Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповое сплочение и определяющие его факторы




Сплочение группы - это процесс, сопровождающий ее на всех этапах развития. Суть сплочения - в формировании особого типа связей в группе, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическую общность. Сплоченность имеет различные проявления. Она выражается в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, в стремлении их к сохранению своего группового членства, а также в единстве ценностей и целей участников группового общения.

Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как-то групповое состояние, к которому надо стремиться.

Выделим важнейшие параметры, влияющие на сплочение малой группы.

Эмоциональная привлекательность членов группы. Нужно сказать,
что сама по себе она не обеспечивает ни продуктивной совместной деятельности, ни высокой сплоченности. С другой стороны, и без эмоциональной притягательности людей трудно создать сплоченную группу.

Сходство членов группы между собой. Речь идет о различных аспектах сходства: и возрастное, и социальное, и этническое, однако главное ценностное сходство, близость взглядов и социальных ориентации членов группы. В данном случае в силу вступает механизм особенностей восприятия людьми друг друга. Человек более тяготеет к группе, взгляды и ценности которой он разделяет, и в которой его собственные взгляды находят поддержку.

Предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив членов группы. Более привлекательна для людей и имеет большие шансы стать сплоченной группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на кооперации, в которой преобладает мотив сотрудничества. При кооперации и мотиве сотрудничества уменьшается число внутригрупповых конфликтов, а также существуют постоянно действующие условия успешного разрешения противоречий.

Особенности групповых целей. Цели, которые ставятся группой или
перед группой ее руководителем, помогают коллективу сплачиваться в том
случае, если они отвечают потребностям членов группы, могут быть приняты ими в качестве своих личных целей (то есть каждый участник видит личный смысл в том, что делает вся группа), а также, если группа может расчитывать на успех в достижении цели.

Удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе. Чем выше удовлетворенность участников деятельностью группы и самими собой, тем в большей степени будет сплачиваться такая группа.

Сплоченность группы зависит также от характера руководства и стиля принятия решений, характерного для группы. Известно, что коллегиальный, кооперативный стиль руководства и возможность для каждого члена группы принимать участие в выработке общего решения, способствуют сплочению группы. Ниже мы более подробно остановимся на формах и средствах организации группой процесса выработки совместного решения.

Таким образом, сплоченность - это важная характеристика группы, так как сплоченная группа не только представляет собой более эффективно работающий единый организм, но и обладает большой привлекательностью для каждого члена группы. В группе высокого уровня сплочения растет самооценка человека, снижается уровень его тревожности, и, кроме того, повышается эффективность любых форм активности такой группы. Процесс принятия группового решения

В практической деятельности нередко встречаются ситуации, когда все члены группы, так или иначе, принимают участие в выработке и принятии решений. С точки зрения здравого смысла, совместный подход к принятию решений может казаться более эффективным, чем единоличное решение. Но нередко специалисты в разных областях высказывают скептическое мнение о групповых решениях. Зададимся вопросом: всегда ли групповое решение лучше единоличного?

Многие психологи в течение нескольких последних десятилетий заняты сопоставлением эффективности индивидуальных и групповых решений. Следует отметить, что процесс группового принятия решений, по сути, сходен с процессом индивидуального принятия решений. В том и другом случаях присутствуют одни и те же стадии: уяснение проблемы, сбор информации, выдвижение и оценка альтернатив и, наконец, выбор одной из них. Но процесс группового принятия решений является более сложным в социально-психологическом плане, так как каждая из этих стадий сопровождается взаимодействием между членами группы и соответственно столкновением различных взглядов.

Процесс принятия группового решения может осуществляться с помощью различных методов, например, групповое интервью, мозговой штурм или метод групповой дискуссии.

Групповое интервью используется для выяснения всей совокупности мнений членов группы по конкретному поводу и оценки сложившейся ситуации. Основная цель - сбор всего разнообразия индивидуальных мнений членов группы и их всесторонняя оценка. Первая половина группового интервью должна носить строго фактический и объективный характер. Участники должны быть ориентированы на то, чтобы воздерживаться от оценки собираемых фактов, давать возможность всем членам группы полно сформулировать свою точку зрения. Вторая половина интервью носит оценочный характер. Участники имеют право обсуждать и оценивать собранные факты (но не высказывающих их людей). Результатом группового интервью будет подведение итогов относительно веси гаммы групповых мнений и отношений к ним со стороны участников обсуждения.

Мозговой штурм (мозговая атака) применяется в тех случаях, когда перед группой стоит проблема нахождения новых решений, иных подходов к ситуации, то есть ее задачей является продуцирование идей.

Различают три фазы мозговой атаки. На вступительной фазе ведущий сообщает метод и правила игры, четко и ясно излагает вопрос, требующий решения. Группа делиться на участников и наблюдателей, являющихся по существу секретарями. Их задача - фиксировать все идеи, высказываемые участниками. Задача участников - высказывать все приходящие им в голову идеи. Важнейшим условием является отсутствие внутренней и, особенно, внешней критики высказываемых предложений. Участники не должны прерывать друг друга.

Итогом второй фазы должен стать полный список предложенных идей. На третьей фазе самими участниками обсуждения или другими членами группы, экспертами, специалистами, осуществляется критика идеи по следующим критериям: возможность реализации в данных условиях, возможность реализации сразу, после определенного срока, при дополнительных условиях, возможность применения идей в других областях.

Групповая дискуссия - метод группового обсуждения, позволяющий не только выявить спектр мнений членов группы и возможные пути решения, но и найти общее групповое решение проблемы. В групповой дискуссии каждый член группы получает возможность прояснить свою собственную позицию, выяснить многообразие подходов, обеспечить всестороннее видение предмета. Кроме того, групповая дискуссия активизирует творческие возможности человека, его интерес к предмету обсуждения, является прекрасным средством сплочения и развития группы, обеспечивает принятие группой наиболее оптимальных решений.

Следует также отметить, что эффективность группового обсуждения во многом зависит от двух условий: поведения руководителя и соблюдения участниками правил игры в каждом конкретном случае.

Обратимся теперь к рассмотрению определенных плюсов и минусов группового принятия решений. Американские психологи обнаружили, что групповое обсуждение порождает в два раза больше идей по сравнению с ситуациями, когда те же самые люди работают единолично (Э. Холл, Д. Моутон, Р. Блейк)[64]. При этом решения, принятые группой, отличаются большей точностью, чем индивидуальные решения. Это объясняется тем, что группа в целом обладает большим количеством знаний, нежели индивид. Причем эта информация является более разносторонней, что обеспечивает большее разнообразие подходов к решению проблемы.

Однако группы обычно не способствуют проявлению творческих сил при принятии решений. Чаще всего группа подавляет творческие порывы отдельных ее членов. Принимая решения, группы могут следовать привычным образцам в течение долгого периода.

Рассматривая проблему группового принятия решения, следует отметить еще одну особенность. Решения, принятые той или иной реальной группой, на практике всегда имеют социальный характер. В этих решениях неизбежно отражаются цели, ценности и нормы соответствующих социальных групп.

К характеристикам, определяющим положение человека в группе, относятся: система групповых ожиданий, система статусов и ролей членов группы.

Положение личности в системе групповых отношений характеризуется, прежде всего, ее статусом и выполняемыми ролями.

Статус (или позиция) - это сумма, или совокупность задаваемых человеку психологических характеристик, определяющих его место в группе и то, как его будут воспринимать другие члены группы. Статус реализуется через систему ролей, то есть различных функций, которые человек должен выполнять в соответствии со своим положением в группе.

По отношению к каждому члену группы есть система ожиданий в отношении его поведения. Поведение, соответствующее образцу, поощряется, а не соответствующее - наказывается группой. То есть, система ожиданий строится на основе групповых норм и правил и контролируется через групповые санкции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.