Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология как наука возникает в 30-е годы XIXв. Но сначала поговорим о предпосылках появления социологии как самостоятельной науки




Итак: с чем было связано появление социологии, каковы были предпосылки ее возникновения?

Социально-экономические предпосылки. В социально-экономическом плане предпосылкой выступило, прежде всего, развитие капитализма в 1-ой трети XIX века. Это, прежде всего, развитие капитализма в первой трети ХІХ в. Развитие капитализма поставило проблемы общественны х отношений в центр социального знания. Интенсивное развитие капитализма вело к быстрому росту городов – урбанизация. Следствием этого была резкая соц. дифференциация населения, рост числа бедных, увеличение преступности.

Так же сыграли роль такие социально-экономические предпосылки:

- складывание мирового экономического рынка;

- возникновение схожих политических структур;

- взаимосвязь различных структур - появилось основание говорить о движении в сторону целостности соц. мира. Его изучение требовало особой науки об обществе;

- в это же время ускоренно формируются “средние слои” – буржуа, всегда выступающие за порядок, стабильность;

- укрепляется институт общественного мнения;

- возрастает число различного рода движений, выступающих за социальные реформы.

То есть, складывание мирового экономического рынка, возникновение схожих политических структур, взаимосвязь различных культур привели к появлению тенденций к целостности социального мира, а его изучение требовало особой науки об обществе. Развитие капитализма поставило проблемы общественных отношений в центр социального знания. Таким образом, с одной стороны: развитие капитализма – это экономический, политический, социальный прогресс по сравнению с предыдущим этапом. Но, с другой, отчетливо проявлялись “социальные болезни” общества – эксплуатация, кризисы, тяжелое положение рабочих, использование женского и детского труда, неблагоприятные условия в быту и на производстве, увеличение продолжительности рабочей недели. Утверждение капиталистического способа производства неизбежно сопровождалось кризисами.

Реакция на эти процессы естественно оказалась не однозначной. Рабочие начали прибегать к новым и мощным способам протеста (восстание лионских ткачей во Франции, селезских в Германии 1844г., революция во Франции 1848г.) – все это свидетельство кризиса общественных отношений. Вообще, во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется общество, на какие ориентиры можно опереться.

Наиболее эффективным ответом на эту потребность явился марксизм (к. Маркс, Ф Энгельс начинают свою практическую и теоретическую деятельность именно в это время, при этих обстоятельствах).

Но была реакция и иного рода, отражавшая интересы буржуазии.

Именно она, в конечном итоге, привела к возникновению социологии – как учению об обществе, которая должна объяснить естественность и закономерность капитализма и всего, что с ним связано.

То есть, социология возникла

- как инструмент познания общества и возникших проблем,

- как инструмент выработки рекомендаций по его реформированию.

Именно в этот период, особенно в Англии и Франции (там капитализм развивался особенно интенсивно) появляется наибольшее количество работ, посвященных социальным проблемам развития общества: Ле-Пле – работы по исследованию положения семей; Кетле – исследование явления преступности.

Но истоки социологии следует искать не только в самом капиталистическом обществе, его потребности иметь объективное научное знание о собственных социальных процессах. Появление социологии можно рассматривать и как своеобразный отклик на успехи в научной сфере.

Общенаучные предпосылки. В 30-40-е годы XIX века на первый план развития науки выходят химия и биология: наиболее значительный открытия того времени - открытие клетки немецкими учёными Шлейденом и Шванном, создание Дарвином теории эволюции видов. Для Конта, Спенсера, Дюркгейма эти открытия стали основой для создания учения об обществе, основанного на принципах биологии - органической теории развития общества.

Кроме того, сыграл свою роль процесс дифференциации гуманитарных и социальных наук. например, из философии вышли статистика и юридическая наука.

Для возникновения социологии имело значение появление эмпирических социальных исследований, связанных с социальной статистикой. Проводились хозяйственные переписи, разрабатывалась техника массовых статистических опросов, закладывались основы демографии, этнографические исследования - всё это давало почву для выяснения динамики социальных процессов.

Итак, термин социология появился гораздо позднее того, как началось реальное изучение общества. Но если до 30-х годов XIX века проблемы общественной жизни и социальной сферы не выделялись в предмет особой науки, то уже в 40-е годы и к середине века произошло конструирование социологии как отдельной науки.

О.Конт (1798-1857) известен прежде всего как родоначальник позитивистской философии и позитивистской социологии. родился в Париже, имел философское образование, работал по принципу мозговой гигиены (нужно творить с нуля). Семь лет был секретарём Сен-Симона, после разрыва с ним не имел постоянного заработка. При жизни не был признан, современники считали его сумасшедшим. Жил на гонорары за свои книги и на пожертвования друзей.

Выдвинул идею реорганизации общества на основе «новой религии» - позитивизма (у Конта это слово значит точный, научный, полезный, реальный).

Основные труды его: шеститомный "Курс позитивной философии" (1830-1842) и четырехтомная "Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества" (1851-1854). Именно О.Конт вводит новое понятие "социология". Философские и социологические взгляды тесно переплетались в творчестве О.Конта, в связи в чем Р.Арон характеризовал его как философа в социологии и социолога в философии.

Только положительные, научные знания об эволюции природы и общества могут помочь людям преодолеть кризисное состояние, в котором так долго находятся самые цивилизованные нации, считал О.Конт. Положительные знания, основанные на наблюдении и эксперименте, он противопоставлял химерическим.

Положительные знания - знания "истинно доступные нашему уму и полезные для нас". Но человечество, по Конту, лишь постепенно сможет прийти к положительной науке об обществе. По Конту, наше знание проходит последовательно через три разные состояния, выводит закон 3-х стадий:

а) теологическая или фиктивная, (нач. с самых древних времен и до 1300 г.) Суть - поиск человеком основных причин явлений и знания.

б) метафизическая или абстрактная, (1300 - 1800 гг.). Суть - поиск интеллекта, первопричин и сущности явлений, но уже без роли Бога; считает переходной стадией. Для нее характерно разрушение старых представлений и верований про природу и общество.

в) научная или позитивная (1800 - до наших дней). Связана с появлением позитивной теории, позит. метода, позит. наук; характерно научное понимание природы и общества.

Как он считал, до сих пор научно изучались лишь явления астрономические, физические, химические и биологические, и единственный пробел, который необходимо устранить, чтобы завершить позитивную философию - это научно понять общественные явления, создать "общественную физику" (так он раньше называл социологию). Задача конкретных наук - выявлять факты. Задача социологии - систематизировать эти факты.

Для О.Конта неизбежный прогресс ума есть главный аспект истории человечества. Как он писал "идеи управляют миром и переворачивают его".

О.Конт предложил 2 классификации наук:

1. Подразделяет науки на конкретные и абстрактные.

а) абстрактные науки изучают общие законы определенных групп явлений(напр. общая биология);

б) конкретные - используют материалы общей теории для выявления их действий в конкретных сферах знания (напр. Зоология, ботаника, анатомия).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.