Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические особенности личности в ранней юности (15-18 лет)




Отклоняющее поведение учащихся профессиональной школы и его причины

Психологические особенности личности в юности (18-23 года)

Психологические особенности личности в ранней юности (15-18 лет)

Лекция 5

Тема: Психологические особенности учащегося профессиональной школы

Вопросы:

Основные категории и понятия: поведение, поступок, проступок, отклоняющееся поведение, педагогическая запущенность, трудновоспитуемость, невроз, акцентуация характера

Особенность социальной ситуации развития за­ключается в том, что это возраст, завершающий дет­ство. Общество, казалось бы, уже признает взрос­лость девушек и юношей: в 14—16 лет им вручаются паспорта, в 18 лет предоставляется избирательное право и возможность вступать в брак, они становятся ответственными за уголовные преступления. Часть девушек и юношей в этом возрасте учатся в профес­сиональных учебных заведениях, а некоторые уже ра­ботают. Скоро они начнут самостоятельную жизнь, а пока они сохраняют статус зависи­мых от родителей детей.

Поэто­му свое пребывание в этом возрасте они рассматрива­ют как временное. Отсюда их устремленность в буду­щее. Рефлексия настоящего осуществляется сквозь призму этого желанного будущего. Все важнейшие за­дачи ранней юности обусловлены будущим - кем быть и каким быть, а именно - оконча­ние общеобразовательной школы, выбор формы профессионального образования и профессии, тру­доустройство, подготовка к вступлению в брак.

Поиск своего места в мире становится весьма актуальным. Ведущие потребности данного возраста обусловлены неопределенной, проблемной ситуа­цией. Это потребности в личном, социальном и профессиональном самоопределении. Можно сказать, это судьбоносный возраст, в котором цена ошибки - неудовлетворенность всей своей последу­ющей жизнью.

Ведущей деятельностью в ранней юности должна стать учебно-профессиональная. Это деятельность, составляющая базу для психологически обоснованного и компетентного выбора буду­щей профессии. Для того чтобы стать личностно-образующей и профессионально ориентированной, ведущая деятельность должна быть вариативной и дифференцированной. Избирательное отношение старшеклассников к учебным предметам обусловливаетнеобходимость вариативного обучения. А сформиро­ванные к этому времени склонности и способности свидетельствуют о необходимости большей диффе­ренциации школьного образования. В настоящее время уже работают гуманитарные школы-гимна­зии, политехнические лицеи и художественно-при­кладные школы. Очевидно, что таких школ должно быть больше, т.к. именно дифференциация образо­вания старшеклассников в наибольшей мере соот­ветствует психологии ранней юности.

Для учащихся начальных и средних профессиональных учеб­ных заведений (профессиональных училищ, лицеев, колледжей) ведущая деятельность имеет четкую профессиональ­ную направленность. Но, поскольку выбор специа­льности профессиональной школы для большинства из них был ситуативно-вынужденным, учебно-про­фессиональная деятельность не выполняет в полном объеме свою личностно-образующую функцию.

Ранняя юность — период завершения физическо­го развития. К концу этого возраста девушки и юно­ши — биологически уже созревшие взрослые люди. Их психофизиологическое и интеллектуальное раз­витие позволяет им успешно осваивать и выполнять разнообразные виды социальной и профессиональной деятельно­сти. Биологическое созревание побуждает их к поиску друга, подруги, с которыми можно было бы удовлетворять потребность в эмоционально-ин­тимном общении.

В психологии признано, что ядром, стержнем личности является направленность — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность личности характеризует­ся ее ценностными ориентациями, интересами, от­ношениями, установками, мотивами. Направленность как система развивающихся по­буждений качественно изменяется в процессе социального и про­фессионального развития учащегося. Поэтому важно иметь представление о направленности личности.

В этом возрасте продолжают развиваться познава­тельные процессы. Однако сколько-нибудь сущест­венных, кардинальных изменений не наблюдается. Отдельные психологи отмечают интенсивное развитие абстрактного, теоретического мышления. А вот эмоционально-волевая сфера развива­ется достаточно успешно. Эмоциональное развитие инициируется завершившимся сексуальным развити­ем, а развитие воли связано с активным поиском свое­го места в жизни. Чтобы обеспечить себе желаемое бу­дущее (поступить в вуз, состояться как личность, быть профессионально успешным), необходимо прило­жить усилия на завершающей стадии школьного обу­чения.

В ранней юности закладываются основы миро­воззрения: происходит формирование ценностных ориентации, углубление нравственного сознания, рост социального и познавательного интереса к наи­более общим принципам мироздания, универсаль­ным законам развития природы и общества. Цент­ральное место в этом процессе занимает вопрос о смысле жизни и построение жизненного плана.

Вступление во взрослость побуждает девушек и юношей определить свои жизненные планы. Жизнен­ный план охватывает сферы личностного, социаль­ного и профессионального самоопределения. При этом девушки и юноши должны не только представ­лять свое будущее в общих чертах, но и осознавать способы достижения поставленных целей. На завер­шающем этапе школьного обучения жизненные пла­ны становятся все более реальными, лишенными не­сбыточных надежд и прожектов.

Ран­няя юность - это возраст дальнейшего развития са­мосознания — целостного представления о своей лич­ности, эмоционального отношения к себе, само­оценки собственной внешности, физических, умст­венных, моральных и волевых качеств. На основе са­мооценки возникает потребность в самосовершенство­вании, самовоспитании и саморазвитии. В этом воз­расте девушки и юноши отчетливо обнаруживают стремление критически осмыслить все окружающее, утвердить свою самостоятельность и оригиналь­ность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п. Юношеству свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления.

К основным (личностно-образующим) психологическим новообразованиям ранней юности относится самоуважение — обобщенная самооценка, сте­пень принятия или непринятия себя как личности. Уровень самоуважения формируется под влиянием оценок окружающих людей и собственной оценки своих внешних данных, психических сил и способно­стей. Как правило, у девушек и юношей завышенная самооценка, отсюда беспочвенная самоуверенность, сверхкритичное отношение к взрослым (родителям, педагогам), нереалистические притязания, пере­оценка своих способностей и т. д.

Но, как ни непри­ятна юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение. Девуш­ки и юноши при такой обобщенной самооценке ис­пытывают трудности в общении, внутренне напря­жены, тревожны, болезненно реагируют на критику, справедливые замечания, часто замыкаются, стано­вятся одинокими. Пониженное самоуважение сни­жает уровень притязаний личности, побуждает ее до­вольствоваться малым, делает ее неконкурентоспо­собной в социальной и профессиональной жизни.

В поведении повышается самоконтроль, развива­ется саморегуляция психических процессов и эмоцио­нальных состояний. Происходит стабилизация мировоззрения, эмоционально-волевой, интеллектуальной и психо- физиологической сфер.

 

Развитие обобщенной самооценки, определе­ние смысла жизни и своего места в ней, формиро­вание мировоззрения способствуют стабилизации общего представления о себе; завершается начав­шийся в подростничестве процесс становления «Я» -концепции.

Подробно анализируя профессиональное само­определение, Е.А.Климов понимает его «...как важ­ное проявление психического развития, формирова­ние себя как полноценного участника сообщества делателей» чего-то полезного, сообщества профес­сионалов». Главная забота девушек и юношей — это выбор профессии, а правильнее сказать, выбор формы ее получе­ния: в профессиональном учебном заведении или пу­тем профессиональной подготовки на предприятии, в фирме, организации.

На пороге взрослости девушки и юноши, по мнению И.С.Кона, должны найти ответ на три во­проса:

• кем быть? (профессионально самоопределить­ся);

• каким быть? (морально самоопределиться);

• с кем быть? (найти любимого или любимую).

Таким образом, ранняя юность выступает как период принятия ответственных решений, опре­деляющих всю дальнейшую жизнь человека. На этой стадии становления осуществляются выбор профессии, нахождение своего места в жизни, определение смысла жизни, выработка мировоз­зрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни.

Необходимость поиска себя во взрослой жизни приводит к очередному возрастному кризису — кри­зису идентичности, обусловленному противоречием между желаемым личностным и профессиональным будущим и реальными достижениями. Личность пе­рестает совпадать с собой, и это может привести к психиче­ской напряженности, эмоциональной неуравнове­шенности и отклонениям в поведении.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.