Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 2: Структура личности




Вопрос № 1: Личность как категория психологии.

Тема № 4: Введение в психологию личности

Вопросы: 1. Личность как категория психологии;

2. Структура личности;

3. Формирование и развитие личности.

Субъект активного познания
Общение, взаимодействие
Преобразование сея и окружающего мира
Деятельность

 

 

 


Индивид – человек, как единичное природное существо, представитель вида Homosapiens;

– продукт филогенетического и онтогенетического развития;

– единства врожденного и приобретенного;

– носитель индивидуально своеобразных черт.

Личность – саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.

Субъект деятельности – человек как источник познания и преобразования действительности, носитель активности.

Индивидуальность – присущее человеку сочетание психологических черт и особенностей, составляющее его своеобразие и отличие от других людей. Она состоит из трех компонентов:

1. Индивид: строение нервной системы, особенности высшей нервной деятельности, темперамент, конституция, задатки.

2. Личность: характер, способности, потребности и интересы, мотивы, ценности;

3. Субъект деятельности: индивидуальный стиль деятельности.

 

В психологии существует несколько взглядов на природу личности:

1. Биологическая трактовка личности – развитие личности биологически предопределено и не зависит от условий среды, в которых оно происходит;

2. Социалогизаторский – ведущая роль отводится окружающей среде, в которой формируется человек;

3. Синтез биологического и социального (системное понимание) развитие личности – все биологические предпосылки реализуются в той среде в которой развивается человек, при этом сама среда влияет на формирование личности.

Структура личности (З. Фрейд):

1) Ид (бессознательное – около 80%) – биологическое основание личности, содержащее в себе источник энергии личности;

2) Эго (сознание личности) – непосредственный контакт с реальностью – отводится 10%;

3) Супер Эго – те нормы и правила, которые мы познали в процессе развития (“судья и цензор” поступков и мыслей Эго) – отводится 10%.

Защитные механизмы личности:

1. Вытеснение – процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдание;

2. Проекция – процесс, посредством которого человек приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям;

3. Замещение – переадресовка от одного объекта к другому (сорваться на близком человеке);

4. Рационализация – искажение реальности. Иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумно;

5. Регрессия – возврат к ребячеству, детскими моделям поведения;

6. Сублимация – трансформация импульсов человека в социально приемлемые мысли или действия (занятие спортом);

7. Отрицание – человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие.

Структура личности (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский):

1. Внутрииндивидная – включает системную организацию индивидуальности и представлена строением темперамента, характера и способностей.

2. Интериндивидная – личность в системе ее общественных отношений (самоопределение или идентификация личности)

3. Метаиндивидная – включает персоанализация личности – процесс и результат запечатления человека в других людях.

Структура личности (С.Л. Рубинштейн):

1. Индивидуально-типологические особенности – проявляются в темпераменте, характере, способностях;

2. Знания, умения, навыки – приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности;

3. Направленность – сложное личностное образование, определяющее все поведение личности, отношение к себе и окружающим.

Источником активности личности является потребность.

Потребность – внутреннее состояние нужды, выражающая зависимость человека от конкретных условий существования.

Виды потребностей личности:

1. Материальные – лежат в основе жизнедеятельности (пища, отдых, самосохранение);

2. Духовные – специфические человеческие образования, характеризующие уровень развития личности;

3. Социальные – выражают общественную природу человека.

Признаки потребностей личности:

1. Любая потребность имеет свой предмет;

2. Зависит от условий и способа удовлетворения;

3. Способна воспроизводится (хочется кушать);

4. Потребности выражаются в мотивах.

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности.

Все мотивы можно разделить на две группы:

1. Осознаваемые мотивы – человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности и что является содержанием его потребностей. Они определяют жизненные цели человека. К осознаваемым мотивам относятся интересы, убеждения, мировоззрения личности.

2. Неосознаваемые мотивы:

a. Влечение – человек стремится удовлетворить недостаточно осознаваемую потребность;

b. Конформизм – это подчинение личности давлению группы;

c. Установка – несознаваемая состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.