Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъект — установка — действие — объект




 

При этом:

- под субъектом политической культуры мо­жет подразумеваться индивид, группа, партия, регион, на­селение страны в целом и т. д.

- Среди объектов, на которые направлена установка, субъектов принято выделять:

- поли­тическую систему в целом,

- текущий политический процесс,

- режим,

- отдельные партии,

- политических лидеров,

- полити­ческие ценности,

- сам субъект (идентификация его с теми или иными политическими единицами)

 

Следует отметить, что среди проявлений политической культуры есть:

- и та­кие, которые относятся к сфере политического сознания,

- и такие, которые лежат в сфере политического действия (по­ведения).

 

В литературе дискутируется вопрос о том, следу­ет ли последние (т. е. действия) включать в орбиту полити­ческой культуры*. Нам представляется, что оба типа явле­ний в равной мере входят в ее структуру.

 

Итак, среди феноменов, входивших в структуру поли­тического сознания, нас будут интересовать, прежде всего, те показатели, которые характеризуют систему устойчивых ориентации субъекта в отношении политической системы. Так, есть политические культуры с устойчиво позитивным отношением граждан к своей политической системе. Это выражается в наличии интереса к политике, информированности о ней, одобрении своей системы, режима, флага, гимна и т. п.

 

* Об английской политической культуре см.: Шестопал Е. Личность и политика. М., Мысль, 1988. С. 88—97.

Например, привычка американца выражать свою лояльность в отношении национальной политической системы проявляется в поклонении флагу, который можно увидеть в самых разных учреждениях, причем не только государственных. Их патриотизм отличается от аналогич­ных чувств француза, шведа или русского. Дело не в отсут­ствии национальной гордости у указанных народов, а имен­но в подчеркнутом его выражении в американской полити­ческой культуре.

 

В украинской политической культуре отношение к сис­теме со стороны рядовых граждан двояко:

 

- с одной сторо­ны, наша национальная политическая культура замешана на особой роли государства. Оно находится в центре их жизни.От государства, которое ассоциируется с системой, властью, граждане ожидают заботы, интереса к их жизни, защиты и даже любви. Это и другие проявления патерналистской психологии являются важной частью нашей куль­туры. В одном из наших исследований респонденты про­явили редкостное единодушие в недовольстве законом, который строго не наказывает тех, кто угрожает нашей жизни (90,3%). Очевидно, для наших респондентов важно, чтобы власть выполняла эту функцию, как, впрочем, и то, чтобы власти не бросали на произвол судьбы старых, ма­лых и больных членов нашего общества (88,9%). Кстати, упрек в несоблюдении законов или в их непоследователь­ности следует рассматривать с точки зрения того, что наши граждане так уж жаждут сами эти законы выполнять. Но им психологически необходимо иметь некоторые рамоч­ные соглашения с властью. Безопасность, которую призва­на обеспечить власть, ассоциируется у опрошенных нами россиян с ее силой, дисциплиной и подконтрольностью за­кону. Указания на силу власти встречаются чаще всего в образе идеальной власти, между тем, как существующая власть кажется «никакой». Наши сограждане предпочтут власть «жесткую» и даже «диктатуру», чем будут наблю­дать анархию и распад страны, которые они описывают, используя подчас ненормативную лексику. Хотя чаще тре­бования порядка и жестокого закона звучат из уст людей старшего поколения, однако и более молодые и демократически настроенные люди хотят видеть власть, более спо­собнойих защитить.

 

- С другой стороны, для российской политической куль­туры характерно дистанцирование от государства, отчуж­дение от него и рядовых граждан и представителей самой власти. Феномен отчуждения от власти у рядовых граж­дан, как, впрочем, и у тех законодателей, которые были нами опрошены, проявлялся и в том, что даже политики, говоря о власти, предъявляли к ней претензии как сторон­ние наблюдатели («не соблюдаются законы», «власть дей­ствует непрофессионально», «власть непредсказуема, не соблюдаются правила игры» и так далее). Различие между политиками и обычными гражданами, пожалуй, сказыва­ется лишь в большей резкости оценок у рядовых людей.

 

Если установки в отношении политической системы как объекта отличаются изрядной отвлеченностью и, одновре­менно, устойчивостью, то с другим измерением полити­ческой культуры, связанным с установками на режим, на правительство, на конкретные политические партии и ли­деров, дело обстоит сложнее. Одномоментные замеры по­казателей и даже наблюдение в динамике, в сумме дает достаточную изменчивость слоя политического сознания. Между тем, как политическая культура состоит из наибо­лее устойчивых ориентации.

Проблема заключается, следовательно, в том, чтобы из установок на сегодняшние партии, лидеров и правящий ка­бинет, вычленить более устойчивые параметры, характе­ризующие длительно существующие культурные модели. Приведем образцы некоторых установок российских граж­дан на правительство, политических лидеров и такие ин­ституты, как парламент и президентство* (табл. 3).

Таблица 3. Отношение россиян к президенту, парламенту, правительству.

    Май 1994 Май 1995
Как Вы лично относитесь к президенту России нту России
1. Полностью поддерживаю его действия 7,7 3.1
2. Не согласен с некоторыми его действиями 30,1 24,5
3. Считаю, что он должен уйти в отставку 39,6 55,6
4. Затрудняюсь ответить 22,6 16,6
5. Нет ответа 0,0 0,2
Как Вы лично относитесь к парламенту (Федеральному собранию)
I. Полностью поддерживаю его действия 3,9 1,7
2. Не согласен с некоторыми его действиями 22,5 22,8
3. Считаю, что его нужно распустить, переизбрать 28,3 40,8
4. Затрудняюсь ответить 44,8 34,2
5. Нет ответа 0,5 0,5
Как вы лично относитесь к правительству России
1. Полностью поддерживаю его действия 3,8 2,4
2. Не согласен с некоторыми его действиями 30,4 29,0
3. Считаю, что оно должно уйти в отставку 27,1 37,6
4. Затрудняюсь ответить 38,5 31,0
5. Нет ответа 0,2 0,1
         

 

Совершенно очевидно, что эти установки в отношении важнейших институтов политической системы характери­зуют не глубинные пласты политической культуры, а лишь её поверхностные проявления. Но даже в этих «пробах» по­литической почвы обращают па себя внимание не абсолют­ные показатели (они плохие у всех троих представителей власти), аих соотношение между собой. Число опрошен­ных, имеющих позитивное отношение к правительству и президенту, превосходит число тех, кто положительно от­носится к парламентской форме власти. Это можно считать более глубокой тенденцией, характеризующей неразвитость парламентаризма и ориентацию граждан на цен­тральные фигуры государства, как бы они не назывались: президент, правительство или ЦК КПСС.

 

И, наконец, нельзя не сказать об установках человека на самого себя, как на часть политической системы:

 

- В од­них культурах, человек может воспринимать себя как глав­ную ценность политики.

 

- В других — наоборот видеть себя как винтик, от которого, голосует он или нет, все равно ничего не зависит.

 

Помимо, собственно, установок, как элементов поли­тического сознания, политическая культура содержит и ха­рактерные наборы политических действий.

Мы уже гово­рили о:

- различных национальных традициях разрешения по­литических конфликтов.

 

- Другой особенностью националь­ных политических культур является реакции населения в целом и отдельных политических сил на обострение кри­зиса.

 

Так, наблюдатели отмечают, что в Аргентине хоро­шим барометром грядущей политической бури является привычка служащих накануне начала массовых действий выбрасывать в окно деловые бумаги и даже пишущие ма­шинки.

 

В прежние времена в российской политической жизни предвестником всякого рода политической нестабиль­ности служило исчезновение из продажи спичек, соли и других предметов первой необходимости, которыми граж­дане запасались, наученные горьким опытом прошлого. В политической жизни России последний такой эпизод на­блюдался в 1991—1992 годах, когда катастрофические ожи­дания заставляли людей скупать соль, сахар, консервы и печки-буржуйки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.