Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационный процесс




Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.

2.5.2. Жизненный цикл инноваций

Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Он включает в себя такие три основных стадии. Первая — за­рождение — это осознание потребности и возможности нововведений, поиск соответствующего новшества, разработка и экспериментальное внедрение. Стадия зарождения может быть описана и в таких поняти­ях, как инновационный замысел, проект, план, эксперимент и внед­рение. Инновационные источники создают предпосылки для инно­вационного замысла. Под инновационным замыслом понимается систематизированное сведение полученных из анализа запросов ок­ружающей среды. Инновационный проект истолковывается как при­нятый и детализированный замысел. Он может быть представлен в виде проработанной идеи замысла и служит объектом анализа в рам­ках комплексной стратегии развития предприятия. Инновационный план — это утвержденный инновационный проект. Он разработан до уровня, который необходим для принятия в качестве составной части комплексной стратегии развития предприятия. Заключительный этап этой стадии — непосредственное внедрение нововведения.

Вторая стадия называется диффузией и предусматривает многократное повторение, тиражирование нововведений на других объектах.

Третья стадия — рутинизация нововведения реализуется на других, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.

Нововведение не может считаться полностью завершенным, ес­ли оно остановилось на любой из промежуточных стадий.

Концепция жизненного цикла инновации играет принципиальную роль при планировании производства инноваций и при организации инновационного процесса. Эта роль заключается в следующем:

- концепция жизненного цикла инновации вынуждает руководителя хозяйствующего субъекта анализировать хозяйственную деятельность, как с позиции настоящего времени, так и с точки зрения перспектив ее развития;

- концепция жизненного цикла инновации обосновывает необходимость систематической работы по планированию выпуска инноваций, а также по приобретению инноваций;

- концепция жизненного цикла инновации является основой анализа и планирования инновации. При анализе инновации можно установить, на какой стадии жизненного цикла находится эта инновация, какова ее ближайшая перспектива, когда начнется резкий спад и когда она закончит свое существование.

Жизненные циклы инновации различаются по видам инноваций. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными стадиями.

Схемы жизненного цикла различны у инновационного продукта и у инновационной операции (процедуры).

Основные стадии жизненного цикла нового продукта:

1) разработка нового продукта;

2) выход на рынок;

3) развитие рынка;

4) стабилизация рынка;

5) уменьшение рынка;

6) подъем рынка;

7) падение рынка.

На стадии разработки нового продукта производитель организует инновационный процесс. Собственно говоря, на этой стадии происходит вложение капитала.

Стадия выхода на рынок показывает период внедрения нового продукта на рынок. Продукт начинает приносить деньги. Продолжительность этой стадии зависит от интенсивности рекламы, от уровня инфляции и эффективности работы пунктов по продаже новых продуктов.

Стадия развития рынка связана с ростом объема продаж продукта на рынке. Продолжительность ее показывает время, в течение которого новый продукт активно продается и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом.

Стадия стабилизации рынка означает, что рынок уже насыщен данным продуктом. Объем продажи его достиг какого-то определенного предела и дальнейшего роста объема продажи уже не будет.

Стадия уменьшения рынка — это стадия, на которой происходит спад сбыта продукта, однако еще существует спрос на данный продукт и, следовательно, существуют все объективные предпосылки к увеличению объема продажи продукта.

Две последних стадии могут отсутствовать, т.к. они появляются при диверсификации рынка.

Стадия подъема рынка является продолжением предыдущей стадии. Раз спрос на продукт существует, то производитель начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценовую политику, применять различные формы материального стимулирования продажи продукта, как продавца (премии), так и покупателя (призы, скидки), проводить дополнительные мероприятия, а также рекламную шумиху, и т.п.

Все это позволяет производителю или продавцу увеличить объем продажи продукта на какой-то период времени. Но он уже не может возрасти до ранее достигнутого предела. Стадия подъема рынка продолжается довольно короткое время и переходит в последнюю стадию — стадию падения рынка.

Стадия падения рынка - это резкое снижение объема продажи продукта, то есть падение его до нуля. На этой стадии происходит полная реализация продукта или полное прекращение продажи продукта из-за его ненужности покупателям.

Инновационный процесс - это творческий процесс создания и преобразования научных знаний в новую продукцию, признаваемую потребителями.

Наиболее простой моделью инновационного процесса является инновационная цепь, которая представляет собой полный научно-производственный цикл, состоящий из относительно самостоя­тельных стадий и этапов (рис. 4).

 



 


Наука Производство Потребление

Рис. 4. Инновационная цепь


В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструк­торские) разработки.

Начальной стадией инновационного цикла является наука. Она обеспечивает познание объективных законов природы и превращение этого знания в научный информационный продукт, который может быть использован в производстве.

Стадия «наука» включает:

- фундаментальные исследования (ФИ), которые направлены на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Их непосредственной целью является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет изучения, на основе открываемых законов.

Фундаментальным исследованиям свойственна максимальная неопределенность получения по­ложительных результатов. Для них планирование работ в общепринятом смысле затруднено. О воз­можном применении результатов данных исследований в хозяйственной практике могут делаться только некоторые предположения;

- прикладные исследования (ПИ), которые направлены на разработку на базе открытого но­вого явления вариантов конкретных технологий и изделий, которые могут найти своих потребителей. Исследования ведутся по разным направлениям, большая часть из них прекращается. Остается вари­ант, который обеспечивает вполне ясное представление о будущей инновации (содержательная ха­рактеристика, рабочие параметры процессов или изделий, оценка будущих затрат и экономической эффективности и т. д.). Целевая направленность прикладных исследований и высокая вероятность
достижения конечных результатов позволяют организовать их выполнение на плановой основе.

- проектно-конструкторские работы (ПКР) предполагают дополнительное исследование нескольких альтернатив будущего нововведения с целью выбора окончательного варианта. Этот ва­риант детально прорабатывается: разрабатываются рабочие чертежи, изготавливается действующая модель или опытный образец изделия, проводятся его испытания и т. д. Результатом этого проекта является полный комплекс документов, необходимый для принятия решения о начале подготовки промышленного производства.

Фундаментальные и прикладные исследования, а также проектно-конструкторские разработки тесно связаны между собой и взаимно стимулируют друг друга.

Под экспериментальными разработками понимается систематическая работа, основанная на знаниях, приобретенных в результате проведения научных иссле­дований или на основе практического опыта, и направленная на обеспечение жизни и здоровья человека, получение новых материалов, продуктов и приборов, вве­дение новых технологий и их дальнейшее усовершенствование.

На стадии производства осуществляется выпуск продукции (услуг) на основе использования результатов предыдущих этапов инновационного цикла.

Эта стадия включает:

- этап освоения производства продукции (ОП), который предполагает полную информационную, техническую и организационную подготовку к промышленному производству продукции;

- собственно производство продукции (П).

На этой стадии по мере необходимости могут проводиться производственные исследования, целью которых является подготовка рекомендаций по улучшению характеристик выпускаемой про­дукции, совершенствованию технологии и организации производственного процесса, снижению за­трат на производство продукции. В ходе проведения производственных исследований могут появ­ляться идеи для будущих инноваций.

Использование новой продукции происходит в сфере потребления. Здесь выделяются два этапа:

- реализация новой продукции (Р);

- эксплуатация новой продукции потребителем (Э), который может включать послепродажное обслуживание различных технических устройств, приобретенных потребителями.

Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации.

Во-первых, его можно рассматривать как параллельно- последовательное осу­ществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цик­ла нововведения от возникновения идеи до ее разработкн и распространения.

В-третьих, его можно рассматривать как процесс финансирования и инве­стирования разработкн и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта как частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.

В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений произ­водственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.

Фундаментальные исследования (I этап) проводятся в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях. Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе.

Исследования прикладного характера (II этап) осуществляются в научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета (государственные научные программы или на конкурсной основе), так и за счет заказчиков. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного (тупикового) результата. Именно с этого этапа возникает возможность риска потери вложенных средств и инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации (фонды), занимающиеся рискоинвестициями, — рискофирмами (венчурными).

Опытно-конструкторские и экспериментальные разработки (III этап) проводятся как в специализированных лабораториях, КБ, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных предприятий. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организации.

На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.

На рубеже третьего этапа и выхода на рынок, как правило, требуются большие инвестиции в производство для создания (расширения) производственных мощно­стей, подготовки персонала, рекламной деятельности и др. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на нововведение еще не определена и риски отторжения весьма вероятны, поэтому инвестиции продолжают носить рисковый характер. Для осуществления роста объемов производства, расширения рынков сбыта, повышение конкурентоспособности и обеспечение условий для возврата (окупаемости) риска инвестиций на этом этапе инвестиционного процесса проводится эмиссия ценных бумаг. Она позволяет привлечь дополнительные инвестиции, обеспечить их прибыльное использование при условии поддержания конкурентоспособности продукции, услуги и организации в целом. На этом инновационный процесс завершается.

При всем разнообразии форм участия организаций на рынке нов­шеств определяющим условием является объем инвестиций как в сферу научной и научно-технической деятельности, так и в процесс преобразо­вания новшеств в нововведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.