Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: «Внешняя и внутренняя картина заболевания. Отношение пациента к своему заболеванию»




ДЕСЯТЬ ПРИНЦИПОВ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Факторами, способствующими общению, являются и навыки по оказанию помощи, которые могут помочь пациенту разобраться в своих проблемах и рассказать о них.

Рассмотрим наиболее существенные из них:

Ø навыки общения;

Ø навыки реагирования и постановки вопросов;

Ø навыки планирования целей;

Ø навыки моделирования, демонстрации с целью обучения пациента;

Ø консультирование, практические занятия с целью овладения новыми навыками (например: пациент думает, что он никому не нужен, а медсестра, установив хорошие отношения с родственниками, проявляющими заботу о пациенте, убеждает пациента в обратном);

Ø поддержка;

Ø молчание (например: смерть больного человека вызывает у пациента сильные эмоции, слёзы);

Ø прикосновение.

 

Факторы, препятствующие общению:

1. Советы пациенту, высказывание своего мнения медсестрой, особенно если совет медсестры отличается оттого, что хочет слышать пациент. Может вызвать чувство противоречия.

2. Резкая смена предмета разговора может прервать нить взаимопонимания. Рекомендуется делать частые паузы во время разговора.

3. Защита людей, которых критикует пациент.

4. Преуменьшение чувства пациента.

5. Обещания пациенту.

6. Поспешные заключения.

7. Культурные отличия: язык, нормы общения.

8. Стиль общения.

9. Различия в возрасте.

Знания основных психологических механизмов общения необходимо медицинскому работнику для понимания причин конфликтов, возникающих между здоровыми и больными.

 

 

  1. ОБРАЩАЙТЕСЬ К ПАЦИЕНТУ ПО ИМЕНИ-ОТЧЕСТВУ И НА «ВЫ».
  2. НАЧИНАЙТЕ БЕСЕДУ С УКАЗАНИЯ ВАШЕГО ИМЕНИ-ОТЧЕСТВА И ДОЛЖНОСТИ.
  3. СМОТРИТЕ ПАЦИЕНТУ В ГЛАЗА НА ОДНОМ УРОВНЕ, УЛЫБАЙТЕСЬ; ЕСЛИ ПАЦИЕНТ ЛЕЖИТ, ПРИСЯДЬТЕ НА СТУЛ, СТОЯЩИЙ РЯДОМ.
  4. ОБЕСПЕЧЬТЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ВАШЕЙ БЕСЕДЫ. ПОМНИТЕ, ЧТО КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ УСЛОВИЕМ СОЗДАНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ПАЦИЕНТОМ.
  5. ПООЩРЯЙТЕ ВОПРОСЫ ВАШЕГО ПАЦИЕНТА.
  6. ГОВОРИТЕ НЕТОРОПЛИВО, ДОХОДЧИВО, ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ ВАШЕГО ГОЛОСА.
  7. СОБЛЮДАЙТЕ ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО УМЕНИЯ СЛУШАТЬ.
  8. ПРОЯВЛЯЙТЕ МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ С ПАЦИЕНТОМ.
  9. ПРОЯВЛЯЙТЕ НЕПРЕРЫВНУЮ ИНИЦИАТИВУ В СОЗДАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МИКРОКЛИМАТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ПАЦИЕНТОМ.

10. БУДЬТЕ ЕСТЕСТВЕННЫ ПРИ РАЗГОВОРЕ, СОЗДАЙТЕ АТМОСФЕРУ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ДОВЕРИЯ.

 

 

План лекции №4:

Ø понятие о внешней и внутренней картине болезни;

Ø отношение пациента к своему заболеванию;

Ø классификация типов медицинских сестёр по И.Харди.

 

Чтобы установить контакт с пациентом и максимально выяснить его проблемы, необходимо уметь учитывать внешнюю и внутреннюю картины заболевания.

Внешняя картина болезни - это совокупность клинических данных, полученных медработником при обследовании пациента: (например, цвет кожных покровов, уровень артериального дав­ления, температура, частота пульса и др.). Они наглядны, фикси­руются документально и имеют определенную динамику.

Внутренняя картина болезни - это особое целостное пред­ставление пациента о своем заболевании, его психическая оцен­ка субъективных проявлений болезни.

На внутреннюю картину болезни влияют личностные харак­теристики пациента, как врожденные (темперамент, тип нервной системы), так и приобретенные (характер, интеллект и т. д.).

Задача врача, фельдшера и медицинской сестры сводится к умелому наблюдению и изучению внутренней картины болезни и использованию ее при последующем общении с пациентом. В процессе выбора лечебно-диагностической тактики и проведения определенных деонтологических приемов в структуре внутрен­ней картины болезни принято различать несколько уровней:

Ø чувственный - комплекс субъективных болезненных ощу­щений;

Ø эмоциональный - реагирование пациента, переживание пациентом отдельных симптомов или болезни в целом;

Ø интеллектуальный - знание о болезни, ее реальная оценка, глубина осознания остроты, тяжести и последствий заболе­вания;

Ø отношение к болезни - мотивация возвращения к здоровью.
Методами исследования внутренней картины болезни могут

служить беседы с пациентами, проведение специальных тести­рований.

Чувственный уровень отражает комплекс субъективных ощущений пациента, вызванных болезнью. В основном они вы­ражаются в жалобах пациента. Субъективные ощущения носят динамический характер, могут уменьшаться или набирать силу. Следует учитывать способность пациента детально рассказывать о своих ощущениях.

Беседуя с пациентом, необходимо проявить максимум вы­держки, недопустимы спешка, прерывание рассказа, так как па­циент дает свою информацию, из которой затем, совместно с ре­зультатами осмотра, складывается тактика обследования и лече­ния.

Эмоциональный уровень отражает переживание пациентом своего заболевания. Он взаимосвязан с первым уровнем. Эмо­циональные переживания болезни зависят от остроты, продол­жительности, характера ее проявлений. Чем острее ощущение болезни, тем ярче ее эмоциональная окраска. Ни одна болезнь не является источником положительных эмоций, таким образом, речь идет об отрицательных эмоциях, которые возникают из-за болей, несостоявшихся по причине болезни планов и т. д.

Эмоциональное состояние имеет немаловажное значение. Положительный сдвиг в эмоциях появляется по мере снижения обострения или стихания острых проявлений болезни, когда па­циент узнает о лучшем прогнозе, меньшей опасности болезни.

Эмоциональный настрой пациента непостоянен, необходима динамичность наблюдения за его переживаниями. От этого бу­дут зависеть деонтологическая тактика и индивидуальные фор­мы общения с больным.

Интеллектуальный уровень включает представление пациен­та о своей болезни, основные знания о причинах ее возникнове­ния, сущности, тяжести, возможных последствиях. Интеллекту­альный уровень зависит от общего культурного уровня пациен­та, его интеллекта. Необходимо отметить, что интеллектуальный уровень внутренней картины заболевания зависит от характера болезни. Если пациент длительно страдает каким-либо заболева­нием, то его интеллектуальный уровень внутренней картины бо­лезни часто довольно высок. У лиц с острыми заболеваниями (травмы, острая хирургическая или нехирургическая патология) он значительно ниже. Знание интеллектуального уровня внутренней картины болезни каждого пациента обеспечивает пра­вильный выбор тактики, обследования и лечения, адекватную психотерапию, позволяет менять лечение в зависимости от ха­рактера заболевания, его течения, тяжести.

Уровень отношения к болезни ставит перед медработником задачу помочь пациенту в выборе путей борьбы за снос здоровье, борьбы с болезнью. Так, сирийский врач Абуль Фараджа, жив­ший в ХШ в., говорил: "Нас трое - ты, болезнь и я. Если ты бу­дешь с болезнью, вас будет двое, а я останусь один и вы меня одолеете. Если ты будешь со мной - нас будет двое, а болезнь останется одна и мы ее одолеем". Из этого вытекает, что в борь­бе с болезнью многое зависит от самого пациента, от его пони­мания необходимости самому прилагать усилия для борьбы с болезнью, осознания того, что без себя самого болезнь непобе­дима.

Подвести каждого пациента к уровню внутренней картины болезни - одна из главнейших задач медработника. Для успеш­ного лечения большое значение имеет то, как пациент осознает сам факт болезни.

В практике встречается адекватное и неадекватное отноше­ние к болезни. Адекватное отношение к болезни отличается осознанием своего заболевания и признанием необходимости принятия мер к восстановлению здоровья. Пациент принимает активное участие в обсуждении своего заболевания, в проведе­нии диагностических и лечебных мероприятий. В формировании такого отношения к болезни важная роль принадлежит медра­ботнику, его умению рационально обращаться с пациентом, ос­нованному на высоком профессиональном чувстве долга и по­нимании деонтологических принципов врачевания.

Выделяют несколько типичных вариантов неадекватного от­ношения к болезни:

Ø отрицательное - оно проявляется тем, что пациент не осознает факт болезни, не выполняет лечебные и оздорови­тельные рекомендации, нарушает режим, игнорирует фак­торы риска (курение, алкоголь и т. д.), не учитывает нали­чия предболезни. Такие пациенты нуждаются в настойчи­вой, убедительной, доступной неоднократной разъясни­тельной беседе. В стационаре необходимо усилить кон­троль за этими пациентами, за выполнением ими режима, вести за ними постоянное наблюдение;

Ø пренебрежительное — пациент осознает факт болезни, но
пренебрежительно относится к лечению, не учитывая серьезности тех или иных проявлений. Эти пациенты могут игнорировать рекомендации, не отказываются от вредных привычек, наивно полагаясь на свои физические силы, молодость, возможность самоизлечения.

Такое отношение связано с недостаточной осведомленностью о сущности болезни, ее последствиях, склонностью к переоценке резервных сил организма, низким уровнем интеллектуального развития. Известную роль играют и личностные характеристики пациента: самоуверенность, склонность к "артистизму".

С такими пациентами надо установить доверительные отно­шения, изучить причины пренебрежительного отношения, на­стойчиво убедить пациента в необходимости выполнения диаг­ностических и лечебных процедур, разъяснить сущность и воз­можные последствия болезни. Во время пребывания пациента в стационаре следует проводить медицинский контроль, сочетаю­щийся с внимательным отношением, добротой, но и со строгим выполнением рекомендаций врача;

Ø погружение - уход в болезнь или предболезнь. Пациент все
свое время и внимание сосредоточивает на болезненных
ощущениях, рассказывает о них с определенной эмоцио­нальной окраской, обращается за помощью в разные ин­станции: к врачам, знахарям и т. д. Он не верит в благопри­ятный исход заболевания, проявляет неудовлетворенность работой медиков и медицинских учреждений, постоянно пишет жалобы. В общении с такими пациентами большую роль играет психотерапия. Необходимы также точность и аккуратность при выполнении всех процедур. Надо на при­мерах из практики убеждать пациента в эффективности тех или иных мероприятий, поднимать авторитет врача, фор­мировать доверительное отношение к нему.

 

По темпераменту такие пациенты чаше бывают меланхоли­ками. К ним надо относиться терпеливо, разумно реагировать на их жалобы, внушать надежду на выздоровление. Работа с этими пациентами требует выдержки и терпения;

Ø ипохондрическое — такое отношение к болезни является уже компетенцией психолога/психиатра. Пациент проявляет чрезмерное внимание к своему здоровью, прислушивается к любому отклонению от привычного ощущения. Он тре­бует дополнительных обследований в надежде найти еще болезнь;

Ø утилитарнoe - пациент стремится извлечь из болезни какие-либо выгоды: материальные или моральные. Он пыта­ется получить квартиру, уклониться от военной службы, смягчить наказание за преступление. Для этого пациент пользуется агровацией или симуляцией.

Типы реакций:

Ø Диссимуляция – скрывание болезни и её симптомов (сифилис, СПИД).

Ø агровация - преувеличение симптомов болезни.

Ø симуляция - желание пациента убедить медперсонал в наличии не сущест­вующей у него болезни.

В подобной ситуации необходимы стро­гий контроль над поведением пациента, соблюдение объективно­сти, осторожности, так как необоснованное обвинение в симуля­ции и агровации может очень сильно ранить пациента.

 

Классификация типов медицинских сестёр по И.Харди

В основу типологической классификации медсестер венгер­ского психотерапевта И. Харди положены не только психоэмо­циональные особенности, определяющие черты характера, но и отношение к работе, к пациентам.

Медсестра-рутинер. Такая медсестра выполняет свои обя­занности скрупулезно, уподобляясь машине, не сопереживая и не сочувствуя пациентам. Она может разбудить пациента для то­го, чтобы дать ему предписанное врачом снотворное.

Артистический тип. Такая медсестра работает, сознательно играя определенную роль, стремясь к достижению идеала. Если роль переходит допустимые границы, то в ее поведении исчеза­ют непосредственность, искренность. Это может помешать уста­новлению должного контакта между медсестрой и пациентом. Именно от такой медсестры можно услышать: "Напрасно я ему внушала...", "часами я его воспитывала..." и т. д.

Нервный тип. По мнению многих, он наиболее распростра­нен в нашем здравоохранении. Такая медсестра часто бывает ус­талой, раздраженной, что передается и пациентам. Ей кажется, что ее усилия не оцениваются должным образом. Подсознательно она старается уклониться от своих обязанностей (из опасения заразиться). У такой медсестры может появиться зависимость от лекарств (токсикомания), которыми она пытается подавлять и компенсировать свои трудности.

Мужеподобный тип. Сильная личность. Обычно такие мед­сестры крупного телосложения, решительны, энергичны. Пациенты уже издали по походке узнают их. В благоприятных условиях эти сестры становятся хорошими организаторами и воспитателями молодой смены. В неблагоприятных условиях, при не­достатке культуры, образованности они грубы и агрессивны.

Материнский тип. Медсестры этого типа с максимальной
заботой и сочувствием относятся к пациентам. Часто это милые
толстушки, бесшумно "перекатывающиеся" по палатам. Они успевают повсюду и, даже, несмотря на свой возраст, в живости и
подвижности часто не уступают молодым. Заботиться о пациентах для них - призвание и их личная жизнь.

Тип узкого специалиста. Такая медсестра относится к дру­гим медсестрам и пациентам с чувством превосходства, что мо­жет быть причиной напряженных отношений. Очень часто медсестры этого типа встречаются в электрокардиографических, рентгенологических кабинетах, лабораториях, среди операцион­ных медсестер.

Несомненно, существуют и смешанные типы медсестер, в стиле поведения которых в различной мере сочетаются перечис­ленные выше черты.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 10862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.