Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ активов баланса 2 страница




= 5424,0 х 0,9981= 5413,7 млн. руб., (15.12)

- индекс изменения количества реализованной продукции. Он рассчитывается по формуле (15.13):

, (15.13)

где - количество реализованной продукции (работ, услуг) в отчетном периоде;

- количество реализованной продукции (работ, услуг) в базовом периоде (по плану).

0,9981

Сумма прибыли при данном условии () составит:

=5413,7х0,487838–1675,0=966,0 млн. руб.

Следовательно, за счет изменения количества реализованной продукции прибыль увеличилась на = 966,0 – 971,0 = 5,0 млн. руб.

На следующем этапе анализа определяется изменение суммы прибыли под влиянием изменения структуры реализованной продукции. Значительное изменение структуры реализованной продукции может привести к изменению доли суммы покрытия, так как увеличение/снижение в структуре доли более прибыльной продукции существенно повлияет на изменение величины прибыли и, соответственно, доли суммы покрытия в выручке. Для выполнения расчетов прибыли вначале необходимо рассчитать условное изменение выручки, при которой количество реализованной продукции будет отражать фактическое изменение структуры, при плановых ценах и фактическом объеме продаж. Разница между прибылью, полученная при этом условном значением выручки и прибылью, полученной при выручке по условию 1 позволит выявить влияние изменения структуры проданной продукции на сум­му прибыли. Расчет условной выручки осуществляется по формуле (18-14), в которой объем реализации при фактической структуре рассчитывается как сумма произведений количества фактической реализации по отдельным изделиям на плановые цены, при плановой величине переменных и постоянных затрат). В нашем примере на 4,3% уменьшилось количество реализованной продукции по изделию Б, незначительно увеличилось уменьшилось количество реализованной продукции по изделиям А, В и Г.

= 5399,0 млн. руб., (15.14)

Расчет условной величины прибыли П 2 при фактическом объеме и структуре реализованной продукции и плановых ценах выполняется по формуле (15.15):

, (15.15)

Для расчета используются сведения из табл. – и при условии:, .

= (0,093 х 0,452) + (0,176 х 0,387) + (0,508 х 0,515) + (0,223 х 0,526) = 0,489066

П 2 = 5399,0 х 0,489066 – 1675,0 = 965,5 млн. руб.

= 965,5 – 966,0 = -0,5 млн. руб. То есть, из-за изменения структуры продукции (более всего по изделиям А и Г) прибыль снизилась на –0,5 млн. руб.

Далее рассчитывается влияние на изменение суммы прибыли изменения цен. Увеличение/уменьшение цен пропорционально увеличивает/уменьшает выручку и влияет на среднюю долю сумм покрытия в выручке. Чтобы выполнить расчеты, необходимо знать, как изменится условная доля сумм покрытия по каждому изделию при реализации продукции по фактическим ценам, но при плановом уровне переменных затрат на единицу продукции. Сопоставление этой величины со средней величиной суммы покрытия для всего объема реализации продукции при фактических ценах и фактической структуре, но при плановом уровне переменных затрат на единицу продукции позволит выявить влияние цен. Сведения об условной доле сумм покрытия по каждому изделию при реализации продукции по фактическим ценам, но при плановом уровне переменных затрат на единицу продукции см. табл. 15.4, гр. 8. В ф = 6404,0 млн. руб.

Для расчета используются сведения из табл. 15.4 – и при условии:,

= (0,093 х 0,5150) + (0,176 х 0,4036) + (0,508 х 0,5371) + (0,223 х 0,5610) = 0,51687

= 6404,0 х 0,51687 – 1675,0 = 1635,0 млн. руб.

= 1635,0-965,5 = 669,5 млн. руб. То есть, из-за изменения цен на продукцию прибыль увеличилась на 669,5 млн. руб.

Следующий шаг – расчет фактической прибыли при всех фактических значениях структуры, цен, переменных затрат на единицу продукции), т.е. расчет влияния изменения уровня переменных затрат на единицу продукции. В ф = 6404,0 млн. руб. и = 1685,0 млн. руб.

Для расчета используются сведения из табл. 18-4 – и при условии:,

= (0,093 х 0,498) + (0,176 х 0,387) + (0,508 х 0,448) + (0,223 х 0,444) = 0,44113

= 6404,0 х 0,44113 – 1685,0 = 1140,0 млн. руб.

= 1140,0 – 1635,0 = -495,0 млн. руб. То есть, из-за изменения уровня переменных затрат на единицу продукции прибыль уменьшилась на 495,0 млн. руб.

За анализируемый период изменилась сумма постоянных затрат, с= 1675,0 млн. руб., до= 1685,0 млн. руб. Увеличение постоянных затрат привело к снижению величины прибыли в сумме покрытия на разницу между и , т.е. на 1685,0 -1675,0 = 10,0 млн. руб.

Таким образом, общий прирост прибыли, составивший 1140 – 971 = 169,0 млн. руб. (5,0 –0,5 + 669,5 -495,0 –10,0) = 169,0 млн. руб.

Он обус­ловлен следующими факторами:

· увеличение количества реализации продукции выпуска привело к росту прибыли на +5,0 млн. руб.;

· структурные изменения в реализованной продукции привели к снижению прибыли на -0,5 млн. руб.;

· повышение цен на продукцию привело к росту прибыли на + 669,5 млн. руб.;

· за счет повышения переменных затрат на единицу продукции прибыль снизилась на -495,0 млн. руб.;

· повышение суммы постоянных затрат привело к снижению прибыли на -10,0 млн. руб.

Использование методики факторного анализа на основе сумм покрытия дает возможность измерить влияние факторов на изменение прибыли в от­четном периоде по сравнению с планом или преды­дущим периодом, и на основе учета их влияния определить пути увеличения прибыльности предприятия, за счет:

· управления ценами для стимулирования роста объема продаж;

· снижения переменных затрат;

· управления постоянными затратами;

· улучшения структуры продаж.

Рассмотри возможности и преимущества использования метода сумм покрытия. Результаты анализа можно использовать для планирования и управления прибылью. Чтобы управлять прибылью, нужно постоянно сравнивать себестоимость продукции с рыночными ценами. Такое сравнение проводится для выявления резервов роста прибыли и направлений снижения затрат. Сегодня на предприятиях учет издержек основывается на расчете полных затрат с целью определить цену. И если рассчитанную таким образом цену рынок принимает, то проблем не возникает. Однако исчисление цены на базе полных затрат часто дает результаты, при которых расчетная цена отличается от рыночной: цена на рынке формируются на основе спроса и предложения, и может быть выше полных издержек (тогда предприятие получает прибыль), а может быть ниже (тогда предприятие терпит убытки). Эффективное ценообразование основано на учете взаимосвязи между ценой и возможным объемом реализации продукции. То есть для каждого продукта существует оптимальный уровень цены, который приносит максимальные доходы. Для определения такой цены и других управленческих целей используется анализ прибыли на основе метода сумм покрытия.

При этом исходным положением является то, что не издержки являются основой калькуляции продукта и определяют его цену. Решающим фактором в этом случае является рыночная цена продукта. Для решения данной проблемы, а также для определения прибыли отдельного продукта необходимо распределить постоянные затраты по уровням их возникновения. При этом постоянные издержки не распределяются пропорционально по продуктам, а рассчитываются на базе суммы покрытия, и на продукты относят лишь те издержки, которые непосредственно связаны с их производством и меняются с изменением объемов выпуска. Каждая сумма покрытия показывает, какая доля постоянных издержек должна быть возмещена. Общая сумма покрытия, содержащая все постоянные издержки и прибыль, распадается на отдельные ступени, соответствующие их участию в производстве продукции, и непокрытый остаток уменьшается.

В нашем примере для простоты анализа ограничимся двумя уровнями постоянных издержек, а именно специфическими постоянными издержками (уровень 1) и блоком общих постоянных издержек всего предприятия.

В таблицах 15.5 и 15.6 представлены калькуляции по видам продукции по методу полных затрат и методу сумм покрытия соответственно. Если проанализировать прибыльность изделий на основе полных издержек (табл. 15.5), то руководству предприятия следует обдумать целесообразность дальнейшего производства изделия Б, по которому уровень прибыли самый низкий.

Таблица 15.5.

Калькуляция по методу полных затрат, тыс. руб.

Показатели Изделия
А Б В Г
Оптовая цена предприятия 455,9 781,2 685,3 428,5
Себестоимость 311,8 736,3 612,1 369,6
Прибыль от реализации продукции, млн. руб. 269,9 92,6 497,1 280,4
Количество реализованной продукции, ед.        
Прибыль на единицу продукции, тыс. руб. 144,1 44,9 73,2 58,9

Полные затраты на его производство составляют 94,5% от оптовой цены предприятия, в то время как остальные виды продукции являются более прибыльными и возможное увеличение производства любого другого изделия позволит значительно повысить прибыльность предприятия.

Но любое решения о целесообразности или не целесообразности дальнейшего производства изделия Б только по этим данным, где не учитывается маржинальный доход по изделиям, не будет обоснованным.

Таблица 15.6.

Калькуляция по методу сумм покрытия, тыс. руб.

Показатели Изделие
А Б В Г
Оптовая цена предприятия, тыс. руб. 455,9 781,2 685,3 428,5
Себестоимость одного изделия, тыс. руб. 311,8 736,3 612,1 369,6
Переменные издержки на ед., тыс. руб. 228,8 478,2 366,6 238,2
Постоянные расходы на ед., тыс. руб. 102,3 241,5 200,8 121,2
Прибыль на единицу продукции, тыс. руб. 144,1 44,9 73,2 58,9
Сумма покрытия I, тыс. руб. 246,4 286,4 274,0 180,1

Реальное распределение переменных и постоянных издержек по каждому изделию осуществляется с учетом составления калькуляции по методу сумм покрытия (табл.15.5). Анализ данных табл. 15.6 показывает совсем другие результаты о прибыльности изделий. Как видим сумма покрытия I по изделия Б является наибольшей среди всех видов изделий. При отказе от производства изделия Б предприятие потеряло бы сумму покрытия в размере 590,8 млн. руб. (286,4 х 2063, где2063 – количество выпускаемых изделий Б). В результате маржинальный доход предприятия сократилась бы до 625,0 млн. руб. (1140,0 – 590,8) и возникли бы сложности с покрытием постоянных издержек. Следовательно, в краткосрочном периоде не целесообразно прекращать производство изделия Б, а следует рассмотреть целесообразность производства изделия Г.

Факторный анализ рентабельности в
системе директ-костинг

Рассмотрим анализ рентабельности в системе директ-костинг на примере анализа показателя рентабельности продукции [17]. Традиционная модель, по которой осуществляется анализ рентабельности продукции имеет вид (15.16):

, (15.16)

где - чистая прибыль от обычной деятельности после налогообложения;

С – cебестоимость продукции.

Если (числитель) представить в виде , а С (знаменатель) в виде , то такая модель предполагает учет следующих факторов: количества реализации продукции ; цен на продукцию ; переменных затрат на единицу продукции ; суммы постоянных затрат и будет выглядеть следующим образом (15.17):

(15.17)

Используя метод цепных подстановок, выполним факторный анализ рентабельности продукции по отдельному изделию – А. Для анализа воспользуемся сведениями из табл. 15.8.

Первый шаг – расчет плановой величины .

Затем рассчитывается условная рентабельность продукции по изделию А -при фактическом значении и плановых значениях остальных показателей, т.е. исследуется влияние изменения количества реализованной продукции на рентабельность:

=30,3 – 30,2 = +0,1%

Таблица 15.8.

Исходные данные для анализа рентабельности продукции по изделию А

Вид продукции Цена изделия (), тыс. руб. Переменные затраты на 1 изд. (), тыс. руб. Количество реализованной продукции (), ед.; Сумма постоянных затрат , млн. руб.   Прибыль, млн. руб.  
 
 
А 403,8 455,9 221,1 228,8     166,2 158,6 175,4 269,9  

Следующий шаг – расчет условной рентабельности продукции по изделию А -при фактическом значении и и плановых значениях остальных показателей:

=50,4 – 30,3 = +20,1%.

После расчета , следующий шаг – расчет условной рентабельности продукции по изделию А -при фактическом значении ,и и плановом значении :

= 43,6 -50,4 = – 6,8%.

После расчета , следующий шаг – расчет фактической рентабельности продукции по изделию А -при фактическом значении ,, и :

= 45,4 – 43,6 = +1,8%.

Анализ показал, что фактическое значение рентабельности продукции = 45,4% (на 15,2% больше плана - = 45,4 – 30,2 = 15,2) Увеличение рентабельности произошло за счет следующих факторов: увеличения количества реализованной продукции на +0,1%; увеличения цен на продукцию на +20,1%; увеличения уровня переменных затрат на единицу продукции -6,8%; снижения суммы постоянных затрат на +1,8%.

Для анализа рентабельности всей продукции используют модель, в которой расчет прибыли (числителя) выполнен с учетом суммы покрытия в выручке. Модель имеет вид (15.18):

, (15.18)

где - сумма постоянных затрат предприятия, руб.;

, (15.19)

- доля суммы покрытия в цена i- того вида продукции;

- цена i- того вида продукции;

- переменные затраты по выпуску единицы i- того вида продукции, руб.;

i – вид продукции;

, (15.20)

где - удельный вес каждого вида продукции в общей сумме выручки;

‑ объем реализации продукции в натуральном выражении, ед.;

Таким образом П можно записать в следующем виде (15.21):

, (15.21)

Знаменатель в формуле (15.18) – это издержки по выпуску продукции (15.22):

, (15.22)

В этом выражении произведениепоказывает величину переменных издержек по выпуску всей продукции, рассчитываемых как сумма произведений количества реализации i- того вида продукции на переменные затраты по выпуску единицы i- того вида продукции. Но эту же величину переменных издержек можно рассчитать через произведение доли каждого вида изделий в общем выпуске на переменные затраты по выпуску единицы i- того вида продукции (15.23):

, (15.23)

Тогда С можно записать в виде (15.24):

, (15.24)

Отсюда модель рентабельности продукции будет иметь вид (15.25):

, (15.25)

Используя метод цепных подстановок, т.е. последовательно заменяя в числителе и знаменателе плановые показатели используемых факторов на фактические, получаем величину изменения рентабельности под влиянием каждого исследуемого фактора. Затем рассчитывается абсолютное значение влияние каждого фактора на рентабельность (из каждого очередного условного значения рентабельности вычитается предыдущее). Зная эти величины можно разрабатывать меры по воздействию на те или иные факторы, чтобы или нивелировать или сохранить их влияние на рентабельность.


Таблица 15.9.

Объём и структура продаж по видам продукции

Продукция Объём реализации Структура продаж
базовый период отчётный период базовый период отчётный период
А     12,05 12,09
Б     13,88 13,32
В     43,58 43,85
Г     30,48 30,74
Сумма     100,0 100,0

Расчёт влияния факторов на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 15.4, 15.9:

=11,17%

=11,17%

=11,13%

=16,0%

=12,45%

в том числе:

= R1 — R0 = 11,17 — 11,17 = 0,

= R2 — R1 = 11,13 — 11,17 = – 0,03%,

= R3 — R2 = 16 — 11,13 = +4,86%,

= R1 — Rл3 = 12,45 — 16 = – 3,55%.

Полученные данные свидетельствуют о том, что рост уровня рентабельности связан с повышением среднего уровня цен, а падение уровня рентабельности связано с повышением удельного веса менее рентабельных видов продукции в общем объёме реализации и увеличением себестоимости продукции за счет роста переменных издержек. Рост переменных издержек на 325,1 млн. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 3,55%.

Таким образом, используя модель (15.25) можно рассчитать влияние на рентабельность: объема реализации продукции в натуральном выражении (), структуры продукции , цены i- того вида продукции (); переменных затраты по выпуску единицы i- того вида продукции (), суммы постоянных затрат предприятия ().

Контрольные вопросы к теме 15

1. Основные показатели рентабельности предприятия.

2. Анализ влияния факторов на рентабельность.

3. Анализ рентабельности в системе директ-костинг.

4. Анализ рентабельности продукции по отдельным изделиям.

5. Анализ прибыли в системе директ-костинг.


Тема 16. Анализ инвестиционной
деятельности

Лекция 16. Анализ инвестиционной деятельности

Основные понятия:

инвестиционная деятельность, инвестиционные планы, инвестиционная стратегия, инвестиционный рынок, инвестиционный портфель, портфель реальных инвестиций, портфель ценных бумаг, эффективность инвестиций, эффективность рынка ценных бумаг, доходность инвестиций, лизинг, риски




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.