Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие инноваций и их роль в развитии предприятия. Инновационная деятельность предприятия и подготовка нового производства




Инновационная деятельность предприятия и подготовка нового производства

ТЕМА 14

Предпринимательство включает в качестве своей имманентно присущей черты инновационность… В общем понимании под инновацией подразумевают осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового. В узком смысле инновация – это новое (конкретное) технико-технологическое решение (новая технология, новая продукция) осуществленное на практике, доказавшее свою жизнеспособность.

В официальных документах инновация трактуется как конечный результат поисковой (инновационной) деятельности, реализованной (го) в виде 1)нового или усовершенствованного технологического процесса, 2)новой продукции или услуги, 3) новых форм организации производства и 4)сбыта, 5)сервисного обслуживания (утилизации) и т.д.

Под инновацией (англ, «innovation» - нововведение, новаторство) понимается (внедренное на рынок новшество) использование новшеств, (в виде) 1)новых технологий, 2)видов продукции и услуг, 3)новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления и т.п. т.е. Принятая рынком, обеспечившая предпр преимущества и принесшая прибыль.

Инновации следует отличать от новшеств (это любое что-то новое). Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Это любая идея которая может найти практическое. Словосочетание «нововведение) буквальном смысле означает процесс использования новшеств. С момента принятия к распространению новшество приобрети новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением этого нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Понятие «инновации» как экономической категории введено в научный оборот австрийский экономист Й. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

1.использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

2. внедрение продукции с новыми свойствами;

3. использование нового сырья;

4. изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

5. появление новых рынков сбыта.

 

***************************************

ИЗ ГУРКОВА: «Не ввязываясь в войну определений, мы принимаем как рабочее наиболее расширенное определение инновации как принятие идеи или образа действий (системы, программы, устройства, процесса, продукта или услуги), ко­торые оказываются новыми для принимающей организации.

При подобном определении в сферу инновационной деятельности попадают самые разнообразные процессы, происходящие на промышленном предприятии:

• освоение производства нового продукта или качественное измене­ние в существующем продукте;

• освоение новых методов производства и распределения (складирования, доставки и реализации) продукта;

• освоение (выход на) новых рынков сбыта;

• развитие (поиск и обнаружение) новых источников снабжения сырьем и другими факторами производства;

• развитие новых форм кадровой работы, в том числе способов набора, оценки, движения персонала;

• внедрение новых методов и стандартов управления;

• изменение структур управления;

• реализация новых или измененных стратегических ориентиров (целей) компании;

• реализация новых источников (схем) получения финансовых ресурсов;

• реализация новых методов учета и использования финансовых ресурсов;

• реализация новых форм (способов) взаимодействия с «акторами» окружения — поставщиками, потребите­лями, конкурентами, собственниками, местными властями, государственными органами, прочими «центрами влияния»5.

 

Объединение всех вышеперечисленных процессов и представляет собой инновационное развитие фирмы.

(из книги И.Гуркова)

 

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде 1)нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, 2)нового или усовершествованного технологического процесса, используемого в прак­тической деятельности, 3)либо в новом подходе к социальным ус­лугам.

Девиз инновации - «новое и иное» - характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг – это новше­ство в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреб­ляя, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами здесь могут служить появление застежек типа «молния», шариковых авторучек, бал­лончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохла­дительными напитками и многое другое.

Инновация не обязательно должна быть технической и вооб­ще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рас­срочку. Использование этой идеи буквально преображает эко­номику. Инновация – это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.

Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономичес­кая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запро­сам потребителей.

В экономической теории выделяют такое понятие как «систематическая инновация». Оно состоит в целенаправленном организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для успеш­ной деятельности предприятия.

Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

1. По степени новизны:

· радикальные (базисные) инновации, которые реализуют от­крытия, крупные изобретения и становятся основой формирова­ния новых поколений и направлений развития техники и техно­логии;

· улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;

· модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, орга­низации производства

· псевдоинновации.

2. По объекту применения:

· продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;

· технологические инновации, нацеленные на создание и при­менение новой технологии;

· процессные инновации, ориентированные на создание и фун­кционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;

· комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

3.По масштабам применения:

· отраслевые;

· межотраслевые;

· региональные;

· в рамках предприятия (фирмы).

4 .По причинам возникновения:

· реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие вы­живание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;

· стратегические (упреждающие) инновации – это инновации, реализация ко­торых носит упреждающий характер с целью получения конку­рентных преимуществ в перспективе.

5.По (видам) эффективности (эффектов):

· экономическая;

· социальная;

· экологическая;

· (комплексный) интегральная.

Внедрение новшеств всегда имело большое значение в разви­тии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основопола­гающими факторами экономического роста.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость ее волна, следовательно, новых комбина­ций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни. И если инно­вационный подход играет возрастающую роль в развитых стра­нах, то в современной России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика.

Современная экономика имеет одно из названий – инновационная экономика. Новшества – главный фактором кон-ти. Возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, са­мой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимос­тью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчи­вого роста.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.