Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические правовые учения в России в период феодализма.

Политико-правовая идеология Ислама.

1. Происхождение ислама

2. Политико-правовая идеология Ислама.

Вопрос 1.

Ислам – третья мировая религия, возникшая в 3 в н.э.

Ислам – переводится как покорность.

Основателем является Мухаммед – араб, живший в Мехе.

Призвал арабов покончить с язычеством и поклоняться в единого бога Аллаха и его пророка.

Идеи о присшествии миссии, царства божьего, страшного суда.

Проповеди Мухаммеда не встретили поддержки среди населения Мехи.

632г – бегство из Мехи в Медину – отсчет нового летоисчисления.

632г – создание первого единого государства арабов.

Основной источник – Коран – 114 сур, означает чтение, дипломация.

Второй источник – Сунны – нравственно-религиозное учение Ислама, сборник рассказов, учений о жизни пророка Мухаммеда.

Признают также новозаветных пророков: Адам, Иисус, Мухаммед и т.д.

Человек по окончании своей жизни предстает перед Аллахом со своей книгой жизни и Аллах решает, куда он отправится.

Обязанности:

1. Верить в Аллаха

2. Пятиразовые молитвы в сутки в любом месте, где бы не застал намаз

3. Налог в пользу мусульманской общины

4. Добровольная помощь нуждающимся (Садаха)

5. Хадж – поломничество по святым местам

6. Джихад, Газовад (7 век) – священная война, борьба за веру. Рекомендуемый мусульманину акт, когда его страна подверглась нападению извне.

Отсутствует понятие государство. Халифат – преемство, Иммамат – руководство молитвой. Государство назвалось Халифат. 634г – убийство последнего халифа Али. Сторонники Али выступили с идеей, что преемниками должны быть только кровные наследники Али. Долг халифа – советоваться с общиной.

Два течения:

1. Шииты – только кровные родственники могут стоять во главе общины. Отвергаются всякие рационалистические представления о создании государство. Все по воле божьей. Более ортодоксальное течение.

2. Суниты – любой человек может стоять во главе (более 90 %)

Халиф обязан прислушиваться к мнению общины при принятии решения.

Мудштахиды – знатоки мусульманского права (Шириата). Может принимать решения единолично, без совета с общиной.

Соотношение властей. Слитность властей по примеру Мухаммеда.

Ума – мусульманская община.

Даль архат – территория войны.

Абдаль Вахаб боролся за единобожие, отрицал всех пророков, только Аллах.

 

1. Возникновение и развитие политической мысли в Киевской Руси. Церковь, Нестор, Илларион, Мономах.

2. Основные направления политической мысли и борьба между ними в период образования русского централизованного государства в 14-15 вв.

 

Вопрос 1.

Расцвет культуры и письменности происходит при Ярославе Мудром.

Центр письменности – Софийский собор в Киеве.

Первый писанный памятник права – Русская правда.

Первый политический трактат появился в середине 11в, создан митрополитом Илларионом.

Был простым священником, однако, поставил Ярослав Иллариона в митрополиты и собрал для этого епископов.

Трактат «Слово о законе и благодати». Илларион выступает как сторонник прогрессивных сил. Единодержавия, создания единого Киевского государства.

Ветхий завет считается иудейским. Основан на велении бога.

Иудеи себя считали богом избранными.

Новый завет – христианская часть библии.

Илларион сравнивал понятие закона в первой части и понятие истины во второй части. Он считает их взаимоисключающими понятиями.

Закон – это внешнее установление, предписание, регулирует насильственными методами поведение человека в обществе.

Истина – высоконравственное поведение человека в обществе, не нуждается в регулятивной деятельности закона.

Закон определяет поведение людей на той стадии, когда люди еще не познали истину.

От иудейского закона приходит христианская истина.

Закон не делает людей свободными. Только познание истины приносит свободу.

Иудеи в законе ищут свое оправдание, христиане в истине находят спасение.

Благодать, уничтожая закон, приходит к уничтожению рабства (морального).

Мало истину провозгласить, ее нужно утвердить.

Илларион восхищается единодержавным правлением князя Владимира, основанностью ее на правде. Впервые ставится вопрос о подданных.

Единственный вид передачи власти – наследство и преемственность.

Сущность власти в реализации божественной воли. Она должна быть реализована законно.

Идеальный правитель тот, который стремится к миру.

Единовластие – опора христианства, а христианская вера – опора единовластия.

Единодержавие – гарантия единства государства, силы государства, территориальной целостности государства.

Владимир Мономах.

Говорит о преемственности великокняжеской власти, Русь является преемницей Византии.

Оставил поучение ко всем русским князям. Эта нравственная проповедь.

Основная беда по мнению Мономаха – междоусобицы.

В проповедях содержится призыв к соблюдению Христовых заповедей.

Князь должен быть постоянным тружеником, постоянно трудиться и учиться.

Справедливость правителя видит прежде всего в том, что князь должен сам осуществлять суд, не передавая судебные функции, в основе должна решать правда, правда в его понимании равнозначна закону, а оправдывать – значит судить по закону. Правда это и недопустимость смертной казни.

Термин правды соотносится с понятием добра.

Интересы князя – это интересы всей страны.

В противовес принципам удельной системы выдвигает принцип единства русских земель.

Мономах относит церковь к подчиненному государства.

Сила князя не в духовном водительстве, а в постоянном учении, приобретении знания.

Возвышает светское знание над духовным знанием.

Вместо христианской установки на личное спасение Мономах выдвигает идею общеполезного труда.

Деятельное бытие предпочтительнее созидательного.

 

Монах Нестер.

«Повесть временных лет»

Иофет, Хам и Си – сыновья Ноя.

Первый учитель славян – апостол Павел.

Происхождение Руси Нестор ведет от варяг. История славянства начинается с крещения Руси.

Всю историю он рассматривает в контексте двух сил: добра и зла, Бога и Сатаны.

Всю ответственность он возлагает на князей.

Его вывод: божье блюдение, милее княжеского.

Предлагает объединение Руси под властью церкви, а не под властью князя.

Выступает за династическое княжение, за принцип удельной системы. Это богоустановленная форма правления.

 

Даниил Заточник.

13 в. н.э.

Произведение «Слово» («Моление»).

Не дай же господи в плен земли нашей языкам не знающим бога.

Это одна из таких личностей, которые на беду свою слишком умны.

Основная проблема – проблема человека, проблема личности, индивила. Независимо от происхождения и должности.

Главный критерий общественной значимости человека – наличие ума

Мудрость – это один из душеполезных помыслов.

Мудрость соотносит с красотой, считая их опорами сердца.

Разум украшает человека, наделяет той силой, которая даже превосходит богатство. Богатство же не всегда дает мудрость.

Принять постриг – все равно, что солгать Богу.

Заточник – верующий гражданин, осуждающий официальную церковь.

Сторонник умного просвещенного единодержавства.

Лучше один умный правитель, нежели 10, владеющих градом без ума.

Не корабль топит человека, но ветер, так же и ты, княже, не сам войдешь в печаль, но введут тебя в печаль помощники твои.

Социальная значимость ума.

 

Вопрос 2.

Период 14-16 вв.

Два направления, сложившиеся в политико-правовой мысли Руси:

1. Стяжатели. Любовь к приобретению, к наживе, выступали за признание частной собственности за церковью.

2. Нестяжатели. Требовали реорганизовать церковную структуру, произвести секуляризацию церковных земель, лишить церковь ее богатств, автономность церкви и государства «власть принуждает, церковь убеждает».

Нил Сорский 1433 – 1508 гг жизни – основатель нестяжательской позиции.

Происходил из рода Мальковых, принял постриг, совершил поломничество.

Основал Скит.

Учение возникает под влиянием перавохристиан и школы естественного прав.

Каждому индивиду присущи 8 страсте:

- гнев,

- печаль,

- уныние,

- печаль

- гордость

- Обжорство

- Прелюбодеяние

- сребролюбие – самый страшный порок (любовь к деньгам)

Выступает против частной собственности монастырей и церквей.

Иван 3 поддержал позицию о секуляризации церковных земель в 1453 г, но собор не поддержал его идею.

Сорский осуждал всякое насилие над личностью. Говорил, что церковь может только убеждать, насилие неприемлемо. Ни государство ни церковь не должны преследовать человека за убеждения. В итоге в отношении еритиков была отменена смертная казнь.

Воля человека свободна и поведение его определяется внутренними моральными убеждениями. То есть духовная и моральная свобода.

Василий Иванович Патрикеев – преемник Нила Сорского.

Сторонник материального стихийного материализма. (4 стихии)

Не отрицает христианство как религию, является лишь противником той церкви, которая существовала в то время.

Еще один последователь – Феодосий Косой.

Отрицал постулаты христианства как: бессмертие человеческой души, божественное происхождение Христа.

Предлагал не уровнять частную собственность, а создать общую единую собственность для всех.

 

Иосиф Воловский – стяжатель.

1439 – 1515 гг жизни.

В 20 лет принял постриг, в 40 основал монастырь, до сметри является его настоятелем.

Против секуляризации.

Стяжание, то есть богатство монастырей должно идти на милость церквей.

Симфония властей – совмещение властей церковной и светской.

Государство должно помогать церкви, приследовать еритиков, не покушаться на церковную собственность.

Статус церкви в государстве:

- имущественные права

- земли

- крестьяне

- содержание и строительство храма

Обязанности церкви:

- поддерживать законную власть

- оказывать сопротивление власти, если нарушаются права церкви

Законная власть церкви – наследственная власть

Власть должна быть божественной по своей сути.

Правитель должен быть нравственный, предпочтенный от Бога, но по естеству равен всем людям.

То есть Иосиф допускает критику государства, выделяет права и обязанности церкви и государства отделяет термин употребление власти и ее происхождение.

 

Возникает теория «Москва – третий Рим» Филафей – основатель теории. Ученик Иосифа.

Москва – преемница христианства после Византии и Рима.

Русь сохранила верность христианству. Россия становится объектом промышления божьего.

 

Служилый дворянин Иван Семёнович Пересветов предлагает большую программу преобразования русского государства.

Сказание о Магомед-султане и царе Константине.

Беззаконие опасно для царской власти, ибо само царево имя обесценивается.

Неправедность: лжесвидетельство, лжеприсяга и т.д.

Неправедные действия – возможность гос деятелей действовать не по закону, а по произволу.

Бог любит не веру, а правду.

Закон верой не уничтожается, а укрепляется.

Религиозное поведение предполагает следование закону. Бездеятельная вера богу не нужна.

Если вера – мертвый груз, то правда – мертвый груз.

Судей должна назначть верховная власть

Жалование они должны получать из государственной казны.

 

В этот период сложились традиции политических мыслей, основ России.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политико-правовая теория Фомы Аквинского | Политические правовые учения в Западной Европе 14 – 16 вв
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.