Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективность кредитно-денежной политики




 

Сильными моментами кредитно-денежной политики являются:

а) быстрота реакции, так как Национальный банк является самостоятельным органом управления и может без всяких согласований с другими органами государственного управления принимать решения о регулировании денежной массы в стране;

б) гибкость, так как Национальный банк может проводить операции с разными объемами государственных ценных бумаг на вторичном рынке в зависимости от степени реагирования реального сектора экономики на данные меры;

в) изоляция от политического давления, так как глава Национального банка подотчетен законодательной власти и не должен испытывать давления со стороны исполнительной власти.

Вместе с тем она обладает и недостатками:

Циклическая асимметрия; она проявляется в том, что в период кризиса политика дешевых денег не дает гарантии роста кредитов, и соответственно не способствует выходу из кризиса.

Изменение скорости оборота денег, что может привести к непредсказуемым последствиям. Влияние ставки процента на изменение предложения денег может не оказывать серьезного воздействия на объем инвестиций.

Наличие ликвидной ловушки.

Неразвитость инструментов и несбалансированность денежного рынка в странах с переходной экономикой требует государственного регулирования ставок процента, в том числе административными методами. После достижения экономического равновесия и сбалансирования развития финансового и производственного секторов роль государственного регулирования процентных ставок и предложения денег в целом уменьшается.

Кроме качества работы передаточного механизма существуют другие проблемы в проведении кредитно-денежной политики. Поддержание Центральным банком одного из целевых параметров (количества денег или ставки процента) требует изменения другого параметра, что не всегда благоприятно сказывается на развитии экономики в целом. Следует учитывать и побочные эффекты отдельных действий Центрального банка. Например, покупка государственных ценных бумаг центральным банком ради роста денежной массы может уменьшить значение денежного мультипликатора, что нейтрализует действия банка.

Кредитно-денежная политика имеет значительный внешний лаг, связанный с периодом времени от принятия решения до получения конечного результата, в силу влияния ставки процента на инвестиционные решения. Данный аспект осложняет проведение кредитно-денежной политики, так как запаздывание результата может ухудшить экономическую ситуацию в стране.

5.7 Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь

Реализация самостоятельной денежно-кредитной политики Республики Беларусь де-факто началась в 1993 г., а де-юре -1994 г.

1990-е годы были периодом перехода от командно-административной системы к рыночным принципам ведения хозяйственной либерализации ценообразования и внешнеторговой деятельности, периодом становления и формирования национальной монетарной системы, создания ее организационного, технического и кадрового потенциалов. За эти годы были решены многие сложные проблемы: преодоление гиперинфляции, неконтроли­руемой девальвации, административного определения обмен­ного курса и др. Постепенно отлаживалась структура монетарных институтов, повышался профессиональный уровень кад­ров, деятельность монетарного регулирования переводилась на научную основу и рыночные принципы. Была создана совре­менная система монетарного регулирования.

В реализации денежно-кредитной политики в республике можно выделить несколько временных этапов. Политика, про­водимая в 1992 — 1994 гг., имела серьезные просчеты, которые объяснялись, прежде всего, нестабильностью экономики и недос­татком опыта денежно-кредитного регулирования. Учетная ставка, несмотря на то, что неоднократно пересматривалась, была ниже рыночной ставки процента и уровня инфляции. Выпуск государственных ценных бумаг как метод регулирования рынка начался в феврале 1994 г. выпуском ГКО на срок 1 и 3 месяца, доходность которых была реально отрицательной и не могла серьезно повлиять на ситуацию на рынке. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП. В целом совокупная денежная масса выросла в 12.3 раза. Деньги стремительно обесценивались, не выполняли функцию средства сбережения; предприятия теряли оборотные средства, увеличивали неплатежи друг другу; население сокращало реальные доходы и платежеспособный спрос. Ресурсы банков направлялись в основном на кредитование коммерческих фирм и были весьма дешевы; осу­ществлена либерализация цен, валютного регулирования и по­литики установления обменных курсов. Указанные и ряд дру­гих факторов обусловили высокую инфляцию. Индекс потреби­тельских цен в 1993 г. составил 2096,5 %, а в 1994 г. — 2059,9 %.

В целях снижения инфляции Национальный банк с конца 1994 г. начал проводить жесткую денежно-кредитную полити­ку, направленную на ограничение монетарных факторов ин­фляции путем неуклонного сокращения темпов роста денежной массы в обращении, стабилизации белорусского рубля. Уста­навливались предельные размеры кредитной эмиссии Нацио­нального банка, осуществлялся постепенный переход от цент­рализованного распределения кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие ры­ночные механизмы, сокращались льготные кредиты промыш­ленности и аграрному сектору, была повышена учетная ставка, осуществлен переход на регулирование процентных ставок ком­мерческих банков в зависимости от уровня инфляции. В первой половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось добиться установле­ния положительной процентной ставки по кредитам и срочным депозитам, что сделало более выгодным хранение сбережений в национальной валюте и способствовало некоторой стабилиза­ции курса белорусского рубля. Было запрещено использовать иностранную валюту в расчетах в розничной торговле, введена отмена обязательной продажи части валютной выручки предприятий-экспортеров. В результате возрос спрос на национальную валюту по сравнению с долларом, основным источником эмиссии денег стала покупка Национальным банком иностранной валюты, чистые запасы которой достигли к середине 1995 г. 200 млн. долларов. В результате уровень инфляции снизился. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 %, в 1996 г. — 139,3 %. Вместе с тем проводимая полити­ка «дорогих денег» имела и негативные последствия, прояви­вшиеся в продолжающемся спаде производства, снижении эф­фективности экономики, прежде всего экспортных отраслей.

С конца 1996 г. Национальный банк перешел к довольно мягкой денежно-кредитной политике, направленной на стиму­лирование экономического роста. Уже в 1997 г. был удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия Национального банка. В результате только за 1997 г. денежная масса в национальной валюте выросла почти в 2 раза, а темп ее прироста практически трехкратно превышал установленные па­раметры. В 1998—1999 гг. продолжилась масштабная кредит­ная поддержка жилищного строительства и АПК, которая в ос­новном обеспечивалась за счет эмиссионных кредитов Нацио­нального банка. В 1998 г. объем этих кредитов в 3,7 раза превы­сил планируемый. В таких условиях стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля, и в 1998 г. был введен режим множественности его обменного курса. Не­смотря на определенные попытки стабилизации денежно-кредит­ной сферы, предпринимаемые Национальным банком в 1999 г., денежная масса продолжала возрастать быстрыми темпами (объем денежной эмиссии превысил установленные параметры в 2,5 раза), что привело к росту цен. В 1997 г. индекс потреби­тельских цен составил 163,1 %, в 1998 г. — 281,75, а в 1999 г. достиг 351,2 %.

Вместе с тем произошли положительные сдвиги в структуре денежной массы: увеличилась доля срочных депозитов. В 1999 г. была ликвидирована множественность валютных курсов. Кро­ме того, политика «дешевых денег» обеспечила стимулирова­ние деловой активности субъектов хозяйствования и способ­ствовала тем самым экономическому росту. С 1996 г. в респуб­лике наблюдаются положительные темпы роста реального ВВП.

С начала 2000 г. Национальный банк стал проводить уме­ренно жесткую денежно-кредитную политику. Используя инст­рументы эмиссионной, процентной и валютной политики, он ужесточил ограничения в денежной сфере, ориентировал субъ­ектов экономики на преимущественное использование рубля на внутреннем рынке страны.

К этим мерам можно отнести:

• установление предельных размеров кредитной эмиссии Национального банка;

• постепенный переход Национального банка от централизованного распределения кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы;

• сокращение кредитов Национального банка правительству под дефицит бюджета;

• переход к финансированию дефицита бюджета путем выпуска государственных казначейских облигаций;

• прекращение прямого и скрытого дотирования малоэффективных и убыточных предприятий за счет средств госбюджета и централизованных льготных кредитов;

• ежемесячное установление процентных ставок рефинансирования коммерческих банков с учетом инфляционных тенденций;

• льготное налогообложение банков, у которых долгосрочные кредиты составляют значительный удельный вес.

В целом же денежно-кредитная политика в Беларуси должна была быть сориентирована на достижение конкретных целей с усилением акцентов ее проведения по следующим направлениям:

• первое и постоянно действующее направление - борьба с инфляцией;

• второе направление - адаптация банковской и производственной сфер к работе в рыночных условиях, определяемая ориентацией на проведение наиболее эффективных банковских операций и способностью банков функционировать в изменяющейся среде;

• третье направление - переориентация кредитных потоков прежде всего на цели развития реального сектора экономики.

Темпы эмиссии Национального бан­ка (прирост рублевой денежной базы) и СДМ (совокупной де­нежной массы) были поставлены под более жесткий контроль. В результате этих мер изменилась экономическая среда для банков, фирм и граждан, что изменило приоритеты их поведе­ния в денежно-кредитной сфере.

Уже в 2000 г. были установлены более жесткие пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего кре­дита Национального банка. Благодаря проводимой процентной политике впервые с 1996 г. установились положительные про­центные ставки, что позволило белорусскому рублю выполнять функцию средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало национальную валюту более устойчивой. В результате проводимых мер индекс потреби­тельских цен в 2000 г. упал до 207,5 %.

В 2001—2004 гг. Национальный банк, сохраняя преемствен­ность целей денежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политика была по-преж­нему ориентирована на обеспечение положительных реальных процентных ставок. При этом величина номинальных ставок постепенно уменьшалась (ставка рефинансирования упала со 175 % в феврале 2000 г. до 17 % на начало 2005 г.), что объяс­нялось неуклонным снижением инфляции в эти годы. В 2001 г. индекс потребительских цен составлял 146,3 %, в 2002 г. — 134,8, 2003 г. — 125,4, в 2004 г. — 118,1 %.

Параметры денежно-кредитных показателей в 2004 г. поддерживались на уровнях и в пропорциях, обеспечивающих достижение оптимальной в складывающихся условиях дина­мики обменного курса белорусского рубля. Параметры денежного предложения в белорусских рублях в 2004 г. формировались в условиях роста спроса экономики на белорусские рубли, переориентации предпочтений населения в сторону увеличения объемов сбережений в национальной валюте.

Параметры денежного предложения в 2005 году формировались в условиях замедления инфляционных процессов, сохранения достаточно высоких темпов экономического роста, деловой и инвестиционной активности в экономике и соответственно увеличения спроса юридических и физических лиц на реальные денежные остатки.

Активизация производственной и инвестиционной деятельности, увеличение потребностей юридических и физических лиц в платежных и кредитных средствах предопределили увеличение спроса экономики на деньги. Это обусловило прирост на 59,5% денежного предложения в белорусских рублях (против планируемых 34-40) при замедлении в этом периоде инфляционных процессов. Такое изменение предложения денег сопровождалось продолжением позитивной тенденции к снижению скорости обращения денег. Скорость обращения рублевой денежной массы уменьшилась за 2005 год на 18,9% при ее снижении за 2004 год на 16,3%. Средняя рублевая денежная масса в реальном выражении увеличилась за 2005 год по сравнению с 2004 годом на 34,6% при росте реального валового продукта на 9,2%.

Широкая денежная масса за 2005 год выросла на 42,2%. Доля рублевой денежной массы в объеме широкой денежной массы за 2005 год увеличилась на 7,4 процентных пункта и на 01.01.2006 г. составила 68,4% (доля инвалютной составляющей на (-7.4) процентных пункта и 31,6% соответственно). Это свидетельствует о продолжении тенденции снижения уровня долларизации экономики страны.

Изменение рублевой денежной массы сложилось за счет роста наличных денег в обороте на 50,5 %, переводных депозитов – на 65,3 %, срочных депозитов – на 61,7 %, объема ценных бумаг, выпускаемых банками (вне банковского оборота) на 29,1 %. Основной удельный вес (42,3 %) в приросте рублевой денежной массы за 2005 год составили средства физических лиц. Активная денежная масса за 2005 год увеличилась на 59 %.

Прирост рублевой денежной массы за 2005 год, обеспечивающий фактически сложившееся увеличение денежного предложения, составил 71 % при прогнозе 17-21 %. Основным фактором, повлиявшим на рост рублевой денежной базы в 2005 году, явилась покупка Национальным Банком Республики Беларусь иностранной валюты на 907,6 млрд. руб. (для регулирования обменного курса и формирования золотовалютных резервов государства).

В условиях замедления инфляционных процессов и экономического роста Национальным Банком осуществлялось снижение ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям, что обеспечивало снижение процентных ставок на финансовом рынке. Ставка рефинансирования была снижении с 17% годовых на начало 2005 года до 11% годовых на конец 2005 года. Достигнутый уровень номинальной ставки рефинансирования находился в прогнозируемых пределах.

Средний номинальный уровень ставки рефинансирования за 2005 год составил 13,6 % годовых (за 2004 го – 21,3 % годовых) при уровне инфляции 8 %. Таким образом, в условиях макроэкономической и финансовой стабильности реальное положительное значение ставки сложилось на уровне 5,9 % годовых, что на 1,8 п.п. ниже уровня 2004 года.

Ставки Национального Банка по постоянно доступным инструментам регулирования ликвидности банков также снижались: по кредиту овернайт – с 24 до 16 % годовых, по приему средств в депозиты на различные сроки – соответственно с 6-7 до 3-4 % годовых. Процентные ставки по данным инструментам формировали коридор колебаний стоимости ресурсов на межбанковском кредитном рынке.

В течение 2005 года Национальный Банк активно использовал аукционные формы регулирования ликвидности, действие которых было направлено на повышение стабильности и ликвидности внутреннего рынка, формирование ориентиров доходности на различные сроки, и на этой основе - на снижение рыночных рисков.

В 2005 году политика в области обязательного резервирования стимулировала активность банков на расширение ресурсной базы, а также на повышение их конкурентоспособности за счет снижения фактического уровня обязательного резервирования.

Средняя норма обязательного резервирования на 01.01.2006 г. от общей суммы привлеченных банками средств составила 6,63 % (на 01.01.2005 г. - 7,41 %), от привлеченных ресурсов в иностранной валюте – 7,61% (на 01.01.2005 г. – 8,25%).

Снижение фактического уровня обязательного резервирования в течение отчетного периода связано с уменьшением с 1 февраля 2005 года норматива обязательных резервов от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях с 6 до 5 % и с 01.04.2005 г. – юридических лиц в белорусских рублях и средств в иностранной валюте с 10 до 9 %. Кроме того, при формировании фонда обязательных резервов от привлеченных ресурсов в белорусских рублях с 15.04.2005 г. норматив минимальной суммы остатка средств данного фонда установлен в размере 80%, с 15.12.2005 г. – 70%. Это позволило банкам с 15.12.2005 г. при необходимости заимствовать 30% средств фонда обязательных резервов от привлеченных ресурсов в белорусских рублях для целей регулирования текущей ликвидности, соблюдая при этом требование поддержания средней.

Проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006 г. в условиях сохранения высоких темпов экономического роста, деловой и инвестиционной активности в экономике и была направлена, прежде всего, на последовательное снижение инфляционных процессов, укрепление финансовой стабилизации и доверия к белорусскому рублю в качестве финансового инструмента. Прирост индекса потребительских цен за 2006 г. составил 3,6 процента, что является рекордно низким показателем в новейшей истории Беларуси.

В целом развитие денежно-кредитной сферы в 2006 г. характеризовалось следующими основными тенденциями:

· на валютном рынке сохранялась достаточно благоприятная ситуация, что отразилось в превышении предложения иностранной валюты над спросом в целом по рынку;

· укреплялся обменный курс белорусского рубля по отношению к основным иностранным валютам;

· снижались процентные ставки и увеличивались сбережения населения в банках;

· в банковской системе обеспечивался рост ресурсов, совокупного уставного фондов и собственного капитала банков;

· снижался уровень долларизации, рос спрос экономики на деньги и кредиты предприятиям и населению;

· платежная система обеспечивала эффективность, надежность и безопасность системы межбанковских расчетов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.