Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные функции права




Основные вопросы

Социальные функции и социальные механизмы действия права

 

 

1. Социальные функции права.

2. Социальные и психологические механизмы действия права.

 

 

Когда мы говорим о праве как о системе, погруженной в мир глобальных социальных связей, то должны различать, во-первых, социальные предпосылки формирования права и связанную с этим проблему социальной обусловленности законодательства, во-вторых, социальные последствия действия права и проблему эффективности законодательства. В первом случае речь идёт о социальных факторах, влияющих на формирование и развитие права, во втором – само право рассматривается как фактор, влияющий на общественные отношения. Между этими пластами социальной реальности, составляющими объект исследования социологии права, находится обширный комплекс социолого-правовой проблематики, в рамках которой право как фактор общественной жизни может быть рассмотрено в его взаимодействии с другими социальными факторами. Эту сферу исследований социологии права традиционно составляет проблематика социальных функций права (обычно выделяют: интегративную функцию права, социализирующую функцию, функцию социальной инженерии, функцию защиты свободы личности, функцию социального контроля), а так же социального и психологического механизмов действия права.

 

Интергративная функция права

Общество, как система, чрезвычайно разнообразно и разнородно по своим социальным характеристикам. Это разнообразие является источником общественного развития и в то же время – источником неизбежных для всякого развития конфликтов. Для нормального общественного развития необходимо, чтобы конфликты не переступали грань функциональности и не приобретали дисфункциональный характер, разрушая социальные связи и взаимодействие.

Данной задаче и подчинена интегративная функция права. Она, прежде всего, направлена на удержание социума от чреватых распадом конфликтов и потрясений; она нацелена на достижение общественного согласия посредством разрешения социальных конфликтов в рамках всеобщей правовой формы.

Таким образом, право – это важнейший инструмент (механизм) обеспечения единства социума. Общество, представляющее собой сложный конгломерат различных, зачастую противоборствующих друг с другом субъектов социального действия, находит своё единство именно в праве и в государстве.

При этом важно иметь в виду, что социальное единство на основе права – это единство различий, а не их отрицание или нивелировка. Право интегрирует общество, но не унифицирует его. Известно, что интеграция общества может быть достигнута различными способами, в том числе и силовым, характерным для обществ авторитарного и тоталитарного типа. Для нашей страны советского периода была характерна идеологическая, социальная, национально-этническая унификация, когда политика государства была направлена на формирование так называемой единой общности «советский народ», в рамках которой, зачастую, различия национально-этнического характера просто игнорировались. В отличие от этого, правовая интеграция осуществляется не путём подавления различий и навязывания обществу сверху чьей-то политической воли, а посредством взаимоувязки многообразных интересов различных социальных субъектов, которые находят в праве свою защиту.

Конечно, право не единственный фактор социальной интеграции. Общество удерживается в рамках единой системной целостности, как нам известно, и благодаря взаимодействию сложного комплекса ценностных, нормативных и других социальных регуляторов: права, нравственности, религии, культуры, моды, нормативов делового общения и т.п. Однако именно благодаря своей общезначимости и общеобязательности право занимает особое место в системе социальных регуляторов. По этому поводу современный американский социолог права Леон Мейхью особо подчёркивает, что право стимулирует процесс социальной интеграции, с одной стороны, путём адекватного истолкования смысла основных социальных ценностей, а с другой, с помощью репрессивных механизмов, которые имеются в распоряжении различных правопримирительных органов (суды, прокуратура, полиция и др.).

 

Функция социализации

С интегративной функцией права тесно связана функция социализации. Как заметил в данной связи Т. Парсонс, интегративная функция права заключается также и в том, что право не ограничивается ролью нормативного регулятора, оно активно вторгается в социальную сферу, склоняя социальные группы, общество в целом к определённым формам поведения и к взаимодействию друг с другом, вызывая у них определённые связи с обществом. Тем самым право обеспечивает включенность индивидов и групп в единую систему социальной организации (социум). Этот процесс включения индивида в социальную жизнь, в ходе которого человек, как существо изначально во многом биологическое, учится быть частью общества. Как вы помните из курса социологии, этот процесс мы называли социализацией.

Как известно, развёрнутая социологическая теория социализации в её современном виде разработана в трудах американского социолога Т. Парсонса. Причём, социализация, по Парсонсу, – это не просто процесс наращивания социально значимой информации, а её интернализация, т.е. внутреннее усвоение, восприятие её в качестве своего ценностного и поведенческого императива.

В последние годы при анализе социализации в социологии чаще стали обращать внимание на то, что социализация – это не просто усвоение индивидом образцов социального поведения и их интернализация, но также и умение противопоставить им свои собственные ценности и нормы, если они являются результатом творческого осмысления человеком более высоких по отношению к массовой культуре моделей поведения. В этом плане существенную роль играет нонконформистская модель социализации отдельных выдающихся личностей (А.И. Солженицын, А.Д. Сахаров и др.), которая не даёт обществу надолго впасть в состояние социальной деградации.

В рамках этого общего процесса социализации индивида выделяют отдельно правовую социализацию как процесс формирования правовой культуры индивида. Таким образом, правовая социализация представляет собой процесс усвоения (интернализации) индивидом стандартов правомерного нормативного поведения. Правовая социализация осуществляется в русле общей социализации, но имеет свои специфические особенности. Прежде всего, эти особенности имеют исторически обусловленный характер. Правовая социализация осуществляется через научение путём передачи опыта и через «символическую социализацию».

Научение заключается в приобретении элементарных правовых знаний и усвоение соответствующих норм. Социализация как опыт происходит в результате осмысления собственных ошибок и событий своего опыта, а также жизненного опыта окружающих людей. «Символическая социализация» основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, государстве, стране, нации.

Важнейшей частью системы правовой социализации является правовое воспитание как целенаправленный процесс правовой пропаганды, просвещения и обучения. Задача правового воспитания – превращение правовых ценностей и норм из внешних мотивирующих факторов во внутренние убеждения и реальные поступки, свидетельствующие об уважении к праву. Наиболее развитой формой правового воспитания является самовоспитание личности, её самосовершенствование в познании права и в выработке осознанного уважительного отношения к правовым принципам, ценностям и нормам.

В процессе правовой социализации личности происходит формирование и развитие её правосознания.

Процесс формирования правового сознания человека включает в себя эмоционально-чувственную и рациональную составляющие. В основе правового чувства лежат чувства справедливости, вины, ответственности, честности и т.д. Именно правовое чувство, общие представления о правомерном и противоправном, о справедливости, о принципах и требованиях права и т.д. позволяют человеку более или менее ориентироваться в правовой сфере и без специальных юридических знаний. Так, если большинство опрошенных в ходе социологических исследований отвечают, что они не читали Уголовный кодекс, это вовсе не значит, что они не знают, какое поведение считается в обществе преступным и каково соотношение между преступлением и наказанием.

Своеобразным опорным моментом правового сознания является чувство справедливости. Один из выдающихся философов либерального направления Ф. Хайек так определяет значение справедливости для современного миропорядка: «Три ценности, на которых стоит цивилизация… мир, свобода и справедливость. Будучи самыми важными ценностями, они – всё ещё наименее гарантированные продукты цивилизации» [1,35-36].

Та или иная идея справедливости действительно занимает центральное место в структуре ценностно-нормативной ориентации любого общества и, прежде всего, в силу глубокого внутреннего единства таких социальных феноменов, как справедливость, свобода, правовое равенство. Потребность людей в справедливости, по сути, тождественна их потребности в свободе и в нормальных упорядоченных общественных отношениях.

В этом плане российское общество не является исключением. Более того, искания правды и справедливости всегда были одной из характерных особенностей российского менталитета. Поэтому, отмечает В.В. Лапаева, «современные преобразования российского общества не должны осуществляться в разрез с доминирующими в нём представлениями о справедливости» [2,193-194].

Между тем социологические опросы, проводимые различными социологическими центрами на протяжении всего постперестроечного периода, показывают, что реформирование общественных (и, прежде всего, экономических) отношений устойчиво сопровождается ущемлением чувства социальной справедливости у значительной части населения.

Игнорирование фундаментальной потребности людей в справедливости общественного устройства блокирует процессы нормальной правовой социализации. Люди перестают понимать, что есть добро и что зло, теряют не только нравственные, но и правовые ориентиры. И как следствие неизбежно ломается нравственная опора общества, деформируется его правовое развитие. Кстати, опытные политики хорошо понимают фундаментальное значение для общества идей социальной справедливости. Как заявила М. Тэтчер в своём интервью газете «Аргументы и факты», для того, чтобы люди могли поверить в себя, нужны две вещи – во-первых, торжество справедливости и, во-вторых, – здоровая валюта [3,3].

К сожалению, в настоящее время политические силы в России не всегда отдают себе отчёт о значении социальной справедливости в стране с её традиционными исканиями правды и справедливости. Причём, если левые политики во всю мощь эксплуатируют неудовлетворённую потребность людей в справедливом характере общественного устройства, то политики правого крыла пока не смогли найти такую идею справедливости, которая могла бы быть воспринята обществом с социалистическим прошлым. Более того, у правых (как радикальных, так и умеренных) не сложилась концепция социальной справедливости, которую они могли бы противопоставить коммунистической трактовке справедливости как распределительного (фактического) равенства. Даже говорить о социальной справедливости считается в этой среде дурным тоном.

Итак, потребность людей в справедливости так же естественна, как потребность в свободе и в нормальных, упорядоченных взаимоотношениях в рамках социума. Справедливость составляет нравственную основу общества, основу его ценностно-нормативной системы и правопорядка, основу, на которой строится общественное согласие.

Важнейшим фактором правовой социализации является правовая культура. Именно правовая культура регулирует индивидуальное и групповое правовое поведение и, в свою очередь, оказывает влияние на формирование в целом действия правовой системы общества. Правовая культура влияет на характер требований, ожиданий среды к правовой системе, влияет на правовые установки, ориентации и характер деятельности представителей юридической профессии; сказывается на характере правового поведения и на характере социально-правового действия и взаимодействия населения.

Для науки вопрос о правовой культуре является чрезвычайно сложным и неоднозначно трактуемым. Этой проблеме посвящена обширная исследовательская литература. Поэтому данная тема требует особого внимания. В данной лекции мы только обозначим некоторые позиции, касающиеся определения правовой культуры, её структуры и влияния на правовую социализацию. Это необходимо ещё и в связи с тем, что существенным тормозом на пути к нормальной правовой социализации в современном российском обществе являются характерные для страны традиции правового нигилизма, т.е. отношения к праву как к неэффективной системе регулирования общественных отношений.

Правовая культура есть специфические механизмы и средства, которые обеспечивают функционирование и развитие (изменение) правовой системы, актуализируются и становятся общепризнанными путём научения в пределах данной общественной системы и благодаря свойству закрепляться в традициях, нормах и законах. Иными словами, правовая культура – это способ человеческого существования и деятельности в правовой сфере, объективированный в различных явлениях (законах, правовых обычаях, системе представлений о праве, его роли в обществе, представлений справедливости, равенства и свободы), и результатах этой деятельности. При этом, присутствуя во всех явлениях правовой практики, культура обязательно отражается в правосознании.

Структуру правовой культуры можно представить в виде особого механизма формирования целенаправленного действия и регулирования правовых отношений. Правовая культура представляет собой соотношение следующих элементов.

- Способ функционирования правовых институтов: например, способ законотворчества; способ взаимодействия правовых организаций друг с другом и автономных правовых субъектов;

- Способ правового действия (поведения) и коммуникации (технология правоприменения и правового толкования закона): например, способ правовой активности населения, способ правотворчества и правоприменения профессиональных юристов, способ реализации правовых идеалов и целей;

- Способ функционирования правового сознания: например, способ представления правовых эмоций (чувств) и правовых убеждений, правовых ценностей, традиций, норм, законов, правовых установок и т.п.

Роль и значение правовой культуры, как видим, трудно переоценить:

- правовая культура позволяет осмыслить правовые явления и оценить собственные возможности при реализации прав и свобод в конкретном социуме;

- правовая культура идентифицирует человека в его гражданском качестве и наделяет индивида способами участия и отстаивания своих интересов правовыми способами;

- правовая культура помогает человеку адаптироваться к изменяющимся правовым отношениям и условиям реализации прав и властных полномочий;

- правовая культура позволяет осуществлять взаимодействие всех субъектов права и его институтов на базе использования единого правового языка (терминов, символов);

- правовая культура обеспечивает правовую интеграцию, сохраняя целостность правовой системы и её взаимодействие с социумом;

Итак, благодаря культуре, правовая социализация даёт возможность человеку выработать определённые свойства и навыки, позволяющие ему реализовывать в той или иной степени свои гражданские права и свободы, достигать компромисса, урегулирования конфликтов и т.п.

 

Функция социальной инженерии

Функциональная роль права как социальной инженерии связана с регулированием социального изменения, как в отношении его направления, так и темпов. На рубеже двадцатого столетия ряд правоведов отстаивали мнение, что право даёт возможность реализовать наиболее желательную форму социальной организации. Право, по их мнению, должно было стать механизмом, посредством которого осуществляется конструктивное и запланированное социальное изменение. При этом главная проблема состоит в том, чтобы определить, в каком направлении следует вносить изменения и кто именно должен принимать соответствующие решения.

В США движение за гражданские права и изменение правовых норм, осуществляемое в первую очередь Верховным судом Соединённых Штатов Америки, направило развитие страны в сторону уничтожения сегрегации. Не произойди такое изменение, движение за гражданские права не привело бы к таким значительным результатам, которые удалось получить на деле.

Ключевым элементом в представлении о социальной инженерии является то, чьи идеи предпочтительного изменения находят признание и воплощаются в действительность.

 

Функция защиты свободы личности

С функцией социальной инженерии тесно связана функция защиты свободы личности. В конституции закреплены основные права человека, такие как свобода слова, религиозной практики, свобода собраний и т.д. Одна из функций права состоит в том, чтобы помочь тем, кто не обладает властью, беднякам осуществлять собственные права. Так, например, суды для рассмотрения мелких исков и различные агентства по защите интересов потребителя обеспечивают защиту интересов индивида от посягательств крупного бизнеса.

В конечном счёте, осуществление индивидуальной свободы и регулирование социального поведения имеют тенденцию вступать между собой в противоречие. В США в конце 60-х – начале 70-х годов шли нескончаемые идеологические, а иногда и физические сражения, в которых с одной стороны участвовали такие различные группы как студенты, рабочие, фермеры, учителя, а с другой – лица, ответственные за поддержание порядка (полиция, национальная гвардия). Одни группы делали акцент на праве государства поддерживать порядок и обеспечивать спокойствие граждан, а другие заявляли, что главное – это свобода личности, гарантированная конституцией США. Нынешняя правовая структура представляет собой результат постоянных столкновений между этими двумя идеологиями.

 

Функция социального контроля

Для начала напомню, что в курсе общей социологии мы рассматривали (определяли) социальный контроль как механизм самозащитной реакции общества на нежелательное (отклоняющееся) поведение с целью его элиминирования или минимизации. Применительно к курсу социологии права социальный контроль – это механизм, посредством которого сводятся к минимуму расхождения между системой ожиданий и требований, предъявляемых обществом к поведению его членов, и их фактическим поведением.

Благодаря социальному контролю общество как система удерживается в равновесии или, говоря языком кибернетики, в гомеостатическом состоянии. Гомеостатическое [7] состояние общественных отношений поддерживается сложной системой социальных регуляторов правового, экономического, политического, идеологического, нравственного и тому подобного характера.

Конечно, формами социального контроля являются не только регуляторы. Так, Т. Парсонс выделял такие способы социального контроля, как ценности, социальные институты (например, собственность, семья, общественное мнение), системы родства, формы социального влияния (уровень престижа личности в социальной системе, который определяется через «обобщённую способность убеждения других»), стандарты социальной стратификации. Иными словами, инструментами социального контроля являются социальные нормы и ценности, а также формы социальных взаимодействий и социальные институты, в которых эти нормативно-ценностные требования общества получают институциональное оформление.

Нередко социальный контроль в обыденном сознании понимается односторонне и ассоциируется многими с применением принуждения, силы. Соответственно, право, его роль в качестве важнейшего элемента (вида) социального контроля, зачастую, сводится к применению негативных санкций, которые осуществляют определённые органы и учреждения (полиция, суд, тюрьма). Однако эта хотя и важная, но далеко не вся часть картины социального контроля. Во-первых, потому что санкции, как мы отмечали в курсе общей социологии, могут быть и бывают не только негативными, но и позитивными (поощрительными). Во-вторых, при узком понимании социального контроля он ограничивается воздействиями, реакцией на поступки индивида, которые оказываются несогласованными, «выпали» из линии поведения, очерченной групповыми нормами, стандартами той или иной организации (ассоциации). И в-третьих, репрессивный подход оставляет без внимания самого человека, инициатора того или иного действия, его роль и возможности в деле самоконтроля за выстраиваемую линию поведения, и тем самым его способность быть не только пассивно испытывающим объектом социального контроля, но и его субъектом (через самоконтроль).

Было бы неверным понимать социальный контроль и как односторонний процесс приведения фактического поведения в соответствие с некими неизменными стандартами. Дело в том, что не только поведение отдельных людей подстраивается под ценности и нормы общества, но и сама нормативно-ценностная система общества меняется под влиянием поведения отдельных индивидов, социальных групп, классов и слоёв общества. В этом смысле можно сказать, что основным назначением, целью социального контроля является достижение соответствия между фактическими общественными отношениями и нормативно-ценностными ожиданиями и требования ми общества. Достигается оно двумя способами:

1. путём целенаправленной организации социальных отношений и принятых в обществе норм и ценностей;

2. путём изменения, пересмотра устаревших норм и ценностей, утративших своё социализирующее значение и отказа от основанных на них социальных институтах и формах социальных взаимодействий (интеракций).

Что касается права, то среди нормативных способов социального контроля оно занимает особое место. Во-первых, действие права обеспечивается государственно- властным принуждением. Во-вторых, специфика права связана с тем, что право в отличие от норм морали, религии, политики, моды, деловых обыкновений является формой выражения всеобщих интересов. Именно потому, что право отвечает за всеобщие, а не отдельные, не особенные интересы, оно берёт на себя нагрузку по обеспечению нормального функционирования всей системы общественных отношений. Право подчиняет функционирование этой системы общим, общезначимым и общеобязательным правилам, основанным на всеобщем интересе и общей воле. В-третьих, закрепляя взаимные права и обязанности субъектов общественных отношений, правовые нормы придают им правовую определённость, правовые рамки и формы действию иным социальным регуляторам. В-четвёртых, давая простор (в пределах общеправовой формы свободы) одним регуляторам и ограничивая другие, право обеспечивает единство, непротиворечивость и сбалансированность всей системы социальной регуляции.

Таким образом, право – это такой регулятор общественных отношений, который увязывает и согласовывает между собой цели и формы действия других социальных регуляторов, не позволяя регулированию какой-нибудь отдельной сфере общественной жизни осуществляться в ущерб социальному целому и другим сферам общественных отношений, обеспечивая равновесие и устойчивость всей системы общественных отношений. В этом смысле можно сказать, что правовой контроль является фактором интеграции всей системы социального контроля.

Эффективность права как способа социального контроля зависит:

1. от качества самих правовых регуляторов (например, от их адекватности природе регулируемых отношений, от их способности выражать правообразующие интересы, от обеспеченности материальных норм процессуальными гарантиями и институциональными формами разрешения конфликтов, от эффективности правоприменительной деятельности и т.п.);

2. от уровня и качества правовой культуры общества и степени признания обществом защищаемых правом ценностей, от социального престижа права и т.д.

Вместе с тем реализация цели социального контроля напрямую связана с социальной ситуацией состояния развития конкретного общества. В частности, если говорить о современном российском обществе, находящемся в переходном состоянии, то здесь складывается специфическая ситуация. Реализация цели права как социального контроля крайне затруднено, так как сами ценностно-нормативные ожидания и требования носят весьма и весьма противоречивый характер. В результате право не может эффективно осуществлять социальный контроль. Более того, для общества переходного типа характерна в целом разбалансированность всей системы социального контроля. Отдельные звенья этой системы (нормы, ценности), а иногда и целые социальные институты, находясь в кризисном состоянии, не выполняют своих контрольные функции по предупреждению социальных отклонений и по обеспечению правовой свободы и справедливости в общественной жизни. В таких условиях право не может в должной мере осуществлять свою функцию социального контроля и обеспечивать интеграцию общественной системы.

В этом плане задача российской социологии права на современном этапе, с одной стороны, состоит в обеспечении исследования процессов, объединяющих ценностно-правовые ориентации, которые способствовали бы выработке согласия в обществе, а с другой – в разработке обоснованных рекомендаций по повышению эффективности правовых форм социального контроля с целью достижения интеграции общества.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.