает способы их применения, может доказывать их без привлечения внешних источников
  Мастер Полностью овладел знаниями, глубоко их понимает, включает их в систему своих оценок, суждений, осознает последствия и результаты их использования

 

Также Вииг определяет три формы знания:

1) публичное знание – явное, ему можно научить, оно обычно общее для всех и широко известно и доступно. Ярким примером может служить опубликованная значительным тиражом книга или информация, выложенная на веб-сайте.

2) общий опыт – активы в форме знаний, которые могут быть в чьей-либо собственности, эксклюзивном владении, он может принадлежать определенным группам работников, которые им обмениваются в ходе работы, либо быть «встроенным» в технологию. Такая форма знаний нередко передается особыми способами, профессиональным жаргоном, в ходе профессионального обучения и наставничества.

3) личное знание – наименее доступно, но наиболее полно. В нем преобладает доля подразумеваемого знания над явным; это знание часто используется бессознательно в быту, играх и, конечно, в работе.

Помимо этих форм Вииг выделяет четыре типа знания:

1) фактические знание – имеет дело с данными и причинно-следственными цепями, измерениями и показателями, обычно наблюдаемыми напрямую и поддающими проверке;

2) концептуальное знание - имеет дело с системами, идеями и перспективами;

3) ожидаемое знание – касается суждений, гипотез и ожиданий знающего. Сюда входит интуиция, предпочтения, предчувствия, эвристика. Все это широко используется при принятии решений;

4) методологическое знание - имеет дело с обоснованиями, стратегиями, методами принятия решений и прочими внутренними «инструментами» обработки и использования остальных типов знаний (например, прогнозирование на основании имеющихся трендов, или учет прошлых ошибок, чтобы не повторять их).

Основным достоинством модели в том, что она является очень прагматичной, легко сочетается с другими подходами. Несмотря на дату создания, до сих пор это одна из сильнейших теоретических моделей управления знаниями. Однако публикаций о результатах практического применения данной модели остается крайне мало.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модель создания смысла Чу (1998) | Модель I-пространства Бойсота (1998)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.