Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История экономической психологии




Тема 1. Экономическая психология как наука (лекция № 1)

Тема 11. Психология рекламы

Лекция № 2

Лекция №1

Тема 10. Экономическая психология и управление

Лекция № 2

Лекция № 1

Тема 9. Психология делового взаимодействия

Лекция № 2

Лекция № 1

Тема 8. Психология денег

1. Роль денег в экономической и других сферах жизни.

2. Социокультурные особенности отношения к деньгам.

ВОПРОСЫ:

3. Деньги и проблема мотивации труда.

4. Психологические проблемы богатства и бедности

1. Межличностное взаимодействие субъектов экономического поведения.

2. Понятие делового взаимодействия.

ВОПРОСЫ:

3. Психология проведения деловых переговоров.

4. Развитие навыков активного слушания.

1. Влияние и управление в нашей жизни.

2. Психологические проблемы управления.

3. Психологические основы эффективного управления.

4. Личностное и профессиональное развитие руководителя.

1. Роль рекламы в современной жизни.

2. Влияние рекламы на экономическое поведение людей.

3. Психологические основы эффективной рекламы.

 

Основная литература по экономической психологии:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Уч-к для вузов.- М.: Аспект Пресс,2000-376с.
  2. Дейнека О. С. Экономическая психология. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. — 160 с.
  3. Климов Е.А. Основы психологии: Уч-к для студ. вузов непсихологич. спец. – М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1997.- 295с.
  4. Крысько В.Г. Социальная психология: Уч-к.- М.: ВЛАДОС – Пресс, 2002.-448с.
  5. Майерс Д. Социальная психология: Уч-к для студ. псих. факультетов/Пер с англ.: Питер Кот,,1998- 688с.
  6. Организационно-экономическая психология: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест. 2004. 432 с.Введение в психологию /Под общ. редакцией А.В. Петровского, - М.: -Академия, 1997 -496с.
  7. Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2002. — 672 с. С. С. 481 – 569.
  8. Спасенников В.В. Экономическая психология. ПЕР СЭ, 2003. 446 с.
  9. Экономическая психология / под ред. И. В. Андреевой. СПб: Питер, 200. — 512 стр.

 


ВОПРОСЫ:

1. История экономической психологии.

2. Предмет экономической психологии

Потребители, налогоплательщики, предприниматели и другие экономические агенты основывают свои решения на восприятии и оценке экономичёских фактов и на своих ожиданиях относительно будущего развития. Психология незаменима для понимания поведения человека в сфере экономических отношений и выработки успешной экономической политики.

Экономическая психология возникла в резулыате осознания этого непреложного факта и является в настоящее время хотя и относительно молодым, но быстро развивающимся направлением междисциплинарных исследований.

Как самостоятельная область психологического знания, экономическая психология начала формироваться впервой трети ХХ в., хотя первые исследования были опубликованы несколькими десятками лет раньше

В экономической науке попытки совместить в теории экономику и психологию относят к ХУ!!—ХIХ вв.

** А. Смит, создавая трудовую теорию стоимости, ввел понятие «потребительная стоимость», отражающее субъективныё представления о полез- ности товара.

** Представители австрийской школы политической экономии, часто называемой психологической, или маргиналистской, К. Менгер и его последователи (Мепег С., 1871) ввели в фундаментальную экономику понятия предельной полезности и цены возможности. Человек, по их мнению, принимая экономические решения, руководствуется субъективными представлениями о затратах и выгодах, которые несут в себе алыернативы, стремясь как можно больше максимизировать полезность для себя и минимизировать свои затраты. Они явились родоначальниками представления об экономическом человеке, продолжающего жить и в современной экономической теории.

 

У. С. джевонс (1871), независимо от К. Менгера, разработал экономическую теорию полезности, основываясь на математической теории д.. Бернулли. Он рассматривал экономику как исчисление удовольствия и боли.

В дальнейшем все больше экономических направлений подчеркивали необходимость учета более широкого спектра психологических факторов, понимая, что иначе невозможно объяснить и предсказать реальное поведение человека в хозяйственной деятельности. Однако, как правило, употребление психологической терминологии оставалось на уровне здравого смысла.

Психологическая наука долгое время не уделяла специального внимания изучению поведения человека в сфере экономики, но попытки осмыслить с психологической точки зрения и эту область жизни человека впервые были предприняты уже на заре становления психологии как науки.

Французский социолог Г. Тард (1902) в своем двухтомном труде Экономическая психология» утверждает, что он первым употребил этот термин в своей статье в 1881 г. По Тарду, экономическая психология занимается психологическими основами экономики. Тард подчеркивал, что человек является существом общественным и что взаимодействие между людьми следует рассматривать как подходящую базу для теории экономического поведения.

Одна из первых работ по экономической Психологии, изданная в конце ХIХ в. в Германии Г. Мюнстербергом

Позже, в 40-х гг., внимание научной общественности привлекли экспериментальные исследования американского психолога Дж. Катоны. Изучая поведение потребителя, он стал одним из самых ярких представителей маркетинговой ветви экономической психологии. Примерно в это же время эта наука начинает формироваться и в Евроле

В 70-е п. создается Международная ассоциация по исследованиям в области экономической психологии.

Один из первых отечественных исследователей в области экономической психологии С. Малахов обращает внимание на развитие на Западе смежной дисциплины в двух направлениях: «психологическая экономика» (поведенческая экономика) и «экономическая психология» Разница между ними заключается в методах исследования.

Таким образом, экономическая психология зародилась на Западе, как прикладная наука, вытекающая непосредственно из нужд развивающейся экономической теории. Ее задача — исследовать практические причниы несоответствия поведения «экономического человека», его модели в рамках той или иной концепции.

Классическая модель экономического человека прелполагала его независимость от других действующих на конкурентном рынке субъектов; рациональность; обладание полнотой информации о ситуации, в которой он действует удовлетворяя, свои потребности; стремление к максимизации своей выгоды; На практике оказывается, что можно найти примеры, когда ни одно из этих допущений «не работает».

Ключевой фактор модели экономического человека — рациональная максимизация собственной выгоды. Это допущение используется в экономических теориях и практике, от расчетов поведения индивида до рецептов экономической политики. При нерациональном поведении субъект должен был бы исключаться из расчетов экономистов как аномалия. Но для психологов. рациональное рассуждение, расчет — только один из моментов процесса принятия решения, поскольку на него влияют и различные психологические стереотипы, и привычки, и эмоции..

Для психологов предметом рассмотрения может являться сам механизм принятия решения. Кроме того, при движении к цели человек может получить удовлетворение не одной потребности (осознаваемой как цель), а и нескольких других потребностей, ценность которых воспринимается как равная иди сравнимая с целевой..

Принятое решение может быть необязательно максимально выгодным: существует так называемый экономический алыруизм, самая распространенная форма которого — благотворительность. Индивидуальная выгода может рассматриваться как функция не одной, а минимум двух переменных: полезности для себя и полезности для других. Последняя зависит от степени близости субъектов, прежде всего родства

Таким образом, зародившаяся на Западе экономическая психология заявила о себе как науке субъективных представлений об экономической реальности, которые, прежде всего, сказываются на приятии решений субъектом экономической деятельности. Он руководствуется не теоретическими положениями экономических наук, а своими представлениями об экономической реальности, которые могут значительно отклоняться от экономических расчетов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.