Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие инновационной деятельности и ее организация (на предприятии)




Организация) Инновационная деятельность (на) предприятия

 

Инновационная деятельность (далее ИД) – это комплексная (многоаспектная) деятельность, направлен­ная на поиск (создание) и реализацию (новшеств!!! – во всех сферах деятельности предприятия) инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствова­ния технологии и организации производства и в конечном счете, повышение эффективности деятельности.

 

Инновационная деятельность на предприятии включает:

1) выявление проблем предприятия (инновационно перспективных направлений!!! или сфер в деятельности предприятия);

2) поиск и поддержку перспективных инновационных идей сотрудников по решению этих проблемам

3)создание условий для заинтересованности персонала в инновациях (в идеале сотрудники должны смотреть на инновации как 1)на открывающиеся (новые) возможности, а 2)не как на закрывающуюся халяву)

4) организацию (поиска новшеств и их реализации) инновационной деятельности

5) (собственно) организация осуществления инновационного процесса по всем его стадиям (генерирование идей, разработка новых изделий, процессов, создание опытных образцов продукции, патентование изобретений (новшеств), коммерциализация (внедрение) инноваций и т.д.).

 

Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения.

Иными словами, должна проводиться своеобразная ренгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это делают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.

Откуда берутся инновационные идеи? Можно назвать семь источников таких идей Перечислим внутренние источники; они возникают в рамках предприятия или отрасли.

К ним относятся:

1)неожиданное событие (для предприятия или отрасли) - успех, неудача, внешнее событие;

2)неконгруэнтность - несоответствие между реальностью (какова она есть на самом деле) и нашими представлениями о ней;

3)нововведения, основанные на потребности процесса;

4)внезапные изменения в структуре отрасли или рынка. Следующие три источника нововведений относятся к внешним, так как они имеют свое происхождение за пределами предприятия или отрасли. Это:

5)демографические изменения;

6)изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

7)новые знания (как научные, так и ненаучные).

 

Анализ названных ситуаций при рассмотрении того или ино­го типа изменения позволяет установить характер инновацион­ного решения. Во всяком случае, всегда можно получить ответы на следующие вопросы. Что будет, если мы воспользуемся создав­шимся изменением? Куда это может привести предприятие? Что нужно сделать, чтобы изменение превратить в источник разви­тия?

Вместе с тем из семи источников изменений наиболее важны­ми являются третье и седьмое, так как они носят наиболее ради­кальный характер.

3. Изменение, вызываемое потребностью процесса, представляет собой куда более важное значение, нежели два первых. Старая пословица гласит: «необходимость есть мать изобретения». В данном случае изменение основывается на потребности практи­ки, жизни. (Замена ручного набора в книгопечатании, сохране­ние свежести продуктов и др.) Вместе с тем реализация этого типа изменений предполагает необходимость понимания, что:

недостаточно прочувствовать потребность, важно познать и разобраться в ее сути, иначе невозможно найти ее решение;

не всегда возможно удовлетворить потребность, а в этом слу­чае остается только решение какой-то ее части.

Во всяком случае при решении проблемы этого типа необхо­димо ответить на следующие вопросы. Понимаем ли мы, в чем и в каких изменениях нуждается процесс? Имеются ли в наличии необходимые знания или их нужно получить? Соответствуют ли наши решения привычкам, традициям и целевым ориентациям потенциальных потребителей?

7. Наиболее существенные изменения, можно сказать радикаль­ные, происходят на основе «новых знаний». Нововведения, осно­ванные на новых знаниях (открытиях)», как правило, трудноуправляемы. Это обусловливается рядом обстоятельств. Прежде всего наблюдается, как правило, большой разрыв между появле­нием нового знания и его технологическим использованием, во-вторых, проходит много времени до того, как новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге.

В этой связи нововведения, основанные на новых знаниях, требуют:

тщательного анализа всех необходимых факторов;

ясного понимания преследуемой цели, т.е. необходима чет­кая стратегическая ориентация;

организации предпринимательского управления, посколь­ку здесь необходимы финансовая и управленческая гибкость и нацеленность на рынок.

Нововведение, основанное на новых знаниях, должно «со­зреть» и быть воспринятым обществом. Только в этом случае оно принесет успех.

Каковы же основополагающие принципы инновационной деятельности? По мнению П. Друкера, нужно провести четкую линию между тем, что нужно делать, и тем, чего делать не следует.

Что нужно делать

1.Целенаправленная систематическая инновационная деятельность требует непрерывного анализа возможностей указан­ных выше источников инноваций.

2.Инновация должна соответствовать нуждам, желаниям, привычкам людей, которые будут ею пользоваться. Следует задать себе вопрос: «Что должна отражать данная инновация, что­бы у будущих потребителей возникло желание ею пользоваться?»

3.Инновация должна быть простой и иметь точную цель. Ве­личайшая похвала инновации звучит так: «смотрите-ка, как все просто! Как я до этого не додумался?»

4.Внедрять инновации эффективнее, имея небольшие деньги и небольшое количество людей, ограниченный риск. В против­ном случае почти всегда не хватает времени и средств для много­численных доработок, в которых нуждается инновация.

5.Эффективная инновация должна быть нацелена на лидер­ство на ограниченном рынке, в своей нише. Иначе она создаст ситуацию, когда конкуренты вас опередят.

Чего не следует делать

1.Не умничайте. Инновациями будут пользоваться обычные люди, а при достижении крупных масштабов - и люди некомпе­тентные. Все чересчур сложное в конструкции или в эксплуатации почти наверняка обречено на неудачу.

2.Не разбрасывайтесь, не пытайтесь делать несколько вещей сразу. Инновация требует концентрации энергии. Необходимо, чтобы люди, над ней работающие, хорошо понимали друг друга.

3. Осуществляйте нововведения ради удовлетворения потреб­ностей текущего времени. Если нововведение не найдет немед­ленного приложения, оно останется лишь идеей.

Инновация - это работа, требующая знаний, изобретатель­ности, таланта. Подмечено, что новаторы в основном работают только в одной области. Например, Эдисон сосредоточил силы только на электричестве. Успешная инновация требует упорней­шей сосредоточенной работы. Если вы к ней не готовы, не помо­гут ни знания, ни талант.

Чтобы преуспеть, необходимо использовать свои сильные стороны, люди должны увлечься инновацией всерьез.

Наконец, инновация означает изменения в экономике, про­мышленности, обществе, в поведении покупателей, производи­телей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.

 

***********************************

 

Начиная с самых ранних нормативных исследований в управленческий лексикон прочно вошло понятие «иннова­ционная фирма» — образ некой идеальной организации, характеризующейся такими «родовыми чертами», как:

• чувствительность — способность фирмы предвидеть проблемы и возможности и формулировать страте­гические ответы для приспособления к изменениям в окружении;

• способность к обучению — свойство, позволяющее организации воспринимать знания из окружения, собственного опыта и истории;

• способности генерировать подходящие к ситуации необычные решения;

• экспериментирование — уровень и способы тести­рования новых идей в организации;

• внутренняя коммуникабельность — способность ор­ганизации распространять релевантную информацию по своим подразделениям;

• готовность к риску — желание организации инвести­ровать в новые продукты и процессы в условиях не­определенности не от безвыходности, а от стремле­ния к совершенству;

• абсорбционность — способность организации кон­тролировать нарушения, вызываемые эксперименти­рованием, изменениями и инновациями;

• «slack» — «задел» ресурсов в организации, превосхо­дящий необходимый минимум для достижения орга­низационных результатов;

• космополитичность — открытость и желание вос­принимать иной, в том числе зарубежный, опыт.

На основе перечисленных черт было даже сформулиро­вано такое отдельное качество организации, как инновационность (innovativeness) 12.

Из кн. Гуркова

 

Для осуществления предприятием инновационной деятельно­сти, оно должно иметь (соответств условия в т.ч. организационные) такие (соответствующие) структуру и настрой, которые спо­собствовали бы созданию атмосферы предпринимательства и восприятия всего нового как благоприятной возможности. При этом необходимо учесть ряд важных моментов.

Основной организационный принцип для инновации заклю­чается в создании команды из лучших работников, освобожден­ных от текущей работы.

Как показывает опыт, все попытки превратить существующее подразделение в носителя инновационного проекта заканчива­ются неудачей. Причем этот вывод касается как предприятия крупного, так и малого бизнеса. Дело в том, что поддержание производства в рабочем состоянии - уже большая задача для людей, этим занятых. Поэтому на создание нового у них практи­чески не остается времени. Существующие подразделения, в ка­кой бы сфере они ни функционировали, в основном способны лишь расширять, модернизировать производство.

ВЕНЧУР - Проект по реализации новшеств. Конкретно – это команда спецов которые должны в установленные сроки при установленном бюджете превратить перспективную идею в опытный образец, технологию, патент и т.д.

Предпринимательская и инновационная деятельность не обя­зательно должна проводиться на постоянной основе, тем более в малых предприятиях, где такая постановка дела зачастую невоз­можна. Однако необходимо назначить работника, персонально ответственного за успех инноваций. Он должен отвечать за сво­евременное выявление и замену устаревающей продукции, тех­ники, технологии, за всесторонний анализ производственно-хо­зяйственной деятельности (рентгенограмму бизнеса), за разработку инновационных мероприятий. Работник, ответственный за инновационную деятельность, должен быть лицом, достаточно авторитетным на предприятии.

Необходимо оградить инновационное подразделение от не­посильных нагрузок. Вложения в разработку инноваций не дол­жны включаться в регулярно проводимый анализ отдачи от ка­питаловложений до тех пор, пока новые изделия (услуги) не ут­вердятся на рынке. В противном случае дело будет загублено.

Прибыль от реализации инновационного проекта существен­но отличается от прибыли, получаемой за выпуск отлаженной продукции. На протяжении длительного времени новаторские начинания могут не давать ни прибыли, ни роста, а только по­треблять ресурсы. Затем инновация в течение длительного вре­мени должна быстро разрастаться и возвращать вложенные в ее разработку средства по меньшей мере в 5-10-кратном размере, иначе ее можно рассматривать как неудачную. Нововведение начинается с малого, но результаты его должны быть масштаб­ными.

Предприятием следует управлять таким образом, чтобы в нем создавалась атмосфера восприятия нового не как угрозы, а как благоприятной возможности. Сопротивления изменениям коре­нятся в страхе перед неизвестным. Каждый работник должен осоз­нать, что нововведения - это лучшее средство сохранить и укре­пить свое предприятие. Более того, необходимо понять, что но­вовведения - это гарантия занятости и благополучия каждого работника. Организация инновационной деятельности на осно­ве указанных принципов позволит предприятию продвинуться вперед и добиться успеха.

Инновационная деятельность может осуществляться как в рамках предприятий специально созданными для этого подраз­делениями (так называемые внутренние венчуры), так и самосто­ятельными венчурными (рисковыми) фирмами.

Внутренние венчуры представляют собой небольшие подраз­деления, организуемые для разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемые значительной авто­номией в рамках предприятий. Отбор и финансирование предло­жений, поступающих от сотрудников предприятия или независи­мых изобретателей, ведутся специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Это подразделение функционирует при минимально административно-хозяйственном вмешательстве со стороны ру­ководства предприятия.

В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт или изделие к запуску в массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для данной фирмы изделия.

В Российской Федерации внутренние венчуры созданы на ряде крупных промышленных предприятий, прежде всего, военно-про­мышленного комплекса (ВПК).

Венчурная фирма - это малое предприятие, специализирую­щееся на исследованиях и разработках инновационных идей, свя­занных со значительным риском. Для разработки перспективной идеи привлекается венчурный капитал крупных фирм, заинтере­сованных в инновациях. Крупная фирма обычно неохотно идет на собственную разработку инновационной идеи со значитель­ным риском. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой фирмы. Поэтому главным направ­лением участия крупной фирмы в исследованиях вероятного ха­рактера, связанных с разработкой инновационных идей, стано­вится осуществление рискового финансирования небольших фирм-новаторов, специализирующихся на подобных разработках.

Для малых фирм характерны простота управления, широкий простор личной инициативы, возможность проведения гибкой научно-технической политики, активное привлечение к своей де­ятельности изобретателей. Это обусловливает высокую эффек­тивность деятельности венчурных фирм. Многие из них вносят существенный вклад в инновационный прогресс, разработку но­вой продукции, прогрессивных технологий.

Об эффективности малых фирм в инновационном процессе свидетельствуют следующие данные: по оценкам Национально­го научного фонда США, на каждый вложенный в НИОКР дол­лар фирмы с численностью до 100 человек осуществляли в четы­ре раза больше нововведений, чем фирмы с занятостью в 100-1000 человек, и в 24 раза больше, чем компании, где занятость свыше 1000 человек. Темпы нововведений у них на треть выше, чем у крупных, кроме этого, небольшим фирмам требуется в сред­нем 2,22 года, чтобы выйти со своими нововведениями на рынок, тогда как крупным - 3,05 года.

Участие крупных фирм в рисковом финансировании по срав­нению с традиционными формами ведения НИОКР обусловлено не только повышенной отдачей, но и их прямой экономической заинтересованностью. Дело в том, что независимые малые фир­мы пользуются налоговыми и другими льготами, получают пря­мую финансовую поддержку в рамках правительственных про­грамм стимулирования научно-технического прогресса. В резуль­тате в настоящее время венчурное финансирование во многих странах активно развивается. Определенное развитие венчурные формы получают и в России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2910; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.