Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности допроса свидетелей




В качестве свидетелей о дорожно-транспортных происшествиях могут допрашиваться очевидцы преступления: пассажиры или водители транспортных средств, пешеходы и др., а в населенных пунктах жильцы домов, дворники, работники и посетители учреждений, организаций и мероприятий, примыкающих к месту, где произошло дорожно-транспортное происшествие. Кроме того, свидетелями могут быть лица, которые не были очевидцами преступления, например работник гаража, в котором ремонтировалось транспортное средство, участвовавшее в происшествии, сотрудник медучреждения, куда бал доставлен потерпевший или обратился за помощью водитель, совершивший преступление, работник дорожной службы и т. д.

Основные обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, выясняемые при допросе очевидцев происшествия, можно разделить на три группы.

1. Обстоятельства, имеющие первоочередное значение розыска скрывшегося водителя и его автомобиля: тип, марка, номерной знак транспортного средства, его приметы (цвет, наличие повреждений, характер перевозимого груза и др.); направление, в котором оно скрылось, а также скорость его движения; приметы скрывшегося водителя и ехавших с ним пассажиров, а также иные данные о них, двигался ли встречный или попутный транспорт и какой именно.

2. Обстоятельства, характеризующие механизм преступления, личность водителя и поведение потерпевшего: механизм происшествия (обстановка, предшествовавшая происшествию в момент и после происшествия; взаимное расположение транспортных средств при столкновении, какими частями они ударились; какой частью транспортного средства был сбит пешеход и т.д.); поведение водителя до происшествия (тормозил или резко, постепенно, с перерывами и на каком расстоянии от места происшествия; подавал ли звуковые, световые сигналы; принимал ли иные меры и какие, чтобы избежать дорожно-транспортного происшествия; по какой стороне дороги вел машину; с какой скоростью, какие допустил нарушения правил безопасности движения и т.д.); поведение водителя после происшествия (останавливался, выходил ли из машины, оказывал ли помощь потерпевшему, осматривал ли машину, что говорил о происшедшем, под каким предлогом уехал с места происшествия и т.д.); поведение потерпевшего перед, во время и после происшествия (путь его движения, что делал при приближении транспорта, как реагировал на сигналы водителя и т.д.); состояние водителя (трезвый, пьяный, причинены ли ему телесные повреждения), его приметы.

3. Обстоятельства, относящиеся к условиям восприятия события преступления свидетелем: освещение транспортного средства и улицы; какова степень видимости и обзорности пути; состояние погоды; где находился допрашиваемый свидетель относительно места происшествия.

На месте происшествия может проводиться опрос граждан. Данные такого опроса не являются доказательствами, но они имеют существенное значение для установления очевидцев происшествия выявления примет скрывшегося транспортного средства, а также примет водителя и осуществления других розыскных и оперативных мероприятий.

При допросе свидетелей, не являющихся очевидцами происшествия, также выясняются обстоятельства, которые по предложению допрашиваемого могут быть им известны и иметь значение для раскрытия преступления. Например, у работников скорой помощи и медицинского учреждения, куда был доставлен потерпевший, выясняется: кто вызвал скорую помощь, в каком состоянии был потерпевший, что рассказывал потерпевший об обстоятельствах и т.д.

При допросе свидетелей из числа работников автохозяйств и организаций следует выяснить: какие автомашины возвратились в автохозяйство или организацию с техническими повреждениями; как водитель объяснил происхождение этих повреждений на его транспортном средстве; кто из водителей выезжал до происшествия в нетрезвом состоянии или возвратился после происшествия в автохозяйство (организацию) в нетрезвом состоянии или телесными повреждениями; какое из транспортных средств общественного пользования могло проезжать по маршруту, на участке которого имело место происшествие.

При допросе работников дорожных служб выясняется маршрут движения скрывшегося транспортного средства, имеющиеся на нем повреждения, приметы водителя и т.д.

Приведенные перечни вопросов являются примерными, в зависимости от конкретных обстоятельств дорожно-транспортного происшествия может возникнуть необходимость в выяснении иных обстоятельств. Успешное проведение допроса во многом зависит от тщательной подготовки к нему и от правильного выбора тактики его проведения.

В подготовку допроса входит:

· тщательное изучение материалов дела, оперативно-розыскных данных и определение круга обстоятельств, которые необходимо выяснить при допросе свидетеля

· ознакомление со специальными вопросами, с которыми придется столкнуться при допросе, например, с автотехнической терминологией. В этой связи целесообразно изучить соответствующую литературу и получить консультацию у специалиста. Это даст возможность вести допрос со знанием дела;

· собирание сведений о личности свидетеля (в частности, целесообразно выяснить, не страдает ли он близорукость, дальнозоркостью, глухотой и т.д., какова степень его эмоциональной устойчивости и как его физические недостатки могут влиять на восприятие окружающего (например, на определение цвета транспортного средства, на восприятие звуковых сигналов); составление на основе всех этих данных плана допроса.

При допросе свидетелей по делам рассматриваемой категории необходимо учитывать, что автотранспортные происшествия происходят неожиданно и в какие-то секунды. Есть и другая особенность – внимание очевидцев, как правило, акцентировано не на обстоятельствах, приведших к последствиям, а на самих последствиях, например, на потерпевшем, оказавшемся жертвой события или повреждения транспортного средства. Часто свидетели не обладают достаточными специальными знаниями, чтобы ответить на задаваемые вопросы.

Поэтому допрос необходимо проводить таким образом, чтобы свидетель мог сосредоточить свое внимание на деталях обстановки, которая привела к последствиям дорожно – транспортного происшествия. Иногда целесообразно, чтобы при допросе свидетель сам составил схему места происшествия и воспроизвел на ней обстановку происшествия. Схема должна быть удостоверена подписью допрашиваемого и приобщена к делу в качестве приложения к протоколу допроса, о чем в нем делается пометка.

До получения показаний допрашиваемого об обстановки и обстоятельствах происшествия не следует показывать ему схему, составленную при осмотре. В случаях, когда между схемой, составленной при осмотре и схемой, составленной при допросе свидетелей, имеются противоречия, для выяснения обстоятельства происшествия свидетелю следует задать соответствующие вопросы, а затем, если ответ не устранил противоречий, предъявить схему, составленную при осмотре.

Если свидетель может дать показания полнее и точнее непосредственно на месте происшествия, его допрос следует проводить на месте происшествия.

Знание личности допрашиваемого помогает следователю определить достоверность показаний свидетеля. Достоверность показаний следователь может проверить путем постановки контрольных вопросов, т. е. таких вопросов, ответы на которые можно сопоставить с точными данными, имеющихся в распоряжении следователя.

В ряде случаев свидетелями являются водители транспортных средств, лица, обладающие профессиональными познаниями в автоделе и вопросах безопасности движения (автоинспектор, работник ГАИ). В результате умелого проведения допросов этих лиц возможно, как правило, можно получить более подробные и точные данные о приметах транспортного средства, участвовавшего в происшествии, характере повреждения на скрывшемся транспортном средстве, причинах и механизме происшествия (какие правила дорожного движения кем были нарушены) и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.