Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивационно-ценностные отношения к будущей профессиональной деятельности

 

 

В профессиональном образовании чрезвычайно актуальны проблемы профессиональной мотивации или, другими словами, система и иерархия мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии.

 

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному.

В одном случае – как совокупность факторов, определяющих поведение.

В другом – как совокупность мотивов.

В третьем – как побуждение, вызывающее активность.

Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям.

Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов, с учетом которых происходит принятие решения, формирование намерений.

Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, как механизм.

 

Мотивация всегда внутренне обусловлена, но может зависеть и от внешних факторов, т.е. от обстоятельств (условия, оказывающие влияние на эффективность деятельности, например, вознаграждение). Но обстоятельства приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения его потребностей, желаний. Поэтому внешние факторы в процессе мотивации трансформируются во внутренние.

 

Мотивация в профессиональной деятельности определяется наличием смысла этой деятельности, профессиональными установками человека, мотивационно-ценностными отношениями, которые формируют профессиональный менталитет личности.

 

Мотивационно-ценностные отношения обусловлены системой мотивов, среди которых выделяют:

 

1. Мотивы понимания предназначения профессии определяют интерес и склонность заниматься ею. Это:

- представление о цели профессиональной деятельности;

- мотивы, побуждающие заниматься ею;

- эмоциональное отношение к виду деятельности;

- увлеченность и удовлетворенность ею.

 

2. Мотивы профессиональной деятельности -выражают потребности личности, которые актуализируются при взаимодействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные потребности, особенности характера, привычек и т.п.) Этот вид мотивов связан с такими личностными качествами, как: физическое, умственное, душевное напряжение, необходимые для эффективного выполнения профессиональной деятельности; старание, усердие, прилежание в работе; настойчивость, решительность, упорство и т.д.

 

3. Мотивы профессионального общения -отражают стремление человека утвердиться в профессиональном сообществе (гордость за коллектив, солидарность в деятельности, стремление к общей цели).

В процессе профессионального общения человек не только приобретает необходимые навыки и умения, но и овладевает опытом творческой деятельности.

По мере усиления мотивации профессионального общения улучшается психологический климат в группе, повышается эффективность труда, упрощается управление коллективом.

 

4. Мотивы проявления личности в профессии -выражают особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией (убежденность в собственной пригодности, в достаточном творческом потенциале, в том, что избранная профессия является призванием и т.п.).

 

Таким образом, на этапе формирования мотивации первостепенное значение приобретает актуализация профессиональных интересов учащихся (которые непосредственно связаны с познавательными интересами). Для этого осуществляется комплекс мероприятий:

1. Включение в учебно-воспитательный процесс специальных курсов: человек-профессия, профессиональная деятельность и карьера.

2. Использование активных методов обучения в процессе профессиональной и специальной подготовки.

3. Создание предметных кружков, факультативов, участие в работе малой академии наук.

4. Проведение экскурсий на производство, встреча с выпускниками учебного учреждения, с опытными профессионалами.

5. Постоянное информирование о сфере профессиональной деятельности и о возможностях повысить свой профессионально-образовательный уровень, свою квалификацию, расширить профиль подготовки.

6. Развитие профессионально-важных качеств личности и процессов самопознания (саморегуляция, самоконтроль, самоанализ).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учебно-профессиональная деятельность как условие професионально-личностного развития | Профессионально-важные психологические качества личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.