Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характерные черты товарной структуры современной МТ




Главные тенденции развития международной торговли

1. Глобализация и регионализация международной торговли.

2. Быстрые темпы роста международного товарооборота (даже в условиях кризиса; они постоянно превышают темпы роста мирового ВВП).

1998-2008 гг. темпы роста экспорта и ВМП - 5,9% и 3% соответственно.

См. доклады ВТО

15,8 трлн. долл. – товарная торговля в 2008 г.

3,7 трлн. долл. – торговля услугами в 2008 г.

Рост внешней торговли – фактор экономического роста (как общая тенденция, для большинства экономик)

3. Неравномерность развития международной торговли

1970е гг. – среднегодовые темпы роста 20%

2000е гг. – примерно 5%

Самые высокие темпы роста – торговля готовыми изделиями.

1990-2000е гг. – быстрее рос экспорт развивающихся стран.

4. Возрастание роли МТ в экономике государств.

5. Изменение структуры и географии торговли.

6. Активные участники международной торговли – ТНК.

Внешняя торговля является также связующим звеном производственного процесса.

7. Использование внешней торговли как инструмента достижения политических целей

Пример – США

1. Рост доли готовых изделий

Причины: более высокие темпы роста обрабатывающей промышленности, углубление специализации, сокращение срока морального износа машин и оборудования, появление новых товаров и их концентрация в ограниченной группе стран, повышение ВВП на душу населения, разделение процесса производства на стадии и производство в разных странах, развитие транспорта, телекоммуникаций, интернет-торговли и проч.

Рост телекоммуникационного и офисного оборудования.

Быстрый рост товаров химической промышленности (особенно – фармацевтической продукции).

2. Сокращение доли сырья, топлива и продовольствия как группы товаров

Причины: рост производств-заменителей, переход на новые виды топлива, развитие самих развивающихся стран (переработка сырья на месте), политика аграрного протекционизма (проводится ЕС, США)

Основные экспортеры сырья (кроме топлива) и продовольствия – развитые страны: 70% мирового экспорта продовольствия, 67% экспорта промышленного сырья.

Основные экспортеры топлива – развивающиеся страны (но их доля падает).

Крупнейшие импортеры топлива – развитые страны + Китай, Индия

3. Рост удельного веса высокотехнологичной продукции (под влиянием НТП)

Интеллектуализация торговли. Рост экспорта развитых стран за счет высокотехнологичной продукции.

В последние годы темпы роста экспорта высокотехнологичной продукции несколько уступают показателю для среднетехнологичной продукции.

Высокотехнологичная продукция – если стоимость товара на 50% и более – затраты на разработку (военная промышленность, биотехнологии, фармацевтика, аэрокосмическая промышленность).

4. Рост торговли патентами и лицензиями

Главные экспортеры – США, Япония, Германия, Великобритания, Южная Корея, Китай.

5. Рост доли промежуточных товаров и полуфабрикатов

Составляют от трети до 40% мировой торговли, три пятых торговли машинами и оборудованием.

6. Быстрый рост и повышение роли торговли услугами.

Торговля услугами, или «невидимый экспорт» - 3,7 трлн. долл.

Развиваются новые виды услуг – инжиниринговые, телекоммуникационные, консалтинговые

40% экспорта США, 50% экспорта Великобритании.

Крупнейшие экспортеры – Германия, Франция, Великобритания, США, Китай, Индия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.