Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Равновесие на рынке товаров и услуг




Осуществление процентной политики, как и прежде, направлено на поддержание положительных в реальном выражении процентных ставок по операциям банков для привлечения срочных депозитов и предоставления кредитов в белорусских рублях.

Проводимая денежно-кредитная политика комплексно способствовала решению ключевых задач социально-экономического развития страны и обеспечивала стимулирование экономического роста и инвестиционной активности, повышение благосостояния населения.

В обеспечении стабилизации белорусского рубля и решении ряда задач по макроэкономической и финансовой стабилизации в 2006 году значительную роль играла активная процентная политика, которая была ориентирована на обеспечение положительной в реальном выражении величины процентных ставок, обеспечивающих рост сбережений в белорусских рублях и расширение доступности кредитов банков для реального сектора экономики.

Реальный курс белорусского рубля к российскому рублю и реальный эффективный курс находились в пределах, не ухудшающих ценовую конкурентоспособность экономики. Рост доверия к национальной валюте, основанный на ее позитивной динамике по отношению к иностранным валютам, способствовал, кроме того, дальнейшему увеличению спроса экономики на белорусские рубли, снижению уровня долларизации монетарной сферы, что также содействовало экономическому росту.

Существенную роль в ограничении темпов инфляции играла динамика официального обменного курса белорусского рубля. В качестве контрольного показателя денежно-кредитной политики использовался официальный обменный курс белорусского рубля к российскому рублю.

Складывающаяся экономическая ситуация, прежде всего, замедление инфляционных процессов и предпринятые в связи с этим меры процентной политики, способствовали снижению всего спектра процентных ставок на финансовом рынке и, в том числе, стоимости кредитных ресурсов. Ставка рефинансирования была снижена с 17% годовых на начало 2005 г. до 10,5% годовых в 2006 г.

Продолжала динамично развиваться национальная банковская система. За 2006 г. ресурсная база банков увеличилась на 14,7% и составила 23,5 трлн. белорусских руб. или 11 млрд. долларов.

Повышение доступности кредитных ресурсов банков способствовало росту объемов кредитования за 2006 г. на 25,5%. При этом тенденция повышения роли банков в финансовом обеспечении экономического роста устойчиво сохраняется на протяжении последних пяти лет.

В 2006 г. Национальный банк республики продолжил соблюдение принципов денежно-кредитной политики, основу которых составляют: четкое определение конечной цели и промежуточных целевых ориентиров денежно-кредитной политики, обеспечение ее прозрачности.

Конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 году является обеспечение с помощью монетарных инструментов, наряду с мерами общей экономической политики правительства, снижения инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен, до уровня 7–9%. Первостепенное внимание уделяется стабильности обменного курса белорусского рубля.

Индекс потребительских цен в 2006 году составил 106,6 процента (100,5 процента в среднем за месяц) против 108 процентов в 2005 году (100,6 процента в среднем за месяц), что является его наиболее низким значением за последние 16 лет. Обеспечение прогнозного уровня инфляции в значительной мере зависело от скоординированности действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка. Для достижения конечной цели Национальный банк применял систему монетарных ориентиров: показатели официального курса белорусского рубля к российскому рублю и активной рублевой денежной массы.

Существенную роль в ограничении темпов инфляции играла курсовая политика Национального банка, которая реализовывалась в условиях воздействия ряда внешних и внутренних факторов. Наиболее значимыми из них являлись динамика курса российского рубля к доллару США и состояние внешней торговли Республики Беларусь.

Национальный банк в 2006 году осуществил снижение номинального курса белорусского рубля по отношению к российскому рублю на 8,4 процента. При этом средний официальный курс белорусского рубля к российскому рублю за 2006 год сложился в размере 78,9 рубля за 1 российский рубль и по сравнению с 2005 годом снизился на 3,6 процента. Учитывая, что основной иностранной валютой внешнеэкономических расчетов и валютных сбережений населения на протяжении длительного периода является доллар США, Национальный банк в 2006 году в целях сохранения стабильной ситуации на валютном рынке и ограничения инфляции повысил курс белорусского рубля по отношению к данной валюте. Официальный курс белорусского рубля к доллару США возрос на 0,6 процента и на 1 января 2007 г. составил 2 140 белорусских рублей за 1 доллар США. В соответствии с мировой динамикой курса евро к доллару США официальный курс белорусского рубля к евро за этот период снизился на 10,6 процента.

Выбранная Национальным банком политика курсообразования способствовала в 2006 году решению задачи снижения интенсивности инфляционных процессов как непосредственно, на основе сдерживания роста рублевого эквивалента импортных цен, так и косвенно, посредством снижения инфляционных и девальвационных ожиданий у населения и организаций.

Одной из целей денежно-кредитной политики является обеспечение денежного равновесия в стране, то есть сбалансированности предложения денег со спросом на них на уровне, соответствующем целевым показателям инфляции и экономического роста.

Использование в 2006 году Национальным банком показателя активной рублевой денежной массы (денежный агрегат М1) в качестве ориентира денежно-кредитной политики обусловлено значительным влиянием данного денежного агрегата на формирование совокупного спроса на товары и услуги в экономике. С учетом прогнозируемого спроса нефинансового сектора экономики на деньги рост данного денежного агрегата в 2006 году предусматривался в пределах 24 –29 процентов. Вместе с тем в Основных направлениях допускалось отклонение фактических параметров денежного предложения и других денежно-кредитных показателей от прогнозируемых ориентиров, адекватное изменению спроса на деньги и обеспечивающее при этом достижение цели по снижению инфляции.

В 2006 году увеличение спроса экономики на реальные денежные остатки темпами, превышающими параметры, предусмотренные в Основных направлениях, обусловило значительный прирост активной рублевой денежной массы. Повышению спроса организаций и населения на деньги способствовали более высокие темпы роста реального ВВП, денежных доходов населения и экспорта по сравнению с прогнозными параметрами, а также увеличение доли денежных расчетов и снижение уровня долларизации в стране, изменение структуры расходов населения, в основном за счет приобретения товаров длительного пользования и недвижимости.

В результате за 2006 год прирост активной рублевой денежной массы составил 42 процента против 59 процентов за 2005 год. При этом переводные депозиты юридических лиц увеличивались более высокими темпами (на 45,2 процента), заняв наибольший удельный вес как в приросте активной рублевой денежной массы (43,3 процента), так и в ее структуре (41,2 процента).

Основным фактором роста средств юридических лиц в банках явилось увеличение выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), оплаченной денежными средствами, а также банковских кредитов.

Внутригодовая динамика агрегатов активной рублевой денежной массы характеризовалась относительно равномерным наращиванием в течение 2006 года переводных депозитов физических лиц и наличных денег в обращении при резком повышении переводных депозитов юридических лиц в декабре 2006 г., что во многом было связано с интенсивным ростом бюджетных расходов.

В 2006 году Национальный банк снизил ставку рефинансирования до 10% годовых с 11% на конец 2005 года, что соответствует верхней границе, установленной в Основных направлениях. В среднем за 2006 год указанная ставка составила 10,7% против 13,6% в 2005 году. В реальном выражении она сложилась на положительном уровне 4,2%, что на 1,7 процентного пункта ниже ее уровня в 2005 году. Ставка рефинансирования Национального банка определяла минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям предоставления ликвидности и максимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям изъятия ликвидности банков. Таким образом, она стала играть более активную роль в формировании процентных ставок на межбанковском рынке и во всем финансовом секторе.

Регулирующее воздействие Национального банка на ликвидность банков и динамику процентных ставок денежного рынка осуществлялось посредством проведения операций с использованием постоянно доступных инструментов: двусторонних операций и операций на открытом рынке.

В 2006 году Национальный банк осуществил постепенное снижение нормативов обязательного резервирования привлеченных банками денежных средств в фонде обязательных резервов: с 1 июня 2006 г. – от привлеченных ресурсов юридических лиц в национальной и иностранной валютах с 9 до 8 процентов; с 1 ноября 2006 г. – от привлеченных ресурсов физических лиц в национальной валюте с 5 процентов до 4,5 процента.

Норматив минимальной суммы остатка фонда обязательных резервов от привлеченных ресурсов в национальной валюте в течение 2006 года сохранялся на уровне 70 процентов, позволяя банкам заимствовать 30 процентов средств данного фонда для регулирования ликвидности.

В 2007 году денежно-кредитная политика способствовала поддержанию устойчивых темпов экономического роста и выполнению прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач, основным механизмом достижения которых является устойчивость национальной валюты.

Несмотря на существовавшие неблагоприятных внешнеторговых условий, скоординированные действия Правительства и Национального банка позволили сохранить в республике высокую динамику экономического роста и обеспечить стабильность белорусского рубля к доллару США.

Развивался банковский сектор, повысилась функциональная роль банков в социально-экономическом развитии государства, обеспечивалось эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы.

Курсовая политика в отчетном периоде была направлена прежде всего на обеспечение устойчивости белорусского рубля. Реализация курсовой политики осуществлялась посредством поддержания официального курса белорусского рубля в пределах коридора к доллару США (плюс – минус 2,5 процента), предусмотренного в Основных направлениях. Динамика обменного курса находилась под влиянием внутренних и внешних факторов, степень воздействия которых на ситуацию на валютном рынке в течение 2007 года изменялась. В январе 2007 г. был отмечен повышенный спрос на иностранную валюту, что обусловлено ростом инфляционных и девальвационных ожиданий, связанных со значительным повышением цен на энергоносители. Для смягчения этих ожиданий Национальным банком в I квартале 2007 г. был реализован ряд мер денежно-кредитной политики, позволивших в определенной мере минимизировать негативные явления. Решение данных задач было обеспечено за счет фиксации официального курса белорусского рубля к доллару США и плавной, предсказуемой динамики в последующие месяцы, что дало позитивный эффект, сохранив стабильную ситуацию на внутреннем валютном рынке.

Ужесточение денежно-кредитной политики в начале 2007 года способствовало притоку автономного частного иностранного капитала в последующие месяцы, который позволил компенсировать дисбаланс между спросом и предложением на внутреннем валютном рынке, обусловленный увеличением дефицита счета текущих операций платежного баланса. Приток капитала по финансовому счету обеспечил динамику курса белорусского рубля в рамках параметров, определенных в Основных направлениях, и существенное повышение уровня золотовалютных резервов.

В 2007 году официальный курс белорусского рубля к доллару США находился в рамках заявленных границ коридора и снизился по сравнению с началом 2007 года на 0,5 процента, составив на 1 января 2008 г. 2 150 рублей за 1 доллар США. По отношению к российскому рублю курс снизился на 8 процентов, что связано с укреплением российского рубля по отношению к доллару США, составившим 7,3 процента.

Вследствие проведения курсовой политики динамика реального эффективного курса белорусского рубля к валютам стран – основных торговых партнеров носила благоприятный характер и была направлена на сохранение возможностей нефинансового сектора экономики по адаптации к изменениям условий внешней торговли. По итогам 2007 года реальный эффективный курс снизился на 5,5 процента.

В 2007 году денежно-кредитные показатели формировались на уровне, обеспечивающем достижение целей и решение задач денежно-кредитной политики с учетом складывающихся макроэкономических условий.

Рублевая денежная масса за отчетный год увеличилась на 29,2 процента. Ее внутригодовая динамика в целом соответствовала динамике за 2005 – 2006 годы. Более низкие темпы роста рублевой денежной массы в 2007 году, несмотря на интенсивное кредитование экономики, были обусловлены замедлением экономического роста, нарастанием отрицательного сальдо внешнеторговых операций и ускорением инфляционных процессов.

Среднегодовая рублевая денежная масса в реальном выражении (скорректированная на дефлятор ВВП) возросла на 12,4 % при росте реального ВВП на 8,2 %.

Увеличение рублевого денежного предложения сопровождалось менее интенсивным снижением скорости обращения денег, чем в 2006 году. Скорость обращения рублевой денежной массы в среднегодовом исчислении снизилась на 3,8 % (до 7,4 оборота) против ее снижения на 22,4 % за 2006 год (до 7,7 оборота).

Монетизация экономики, рассчитанная по среднегодовой рублевой денежной массе, повысилась за отчетный год с 13 до 13,5 %.

Рост рублевой денежной массы был обусловлен увеличением на 17,9 % наличных денег в обороте и на 32,5 % безналичной ее составляющей. Рублевые депозиты возросли на 30,6 %, объем ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота), – в 3,3 раза.

Активная рублевая денежная масса (денежный агрегат М1) увеличилась на 24,4 % (за 2006 год – на 42 %), что соответствует ее прогнозному изменению в пределах 20 – 25 %. В активной рублевой денежной массе наибольшими темпами росли переводные депозиты физических лиц (на 29,7 %), а основной удельный вес как в ее приросте (47,9 %), так и в структуре (42,5 %) заняли переводные депозиты юридических лиц, возросшие на 28,4%.

Как и в предыдущие годы, внутригодовая динамика агрегатов активной рублевой денежной массы характеризовалась относительно равномерным увеличением переводных депозитов физических лиц и наличных денег в обороте при резком снижении переводных депозитов юридических лиц в январе 2007 г. и резком их повышении в декабре 2007 г., что во многом определялось увеличением бюджетных расходов в декабре 2007 г.

Основным фактором, повлиявшим на динамику переводных депозитов юридических лиц, явилось увеличение выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), оплаченной денежными средствами, банковских кредитов, а также бюджетных расходов и чистой кредиторской задолженности.

Динамика наличных денег и переводных депозитов физических лиц формировалась на фоне замедления темпов роста реальных денежных доходов и заработной платы населения, снижения чистого спроса населения на иностранную валюту и склонности к сбережению, расширения расчетов физических лиц с использованием банковских пластиковых карточек, увеличения розничного товарооборота и платных услуг.

За 2007 год в структуре рублевой денежной массы наблюдалось некоторое улучшение. Удельный вес срочных и условных депозитов вырос на 0,9 процентного пункта (до 43,6 %), ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота), – на 1,1 процентного пункта (до 1,9 %), а доля наличных денег в обороте сократилась на 2 процентных пункта (до 20,7 %), переводных депозитов – на 0,1 процентного пункта (до 33,8 %).

В составе рублевых депозитов высокими темпами росли срочные и условные депозиты (132 %). Наибольший удельный вес в их объеме (72,7 %) и основной прирост (62,5 %) пришлись на срочные и условные депозиты населения, которые увеличились на 26,3 %. При этом в структуре вновь привлекаемых срочных и условных рублевых депозитов физических лиц доля долгосрочных денежных средств уменьшилась до 33,8 % против 42,7 % за 2006 год. Срочные и условные депозиты юридических лиц возросли на 49,9 %.

Динамика депозитов находилась под воздействием роста инфляционных и девальвационных ожиданий, сложившихся в конце 2006 года – начале 2007 года, что нашло отражение в интенсивном увеличении депозитов в иностранной валюте.

Депозиты в иностранной валюте в долларовом эквиваленте возросли на 51,2 процента (за 2006 год – на 28,5 процента). Опережающими темпами по сравнению с переводными депозитами (прирост на 25,2 процента) увеличивались срочные и условные депозиты (прирост на 72,6 процента). На 1 января 2008 г. основной удельный вес в объеме и приросте за отчетный год срочных и условных депозитов в иностранной валюте составили срочные депозиты физических лиц (75,9 и 64,4 процента соответственно).

Сложившийся в 2007 году рост спроса экономики на деньги обусловил увеличение широкой денежной массы на 35,9 процента (за 2006 год – на 39,3 процента). Среднегодовая широкая денежная масса в реальном выражении возросла на 15,5 процента, скорость ее обращения уменьшилась на 6,4 процента (до 5 оборотов) против ее снижения на 15,9 процента за 2006 год (до 5,4 оборота).

Монетизация экономики, рассчитанная по среднегодовой широкой денежной массе, повысилась за отчетный год с 18,7 до 19,9 %.

В широкой денежной массе доля рублевой денежной массы снизилась на 3,5 процентного пункта и на 1 января 2008 г. составила 67,4 процента. Доля депозитов в иностранной валюте увеличилась на 3,4 процентного пункта, ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота) в иностранной валюте, – на 0,1 процентного пункта.

Основными источниками роста широкой денежной массы были увеличение на 46,3 процента требований банковского сектора к экономике (в том числе в национальной валюте – на 38,3 процента, в иностранной валюте в долларовом эквиваленте – на 60,3 процента) и чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования в 1,6 раза. Рост чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования обусловлен главным образом увеличением на 2,3 млрд. долларов США депозитов Правительства в Национальном банке и покупкой Национальным банком 309,4 млн. долларов США иностранной валюты и драгоценных металлов на внутреннем валютном рынке.

За 2007 год прирост рублевой денежной базы (рублевая денежная эмиссия) составил 2,11 трлн. рублей (44,3 процента) и сложился в результате: увеличения требований Национального банка к экономике на 702,1 млрд. рублей; чистой покупки Национальным банком иностранной валюты и драгоценных металлов на внутреннем рынке на 631,6 млрд. рублей; роста объема ценных бумаг Правительства в портфеле Национального банка на 533,3 млрд. рублей; сокращения депозитов Правительства (включая средства бюджетных организаций) на счетах в Национальном банке на 495,3 млрд. рублей; реструктуризации задолженности в соответствии с постановлением Правительства и Национального банка от 25 августа 2004 г. № 1014/17 ”О реструктуризации задолженности Правительства Республики Беларусь по кредитам Национального банка, отнесенным на внутренний государственный долг, в государственные долгосрочные облигации“ на 95,1 млрд. рублей; сокращения расходов Национального банка, связанных с выполнением им функций центрального банка, на 157,5 млрд. рублей.

Наиболее существенные изменения в структуре рублевой денежной базы характеризуются увеличением за отчетный год на 13,7 процентного пункта удельного веса избыточных резервов и снижением на 2,9 процентного пункта обязательных резервов, на 10,8 процентного пункта – наличных денег.

Международные резервные активы Республики Беларусь на 1 января 2008 г. в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда составили 4,2 млрд. долларов США и возросли за 2007 год в 3 раза (на 2,8 млрд. долларов США); в национальном определении соответственно – 5 млрд. долларов США и в 3 раза (на 3,3 млрд. долларов США).

В соответствии с Основными направлениями прирост международных резервных активов предусматривался в размере 200 – 400 млн. долларов США.

Экономическое развитие страны в 2008 г. протекало в сложных условиях. Наибольшие трудности в плане достижения целей денежно-кредитной политики возникли во второй половине года и были обусловлены кризисными явлениями на мировых финансовых рынках, спровоцированными проблемами в экономике США. В последующем финансовый кризис перерос в самый глубокий за последние 75 лет мировой экономический кризис. Это отрицательно отразилось на экспорте нашей страны и повлекло за собой снижение поступающей валютной выручки. По оперативным данным, валютная выручка в декабре прошлого года снизилась почти в полтора раза по сравнению с июлем 2008 г.

Спрос на иностранную валюту начиная с середины 2008 г. существенно превышал предложение. Национальному банку пришлось затратить значительную часть золотовалютных резервов для поддержания на прогнозном уровне курса национальной валюты, обеспечения стабильного функционирования банковской системы и всех секторов экономики.

Несмотря на неблагоприятные внешнеторговые условия, Республика Беларусь в 2008 г. сохранила высокую динамику экономического роста. Обеспечено достижение большинства важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, за исключением импорта товаров и услуг и сальдо внешней торговли. Объем валового внутреннего продукта в 2008 г. составил 128,8 трлн. руб. и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2007 г. на 10%. Объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом возрос на 20,5%. Реальные денежные доходы населения в январе — ноябре 2008 г. по сравнению с тем же периодом предыдущего года увеличились на 12,3%. Инвестиции в основной капитал в 2008 г. в сравнении с уровнем предыдущего года возросли на 23,1%.

Свой вклад в социально-экономическое развитие республики внесла банковская система, денежно-кредитная и курсовая политика Национального банка.

Курсовая политика была направлена прежде всего на обеспечение устойчивости белорусского рубля Обменный курс белорусского рубля к доллару США за 2008 г. снизился на 2,3%. На конец 2008 г. он составил 2200 рублей за 1 доллар США, что соответствовало прогнозному диапазону.

Стабильность национальной валюты к доллару США сохранялась на протяжении четырех последних лет (на 1 января 2005 г. — 2170, на конец 2008 г. — 2200 белорусских рублей за 1 доллар США). Это оказало позитивное влияние на ограничение инфляции, уменьшение инфляционных и девальвационных ожиданий у населения и субъектов хозяйствования.

До августа 2008 г. в целях реагирования на повышение инфляции, снижение курса доллара США на мировом рынке, а также недопущения значительного снижения курса белорусского рубля к валютам стран — основных торговых партнеров Национальный банк осуществлял постепенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к доллару США в рамках утвержденных параметров.

Однако с августа 2008 г. на мировых рынках стал значительно укрепляться курс доллара США к евро и российскому рублю, что могло привести к чрезмерному росту курса белорусского рубля к валютам стран — основных торговых партнеров. Это было нежелательно прежде всего из-за снижения спроса на экспортируемую продукцию и ухудшения условий для внешних заимствований.

Исходя из этого, а также для сохранения доверия к проводимой курсовой политике Национальный банк обеспечил постепенное снижение курса белорусского рубля с выходом курса на верхнюю границу установленного коридора — 2200 белорусских рублей за 1 доллар США.

В 2008 г. курс белорусского рубля относительно евро и российского рубля изменялся с учетом динамики курса данных валют относительно доллара США. В целом по итогам года имело место укрепление курса национальной валюты относительно евро на 2,8% и относительно российского рубля — на 12,2%.

Под влиянием кризисных процессов в мировой экономике, которые привели к уменьшению поступления в республику валютной выручки и росту валютных интервенций Национального банка, начиная с августа 2008 г. произошло снижение золотовалютных резервов. Международные резервные активы снизились на 1,33 млрд. долл. США, или на 26,6%, и составили на начало 2009 г. 3,66 млрд. долл. США.

Банки принимали активное участие в функционировании внутреннего валютного рынка, обеспечивая его ликвидность и движение валютных ресурсов между различными сегментами валютного рынка. Тем самым они способствовали формированию курсов на рыночных принципах и в экономически обоснованных пределах. Как результат, на рынке не возникли существенные дисбалансы.

В конце 2008 г. в условиях нарастания мирового финансового кризиса были предприняты некоторые меры административного характера в области валютного законодательства. В частности, в целях недопущения в Республике Беларусь негативных явлений, связанных с оттоком капитала из страны, были ограничены авансовые платежи по импорту резидентов в адрес нерезидентов. По мере стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке эти ограничения смягчаются: так, с 15 января 2009 г. Национальный банк разрешил экспортерам, являющимся одновременно импортерами, закупающими на условиях авансовых платежей сырье (материалы, комплектующие, технологическое оборудование и т.п.) для обеспечения производства пользующейся спросом экспортно-ориентированной продукции, проводить авансовые платежи за счет имеющейся на их счетах выручки в иностранной валюте.

В стране проводилась работа по обеспечению стабильности цен, для чего использовались как монетарные, так и немонетарные средства. Однако под влиянием неблагоприятных внешнеэкономических факторов рост потребительских цен относительно 2007 г. ускорился. Прирост индекса потребительских цен в 2008 г. составил 13,3%, что в 1,1 раза больше, чем в 2007 г. (12,1%). Ускорение инфляционных процессов было обусловлено преимущественно ростом цен на энергоносители и другие импортируемые товары.

Кредитная политика, осуществляемая национальной банковской системой, была направлена на максимально допустимое удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах.

Требования банков к экономике на 1 января 2009 г. составили 47,1 трлн. руб. За 2008 г. требования банков к экономике увеличились на 16,6 трлн. руб., или на 54,5%, в том числе:

● в рублях — рост на 13,3 трлн., или на 70,9%;

● в иностранной валюте в рублевом эквиваленте — рост на 3,3 трлн. руб., или на 28,4%.

В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2008 год прирост требований банков к экономике должен был составить 36—41%. Фактически достигнутый результат, как уже было упомянуто, — 54,5%, или в 1,33 раза выше верхней границы прогнозного коридора.

В 2008 г. темп наращивания кредитования опережал темп роста ВВП. Так, прирост требований банков к экономике в белорусских рублях и в иностранной валюте в реальном выражении за истекший год относительно 2007 г. составил 24,5% при увеличении реального ВВП на 10%, то есть темп наращивания кредитования превышал темп роста ВВП почти в 2,5 раза.

Задолженность по долгосрочным кредитам на начало 2009 г. достигла 32,6 трлн. руб. Ее прирост за истекший год составил 10,7 трлн. руб., или 48,6%.

Доля долгосрочных кредитов в кредитных вложениях банков на 1 января 2009 г. составила 72,8%. Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год выдача инвестиционных кредитов оценивалась в объеме 5,2—5,7 трлн. руб.

Фактически за указанный год банки выдали инвестиционные кредиты на сумму 9,53 трлн. руб., или 173,3% от задания (5,5 трлн. руб.), установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2008 г. Банки активно участвуют в оказании кредитной поддержки субъектам хозяйствования в ходе реализации отдельных государственных программ и мероприятий по решениям Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь. На цели, определенные в государственных программах, в 2008 г., по оперативным данным, банки выдали кредиты на сумму 11 трлн. руб., что на 4,9 трлн. руб., или в 1,8 раза, больше по сравнению с предыдущим годом.

Расширяется льготное кредитование банками жилищного строительства. К 1 января 2009 г. задолженность физических лиц по льготным кредитам на строительство и приобретение жилья составила почти 4,7 трлн. руб., что в 1,5 раза больше, чем на начало прошлого года.

Наряду с льготным кредитованием населения банковская система активно осуществляет выдачу кредитов физическим лицам на строительство и приобретение жилья на общих основаниях. По состоянию на 1 января 2009 г. задолженность физических лиц по кредитам на строительство и приобретение жилья, выданным на общих основаниях, достигла 2 трлн. руб., что в 1,6 раза больше, чем на сопоставимую дату прошлого года.

Задолженность физических лиц по кредитам на строительство жилья на общих основаниях составляет 30,3% от общей суммы задолженности по кредитам физических лиц на финансирование недвижимости (6,7 трлн. руб.). Указанный показатель имеет тенденцию к росту.

Высокую активность проявляют банки в сфере потребительского кредитования. На 1 января 2009 г. задолженность физических лиц по потребительским кредитам достигла 5,76 трлн. руб., что в 1,66 раза больше, чем на сопоставимую дату прошлого года.

Работа банков с государственными ценными бумагами поддерживалась на высоком уровне. Требования банков к Правительству Республики Беларусь, выраженные в ценных бумагах, за 2008 г. увеличились на 1,8 трлн. руб. по балансовой стоимости, или на 73,3%, и к началу 2009 г. достигли почти 4,4 трлн. руб.

Рассматривая кредитование в настоящих условиях, следует отметить проявившиеся в последние месяцы 2008 г. признаки снижения качества активов банков. За ноябрь — декабрь 2008 г. объем проблемных активов вырос на 125 млрд. руб.

Требуется пристальное внимание банков к этой проблеме, особенно учитывая происходившее в 2007—2008 гг. снижение объема сформированных банками специальных резервов по отношению к активам, подверженным кредитному риску (с 1,5% на 1 января 2007 г. до 1,2% на 1 января 2008 г. и 1% на 1 января 2009 г.). Банки должны со всей ответственностью подходить к классификации активов для создания специальных резервов и формировать эти резервы в полном объеме.

Складывающаяся экономическая и финансовая ситуация потребовала определенной корректировки процентной политики. Учитывая более высокий уровень инфляции, чем прогнозировалось, Национальный банк с согласия Главы государства с середины 2008 г. начал постепенно повышать ставку рефинансирования, доведя ее с 17 декабря 2008 г. до уровня 12% годовых, а с 8 января текущего года — до 14%.

Параллельно росли ставки депозитно-кредитного рынка. Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам в национальной валюте в декабре 2008 г. сложилась на уровне 15,2% годовых, что на 5,1 процентного пункта выше по сравнению с декабрем 2007 г. (10,1%).

Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2008 г. составила 17,5% годовых, что на 4,4 процентного пункта выше уровня декабря 2007 г. (13,1%).

Средняя процентная ставка по вновь выданным кредитам банков в СКВ в декабре 2008 г. составляла 13,4% годовых, увеличившись на 2,4 процентного пункта относительно декабря 2007 г. (11%).

Продолжала развиваться и укрепляться банковская система. Совокупный уставный фонд по системе банков за 2008 г. увеличился на 4,16 трлн. руб., или в 1,9 раза, и на начало 2009 г. достиг почти 8,7 трлн. руб. Объем нормативного (собственного) капитала банковского сектора по состоянию на 1 января 2009 г. составил 11,3 трлн. руб., увеличившись за истекший год почти на 4,8 трлн. руб., или на 73,3%, что существенно выше прогнозного прироста (17—21%). Основными источниками роста собственного капитала явились инвестиции в уставные фонды банков, увеличение прибыли и фондов, сформированных за счет прибыли банков. Показатель достаточности нормативного (собственного) капитала в целом по системе на начало 2009 г. составил 21,8%, что в 2,7 раза превышает установленный для отдельного банка норматив (8%). Важный параметр потенциала банковской системы — ресурсная база. На 1 января 2009 г. банками страны было привлечено ресурсов в объеме 63,1 трлн. руб. За 2008 г. сумма привлеченных ресурсов увеличилась на 21,4 трлн. руб., или на 51,3%, что в 1,4 раза выше прогнозной оценки (37%).

Средства физических лиц — основной привлеченный ресурс белорусских банков. На 1 января 2009 г. их объем достиг 13,6 трлн. руб., или 21% от всех пассивов банков. Если на начало 2008 г. в среднем на одного жителя республики приходилось 1119 тыс. руб. сбережений, размещенных в банковских вкладах, сберегательных сертификатах и облигациях, то на 1 января 2009 г. — 1402 тыс. руб. За 2008 г. сумма вкладов в расчете на одного жителя республики возросла в эквиваленте белорусских рублей в 1,25 раза.

Вторым по объему ресурсом банков являются средства субъектов хозяйствования. Их величина к началу текущего года составила почти 13 трлн. руб., или 20,5% от пассивов банков.

Особенностью прошедшего года стал ускоренный рост средств, размещенных в банках центральным правительством. Их объем увеличился в 2,3 раза, достигнув 10,7 трлн. руб., а доля в ресурсной базе возросла с 11,1 до 17%.

Однако в связи с кризисными явлениями в мировой экономике несколько замедлились темпы привлечения средств нерезидентов. В целом за 2008 г. они увеличились в 1,27 раза, составив на начало 2009 г. 6,8 трлн. руб., но их доля в пассивах банков сократилась начиная с середины истекшего года с 13,9 до 10,8%.

Прибыль, полученная банками за 2008 г., составила почти 730 млрд. руб., что в 1,2 раза больше, чем за предыдущий год.

Параметры денежного предложения в белорусских рублях в 2008 г. формировались на уровне, обеспечивающем решение задач денежно-кредитной политики с учетом складывающихся макроэкономических условий. Широкая денежная масса на начало 2009 г. составила 31 трлн. руб., что на 6,5 трлн. руб., или на 26,3%, больше, чем на начало 2008 г. Вместе с тем в ее структуре на 2 процентных пункта увеличилась доля валютной составляющей, достигнув 33,6%. При этом удельный вес срочных депозитов в рублевой денежной массе увеличился за 2008 г. на 2,7 процентного пункта и достиг 44,4%. Таким образом, в 2008 г. продолжилась позитивная тенденция роста доли срочных рублевых депозитов. Монетизация экономики, рассчитанная по среднегодовой широкой денежной массе, за отчетный год повысилась с 19,7 до 21,3%, по рублевой денежной массе — с 13,4 до 14,4%.

Основными итогами денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2008 году явились обеспечение устойчивости курса белорусского рубля по отношению к доллару США; развитие и укрепление банковского сектора Республики Беларусь, в том числе рост ресурсной базы, нормативного капитала, рентабельности банков; эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы.

В 2009 году монетарная политика будет направлена на обеспечение темпов экономического роста посредством проведения соответствующих курсовой, процентной и эмиссионной политики.

Курсовая политика в 2009г. сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля. Предусматривается привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). При этом колебания обменного курса белорусского рубля к доллару США оцениваются в пределах плюс/минус 5 процентов.

Процентная политика. К концу 2009 года при прогнозируемом уровне инфляции и изменении курса белорусского рубля ставка рефинансирования составит 10 – 12 процентов годовых.

Для регулирования денежного предложения и текущей ликвидности банков будут использоваться постоянно доступные инструменты (кредит и депозит ”овернайт“, сделки СВОП), двусторонние операции и операции на открытом рынке, а также механизм обязательного резервирования.

Национальный банк операциями на денежном рынке обеспечит движение процентной ставки межбанковских кредитов на уровне, близком к ставке рефинансирования.

Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. На конец 2009 года процентные ставки по новым кредитам нефинансовому сектору составят 13 – 15%, по новым срочным депозитам в банках – 10 – 12%. Денежно-кредитные показатели. В 2009 году с учетом роста ВВП (на 110 – 112%) и изменения других факторов спроса экономики на деньги увеличение рублевой денежной базы оценивается на уровне 28 – 34%, рублевой денежной массы – на 32 – 40%, широкой денежной массы – на 32 – 39%. При этом планируется, что депозиты физических лиц возрастут на 4,2 – 5,2 трлн. рублей, юридических лиц – на 4,8 – 5,7 трлн. рублей.

Реализация мер денежно-кредитной и экономической политики позволит в 2009 году увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 16,5%, по широкой денежной массе – до 24,5%.

Прогнозируется, что международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении на 1 января 2010 г. достигнут 5,87 – 7,75 млрд. долларов США.

Таким образом денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

Сегодня можно говорить о том, что последовательное проведение данной политики позволило обеспечить ряд положительных результатов. Беларуси одной из немногих стран бывшего СССР удалось избежать системного банковского кризиса. Даже во время российского дефолта августа 1998 г., оказавшего весьма существенное негативное влияние на банковскую систему и всю экономику РБ, платежи осуществлялись стабильно, вкладчики при желании беспрепятственно могли получить свои деньги.

 

 

Тема 6 Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель IS – LM

Появление работы Кейнса разделило экономическую теорию на два лагеря: неоклассиков и кейнсианцев, которые на многие вопросы современной экономики смотрели по разному. Первым попытался объединить эти подходы Джон Хикс в 1937 г. Он опубликовал работу «Мистер Кейнс и классики», в которой была предложена модель «IS-LM» и которая рассматривается как начало неоклассического синтеза в экономической теории. В ней Хикс попытался соединить рынок денег и рынок товаров в одну модель и показать как дополняют друг друга неклассический и кейнсианский подходы.

При этом Д.Хикс рассматривал экономику в условиях фиксированных цен, совершенно эластичного совокупного предложения. Объем производства, потребление, инвестиции, ставка процента считал параметрами, определяемыми внутри модели (эндогенными переменными). Государственные расходы, налоги, предложение денег рассматривал как переменные, задаваемые извне модели (экзогенные переменные). Экономика рассматривалась как закрытая модель, то есть отсутствует внешняя торговля. Попытался выяснить, какие факторы приводят к изменению ВНП.

Он рассмотрел вначале рынок товаров, используя при этом понятие совокупного спроса и совокупного предложения в рамках креста Хикса-Самуэльсона. Рынок товаров и услуг в рамках модели IS-LM описан через уравнение «сбережения – инвестиция». При этом он исходил из основного макроэкономического тождества в условиях закрытой экономики, т.е. он не учитывал влияние внешней торговли на равновесие:

.

Далее он использовал кейнсианское понятие функции потребительских расходов (С), которая зависит от величины располагаемого дохода

;

Инвестиционная функция автономные инвестиции и характеризует зависимость объема инвестиций от ставки процента (r).

,

где r – ставка процента,

d – коэффициент, показывающий чувствительность изменения объёма инвестиций к изменениям ставки процента.

 

Объём государственных закупок он считал постоянной величиной, задаваемой извне.

Отталкиваясь от этих уравнений, он преобразовал основное макроэкономическое тождество и решает его относительно Y.

;

;

;

;

.

Данное уравнение показывает зависимость равновесного объема ВНП от ставки процента при условии, что отсутствуют налоги. Тогда можно утверждать о существовании обратной связи между равновесным объемом ВНП и ставкой процента, что объясняется действием инвестиций. Чем ниже ставка процента, тем больше объем инвестиций и через эффект мультипликатора это приводит к значительному росту объема производства и наоборот. Государство может воздействовать на объём ВНП с помощью изменения объёма государственных закупок (G), который является политической переменной и зависит от состояния экономики и целей правительства.

Данная функция несколько изменится, если учесть, что на ВНП и на объём потребления будет воздействовать ставка налога. Если мы включим подоходные налоги в систему, то это приведёт к изменению функции потребления, которая примет вид:

;

И соответственно изменится основное макроэкономическое тождество:

;

И как следствие изменится уравнение зависимости равновесного объема производства и ставки процента:

.

Данное уравнение показывает, что равновесный объем ВНП зависит и от величины налогов, которые устанавливает государство. Кроме того, в экономике действуют эффекты мультипликации, так как данное уравнение включает:

– мультипликатор государственных расходов,

– налоговый мультипликатор.

 

Отсюда кейнсианцы делают вывод, что государство может активно воздействовать на размер ВНП с помощью бюджетно-налоговой политики. Причём эффект от её проведения будет превышать объёмы непосредственного государственного вмешательства.

Рис. 6.1 Построение графика IS

 

Важное значение кейнсианцы придают изменению ставки процента, так как с помощью данного механизма можно воздействовать на объём инвестиций и тем самым на размер ВНП. Степень влияния ставки процента на объём ВНП определяется коэффициентом при ставке процента - .

Если этот коэффициент растёт, то ВНП становится более чувствительным к изменению ставки процента и кривая IS становится более крутой.

Для уравнения IS важна не столько зависимость ВНП от ставки процента, сколько уравнение, показывающее ставку процента и соответствующий ему равновесный объём ВНП.

С учётом этого уравнение IS будет иметь следующий вид:

;

;

 

.

Любая точка на кривой IS показывает такие комбинации ставки процента и объема ВНП, которые обеспечивают равновесие на рынке товаров (Рис.6.1). Это означает, что все произведенные товары будут при данном уровне процента реализованы, а сбережения, которые делают домохозяйства, превратятся в инвестиции и позволят реализовать все произведенные в экономике капитальные активы. При этом с точки зрения Кейнса, фактором, определяющим объем сбережений, является активная роль инвестиций, так как соответствующий объем инвестиций создает ВНП, при котором доходы домохозяйств и расходы на потребление будут таковы, что обеспечат объем сбережений, необходимый для данного объема инвестиций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.166 сек.